О Петрове дне

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Коринфский А. А., год: 1901
Категории:Рассказ, Публицистическая статья


Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница

XXIX

О Петрове дне

Последний июньский праздник посвящен чествованию святой памяти апостолов Христовых - Петра62)[ 62) Св. Петр - апостол и ближайший ученик Христа, родом из Галилеи, бывший рыбарь. В 50-м году по Р. Хр. он присутствовал на апостольском соборе в Иерусалиме, в 69-м был распят в Риме. Ему принадлежат два окружных соборных послания, в которых он поучал новорожденную Церковь Христову обрядовой стороне христианского благочестия. Апокрифическая литература приписывает, кроме того, ему еще "Евангелие" и "Откровение": первое - во II-м веке - даже было принято в Богослужении] и Павла63)[ 63) Св. Павел - первоначально именовавшийся Савлом, сначала гонитель, а затем ревностный апостол Христа, величайший христианский проповедник в 1-м веке. Он был сыном богатых иудеев, строгих ревнителей фарисейства, получил образование в знаменитой школе Гамалиила. После чудесного обращения его ко Христу (Деян. Апост.: IX, XX, XXVI) и до самой мученической кончины своей в Риме (во времена Нерона, в один день с апостолом Петром) не смолкало его вдохновенное слово о Распятом Сыне Божием, раздаваясь от сердца Азии до Рима и отсюда до берегов Атлантического океана - Испании и Британии, куда заходил он в своих миссионерских трудах. Перу его принадлежат 14 посланий апостольских, в которых он учил о внутреннем (духовном) строении веры Христовой]. Он слывет в народе за "Петров день", и в этом названии сливается в народном представлении память об обоих чествуемых святых. Есть местности, где этот предпоследний день июня-розанцвета зовется - "Петры-рыболовы".

Апостол Петр - один из наиболее чтимых на Руси святых угодников Божиих. Имя его зачастую встречается в простонародных сказаниях, вплетается в пестроцветную вязь пословиц-поговорок, раздается и из вещих уст боголюбивых калик перехожих, хранителей-сказателей духовных народных стихов. На "ключаря-апостола", которому, по стародавнему преданию, передан Господом Сил ключ от Царства Небесного, перешли, по прихоти суеверного воображения, многие черты древнеславянского Перуна-громовника, низводителя дождей, растителя злаков и творца урожаев. Он считается одним из самых надежных - после "Николы-Милосливаго" - покровителей засеянных хлебом ("даром Божиим") полей. В одном из "Памятников отреченной русской литературы", рассказывается, например, что шел апостол Петр путем-дорогою. Притомился-устал, проголодался святой путник. Пришлось проходить ему мимо нивы. И увидели пресветлые очи его человека, пашущего на волах; и обратился к нему апостол, "и просиша хлеба". Вскинул глазами на просившего пахарь-оратаюшко, остановил волов и побежал за хлебом к своему селенью. Умилился душою святой путник и "без него взоравше ниву и насеявше, и прииде с хлебы и обрете пшеницу зрелу".

По народному сказанию, в конце красной весны и начале лета знойного - в грозовую пору - идет на небесах постройка "чертога новорайскаго". Топоры (молнии) сами - без плотников - рубят стены здания нерукотворного, ударяя по тучам, громоздящимся каменными горами толкучими; расступается под огненными топорами "облачен-горюч камень", отверзаются окна двери рубленые. "3-за той ми горы, з-за высокой, слышны ми тонойкий голос, тонойкий голос, топоры дзвенят, топоры дзвенят, каменья тешут, каменья тешут, церковь муруют, церковь муруют, во трои двери, во трои двери - во три облаки", поется в старинной червонорусской песне:

"У иединых дверех иде сам Господь,
У других дверех Матенка Божя,
У третих дверех святый Петро.
Перед милым Богом органы грают,
Перед святым Петром свечи гореют,
Перед Матенков Божов ружа проквитат,
А з той ружи (розы) пташок выникат:
Не ие то пташок, сам милый Господь"...

"Милый Господь" олицетворяет в этой песне прикарпатских братьев - солнце. Пречистая Дева заступает здесь место древнеязыческой Лады, Петр-апостол поставлен взамен громовника-Перуна. Горящие свечи - молнии, гудящие органы - громовые раскаты: расцветающая роза - утренняя зорька ясная, из златоогненного цвета которой и вылетает на беспредельный небесный простор жар-птица - солнце.

