Автор: | Мореас Ж., год: 1937 |
Категория: | Стихотворение |
Связанные авторы: | Лившиц Б. К. (Переводчик текста) |
ЖАН МОРЕАС
СТАНСЫ
Под проливным дождем я полем шел, ступая |
По рытвинам с водой, где грозового дня |
Поблескивала мне едва заря скупая, |
И ворон сумрачный сопровождал меня. |
Далекой молнии предшествовал мне сполох, |
И Аквилон терзал меня своим крылом, |
Но буря не могла рассеять чувств тяжелых, |
Глухим неистовством перекрывавших гром. |
Вассалы осени, и ясени и клены, |
К ее стопам несли листвы златую сыть, |
А ворон продолжал кружиться, непреклонный, |
Моей судьбы никак не в силах изменить. |
СТАНСЫ
Лишь к мертвецам лицо обращено мое, |
Я все не сговорюсь со славою своею, |
Зерном моих борозд живится воронье, |
Мне жатвы не собрать, хоть я пашу и сею. |
Но я не сетую. Пусть злится Аквилон, |
Пускай меня клеймят, пускай, кто хочет - свищет: |
Что нужды, если твой, о лира, тихий звон |
Искусней с каждым днем становится и чище? |
Лафорга, Корбьера, Рембо. Но подлинный переход к классицизму произошел в творчестве Ж. Мореаса.
Первые его книги - "Les syrtes", "Les cantilenes" (Кантилены) - еще в значительной мере "чистый символизм". Здесь Мореас еще верный ученик Бодлера и Верлена, практик символистской школы и даже до известной степени теоретик ее. Однако, в 1890 г. выходит самая, пожалуй, характерная из книг Мореаса "Le pelerin passionne" ("Страстный пилигрим"), и тогда же он объявляет о необходимости вернуться к классицизму с его "прекрасной ясностью". Совместно с Р. де ла Теледом, М. дю Плесси, Эрнестом Рейно и Шарлем Моррасом им основывается так называемая "романская школа", которая должна была вернуться к "подлинному духу античности", учтя одновременно традиции французского классицизма (главным образом Ронсаровой плеяды XVI столетия) и его художественный опыт. В "Страстном пилигриме" еще живет в неприкосновенности все, что было характерно для позднего символизма и одновременно в нем подчеркнуты те моменты, которые обозначали "выход" к классической ясности и дисциплинированности. Законченно классическими являются вышедшие несколько лет спустя "Стансы", которые французская буржуазная критика единодушно считает лучшим произведением, Мореаса. В "Стансах" Мореас применяет только строгие, классические размеры, возвращается к классическому синтаксису и строфике и делает слово-образ выражением мысли, а не чувственного ощущения или мгновенного настроения, как у символистов. Создание "романской школы" было не случайным явлением. В нем нашел своеобразное отражение факт вступления буржуазии на путь консерватизма, сказалось стремление к организованности, порядку, охватившее французскую буржуазию на рубеже текущего столетия. "Романская школа" - явление однородное с активизацией реакционных сил в политике и журналистике. Недаром соратником Мореаса оказывается Шарль Моррас, руководитель шовинистического органа "Action francaise" и воинствующий монархист.
Из других произведений Мореаса следует отметить написанные блестящим языком стилизованные "Contes de la Vieille France" ("Сказки старой Франции") и трагедию "Iphigenia" ("Ифигения"). В 1923 г. издательство Mercure de France выпустило прекрасно составленную аптологию из произведений Мореаса.