Автор: | Лившиц Б. К. (Переводчик текста), год: 1937 |
Категория: | Стихотворение |
МАКС ЖАКОБ
СЕРЕНАДА
Сутул, без ягодиц, но с бородою |
Чуть не до гетр, таков поклонник твой, |
И все ж, прелестница в перчатках синих, вою |
Я под окном твоим с девичьей резедой. |
Часы стенные бьют и, сонно |
Вращая вал, выводят короля: |
На нем пятиконечная корона, |
Коралла синего иль аметиста тени |
Ресницы папоротника |
Отмежевали на века |
Свет от неверного стекла. |
Долой безмолвие, ковчег ее красот: |
Бессменная свеча измен мне лжет! |
И все-таки надежда шепчет, что |
Я не мечтатель юный, |
И перед сердцем ставлю знак бекара. |
Он - ватерлиния и звезд и тротуара, |
А дома туфельки |
Тебе мозолей не натрут, |
Вселенной - непристойность. |
Я точно конь, стою понуро, |
Дрожа от головы до ног |
Примечания
МАКС ЖАКОБ (р. в 1876 г.) принадлежит к группе кубо-футуристов. Верный в своем поэтическом творчестве принципам, характерным также для таких поэтов, как Аполлинер и Кокто, он является менее сильным как лирик, но более острым наблюдателем действительности. Характерное для кубо-футуристов "ироническое" искажение мира у него доводится до своеобразного сарказма. Однако не следует думать, что Жакоб дает какую-либо критику действительности. Его сарказмы слишком часто превращаются в формалистическую игру аналогиями, каламбурами, двусмысленностями. Жакоб проделал путь, характерный для очень многих мелкобуржуазных интеллигентов предвоенной эпохи: в 1915 г. этот бретонский еврей принял католичество. Свои религиозные переживания он изложил в книге "La defense de Tartuffe" ("Защита Тартюфа"), где его ироническое воззрение на мир и на себя самого сказывается в своеобразном смешении философических медитаций, анекдотов, фельетонных фраз и оборотов речи, отрывков церковных песнопений. Стихи Жако6а собраны в книгах: "Les allies sont en Armenie" (Союзники в Армении", 1916), "Laboratoire central" ("Центральная лаборатория", 1921), "Les penitents en maillots roses" ("Кающиеся в розовых трико", 1925). Из прозы его наиболее важными являются следующие: ""Saint Maturel" ("Св. Матюрель", 1909), "Cornets a des" (стихотв. в прозе, 1917), "L'homme en chair et Phomme reflet" (Человек во плоти и человек-отражение", роман, 1924), "Le cabinet noir" ("Черный кабинет", 1925).