Стихотворения 1830-1875 гг.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Глинка Ф. Н.
Категория:Стихотворение

Ф. Н. Глинка

Стихотворения

1830-1875

Ранняя весна на родине

К милому дитяти

Бедность и утешение

К N***

Воспоминание

Сельская вечеря

К деве, подательнице сновидений

Псалом 103

Первый снег

Неизвестность

Звезда

Заздравный кубок А. П. Ермолову

Элегия

1830-1875

РАННЯЯ ВЕСНА НА РОДИНЕ

Прямятся ольхи на холмах, 
 
И скромно прячется на молодых лугах 
Душистый гость, весны ровесник... 
Седеют ивники пушистым серебром; 
Еще смолист и липнет лист березы, 
Круглятся капельки росистые, как слезы, 
И запад ласково алеет над Днепром... 
Уж озимь, огустясь, озеленила пашни; 
Касатка вьется подле башни; 
И вот, отлетные за дальний океан 
Опять к родным гнездам летят из чуждых стран! 
Весна!.. и кое-где блестят отрывки снега... 
Вдали Смоленск, с своей зубчатою стеной!.. 
Откуда в душу мне бежит такая нега? 
Какой-то новый мир светлеет надо мной!.. 
О, буду ль я всегда таким питаться чувством? 
Зовет, манит меня тот смутный дальний шум, 
Где издевается над сердцем колкий ум, 
Где клонится глава под тучей скучных дум, - 
Где всё природное поглощено искусством!.. 

<1830>

К МИЛОМУ ДИТЯТИ

Разумник мой, дитя мое! 
Как ты невинностью пленяешь! 
Как мило личико твое 
Улыбкой детской округляешь! 
И маменька, тебя любя, 
Выводит, напоказ, в обновке! 
Приди: мне весело тебя 
Погладить, с лаской, по головке. 

<1830>

БЕДНОСТЬ И УТЕШЕНИЕ

Не плачь, жена! мы здесь земные постояльцы; 
Я верю: где-то есть и нам приютный дом! 
Подчас вздохну я, сидя за пером; 
  Слезу роняешь ты на пяльцы: 
Ты всё о будущем полна заботных дум: 
Бог даст детей?..- Ну что ж? - пусть он наш 
будет кум!

К N***

 
На рощи ближние, на дальние поля: 
Везде младая жизнь блистала, 
И упоенная любовию земля, 
Как гостья, на пиру весеннем ликовала 
В одежде праздничной своей; 
Душистой зеленью долина устилалась, 
И тихо нива колыхалась, 
Как грудь красавицы твоей... 
Но ты, задумчивый, унылый, 
Не видел прелестей весны 
И на груди подруги милой 
Дышал желанием и славы и войны. 

<1831>

ВОСПОМИНАНИЕ

Я вспоминаю сенокосы 
На свежих, ровных берегах, 
Где зной дневной сменяют росы; 
И крупный жемчуг на лугах 
Блестит под желтою луною; 
 
Между веселыми косцами, 
Меж тем как эхо за горами 
Разносит выстрел зоревой. 
Вдали заботен темный город, 
Но на покосах шелковых 
Всяк беззаботен, бодр и молод 
Под звуком песен удалых. 

<1831>

СЕЛЬСКАЯ ВЕЧЕРЯ

Пора! устали кони наши, 
Уж солнца в небе нет давно; 
И в сельском домике мелькает сквозь окно 
Свеча. Там стол накрыт: на нем простых две чаши. 
Луна не вторится на пышном серебре; 
Но весело кипит вся дворня на дворе: 
Игра в веревку! Вот кричат: "Кузьму хватай-ка! 
  Куда он суется, болван!" 
А между тем в толпе гудет губной варган, 
  Бренчит лихая балалайка, 
 
Здоровая, с светлеющим лицом; 
Дадут ботвиньи нам с душистым огурцом, 
Иль холодец, лапшу, иль с желтым маслом кашу 
  (В деревне лишних нет потреб), 
Иль белоснежную, с сметаной, простоквашу 
  И черный благовонный хлеб! 

