Предисловие к "Дон-Жуану" Байрона

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гербель Н. В., год: 1875
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Байрон Д. Г. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Предисловие к "Дон-Жуану" Байрона (старая орфография)

СОЧИНЕНИЯ
ЛОРДА БАЙРОНА
В ПЕРЕВОДАХ РУССКИХ ПОЭТОВ




1883

"Дон-Жуан", этот эпос новейшого времени, который Гёте называет - безгранично-гениальным созданием, с ненавистью к людям, доходящей до самой суровой свирепости, и с любовью к людям, доходящей до глубины самой нежной привязанности, есть самое большое и самое зрелое произведение Байрона, не смотря на то, что оно доведено только до шестнадцатой песни и потому осталось отрывком. По плану поэта, "Дон-Жуан" должен был ещё объехать Италию и Германию и погибнуть во французской революции, как это видно из следующого письма его, от 16-го февраля 1821 года, сопровождавшого присылку пятой песни "Дон-Жуана". "Пятая песня не только не конец, но едва начало "Дон-Жуана". Я намеревался заставить его объехать Европу, участвовать в осадах, битвах и разных приключениях, и погибнуть (как Анахарсис Кутс) во французской революции. Не знаю, на сколько песен это растянется и даже (если и буду жив) окончу ли я когда-нибудь мою поэму, но это был мой план. Я хотел сделать его cavalier servente в Италии, причиной развода в Англии и сантиментальным господином, в вертеровском роде, в Германии, чтобы показать тем различные смешные стороны каждой из этих стран и представить, как он постепенно, с летами, делался всё более и более испорченным и разочарованным, как это и естественно. Но я ещё не решил, как он должен покончить - адом, или несчастным браком: не знаю, что хуже."

"Дон-Жуана" была начата Байроном в Венеции 6-го сентября 1818 года и окончена 1-го ноября того же года. "Я окончил первую песню поэмы в роде "Беппо" - пишет он - поощряемый успехом последняго. Она называется "Дон-Жуан" и должна слегка подсмеиваться надо всем. Но я сомневаюсь - не слишком ли вольно она написана - по-крайней-мере до-сих-пор - для нашего скромного времени. Однако, я попытаюсь издать её без подписи, и если попытка не удастся, то не стану продолжать." Вторая песнь, как и первая, была начата в Венеции, 13-го декабря 1818 года, и там же окончена, 20-го января следующого года. Обе первые песни появились в Лондоне летом того же года, но без имени автора и издателя. Песни третья, четвёртая и пятая были изданы вместе, в августе 1821 года. Пятая песнь была начата в Равене, 16-го октября 1820 года, и окончена там же, 20-го ноября того же года. На этой песне Байрон, по настоянию графини Гвиччиоли, думал-было остановиться. Вот что он пишет по этому случаю, в письме своём от 6-го июля 1821 года: "По убедительной просьбе графини Гвиччиоли, я обещал не продолжать "Дон-Жуана". Вы должны смотреть на эти три песни (3, 4 и 5), как на последния. Она читала две первые во французском переводе и не переставала умолять меня не продолжать поэмы. Причина подобной просьбы не совсем понятна для поверхностного наблюдателя здешних нравов, но она происходит от желания всех женщин возвышать чувство страсти и поддерживать иллюзии, которые "Дон-Жуан" разоблачает и над которыми насмехается как и над всем другим." Песни шестая, седьмая и восьмая написаны были в Пизе в 1822 году и изданы Джоном Гёнтом в июле следующого года. Вот что говорит сам поэт о причине, побудившей его снова приняться за "Дон-Жуана": - "8 июля 1822. Может-быть у меня будут готовы осенью или немного позднее три или четыре песни "Дон-Жуана", так-как я получил позволение от моей диктаторши продолжать его, с тем, впрочем, условием, чтобы следующия песни были не так резки, и более приличны и чувствительны, чем в начале. Насколько эти условия выполнены, можно будет видеть впоследствии; тем не менее запрещение было снято только на этом условии." Песни девятая, десятая и одиннадцатая также были написаны в Пизе и изданы в Лондоне Джоном Гёнтом, в августе 1823 года. Песни двенадцатая, тринадцатая и четырнадцатая появились в Лондоне в январе 1824 года, а последния две - пятнадцатая и шестнадцатая - в марте 1824 года, то-есть за месяц до смерти поэта. В биографии Байрона, принадлежащей Шерру и помещонной в первом томе предлагаемого издания, находятся довольно-объёмистый разбор "Дон-Жуана", исполненный самых восторженных похвал. Поэтому я считаю излишним говорить здесь что либо о достоинствах "Дон-Жуана", который смело можно назвать венцом созданий Байрона и, вместе, гениальнейшим произведением нашего века.