Издания Н. В. Гербеля

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Вейнберг П. И., год: 1858
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Гербель Н. В. (О ком идёт речь)

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Издания Н. В. Гербеля (старая орфография)

Отголоски. Стихотворения Николая Гербеля, в двух частях. Спб. 1858.

изданный под редакциею Ник. Вас. Гербеля. Т. IV. Спб. 1858.

Стихотворения Н. Л. Прокоповича, Н. В. Гербеля. Спб. 1838.

"Библиотека для чтения", 1858, т. 150

Господи, Ты, Боже мой! Три книги, изданные почти в одно и тоже время, и на всех имя то Николая Гербеля, то Ник. Вас. Гербеля, то Н. В. Гербеля... Одно и тоже имя, - и столько талантов обнимает оно собою: переводчика, издателя, автора!... Плодовитость изумительная!... г. Николая Гербеля - драгоценный материал для будущого составителя биографии этого неутомимого деятеля; - биограф узнает например, из них, что г. Николай Гербель просыпался в одиннадцать часов, но вставать не решался,

Чтоб мир видений променять
На ежедневные заботы; -

при этом, будущий биограф может вывести ложное заключение, что в то время, когда писал стихи г. Гербель, - все вообще вставали так поздно, потому что г. Гербель говорит:

В соседней комнате пробило,
И стук колес, и шум шагов -
Все близкий полдень возвестило.

Смеем уверить будущого биографа, что стук колес и шум шагов начинался гораздо раньше 12 часов, и что это так только казалось г. Гербелю, имевшему привычку просыпаться очень поздно. Далее, биограф узнает, что г. Гербель очень любил шампанское, и выпивши хорошенько, не отправлялся, как мы грешные, спать или гулять, а задумывался о долине, где делалось такое чудесное вино, - и после того, как в тело его влилась живительная влага, душа начинала пить совсем другой напиток - именно, надзвездный эфир. Мы такого напитка не пили, и потому определить вкус его не можем. Читая стихотворения г. Гербеля, ужасно становится жалко!.. бедный г. Гербель! и молиться уж он не может, и (что-то такое, чего мы не знаем), и потерял счастье с верой, и язык у него не шевелится, и любить ему некого, и идти некуда, и шампанское его не веселит.... вот положение! Только и остается стихи писать! Да и стихи-то как-то плохо пишутся!.. Издавать разве уж книги? Вот это дело, вот за это спасибо! Мы не можем, при этом, не вспомнить слов одного знакомого нашего о г. Гербеле, как издателе: "В России, говорит он, есть три отличных издателя: гг. Щепкии, Солдатенков и Гербель; но первые два имеют пред третьим то огромное преимущество, что они ничего своего не пишут". Совершенно справедливо. Как нам ни приятно слушать Отголоски, но гораздо приятнее и покойнее, когда г. Гербель смыкает свои собственные уста и говорит устами других. - IV т. Шиллера - вещь очень хорошая; драмы Мессинская Невеста и переведены прекрасно г. Миллером; лирическия произведения принадлежат, по большей части, перу г. Михайлова.... Но и тут г. Гербель увлекся; издал он Шиллера - ну, и прекрасно, заслуга, которую оценить каждый... Так нет, томит его какая-то жажда видеть свое ими чаще напечатанным, - и издал он стихотворения Прокоповича. "Прокопович, говорит он, был друг Гоголя, так уж вы почитайте его стихи; должно быть, вещь хорошая, коли писавший их, был друг такого человека!" - Помилуйте, да у меня есть приятель закадычный, который пользуется величайшей славой в музыкальном мире; - так, по вашему, из этого следует, что когда я умру (от чего Боже сохрани), так нужно будет издать очень миленькую музыку, которую я написал на слова:

Мы с удовольствием прочли предисловие к стихотворениям Прокоповича, заключающее в себе несколько интересных писем Гоголя, - но без всякого удовольствия читали стихотворения, и пришли к положительному убеждению, что г. Прокопович, очень плохой поэт, если только можно назвать его поэтом. Какая эта поэзия, где рассказывается о колбасе, приросшей к носу жены? Этот анекдот был, ведь, напечатан в грамматике Мейдингера в 1825 г.; да еще как остроумно рассказан! Моему немецкому учителю он ужасно нравился. А стихи-то каковы:

Глядь - в камине сковородка,
В жидком масле, как в воде
Рыбка, плавает сосиска;
Что совсем готова в рот...

Это, по нашему, значит не писать стихи, а трясти стихи, как выражается один наш знакомый, очень остроумный человек.