<1831>

К ДЕВЕ, ПОДАТЕЛЬНИЦЕ СНОВИДЕНИЙ

Утеха пламенных очей, 
О радость-дева молодая! 
Явися мне в тиши ночей, 
Когда, бессонием страдая, 
Я мучусь в пламенной тоске; 
Явись, как ты являлась прежде, 
В воздушной, розовой одежде, 
С букетом в ласковой руке 
Свежеющих, ночных фиолей! 
Веди меня с собою в поле 
И в шелковистые луга, 
 
Где небо гнется как дуга,. 
Ласкаяся к земле довольной!.. 
Но я вотще тебя зову 
Тоскливым голосом томленья: 
Иные, грозные виденья 
Смущают томную главу. 
Растут, кипят, я вижу, воды 
И нагло рвутся из брегов, 
И грудь земли полна громов 
И не таков уж чин природы!.. 

<1831>

ПСАЛОМ 103

О, пой, рай, моя душа, 
Благословляй творца природы: 
Его земля так хороша! 
Так ясны зеркальные воды! 
Так стройны свежие леса! 
И велелепием чудесным 
Его блистают небеса, - 
 
Простер он небо как шатер, 
Облекшись сам, как ризой, светом; 
И, как монисты, цепи гор, 
Украшенных роскошным летом, 
Он в ожерелье дал земле! 
Скруглил лазоревые своды 
И живописно, как в стекле, 
Собрал и держит в высях воды. 
Слилась из пышных облаков 
Ему чудесно колесница - 
И алой лентою денница 
У позолоченных краев 
На синий небосклон ложится... 
Порой, на крылиях ветров, 
Над бурями, он, дивный, мчится. 
И быстрый ветр не облетит 
Полета ангелов посыльных, 
И из огня себе творит 
Он слуг тьмочисленных и сильных 
 
Стоять ей в вечности с надеждой! 
И бездной ты ее покрыл, 
Как величавою одеждой. 
Когда ж ты, боже! загремишь, 
Раскат морей, кипя, мятется, 
Но ось земли не пошатнется, 
Доколь ты, сильный, не велишь; 
И всё хранимое тобою 
Твоей содержится судьбою! - 
Ты положил всему предел: 
Ничто его не переходит. 
Разумный житель красных сел 
И дикий зверь дубрав приходит 
Пить воды и прохладу вод. 
И под дубравою ветвистой, 
С своею песнью голосистой, 
Пернатый гнездится народ. 
Ты дал нам золотые нивы, 
И умащающий елей, 
 
С ним сердце бьется веселей. 
Бежит над пропастию смело 
Младая серна по горе, 
И угнездился кролик белый 
Во мшисто-каменной норе. 
Твоя луна в свой час урочный 
Идет, как страж, на небеса; 
И в час покоя, в час полночный, 
Ты внемлешь рев и голоса 
 
Твоя любовь им корм дает; 
Но луч рассвета чуть мелькнет, 
Спешат в дубравны логовищи. 
Тогда выходит человек 
 
Но красит он земной свой век 
Трудом, искусством и работой. 
О, как не петь твои дела! 
Твоя земля полна красами, 
 
Тиха, покойна и светла, 
Она колышется в лазури; 
Восходят и над нею бури, 
И в них торжественней она!.. 
 
Морей, под голубые своды? 
И кем пучины глубь полна? 
Там чуд и рыб морских народы 
Живут как в области своей; 
 
Ряды могучих кораблей. 
Ты сотворил левиафана! 
Средь необузданных морей, 
Силач, никем не побежденный, 
 
Столпами бисер. Но, смиренный 
Перед тобою, он тебя 
Своим ретивым сердцем знает; 
И, как питателя, любя, 
 
Доколь, в урочной их поре, 
Ты дашь им корм - и, насыщенный, 
Игривым бегом утомленный, 
Почиет в водном серебре. 
 
От взоров сладостных твоих... 
Но отврати лице... и вмиг 
Всё вянет, сохнет, умирает... 
Отнимешь дух - и плоть во прах! 
 
Земля в пленительных красах! 
Моя душа благоговеет 
Перед тобой: блеснул твой взор - 
И гнутся вековые кедры, 
 
И дым реками бьет из гор! 
О, буду я, до века буду 
На лире господу бряцать: 
Его щедроты не забуду, 
 
Когда бы песнию приятной 
Ему угодным стал и я! 
Как пар от луга ароматный, 
Несись душа и песнь моя! 
 
Не греться б солнцем золотым! 
Не вам, - одним сердцам простым 
Владеть землею обновленной. 

<1831>

Постлалась белая, холодная постель, 
И, под стеклом, чуть живы воды! 
Сугроб высокий лег у ветхой изгороды... 
В лесах одна без перемены - ель! 
 
в сени,
И забелелося высокое крыльцо, 
И видны ног босых по улицам ступени, 
И чаще трет ямщик полой себе лицо, 
 
Протяжно каркает обмоклая ворона, 
И стая вдруг явилася сорок; 
Везде огонь, везде дымятся трубы, 
Уж для госпож в домах готовят шубы, 
 
Куют коней, и ладят сани, 
И говорят о будущем катаньи. 
Пороша!.. и следят и зайцев и лисиц, 
И хвалятся борзых удалым бегом... 
 
Умылись девушки для освеженья лиц! 

<1832>

НЕИЗВЕСТНОСТЬ

Друзья! я весла опустил, 
 
К борьбе нет больше прежних сил, 
И прежней нет уже отваги! 
"Куда? Зачем плывешь, пловец? 
Плывешь в который угол света? 
"Не знаю!" - вместо вам ответа. 
 
Вдали темно, я одинок, 
Но я, доверьем сладким полный, 
Плыву - и слышу: мой челнок 
 

<1832>

ЗВЕЗДА

Ты не спрашивай, друг! 
Как мой долгий досуг 
 
Я сижу и гляжу 
Далеко в высоту; 
День пришел и исчез, 
И покатость небес 
 
Мне неведомо, кто одевает, 
И на той высоте, 
В голубой пустоте 
Бриллиант одинокий сияет: 
 
Он меня веселит, 
Он меня в свой эдем зазывает. 
И к нему я парю 
И ему говорю: 
"О! светочь дивная годины полуночной! 
Кто ты? Цветок в невидимом венце, 
Алмаз в святом небес кольце, 
Иль искра вечности бессрочной? 
Мне говорят: ты плавающий мир; 
 
О божья дочь! ты выше бед и рока, 
Ты выше смерти и скорбей: 
И не дойдет дыхание порока 
До голубых твоих зыбей! 
 
Ты скольких царств судьбу пережила! 
Как искры, вихрились и гаснули народы, 
А ты, как жизнь бессмертная, цела!" 
Так с звездой говорю, 
 
В непонятном души упоенье; 
И весь полон я дум, 
И не слышен мне шум, 
Ни раздор, ни земное волненье... 
 
И народы кипят, 
И везде мятежи и движенья; 
Бодро, легкой стопой, 
Непробитой тропой, 
 
Огневые глаза 
И в устах их гроза; 
Они рвут ослабевшие звенья 
Связей ветхих, земных, 
 
Наслаждений, и мук, и деяний. 
И разбит и забыт 
Праотеческий быт, 
И обломков былого - преданий 
 
Ускорился полет 
И событий и лет, 
Всякий смотрит и ждет... 
Невозможного нет: 
 
Средь тоски и неясных желаний... 
Но я тихо сижу, 
Я судьбы не сужу 
И на небо гляжу 
 
Зароясь с вышины, 
Обаяньем полны, 
Закрывают мне томные вежды. 

<1839>

Умом затмил он блеск алмаза, 
В боях был славный он боец, 
Да здравствует герой Кавказа! 
Да здравствует герой сердец! 
 
С морщиной умной на челе, 
Не раз стоял он великаном 
Монументально на скале! 
А шашка между тем чеченцев 
 
И именем его младенцев 
Пугали жены диких гор. 
И вот еще из-за тумана 
Глядит героем Оссияна 
 
И под маститой сединою 
Хоть взор орлиный и пригас, 
Всё баснословной стариною 
И славой обдает он нас! 

1847

Три юные лавра когда я садил, 
Три радуги светлых надежд мне сияли; 
Я в будущем счастлив судьбою их был.. 
Уж лавры мои разрослись, расцветали. 
 
 
Верхи их, сплетаясь, неслись в небеса. 
Никто не чинил им ни в чем укоризны. 
Могучи корнями и силой полны, 
Им только и быть бы утехой отчизны, 
 
 
Но, горе мне!.. Грянул сам Зевс стрелометный 
И огнь свой палящий на сад мой послал, 
И тройственный лавр мой, дар Фебу заветный, 
Низвергнул, разрушил, спалил и попрал... 
 
 
Гордиться... повержены, мертвы, во прах, 
А грустный тех лавров младых насадитель 
Рыдает, полмертвый, у них на корнях!.. 

16 ноября 1869

Ф. Н. Глинка, проживший без малого сто лет и писавший стихи в течение шести десятилетий, оставил после себя поэтическое наследие огромное по объему, но крайне неравноценное в художественном и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".

Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.

Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.

1830-1875

"Альциона" на 1831 г., стр. 39. Написано в связи с посещением в 1831 г. села Сутоки Смоленской губернии, где родился поэт.

К милому дитяти (стр. 408). Впервые - "Альциона" на 1831 г., стр. 3.

Бедность и утешение (стр. 408). Впервые - "Северные цветы" на 1831 г., стр. 72. Прочитав в "Северных цветах" стихотворение, представлявшее интимное обращение поэта к жене, Пушкин в письме к Плетневу от 7 января 1831 г. иронизировал: "Бедный Глинка работает как батрак, а проку все нет. Кажется мне, он с горя рехнулся. Кого вздумал просить к себе в кумовья!"

К N*** (стр. 409). Впервые - "Сиротка" на 1831 г., стр. 117.

Воспоминание (стр. 410). Впервые - Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", 1831, No 43, 30 мая, стр. 334.

"Одесский альманах" на 1831 г., стр. 259.

К деве, подательнице сновидений (стр. 411). Впервые - "Телескоп", 1831, No 3, стр. 310.

Псалом 103 (стр. 412). Впервые - "Северные цветы" на 1832 г., стр. 158. Это стихотворение Глинка послал Пушкину из Твери в 1831 г. вместе с двумя отрывками из "Девы карельских лесов" в ответ на его приглашение принять участие в издании альманаха, посвященного памяти Дельвига.

Первый снег (стр. 415). Впервые - Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", 1832, No 74, 14 сентября, стр. 591.

Неизвестность (стр. 415). Впервые - Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", 1832, No 43, 28 мая, стр. 342.

"Утренняя заря" на 1840 г., стр. 247.

Заздравный кубок А. П. Ермолову (стр. 437). Печ. по тексту, опубликованному в книге Александра Ермолова "Алексей Петрович Ермолов. Биографический очерк". СПб., 1912, стр. 190. Ермолов Алексей Петрович (1772-1861) - ученик Суворова, герой Отечественной войны 1812 г., после смерти Кутузова популярнейший генерал русской армии. Его ненависть к крепостничеству, политическое вольномыслие, независимость в отношениях с царем снискали ему популярность в декабристских кругах. Александр I, опасаясь этой популярности, удалил его на Кавказ (1816-1827). В качестве командира кавказского корпуса русского войска одержал ряд побед, определивших исход покорения Кавказа, его историческую судьбу вместе с Россией, а не со странами Ближнего Востока. После разгрома декабристов Ермолов, связанный с ними, был отстранен Николаем I от дел и жил несколько десятилетий в опале. Именно как к опальному генералу, к Ермолову обращались Пушкин и Лермонтов. В этом же ряду стоит и обращение Глинки.

Элегия (стр. 442). Впервые - "Русский архив", 1886, No 2, стр. 228, с пометой: "Тверь, 16 ноября 1869 г." Представляет собой добавление к элегии И. М. Муравьева-Апостола, сочиненной на греческом языке по случаю событий 14 декабря 1825 г. Глинка сделал свое добавление в связи с возвращением М. И. Муравьева-Апостола из ссылки. Три лавровых дерева олицетворяют трех сыновей-декабристов И. М. Муравьева: Матвея Ивановича (17931886), Сергея Ивановича (1796-1826) и Ипполита Ивановича (1806-1826). Приводим перевод текста элегии И. М. Муравьева-Апостола, опубликованный в "Русском архиве": "Три лавровые дерева, предмет гордости посадившего их, полны силы и прелести юной красы, росли, сплетаясь ветвями и устремя верхи свои к небу, стояли крепко, прямо и были славой отчизны. Но Зевс грянул Перуном - неслыханное дело! - в дерева, посвященные Фебу, и поразил их до корня! Они потеряли красу свою и теперь повержены на той земле, которую должны были любить и защищать. Какая же участь того, кто их посадил?.. Осиротевшая глава его лежит под их пеплом!.."