Спиридон-солноворот

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Коринфский А. А., год: 1901
Категории:Рассказ, Публицистическая статья


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

LII

Спиридон-солноворот

Двенадцатое декабря, день, посвященный Православной Церковью памяти святого Спиридона, в неписанном народном дневнике является отмеченным совершенно особыми приметами-поверьями, присвоенными исключительно ему. Это - день, когда, по народному преданию, приближающемуся к действительности - "солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз".

Поэтому-то всегда непременно к имени воспоминаемого в этот день святого и присоединяются прозвища: "солноворот", "солнцеворот", "поворот" и т. п. "На Спиридона-солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок!" - говорит деревенский люд. - "После солноворота хоть на воробьиный скок да прибудет дня!" -добавляет он к этим словам, выводя такое заключение из своих непосредственных наблюдений над обступающей его быт природою.

Эти же самые наблюдения заставляют его повторять каждое 12-е июня, в день "Петра-капустника-поворота" (св. Петра Афонского) приметы: "С Петра - солнце на зиму, а лето на жары!", "Солнце с Петра-капустника укорачивает ход, а месяц идет на прибыль!". 24-го июня, на Иванов день, совершается, - говорят в народе, - первый торжественный выезд солнца в далекий зимний путь: дни с этой поры начинают уменьшаться, а ночи - прибывать все заметнее.

росой до тех пор, пока она выступает на земной растительности. Другое сказание говорит, что с лета на зиму поворачивает "колесо солнца красного" бог-громовник - Перун, отождествленный впоследствии с грозным Ильею-пророком, объединившим в себе по народному представлению, главнейшие особенности языческих божеств древнеславянского Олимпа.

По словам этого сказания, призванный повернуть солнцево колесо и освежить удушливый летний воздух Перун совершает этот подвиг во мраке ночи. На темном небе, по его воле, загораются-расцветают яркие огненные цветы молний. Тучи и реки озаряют блеском "грозового пламени"; дубравы бьют челом Матери-Сырой-Земле, потрясаемые грозной бурею. Громовые стрелы разбивают облачные горы, открывая затаенное в их подземных скрынях золото солнечных лучей. Все это неизменно сопровождается целым вихрем буйных плясок, игр и песен злых духов.

Выехавшее в зимний путь солнце, что ни день, теряет свою плодотворную силу, оживляющую недра земные. Блекнет зеленый наряд природы, замолкают одна за другой певчие птицы, зреет и снимается с полей хлеб, засеваются новые озимые поля, собирается в отлет и покидает Русь перелетное птаство, засыпают на зимнюю пору мухи, свертываются клубками и также засыпают змеи. И вот матушка-зима появляется на земле во всей суровой красе своей, со вьюгами-заметями, ледяными мостами, сугробами сыпучими, морозами трескучими. Злые силы, затемняющие силу света солнечного, забирают на земле все в свою власть, заставляющую даже и не особенно зябкого человека прятаться-хорониться в хату от стужи и согреваться искусственным теплом. Неприветливым-затуманенным взором смотрит на землю небо, все реже и реже освещаемое солнечными лучами, как будто и само красное солнышко собирается в эти покоренные зимой студеною угрюмые дни если не умереть, то заснуть тяжелым, полным зловещих сновидений томительным сном.

Наступает, однако, и конец росту силы-власти ворогов светла и тепла, - приходит на землю Спиридон-солноворот. И словно возрождается светило светил небесных. По древнему, не отжившему и до сих пор своего века на Руси поверью, рядится красное солнышко в праздничный сарафан свой, убирает волосы серебряные золотым кокошником и садится на свою телегу, запряженную лихой тройкою - конями серебряным, золотым и алмазным - и поворачивает их на летнюю дорогу. Чем ретивее погоняет оно своих коней, тем трусливее поджимают хвосты демоны мрака, чувствуя, что приспевает конец их своевольничанью на Святой Руси.

Солнце, круто поворачивая с зимы на лето, словно возрождается к новой жизни с новой силою, - хотя и говорит народ, что со Спиридона-солноворота до Нового года день прибавляется всего только на "куриный шаг" или даже и того менее - "на гусиную лапу". Радуясь победе источника света над силами тьмы, наши отдаленные предки разжигали по горам и пригоркам костры. Даже и теперь в некоторых местностях сохранился в деревенской глуши обычай чествовать первый поворот солнца зажиганием костров в ночь на 12-е декабря, - хотя, - обыкновенно, справляют этот переживший века обычай старины в другое время: в ночь под Рождество, под Новый год или в крещенский сочельник.