В другом песенном сказании св. Петр является спутником Господа, шествующим за золотым плугом "в поле, поле, в чистейком поле". Ходит за Богом пахарей ключарь-апостол, походя - коня погоняет. А "Матенка Божия" обок с ними поспешает, семена носит, семена носит, своего Сына просит:

"Зароди, Божейку, яру пшеничейку,
Яру пшеничейку и ярейке житце!
Буде там стебевце саме тростове,
Будут колосойки - як былинойки,
Будут копойки - як звездойки,
Будут стогойки - як горойки,
Зберутся возойки - як чорны хмаройки!"

В Сербии и в настоящее время в деревенской глуши представляют апостола Петра разъезжающим на златорогом олене по небесному полю над колосящимися земными нивами. С этим поверьем находится в непосредственной родственной связи занесенное в снегиревскую летопись русских простонародных праздников древнее предание, гласящее о том, что на "мирской" Петров праздник-пир, устраивавшийся деревенским людом за Тотьмой, на реке Ваге, выбегал из лесной дремучей пущи олень, посылавшийся "праздновавшим Петру" мирянам в дар от "апостола-праздника". Оленя, останавливавшегося перед заранее приготовленными для варки котлами, убивали-свежевали, на части разнимали, варили в котлах - на угощенье люду честному. Но это, по словам предания, продолжалось только до той поры, покуда жил народ праведно-честно, по завету отцов-дедов-прадедов. А потом - пошел по людям разврат-грех, ложь опутала мир-народ сетями-тенетами, и перестал апостол Петр высылать свое праздничное угощенье даже и чествовавшим его святой день людям... Пришлось им понапрасну ждать-поджидать и если колоть быка круторогого, так из своего стада. Так сначала и велось; шли проходили годы, за другими годами вслед уплывали; а там и совсем перестала деревенщина-посельщина "справлять Петровщину" всем миром, - начал каждый у себя во двору праздновать наособицу.

"караулить солнце" заигравшаяся далеко заполночь в хороводах деревенская молодежь -девки да парни, да ребята малые. Всплывает из-за гор-горы пресветлый лик светила небесного и многие уверяют - принимается играть, разными цветами переливать лучи свои горячие: то красным, то впросинь-впроголубь, а то и впразелень. Радуются собравшиеся караульщики веселые, с песнями по дворам-домам расходятся, Ладу вспоминают, Петров день величают. Этими песнями починаются "гулянки-Петровки", петровские хороводы, вплоть до первого Спаса идущие, в страдную пору молодому народу отдых, и без того короткий, укорачивающие.

"обетныя угощенья", принашивали приносы петровские зятьям тещи, на угощенье напрашивались: кумовья крестников спроведывали, с пирогами со пшеничными прихаживали; сватья друг друга угощали, "отводные столы" правили. Девушки красные с парнями на качелях и теперь, что в старопрежнюю пору, утешаются на Петра-Павла с самых после-обеден до глубокой ночи. Так и говорят в народе: "Как ни сторонись, девка, а на петровских качелях с пареньком покачаешься!" "Петровы качели - девичье веселье!" "На Петров день качались, к Покрову свадьбу-радость справили!" и т. д. На этот обычай ополчались составители "Стоглава", говоря, что: "о празднице св. верховных апостол Петра и Павла своею сетию диавол запинает чрез колыски и качели; на них же бо колыщушеся, приключается внезапу упустити на землю, убавитися и зле, без покаяния, душу свою испущати"...

Олеарий - посланец голштинский, оставивший описание своего путешествия в Московию XVI-гo столетия, распространяется о петровском гулянье в следующих словах: "У всех русских и москвитян отправляется около сего праздника странное игрище. Хотя они строго и безвыходно держат жен своих в домах, так что весьма редко пускают их в церковь или в гости, но в некоторые праздники позволяют женам и дочерям своим ходить на приятные луга: там оне качаются на круглых качелях, поют особенныя песни и, схватясь одна с другой руками, водят круги, или пляшут с рукоплесканием и притопыванием ногами"...

Были в старину местности, где сходился честной люд в Петров день на три ключа-родника умываться "петровой водицею" и угощаться при этом случае всякими питиями хмельными. Это питие-умывание сопровождалось песнями, плясками и всякими играми веселыми. В Кашине и некоторых других городах, долго сохранявших старинные обычаи, заведено было устраивать некоторое подобие святочного ряженья. Игрище собиралось на берегу ручья, где в древние времена стоял идол какого-то (вернее всего - Ярилы) языческого бога. Собравшиеся парни гуляли посреди девушек, закрыв себе лица платками. Девушки должны были угадывать парней; угадавшей предсказывалось в скором времени сыграть свою свадьбу.

С XVI-гo столетия вошло в обычай заводить по богатым селам петровские торги. А еще гораздо раньше велось в Петров день "ставиться на суд по зазывным граматам". Был этот праздник не только судов, но и взносов дани-пошлины. "Тянули" об эту урочную пору свою Петровскую дань с люда православного и попы. В деревенском захолустье и теперь еще разъезжают поповские телеги, собирающие положенное, веками установленное подаяние.

"С Петрова дня - красное лето, зеленый покос!", гласит опыт русака-северянина. "Женское лето - до Петра, с Петрова дни - страдная пора!" - приговаривает краснослов-народ, сыплющий, как из полного короба, всяким прибаутком - то смешливым, то раздумчивым: "Далеко кулику до Петрова дня!", "Худое порося и в Петровки зябнет; дворянская кровь и в Петров день мерзнет!", "В Петров день барашка в лоб (можно разговеться)!", "С Петрова дня зарница хлеб зарит!", "Петро-Павел жару прибавил!", "Утешили бабу петровские жары голодухой!", "Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка!" и т. д.

По примете знающих всякое крылатое вещее слово старых людей, надо к Петрову дню наладить косы и серпы: с Петрова дня -пожня, покос. "Коли дождь на Петра - сенокос мокрый!", "На Петров день дождь - сено как хвощ (жесткое, на корм не очень спорое), зато - урожай не худой; два дождя - хороший, три дождя - богатый!", "Если просо на Петров день в ложку - будет и на ложку!"-приговаривает деревенская Русь.

Рыболовство - апостольский труд, по словам православного люда, сведущего в Священном Писании. Потому-то все рыболовы и считают апостола Петра за своего покровителя и наособицу перед всеми другими праздниками чтят его память. К Петрову дню приурочивается большая часть сделок, заключаемых между ловцами и рыбопромышленниками, раздающими ловцам свои воды мелкими участками - отдельно на каждую рыболовную пору, с обязательством ставить рыбу на исады, или на ватаги, по известным ценам. Петровым днем заканчивается весенняя, начинается летняя пора рыболовная. В этот день завершаются расчеты по весеннему лову и заключаются новые сделки на лето. На Петра-Павла устанавливается новая плата за воды (с лодки, или с сети) и производится расценка живорыбного товара, который ловцы обязаны сдать.

Ловецкий праздник в рыбных местах начинается, по благочестивому обычаю старины, крестным ходом на рыболовные угодья, - куда съезжаются ловцы со всех ближних станов и ватаг. После молебна промышленники предлагают своим гостям угощенье, а потом начинают пить "могарычи" по новым сделкам.

Как ни парит после Петрова дня, как ни томит летний зной трудящихся, обливающихся в полях да в лугах потом обильным пахаря, косца и жницу, - а недаром идет из далекой дали веков народное слово: "Прошли Петровки - опало (с деревьев) по листу, пройдет Илья (20-е июля) - опадет и два!". Замолкает к Петрову дню все птаство певучее: соловей - и тот поет только до этой заветной поры. "На Петров день и кукушка подавится ватрушкой!" - говорят бабы-хозяйки, напекая из оскребышев муки, - у кого она к этому времени дотянется, - ватрушек творожных с яйцами - ребятам со стариками на утеху. По иным местам ходят девушки красные в лес на Петров день - "крестить кукушку". Когда упадет 29-й июньский день на постную пятницу с середой-постительницей, говорит красное народное слово, что "мясоед с постом побратался".

"Во пустыне пустынщик спасался, не владел ни руками, ни ногами. Во снях ему Пятница явилась, крестом его оградила, свещой его, света, осветила"... - начинается он. Далее "Пятница" уговаривает "пустынщика" встать-пойти "по народу - по христианам" на проповеднический подвиг, а затем - осененный дуновением таинственного стих переходит в более определенный сказ:

"Ты вставай, Петр и Павел,
Ты бери ключи золотые.
Отмыкайте райская двери,
Запущайте живых и мертвых!
Три души тяжко согрешили: -
Первая душа в утробе младенца затушила;
Вторая душа тяжко согрешила -
Отца-матерь... бранила;
Из хлеба-соли спорину вымала.
Первой душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
Самого в очи Христа не видати;
Во святом раю не бывати,
Третьей душе нет прощенья,
Во святом раю не бывати,
"...

Воспевают впроголос калики перехожие эту песнь стиховную, а на Русь июльская страдная пора через прясла глядит. Остается июлю - летней макушке - всего через один июньский денек перешагнуть.



Предыдущая страницаОглавлениеСледующая страница