долее, чем где бы то ни было на Руси, сохранялись древние народные обычаи, еще не так давно - в честь предстоящего торжества солнца - варилось к Спиридонову дню пиво, а затем, начиная с этого числа, откладывалось ежедневно полено дров. Накануне Рождества Христова, - когда набиралось двенадцать отложенных полей, - ими, с благоговейной молитвою, затапливалась печь на святой вечер.

В XVI-XVII столетиях на Москве Белокаменной поворот солнца ознаменовывался наособицу и в царских палатах. По свидетельству бытописателей старины, в день св. Спиридона представал из года в год "пред светлыя очи государевы" звонарный староста московского Успенского собора, смиренно бил царю челом и докладывал про то, что "отсель возврат солнца с зимы на лето, день прибывает, а ночь умаляется".Царь-государь жаловал старосту за его радостную для всей Земли Русской весть деньгами (выдавалось, обыкновенно, двадцать четыре серебряных рубля). На летний солноворот (12-го июня) тот же самый докладчик приносил в царские палаты весть, что "отсель возврат солнцу с лета на зиму, день умаляется, а ночь прибывает". За эту прискорбную весть его немедленно запирали, по указу цареву, на целые сутки в темную палатку на Ивановской колокольне. В настоящее время большинство обычаев и поверий, связанных с поворотом солнца, относится к летнему времени, когда они переходят в непосредственную связь с суеверными представлениями народа, обступающими ночь под Ивана Купалу, и с купальскими празднествами вообще.

Со Спиридонова дня зима, по крылатому слову старых людей, ходит в медвежьей шкуре, стучится по крышам и будит по ночам баб-хозяек - топить печи. К этому добавляется поверье о том, что, "если зима ходит в этот день по полю, то за ней вереницами идут метели и просят себе дела". Если на поворот солнца заглянет он в лес, то непременно осыплет деревья инеем; "по реке идет", - говорят о ней в народе, - "под следом своим кует воду на три аршина".

Народные приметы гласят, что с какой стороны подует на Спиридона ветер, с той и будет дуть он "до сорока мучеников" (до весеннего равноденствия). Они же уверяют и современного русского простолюдина-землепашца в том, что, "если (в этот день) цена упадет на хлеб, то он будет дешев". Бабы-хозяйки, заботливо оберегающие свой птичник, прикармливают кур гречихой на Спиридона "из правова рукова, чтобы раньше неслись". Садовники, отряхивая заваленные снеговой заметью яблони, приговаривают: "Спиридонов день, подымайся вверх!" Это делается с той целью, чтобы предотвратить плодовые деревья от пагубного для урожая нападения прожорливых червей по весне.

В деревенской глуши в день св. Спиридона выбегает за околицу веселая детвора - мал-мала меньше - и начинает ублажать солнышко поскорее повернуться.

"Солнышко, повернись!
Красное, разожгись!
Красно-солнышко, в дорогу выезжай,
Зимний холод забывай!.."

Так приговаривают-поют ребята за околицею. Если выдастся ведро, то отсюда они, всей гурьбою, отправляются на гору и начинают катать с нее колесо (прообраз солнца), которое, наконец, сжигают, под веселые крики, над прорубью на реке. И тут находятся у них особые припевы, подсказанные им памятливыми ко всякой старине дедами и бабками.

"Покатилось колесо с Новагорода,
Со Новагорода и до Киева,
Со Киева ко Черну-морю,
К Черноморъю ко широкому,
К широкому ли, глубокому,
Со весной красной вернись!.."

припевает веселая детвора, чуящая, что скоро опять будет и на ее улице праздник.

В некоторых местностях (например, в Ргищево-Каменской волости Симбирского уезда) эта не лишенная своеобразной красоты ребячья песенка заменяется другою:

"Спиридон-свет-поворот,
Колесо в руке несет,
Красно солнышко зовет,
Разгорайся, солнце красно,
"

И если - как бы в ответ непоседливой детворе - играет-пляшет своими лучами в Спиридонов день солнышко, - то, - говорит приметливый деревенский люд, - быть ясным дням на веселых Святках. A если с этого дня вплоть до 16-го декабря будет висеть на ветвях древесных иней, то Святки придут на Русь не только ясными, но и теплыми, - хотя со Спиридона-солноворота и поворачивает зима - "на мороз"...



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница