Автор: | Глинка Ф. Н. |
Категория: | Стихотворение |
Ф. Н. Глинка
Стихотворения
1826-1830
Буря
Гром
Стихии (К богу)
Всемогущество
Приближение господа любви
Восстановителю
Создателю
Луна
Голубице. Из псалмов Давида
Теперь и будет
Соразмерность
Возрасты
Правила ("Не видеть слабостей чужих...")
Правило ("Жена! Будь я другой, супруга...")
"Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется..."
Наука
Зачем?
Причины
Мечты
К луне
Два счастья
Дожди
Вера
Надежда
Любовь
Молитва
Обеты
Упование
Узник к мотыльку
Сравнение
Вздох
Поклоны
Илия - богу
Бог - Илие
Из псалма 43-го
К богу
Утреннее чувство
Кто он?
А ветер выл
Канарейка. Басня
Тоска больной Нины (Романс)
Глас
Призвание
Ночная весенняя картина
Вейнамена и Юковайна
Звуки
Листок и человек. Басня Степь
Романс (Перевод с французского) ("Восток краснеет за горою...")
Летний северный вечер
Мать-убийца
К лугу
Псалом 136
Несмысленность
Грусть в тишине
Глас к богу
От супруга супруге
Отрадное чувство
К почтовому колокольчику
Романс ("Желанный гость, мой друг младой!
1826-1830
БУРЯ
Что небо стало без лазури, |
И волны ходят по Неве, |
И тени облаков мелькают по траве? |
Я слышу приближенье бури. |
Я здесь не знаю, что творится надо мной, |
Уныло ветер завывает, |
И он как будто мне о чем-то вспоминает |
И будит давнюю какую-то мечту. |
О ветер, ветер! Ты свободен,- |
Зачем же рвешься в тесноту?.. |
Ах! Если бы я мог, оставя суету |
И в чувствах нов и благороден, |
Летать, как ветер по полям! |
И только рано по зарям, |
Прокравшись близ тюрьмы сторонкой, |
Несчастным узникам тихонько |
О чем-то милом напевать |
И горьких в сладкое забвенье погружать!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ГРОМ
Гремит! И воды запестрели! |
И слышен в воздухе как будто шум и крик |
И, вспыхнув, молнии на стеклах закипели! |
И часовой стоит, утупя в землю штык!... |
Где зарождаются сии кипящи громы? |
Зачем нам тайны познавать |
И, мыслями волнуясь, утомляться? |
Не лучше ли, во всем встречая благодать, |
Жить просто и всему по-детски удивляться! |
Между 9 марта - 31 мая 1826
СТИХИИ
К богу
Как хороши твои стихии! |
Какая свежесть на водах! |
И в ночи осени глухие |
Как весело огни светлеют в городах! |
И воздух твой то тих: его не видят взоры; |
То вдруг раскат морей сгибает в грозны горы |
И мчит в далекий путь чрез волны корабли!.. |
А как прекрасен вид послушливой земли. |
Когда на ней весна гуляет молодая |
И дымка вечера колеблется седая, |
И вся, душистая под зеленью, в цветах, |
Лелеется она в лазурных высотах!.. |
ВСЕМОГУЩЕСТВО
Ты можешь вдруг меня сравнить с презренным прахом - |
И вдруг опять из праха воскресить! |
Смутить мой дух, наполнить душу страхом - |
И вдруг опять развеселить! |
Ты ложе скорбное умел убрать цветами, |
Ты пролил аромат из золотых кадил, |
И томную главу страдальца осветил |
Во сне прекрасными мечтами, |
И свеял слезы с глаз дыханием любви! |
Мне снилось раз: я был над грозною рекою, |
Упал - и, вопия, искал тебя рукою, |
И ты извлек меня и мне сказал: "Живи!" |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ПРИБЛИЖЕНИЕ ГОСПОДА ЛЮБВИ
Когда ты близишься, душа моя пылает |
И всё во мне от радости дрожит; |
И кровь, как горный ключ, кипит, |
И мозг в костях моих играет. |
Какое нищему таинственное благо? |
Ты окропил уста какою сладкой влагой?.. |
Я узнаю... то ты и то... твоя любовь!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ВОССТАНОВИТЕЛЮ
И мыслью о тебе все помыслы светятся, |
И именем твоим уста услащены! |
И силы слабого тобой одним крепятся, |
И траты все мои в тебе возвращены! |
Да зацвету я вновь под промыслом святым, |
Как пальма свежая у нильского протока, |
Под небом сладостным Востока, |
Прекрасной Африки под солнцем золотым! |
В глуши, разбитая, былых градов стена |
Стоит одна, развалиной на пуще, |
Но обвивается зеленым, свежим плющем, |
Как животворная коснется к ней весна. |
О, будь моей весной, всеблагодатный царь! |
Да я, покинутый, как мертвый, |
Как древний, на степях отысканный алтарь! |
Между 9 марта - 31 мая 1826
СОЗДАТЕЛЮ
О ты, создавший дни и веки, |
Чьи персты солнца свет зажгли! |
Твои лазоревые реки |
Бегут, как пояса земли! |
И, под густым покровом ночи, |
На лов выходит дикий зверь, |
Доколь заря, отверзши дверь, |
Осветит человеков очи. |
И утра в ранние часы |
Всё дышит радостью святою: |
И кедр, одетый лепотою, |
И капля светлая росы. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ЛУНА
Луна прекрасная светила |
В тиши лазоревых полей |
И ярче золота златила |
А бедный узник за решеткой |
Мечтал о божьих чудесах: |
Он их читал, как почерк четкий, |
И на земле и в небесах. |
И в тайной книге прошлой жизни |
Он с умиленьем их читал, |
И с мыслью о святой отчизне |
Сидел, терпел - и уповал! |
Между 9 парта - 31 мая 1826
ГОЛУБИЦЕ
Из псалмов Давида
Ах, голубица! голубица! |
Зачем и я - не то, что ты? |
Зачем мне так тесна темница |
И недоступны высоты? |
Как слабы смертного усилья, |
Коль их бессмертный не скрепил!.. |
Когда б твои златые крылья |
И посребренье между крыл, |
Где вечно светит благодать, |
Чтоб, к горнему прильнувши трону. |
От дольней жизни отдыхать. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ТЕПЕРЬ И БУДЕТ
Еще любви закрыты двери; |
И мы, одебелев как звери, |
В угаре душной суеты, |
Бредем по стежкам тесноты. |
В устах полынь и руки - бритвы! |
Идем на жизнь, как для ловитвы: |
Везде добру короткий срок; |
На всё печать кладет порок, |
И в бедной жизни скорбь и краткость |
И на путях житейских шаткость; |
Душа полна неясных мук, |
И головы - пустых наук; |
Несем, как груз, приличий бремя! |
Но бог пошлет иное время: |
И будут сладостны уста |
И ласковы у смертных руки, |
И мы, как сон, забудем муки. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
СОРАЗМЕРНОСТЬ
Он не ханжа и не безбожник; |
И с языком и не кричит; |
И, как поверженный треножник, |
Он и с огнем и не горит! |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ВОЗРАСТЫ
Дитя покоится у матерней груди, |
У стража-ангела под мягкими крылами; |
И старец, путь свершив - меж бездн и меж скалами,- |
У бога под рукой утех за скорби жди! |
А добрый юноша на подвиг дней иди! |
Иди! но не теряй, в пылу житейской битвы, |
Из памяти - творца; из уст - святой молитвы! |
Между 9 марта - 31 мая 1826
Не видеть слабостей чужих; |
Быть в чувстве гордости убогим; |
Быть очень кротким для других, |
А для себя быть очень строгим. |
Будь слеп для слабостей чужих! |
Будь в чувстве гордости убогим; |
И очень кроток для других |
И для себя будь очень строгим. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ПРАВИЛО
Жена! Будь я другой, супруга,- |
Любя, о нем не рассуждай! |
Ты друг?- люби и уважай |
Со всеми слабостями друга!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
* * *
Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется: |
Кто плакал поутру, тот к вечеру смеется. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
НАУКА
Как в шахматы играть, так в свете должно жить: |
Смотри, чтоб с умыслом - и даже ненарочно - |
На клеточку чужую не ступить. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ЗАЧЕМ?
Откуда к нам взялись расчет, заботы, счеты? |
Зачем на мир пришли они? |
Чтоб, завлекая всех в убытки и отчеты, |
Мостить работы на работы |
И делать медными златые жизни дни!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ПРИЧИНЫ
Всему причиной - суета! |
Воображения игривость, |
В словах и мыслях торопливость, |
В делах и в чувствах - пустота!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
МЕЧТЫ
Мечты - душевные игрушки! |
Кто вами тешиться не рад? |
И стены маленькой избушки |
Но осторожно должно вами |
Играть - и только иногда: |
Как за болотными огнями, |
За вами кроется беда!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
К ЛУНЕ
Среди безмолвия ночного |
Луна так весело глядит, |
И луч ее у часового |
На ясном кивере горит! |
Ах! Погляди ко мне в окошко |
И дай мне весть о вышине, |
Чтоб я, утешенный немножко, |
Увидел счастье хоть во сне. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ДВА СЧАСТЬЯ
Земное счастье мне давалось, |
Но я его не принимал: |
К иному чувство порывалось, |
Нашел ли?- тут уста безмолвны. |
Еще в пути моя ладья, |
Еще кругом туман и волны, |
И будет что? - не знаю я! |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ДОЖДИ
Шумят весенние дожди, |
Под ними зеленеют нивы, - |
Зачем же слышу я в груди |
Порой тоскливые порывы?.. |
Творец! Пошли свой чистый дождь: |
Омой с меня мой прах греховный; |
И будь ты пастырь мой духовный |
И к новой жизни лучший вождь!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
К СОЛНЦУ
Пали меня, пали, златое! |
С твоих высот без облаков; |
Да снидет с неба отнятое |
Грехами у земных сынов!.. |
Как ты, любовию горел |
К тому, кто благостью незримой |
Меня кормил, берег и грел!.. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ВЕРА
Когда кипят морей раскаты, |
И под грозой сгорают небеса, |
И вихри с кораблей сдирают паруса, |
И треснули могучие канаты, |
Ты в челноке будь Верой тверд! |
И бог, увидя без сомненья, |
Тебя чрез грозное волненье |
На тонкой нитке проведет... |
Между 9 марта - 31 мая 1826
НАДЕЖДА
Под черною ночью, на белом коне, |
Скакал паладин по буграм, чрез овраги; |
И нет уж в нем силы и нет уж отваги; |
Но вдруг заяснел огонек в стороне: |
И радостно поднял усталые вежды, |
Ах, как не узнать?.. то Надежды, |
Надежды златой огонек... |
Между 9 марта - 31 мая 1826
ЛЮБОВЬ
На степи раскаленной, широкой, |
Где не слышно, не видно отрадных ручьев, |
Исчезал, без воды, человек одинокой; |
Вдруг послышал он тихий и ласковый зов: |
"Оглянись, человек, и напейся, |
И напейся студеной воды! |
Уповай и люби и надейся - |
И, как жажда, исчезнут беды!" |
Он взглянул - и прекрасная, с чашей, |
Перед ним, как видение снов: |
Ничего он не видывал краше, |
И душа в ней узнала - Любовь. |
Между 9 марта - 31 мая 1826
МОЛИТВА
О, не прогневайся, мой боже! |
Сетей, страстей - добыча, раб... |
Себе пеняю я - и что же? |
Я знаю грех, - его бежать |
Есть воля, но при ней нет силы! |
Как челном утлым управлять, |
Когда бугрятся, как могилы, |
Валы на пенном лоне вод? |
Пловец тревожный видит, знает. |
Что недалек водоворот, |
Но челн насилье увлекает... |
Я сей пловец: мой бедный челн |
Влечется жизни треволненьем. |
Я часто лучшей воли полн; |
Но вдруг встречаюсь с обольщеньем, |
И твердый я - уж слабый я!.. |
Порой еще борюсь с собою, |
Мне цель еще ясна моя; |
Но чем-то мощным, как судьбою, |
Отброшен прочь от цели - и... |
Так в лоне мирной ладии |
От зароненной искры пламень |
Вдруг побежит по парусам: |
Рыбарь проснулся, и не знает, |
Себя не понимая сам, |
Куда? и как?... и воздевает |
Лишь молча руки к небесам... |
Вот истый образ!.. В сей напасти |
Свое былое узнаю: |
Так, незагашенные страсти, |
Я помню, и мою ладью |
Зажгли, и, весь огнем объятый, |
Под грозной бурей я летел; |
Но ты - хвала тебе трикраты! - |
Ты сам!.. И я и челн мой цел!.. |
1826
ОБЕТЫ
Небесный царь! Твои обеты |
Как чистый ароматный мед, |
Как детства золотые леты, |
Как от алмаза тихий свет. |
Как в зной прохладное млеко; |
Пред ними чувства расцветают, |
И на душе от них легко!.. |
1826
УПОВАНИЕ
Как опирается пловец |
Ретивой грудию на волны, |
Так на твою любовь, Отец! |
Я оперся, надежды полный... |
Играй, волна! кипи, волна! |
Пылай, гроза! шуми, ненастье! |
Запала в душу мысль одна: |
"Я где-нибудь да встречу счастье!" |
1826
УЗНИК К МОТЫЛЬКУ
Дитя душистых роз и поля! |
Зачем сюда ты залетел? |
Здесь плен и скучная неволя: |
Я уж терпеньем накипел, |
Забыл о радостях в природе, |
О тихом счастии в лесах; |
И по родимых небесах. |
Лети ж на волю - веселися! |
И в золотой рассвета час |
Святому богу помолися |
И будь у счастья гость за нас! |
1826
СРАВНЕНИЕ
Как светел там янтарь луны, |
Весь воздух палевым окрашен! |
И нижутся кругом стены |
Зубцы и ряд старинных башен. |
Как там и вечером тепло! |
Как в тех долинах ароматно! |
Легко там жить, дышать приятно, |
В душе, как на небе, светло; |
Всё говор, отзывы и пенье. |
Вот вечер, сладостный, весенний, |
Страны, где жил я, как дитя, |
Среди семейной, кроткой ласки, |
Где так меня пленяли сказки... |
Мой челн, в безбрежное умчала; |
Я слышал, подо мной урчала |
И в клуб свивалася волна; |
И ветры парус мой трепали... |
Ах, часто чувства замирали |
И стыла кровь. Скучна страна, |
Куда меня замчали бури: |
Увы, тут небо без лазури! |
Сии бесцветные луга |
Вовек не слышат пчел жужжаний, |
Ни соловьиных воздыханий; |
И тут, чрез мшистые брега, |
Как горлик, ястребом гонимый, |
Летит весна, как будто мимо, |
Без ясных, теплых вечеров... |
Ничто здесь чувства не лелеет, |
Ничто души не отогреет, |
Тут нет волшебных жизни снов; |
Тут юность без живых волнений, |
И, как надгробие, стоит, |
Прижав криле, безмолвный гений. |
1826
ВЗДОХ
Брега пустынные темнеются как коймы, |
Онега зеркалом лежит; |
И паруса сложили соймы... {*} |
Ничто не движется, безлюдный берег спит. |
И волны тихие смешались с небесами, |
Чуть слышен гул грозы - и молния горит |
Над повенецкими лесами... {*} |
Торчат, как призраки, огромные скалы, |
Природы древние обломки. ** |
Зачем уснули вы, кипящие валы? |
Где ты, порывный ветр? Где вихри в свистах |
звонких? |
Вы, древние жильцы в сих горных теснотах, |
Мой вздох к моим друзьям промчите в высотах! |
Вас просит грустный преселенец; |
Скажите им, что он, в пустынных сих местах, |
О них тоскует, как младенец. |
1826
** Город Повенец (уездный, Олонецк. губ.) окружен древними дремучими лесами, в стране дикой и почти безлюдной.
*** Здешние скалы, по свойству своему, почти все принадлежат к обнаженной горнокаменной породе, называемой брексия. Полагают, что это обломки первосозданных гор, разрушенных движением великих вод, которых следы везде запечатлены на почве здешних полей, загруженных каменьями, песком и раковинами.}
ПОКЛОНЫ
Месяц, в мутных облаках, |
Бледно серебрился, |
На встревоженных волнах |
Мой челнок носился... |
Я молвил: "Коль угожу |
К пристани защитной, |
Сто поклонов положу |
С песнию молитной!.." |
Буря взвыла... в корабле |
Слышны плач и стоны; |
А я цел в своем угле, |
И кладу поклоны... |
1826(?)
ИЛИЯ - БОГУ
Мы ждем и не дождемся сроков |
Сей бедственной с нечестьем при: |
Твои разбили алтари!.. |
Проснись, бог сил, заговори! |
Нет места для твоей святыни, |
И я теперь, жилец пустыни, |
Я плачу пред тобой один!.. |
А ты им терпишь, властелин |
Земли, морей и облаков! |
Ты терпишь от своих рабов!!! |
1826 или 1827
БОГ - ИЛИЕ
Не сокрушайся, мой пророк! |
На всё есть час, на всё есть срок; |
Пускай, кичась, растет порок: |
Будь зло добру в святой урок!.. |
Но не грусти! Твой господин |
Здесь не совсем еще один: |
Не все пошли к Ваалу в сети! |
Есть тайные у бога дети, |
Есть тайный фимиам сердец, |
Они бегут ко мне украдкой, |
И я являюсь втайне к ним; |
И их лелею, просветляю |
Высоким, истинным, святым! |
1826 или 1827
ИЗ ПСАЛМА 43-ГО
Забыл ты нас, забыл нас, боже! |
Враги пируют праздник свой: |
Вчера ругались, ныне тоже |
Над нашей бедной головой!.. |
Ты продал, боже, за бесценок |
Негодных нас, твоих рабов, |
И малолеток и ребенок |
Ведут нас, как в ярме волов... |
Не за тебя ли ж, боже! боже! |
Играют нашею судьбой, |
И стерегут нас строже, строже, |
Как обреченных на убой!.. |
Отец! Ты отвращаешь взоры |
И враг дождит на нас укоры |
И бьет нас прутом, как детей! |
Восстань же, боже! Что ты дремлешь? |
Мы именем твоим святым |
Тебя зовем... Но ты не внемлешь: |
Ты предал нас врагам твоим!.. |
Но и под гнетом горькой доли |
Мы верными тебе стоим |
И, вопль тая душевной боли, |
Друг другу смело говорим: |
Не воссылай чужому богу |
Молитв из трепетной груди; |
Рассей все страхи, всю тревогу |
И к богу своему иди!.. |
1826 или 1827
К БОГУ
Я не могу тебя с холодностью любить |
И говорить с тобой бесслезными очами: |
Я не могу тебя хвалить |
Жизнь, жизнь во мне кипит, |
Как многошумный ток весенний; |
Душа зажглась, душа горит, |
И грудь тесна от вдохновений... |
Мой бог! я в выраженьи слаб; |
Я в пении косноязычен; |
Земли отродие и раб, |
Еще я к небу не привычен... |
Коснись твой шестикрылый мне |
Горящим углием языка! {*} |
Да совершит мне глас великий, |
Да даст мне весть о вышине! |
Давно земным засыпан прахом, |
Таюсь, как червь, в земной тиши, |
Одеян скорбию и страхом... |
Но ты тенета разреши - |
И миг - и гость я над звездами |
Родимых ангельских полей: |
Там правда с горними судьями |
1826 или 1827
{* Сие выражение объясняется видением Исайи в 1-й пророка.}
УТРЕННЕЕ ЧУВСТВО
Я рано поутру вставал, |
Когда еще алело небо, |
И душу гладную питал |
Молитвы кроткой сладким хлебом. |
И в теплом воздухе потом, |
Когда лучей и дня разливы |
Златили лес, скалы и нивы, |
Я, в восхищении святом, |
Без бурь, без помыслов - свободны |
В каком-то счастьи утопал |
И, мнилось, с воздухом вдыхал |
Порыв к святому благородный - |
И быть земным переставал! |
Но суетливость пробуждалась, |
И шум касался до меня... |
И вдруг душа моя сжималась, |
1826 или 1827
КТО ОН?
Дугой нахмуренная бровь; |
Как смоль вихристый, крупный волос; |
Понурый взгляд, неясный голос... |
Он не шутлив, и не суров, |
И не задумчив; но игривость |
Ему совсем незнакома: |
В душе он носит горделивость, |
И на челе печать ума... |
И в мире ой дикарь пустыни, |
Не любит наших мелких нужд, |
Всего утешного он чужд; |
Дрожит при имени святыни; |
Он в обществах учтивый гость, |
Но тверд и холоден, как камень; |
Под языком таится злость; |
В очах порою вспыхнет пламень; |
Но этот пламень - не любовь! |
И на кладбище, и на трупы... |
Перед его умом все глупы... |
Вошел, взглянул - и всё насквозь, |
Глядит - глаза, порою, врознь... |
Глядит - и видит все изгибы |
Души, и мыслей, и сердец! |
Рыбак не сторожит так рыбы, |
Как он, недремлющий ловец, |
Подстерегает взгляд и слово... |
Он души смертных прочитал, |
Постиг земные заблужденья, |
И, чуждый к слабым сожаленья, |
Он, гордый, сам себе сказал: |
"Они мои!.. Слепые дети! |
Я ваши жребии держу: |
Нужна ли хитрость? - кину сети; |
Потребна сила? - я свяжу... |
Я всё, обдумав, начинаю, |
И терпеливо я люблю; |
Единым словом: я всё знаю". |
И знают, мнится, все его, |
И нехотя при нем таятся, |
И гостя скромного боятся, |
Не зная сами отчего... |
Он тих и никого не тронет, |
Он словом не обидит вас, |
Но мать дитя свое хоронит |
От зорких нечестивца глаз... |
1826 или 1827
А ВЕТЕР ВЫЛ
За полночь пир, сиял чертог, |
Согласно вторились напевы; |
В пылу желаний и тревог |
Кружились в легких плясках девы; |
Их прелесть жадный взор следил, |
Вино шипело над фиялом, |
А мрак густел за светлым залом, |
А ветер выл! |
И слава стихнула вельможи: |
В дому день со днем глубже мир; |
Ложится пыль на пышны ложи, |
В глуши тускнеют зеркала, |
В шкафах забыты знаки чести; |
На барских крыльцах нет уж лести, |
И мимо крадется хвала... |
И всё в дому пустынно было, |
Лишь сторож изредка бродил, |
Стучал в металл и пел уныло, |
А ветер выл! |
Уж нет садов и нет чертога, |
И за господ и за рабов |
Молили в ближней церкви бога, |
Читали надписи гробов, |
Дела усопших разбирали. |
Но мертвых мир живой забыл: |
К ним сыч да нетопырь слетали, |
А ветер выл! |
КАНАРЕЙКА
Басня
Канарочку Оленушка купила; |
Как няня, нянчилась с пташуркой, берегла, |
И белым сахаром из алых уст кормила |
Любимицу... и вот уж птичка так смела |
И так мила: |
Лишь стукнут чашками, она как тут была, |
И каждый день поутру, у стола, |
Кружит, проказит - и без спроса, |
Хозяйкой чайного подноса, |
То сахар, то бисквит клюет, |
А между тем поет, поет... |
И страх как пташечку Оленушка любила, |
И очень ею дорожила. |
Но девушек любовь - послушать старика - |
Полегче перушка, потоньше волоска! |
Сдружилась Ленушка с котом-мурлыкой: |
Настанет день - он тут; сидит угрюмый, дикой, |
А птичке это не под стать. |
Манят - нейдет! а барышня сердиться, |
И в слезы, и шуметь... А няня ей совет: |
"Олена Ниловна, мой свет! |
Уж ты на возрасте - пора бы вразумиться: |
Загадка, матушка, ведь очень-то проста: |
Ну, хочешь с птичкой быть, так выгони кота!" |
1826 или 1827
ТОСКА БОЛЬНОЙ НИНЫ
(Романс)
С тех пор, как мы разлучены судьбой, |
Я на одре в болезни и в томленье: |
Полсердца ты, о друг, увез с собой! |
Полсердца мне оставил на мученье. - |
Я жду тебя!.. |
Я вяну, друг! меня теснит тоска! |
Моя заря как вечер мне унылый! |
Едва с пером подъемлется рука, |
Тебе сказать едва имею силы: |
"Я жду тебя!" |
Когда земля и небо в тишине; |
Мои от слез пылающие очи |
Твой образ зрят - во сне и не во сне! |
Я жду тебя!.. |
Но мысль одна, что мы, рука с рукой, |
Пойдем, о друг! по жизненной дороге, |
В больную грудь мне сладкий льет покой, |
И, всё забыв: сомненье и тревоги, |
Я жду тебя!.. |
Я жду тебя, как вестника с небес! |
В стране земной, где всё печаль и мука, |
Где мы за всё так много платим слез, |
Но где всего, всего страшней разлука. - |
Я жду тебя!.. |
1826 или 1827
ГЛАС
Слуху моему даси радость и веселие.
Псалом 50
Чей шепот в душу проникает? |
Кто говорит мне: "Веселись! |
Уж годы скорби пронеслись. |
Уже грехов истерлись цепи, |
И расклепались кандалы: |
Оденутся дубровой степи |
И жатвы взыдут на скалы. |
Настанет новых дум порядок; |
Свершится ряд заветных числ; |
И тайны вековых загадок |
И прорицаний темных смысл |
Постигнут люди, - и мгновенно |
Воспрянет всяк, как пробужденный |
От тяжких, воспаленных снов: |
Пройдет пиянство шумной злобы, |
И в пятичувственные гробы |
Войдет вторая жизнь - любовь! |
Повеет сладкое прощенье |
Над осужденною землей, |
И потечет благословенье |
На широту земных полей. |
И - дети пред лицом отца - |
Друг к другу кинутся в объятья |
И сложат в длань его сердца". |
1827
ПРИЗВАНИЕ
Явись к нам, господи, явись! |
Создатель! Покажись созданью, |
Перед детьми разоблачись |
И положи конец страданью! |
Оставь свой меч, оставь перун, |
Простри с любовью к детям руки! |
Мы - как слетевшие со струн |
Давно рассеянные звуки! |
Друг другу чужды и тебе, |
По дебрям носимся в пустыне, - |
Усвой рассеянных себе, |
Сбери нас во своей святыне. |
Оставь свой суд, будь ласков к нам, |
Над нашей сжалившись судьбою, |
Дозволь припасть к твоим стопам, |
Какую повесть грустных лет |
Тебе твои расскажут дети! |
С тех пор как твой угаснул свет, |
Нас облегли беды и сети!.. |
Создатель неба! Отпахни |
Покров высот твоих лазурных |
И на несчастных нас взгляни, |
Пловцов в водоворотах бурных... |
Мы растеряли паруса, |
И руль и снасти растеряли, |
С тех пор как тишь и небеса |
На мрак и бури променяли. |
Стуча ладьями о скалы, |
На шумном кипятке волненья, |
Мы средь роптаний и хулы |
Скользим к сомненью от сомненья... |
Но что тебе, о боже сил, |
Хулы, и вопли, и сомненья? |
Земля рябеет от могил, |
Уже ворочаются в них |
Отбывших поколений кости; |
К ним весть бежит с небес твоих, |
Что ты придешь к ним, боже, в гости! |
Приди же к нам, дай небо нам, |
Пролей на нас живую росу,- |
Мы все к тебе; к твоим стопам |
И смерть свою положит косу. |
1826 или 1827 (?)
НОЧНАЯ ВЕСЕННЯЯ КАРТИНА
Опять весна!.. На чувства нега веет... |
Двенадцать бьет, столица спит; |
Великий пост!.. нет шуму... всё говеет... |
Двухградусный мороз чуть-чуть свежит... |
В стекло и в синево канала |
Небес открытых вышина |
Свои все звезды пороняла... |
И, мнится, каждая, коснувшись дна, |
Как золотая искра, тлеет!.. |
Вниз опрокинутых палат; |
И тень прохожего мелькает полосою - |
И он любуется картины сей красою!.. |
Между 1826-1828
ВЕЙНАМЕНА И ЮКОВАЙНА {*}
Раз разумный Вейнамсна |
И безбрадый Юковайна, |
Встретясь в быстром санном беге, |
Полоз за полоз задели, |
С треском сшиблися их дуги! |
И воскликнул Юковайна: |
"Стой! тому лежит дорога, |
Кто из двух нас больше знает; |
А тому долой с дороги, |
Кто с другим неровен в знаньи. |
Вот: я знаю тайны бездны, |
Как, когда пахали море, |
Знаю, как делили землю, |
Как столпы творили в небе. |
Знаю, как круглили холмы!!!" |
Тут старый Вейнамена, показав силу свою над молодым Юковайною, |
говорил так: |
"Детский разум! Бабья мудрость! |
Дерзкий мальчик, безбородый! |
Ведай: я расширил воды! |
Я обвел брегами бездны! |
Я пахал долины моря, |
Я делил поля земные! |
В небе я ж столпы поставил! |
Я взбугрил и сини горы, |
И холмы скруглил всё я же!" |
Юковайна смирился и, ласкаясь, вызывал Вейнамену к пению: |
"Пой мне, пой мне, Вейнамена, |
Сладкий, светлый небожитель!" |
Но разумный Вейнамена |
Дал ответ ему советный: |
"Рано, рано петь нам песни] |
Не пора будить блаженство!" |
Однако ж, видя неотступность младого Юковайны, старый бог |
песнопения воспел и... |
Вздулись щеки, в членах трепет, |
И кремнистый берег треснул; |
И границы заскрипели |
От напева Вейнамены; |
Распахнулись двери Норда |
И расселись своды неба |
От напева Вейнамены! |
1827 или 1828
{* Сей образчик финской поэзии с соблюдением аллитерации, т. е, повторения одной и той же буквы в каждом стихе, из книги: "Ueber die Finnische Sprache und ihre Litteratur"; экземпляр сей книги получил я от самого сочинителя г-на Шегрена, который был здесь (в городе Петрозаводске) в исходе прошлого года.}
УСЛУГА ОТ МЕДВЕДЕЙ
(Быль)
Уж осень очень глубока: |
Пустынней лес, полней река; |
Краснеет даль главой кудрявыя рябины, |
И гриб и груздь под соль идет, |
И щебетливые сбираются в отлет |
Куда-то за море касатки... |
Хозяйка в огурцы кладет пахучий тмин, |
Пустеет огород, поля и нивы гладки. |
Но пахнет лакомо дымящийся овин |
Зерном подсушенного хлеба... |
И вот уж сумерки подкрались как-то с неба, |
Осенний день завечерел, |
И страшный брянский лес темнел, темнел; |
На стороне маячилась избушка, |
В ней жил Мирон с женой и матерью-старушкой. |
Вот к ним стучат: "Пустите на ночлег! |
Мы двое вчетвером, но нет от нас помехи; |
А завтра вам доставим смех, |
Пирушку с пляской и потехи!" |
То были два поводыря |
И с ними два огромные медведя. |
Мужик, гостей благодаря, |
Сказал мальчишке: "Ну, брат Федя! |
Я новосел; в избе нам негде поместиться: |
Живу с старушкою, с парнишкой да с женой". |
Вот ужин прочь, и всяк в своем углу ложится; |
Но гостю одному не спится: |
Здоров, и на сене, и хорошо поел, |
И уж медведь его, свернувшись, захрапел, |
Товарищ тож храпит из всей поры и мочи. |
Уж время близко полуночи, |
А к гостю всё не сходит в гости сон, |
И вдруг почуял он |
Какой-то шум, какой-то стон протяжный... |
Могучий, молодой и по душе отважный, |
Он из сарая вон, глядит, глядит: |
Изба в огне, но не горит! |
Он под окошко: видит... худо! |
Ватага удалых, их было семь на счет |
(В стране лесной, в глуши безлюдной), |
Хозяина, скрутив, на вениках печет |
И гаркают: "Давай казну!" |
Тож связана... Вот наш к товарищу: |
"Вставай-ка! |
Смотри: вот так и так! Медведей прочь с цепей - |
И по дубине им: скорей, скорей!" |
Встают, бегут в избу - там двери на запоре. |
Но ведь не свой же брат медведь!.. Не шутит в споре, |
Притом зверей толкнули под бока: |
"Бей, Мишка! Мишка, бей!.." И двери розно! |
И входят витязи с дубинами прегрозно. |
От радости у мужика |
Душа дрожит, а воры - кто куда попало. |
Однако ж им на пай достаточно достало! |
Связали нескольких - и в земский суд. |
И судьи - если мне рассказчики не лгут - |
Медведей налицо, по форме, призывали: |
Уж, разумеется, они желали |
Удостовериться, узнать, |
Хотя бы с ставкою очною, |
Что могут иногда, порой иною, |
1827 или 1828
ЗВУКИ
1
Порой в полночной тишине |
В глухой, безлюдной стороне |
Я слышу песнь, я слышу звуки - |
И сердцу сладостны они, |
Как детства золотые дни! |
От них стихают сердца муки. |
Незримый тенор! твой напев |
Сквозь душу с роскошью проходит, |
Как ясный взор невинных дев. |
Не знаю я, отколь приходит |
Сей глас, как отзыв горних стран; |
Но с ним целенье скорбных ран; |
Он сладостно питает думу. |
Молчат светила в вышине, |
Леса наземные без шуму; |
Но в сей безгласной тишине |
В глухой безлюдной стороне, |
Скрестя на грудь в покое руки, |
2
Опять они! всё те же звуки! |
Там, где-то там, в туманной мгле, |
Белее снега чьи-то руки |
На звонком движутся стекле, - |
И жизнь и песни под перстами! |
Вон - там, незримыми устами, |
О чем-то чудном говорят. |
Сдается мне, поют про тайны |
Плывущих в синеве миров, |
О мятежах земли случайных, |
О дивном жребии веков: |
Возвышен голос сей и важен! |
Как в ясном хрустале вода, |
Он чист - и сладостно-протяжен, |
Как чувство радости, когда |
Мы, после долгия разлуки, |
Пред девой милою сидим |
И молча в очи ей глядим. |
Опять они! всё те же звуки!.. |
3
И стихнут голоса в многоглагольном граде, |
Я слышу в тишине - опять они! |
Как челн в волнах - душа в отраде... |
О чем поют, не знаю сам, |
Но с песнью сей - як небесам! |
Звучите ж вы, чарующие звуки! |
Целите ж вы души скорбящей муки! |
В часы святой, полночной тишины, |
Отвеяв дня тоскливого заботы, |
Вы так светлы, как луч луны, |
Скользящий с ясной позолоты. |
1827 или 1828
ЛИСТОК И ЧЕЛОВЕК
(Басня)
От ветки дерева цветущего листок |
Упал, от ветерка, в струистый ручеек |
И поплыл, поплыл, всё с волнами, |
Тихонько, с пеною, кружась; |
То между гладкими, душистыми полями, |
Порой чрез древний бор; в потемках, под скалам"; |
И уж нельзя бедняжке стать |
И потянуться вверх, чтоб хоть на час опять |
Быть гостем дерева родного: |
Иная для него судьба готова... |
Каким еще стихом рассказ мой заверстать? |
Листок и человек различны благородством - |
Но здесь у обоих в судьбе большое сходство! |
Между 1827-1829
СТЕПЬ
Как беспредельна ты, безлесная пустыня! |
Где долго нежится в тиши степной арбуз |
И златобокая душисто зреет дыня. |
Там весело: не зная наших уз |
И не пленяяся большими городами, |
Кочуют с пестрыми стадами |
В кудрявых смушках чебаны, |
И с звонким топотом несутся табуны, |
И под густым заслоном ночи |
Горят, как светочи, недремлющие очи |
И слышен по зарям порывный свист сурков |
И вот орел стрелой пустился, |
И змей, крутясь, шипит в его когтях; |
Но сизоперый вверх... и скрылся |
В раззолоченных облаках!.. |
Между 1827-1829
РОМАНС
(Перевод с французского)
Восток краснеет за горою, |
Седлай мне чалого коня! |
Любовь, любовь зовет меня!.. |
Когда б мне утренней порою |
Еще у милой побывать, |
Еще одно "прости!" сказать! |
Дай шарф, Раисой подаренный, |
Ее слезами орошенный: |
В боях, в турнире - он мой щит! |
Когда ж судьба меня сразит, |
Когда навек расстанусь с милой, |
Весна с дубравными певцами |
Сошла волшебницей с небес; |
Помолодел нагорный лес; |
Касатки вьются над зубцами. |
И всё толпой в волшебный плен, |
Живет и дышит наслажденьем; |
Лишь я, судьбы моей веленьем, |
Бегу от сих зубчатых стен! |
Лобзаясь нежно ветерками, |
Я стану думать, что я с ней, |
Ее лобзаюся устами... |
Но стоны горести моей |
Пошлю я к милой с стоном бури. |
Где конь, мой конь? Уж день в лазури! |
Нас ждут, летун! пора лететь |
Проститься с ней - и умереть! |
"Не плачь, о друг мой неизменный! |
Как быть? Не нам владеть судьбой: |
Есть вечный мир - за жизнью бренной, |
Не унывай!.. я буду славен! |
Вот плетень из твоих власов, |
Вот шарф! он мой, с ним кто мне равен) |
Прости!.." И уж не слышно слов!.. |
ЛЕТНИЙ СЕВЕРНЫЙ ВЕЧЕР
Уж солнце клубом закатилось |
За корбы {*} северных елей, |
И что-то белое дымилось |
С утесов, шаткою стеною, |
Леса над озером висят |
И, серебримые луною, |
Верхи иглистые торчат |
Сюда от беломорских стран |
Ворвался наглый ураган - |
И бор изломан, как солома... |
Окрестность дикую пестря, |
И на томпаковое небо |
Взошла кровавая заря. |
Питомец ласкового юга |
Без чувств, без мыслей вдаль глядит |
О ней ни с кем не говорит. |
{* Корбами называют здесь (в Олонецкой губернии) самые дикие места в глухих лесах, где ели, сплетая вершины свои, составляют довольно твердый свод над влажно-каменистым грунтом. В сих затишных уютах сохраняется и зимою такая степень теплоты, что чижи целыми стадами ищут там себе убежища.
** Буреломом (технический термин у лесоводов) называют валежник или гряду леса, поваленного бурею.}
МАТЬ-УБИЙЦА
В изломах молнии горят, |
Дрожащий грома перекат |
Бежит и стонет над лесами. |
Гроза и ночь! И, над водой, |
Полузавешенный власами. |
Одежда - рубище; она, |
При свете молнии бледна, |
Мертвец недвижный, - только очи |
И вдруг я слышу: "В лоне ночи, |
Вот он! вот он! раскат волны, |
Качай малютку с лаской нежной: |
Он мой! он мой! его ко мне! |
Мне было сладко по весне |
Дышать любовью, ждать свиданья, |
И долгий шепот и лобзанья |
Из уст устами похищать. |
Мою докучливую мать! |
Условный знак... и я летела... |
И скоро на руках моих |
Дитя прелестное явилось: |
В глазах малютки так светилось... |
Куда девать? - Близка вода... |
Едва окутав пеленою, |
Несу... бегу, полна стыда, |
Ко мне! ко мне! зовет к себе - |
Иду!.. На мне горою волос!" |
Своей покорная судьбе, |
Она в волнах - и стихнул голос. |
К ДУГУ
Зеленый луг! Зеленый луг! |
Как расстилаешься ты гладко, |
Как отдыхает тут мой дух, |
Ах, если б так, ах, если б так |
Постлался путь наземной жизни! |
Смелей бы я сквозь вихрь и мрак |
Спешил к сияющей отчизне, |
Стоят, как призраки, от века, |
И с них летят, кипят валы: |
Трудна дорога человека!.. |
Зеленый луг! Зеленый луг! |
И успокой мой томный дух |
И дай задуматься мне сладко! |
<1829>
ПСАЛОМ 138
При дальних, неродных реках, |
Мы по родном своем Сионе |
Грустили молча и в слезах. |
На серебристых ветвях ивы |
И с струн их отзывы плаксивы |
Срывала буря чуждых стран. |
"Зачем для песен Иеговы |
Вы жизнь не взбудите в струне? |
" - говорят нам. "Что вы? |
Как нам играть в чужой стране?.. |
Забудь меня, моя десница, |
Когда тебя забуду я, |
Иерусалим - царей столица, - |
Припомни, бог, как сын Эдома |
Наш град неистово громил: |
И меч и пламень в дом из дома, |
Как лютый вихорь, разносил! |
На злую Вавилона дщерь, |
И от кого терпеть ей будет |
За то, что терпим мы теперь? |
Блажен, кто, стоны преселенцев |
И плачущих твоих младенцев, |
Взмахнув, о камень расшибет!.." |
Между 1826-1830
НЕСМЫСЛЕННОСТЬ
И с кем? - С созданием своим! |
Твой наступ строже, строже, строже, |
А мы как мертвые стоим, |
И, как погибший, утопаем |
Великой вести не внимаем, |
Угроз не слушаем твоих! |
И рати ангелов дивятся |
Окаменелости людей: |
"Не их ли горы так дымятся, |
Не к ним ли, в тайну их грудей, |
Теснится страх, и души ноют, |
Не к ним ли глад и смерть с войной? |
Мы видим казнь, и бури воют |
" |
Так говорят небесны силы! |
А мы не слышим и не зрим, |
И, как под камнями могилы, |
Своим гниеньем дорожим!.. |
ГРУСТЬ В ТИШИНЕ
Объято всё ночною тишиною, |
Луга в алмазах, темен лес, |
И город пожелтел под палевой луною, |
Но влажные мои горят еще ресницы, |
И не утишилась тоска моя во мне; |
Отстал от песней я, отстал я от цевницы: |
Мне скучно одному в безлюдной стороне. |
И, склонивши главу, |
Я брожу и без дум и без цели; |
И в стране сей пустой, |
Раздружившись с мечтой, |
И весна прилетит |
И луга расцветит, |
И калека на миг воскресает, |
Зеленеет главой, |
Пробужденную жизнь испаряет; |
И, завидя конец, |
Половинный мертвец |
Понемногу совсем замирает! |
ПЕСНЬ БРОДЯГИ
От страха, от страха |
Сгорела рубаха, |
Как моль над огнем, |
И маюсь да маюсь, |
Как сонный скитаюсь |
И кое-где днем |
Всё жмусь за углом. |
Под сонным подушка |
Вертится, горит. |
"Идут!" - говорит... |
Полиция ловит, |
То сеть, то капкан: |
Пропал ты, Иван!.. |
А было же время, |
Не прыгала в темя, |
Хоть жил без гроша. |
И песни певались... |
И как любовались |
Соседки гурьбой |
Крест киевский чудный |
И складень нагрудный, |
Цельба от тоски, |
Мне были легки. |
Что камень жерновый, |
Что груз на коне |
Стал крест мой на мне! |
Броди в подгороднях, |
Являться не смей: |
Там много людей!.. |
. . . . . . . . . |
Мир божий мне клетка, |
За мной уж народ... |
Собаки залают, |
Боюся: "Поймают, |
В сибирку запрут |
От страха, от страха |
Сгорела рубаха, |
Как моль над огнем, |
На теле моем!.. |
ГЛАС К БОГУ
Отца и матери я, боже! не имею, - |
Отца и мать собой ты заменяешь мне; |
Я одинок и чужд в сей чуждой мне стране: |
Душа как будто замерла: |
Она умучена и страхом и бедами; |
И жизнь моя - тропа, которая легла |
На высях меж стремнин и льдами... |
Зачем ей говорить о том, что было прежде, |
Когда уж вход живительной надежде |
Затворен в душу навсегда?.. |
И вас, былых друзей, уже не стало - слезы! |
В стопы вонзаются занозы, |
И бегает за путниками страх: |
Везде предатель иль крамольник; |
Любви и веры нет ни в ком! |
Язвит, как аспид, языком!.. |
Между 1827-1830
ОТ СУПРУГА СУПРУГЕ
(Кн. Н. Ф. Г.)
Как я тебя узнал, |
Увидел, понял и сказал: |
"Вот та, в которой мне судьба готовит друга! |
Она, или никто!.. Ее душой любить, |
И детскую ее беречь, лелеять младость; |
И ею для нее - и с нею только жить; |
И сердцем в сердце брать участье; |
Вот для души влюбленной счастье!.." |
И в храме божием она дала мне руку; |
Я позабыл былых печалей муку, |
И мне светлей стал божий свет! |
И год протек... теките, годы! |
И на таинственных часах природы |
Не наставай для нас разлуки горький час!.. |
Цвети, цвети, моя прелестная подруга! |
О, сохрани ее, небесная судьба! |
Всё о тебе, мой друг, души моей супруга! |
Между 1827-1830
ОТРАДНОЕ ЧУВСТВО
Каким-то чувством обновилась |
Душа о чем-то взвеселилась |
И говорила мне: "Забудь, |
Забудь печальное былое!" |
И я, послушный, всё забыл, |
Вился из золотых кадил. |
Душа какой-то негой млела; |
Понятней говор был ручья; |
И звезд великая семья |
И, полный кроткой тишины, |
Природой насыщая очи, |
Я мнил, что золото луны |
Мешалось с тишиною ночи! |
Мне хоть на миг покой сей чистый: |
С ним светел стал я, как кристалл, |
Одетый гранию лучистой! |
Между 1827-1830
Ах, колокольчик, колокольчик! |
Когда и над моей дугой, |
Над тройкой ухарской, лихой |
Ты зазвенишь? Когда дорога, |
С своими пестрыми столбами |
И с живописностью кругом, |
Меня, мой колесистый дом, |
Мою почтовую телегу, |
Когда увижу край над Волгой |
И, с гор на горы мча стрелой, |
Меня утешит песнью долгой |
Земляк - извозчик удалой? |
Мои дубовые леса, |
На девах ленту золотую |
И синий русский сарафан? |
Мне, сиротине на чужбине, |
И Русь я вижу, как в картине, |
В воспоминании одном. |
1829 или 1830
РОМАНС
Тоскливо жду тебя я ныне, |
Как путник, оскудев водой, |
Прохлады в знойной ждет пустыне. |
Приди! Тут дружба уголок |
На миг!.. Неутомимый рок |
Разрознит нас, мой гость минутный. |
Просил бы я у сих лугов |
Даров весны, даров душистых; |
У вод, у сих гранитов мшистых... |
Просил бы... чтоб тебя привлечь... |
Но ты в местах сих скоротечен, |
Как сладкого привета речь |
Жильцы Карелии! У вас |
Я тайной требую науки, |
Чтоб отвести свиданья час |
Далеко от часа разлуки... |
В блестящий мир привет забавы: |
И от меня мой друг уйдет, |
Порадовав, как сон лукавый... |
Но хоть на миг будь мой сосед, |
Ловить минуту для бесед |
И слиться радостно душами. |
1830 (?)
Примечания
и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".
Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.
Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.
1826-1830
30 декабря 1825 г. Глинку потребовали в Зимний дворец, но он был отпущен "по высочайшей воле". В этот же день, то есть 30 декабря, он получил от Ф. В. Булгарина любезное письмо с просьбой написать для "Северной пчелы" стихотворение в честь восшествия на престол Николая I. "Сюжет: новый год и новый царь и его качества, - писал Булгарин. - Ради бога, сделайте это. Такой царь стоит вдохновения поэта добродетельного" ("Литературный вестник", 1902, No 8, стр. 344). Возможно, что Булгарин действовал и как издатель "Северной пчелы" и как агент тайной полиции, которому было поручено разузнать настроение Глинки. Заказ был выполнен. В новогоднем номере газеты появилось стихотворение "Чувства русского при наступлении 1826 года". Мы не думаем, что это стихотворение было искренним, но иначе писать было нельзя. Глинка намекнул на "глас смиренных" и на необходимость "щедрот благословенных". Через десять дней после появления оды "Чувства русского при наступлении 1826 года" в той же "Северной пчеле" (No 19) появились "Правила" Глинки:
В делах других не поперечить, |
В словах своих не пусторечить |
И никого не осуждать... |
О слабостях людей молчи! |
Прежние обязанности члена Союза Благоденствия, в которых говорилось о необходимости "порицать" (Аракчеева, военные поселения, рабство и палки и т. д.), были заменены новыми правилами: "не поперечить", "не пусторечить", "не осуждать". Этих правил Глинка строго придерживался в своих показаниях Следственному комитету, он никого не осуждал, был скуп на слова и с достоинством защищал себя, когда Григорий Перетц, принятый им в свое время в один из филиалов Союза Благоденствия, начинал "пусторечить". Глинка использовал страницы "Северной пчелы" и для того, чтобы предупредить своих сообщников, оставшихся на воле, как следует вести себя во время следствия в случае ареста. Стихотворения "Псалом 62", "Буря", "Гром", "Стихии (к богу)", "Всемогущество", "Приближение господа любви", "Восстановителю", "Создателю", "Весна", "Луна", "Повсеместный свет", "Голубице", "Теперь и будет", "Соразмерность", "Возрасты", "Правила", "Правило", "Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется...", "Наука", "Зачем?", "Причины", "Мечты", "К луне", "Два счастья", "Дожди", "К солнцу", "Надежда" - входят в "тюремную тетрадь", состоящую из стихотворений, написанных в Петропавловской крепости. Все 26 стихотворений значатся в списке, озаглавленном "Число и поименование пьес, сложенных с 9 марта". Сверху первого листа "тетради" поставлена дата: "31 мая 1326 г.". Ясно, что 31 мая Глинка составил список стихотворений, сочиненных им "с 9 марта". В это время, то есть в марте-мае, он находился в Петропавловской крепости. Некоторые стихотворения из "тюремной тетради" были опубликованы при жизни Глинки. Одни, без подписи автора или под инициалами "Ф. Г." в 1827 г. попали на страницы "Северной пчелы"; другие появились позже в альманахах "Альбом северных муз" на 1828 г., "Денница" на 1831 г.; некоторые "духовные" стихотворения из "тюремной тетради" попали почти через 45 лет в 1-й том погодинского издания (см. ниже). Но значительная часть тюремных стихотворений так и не увидела тогда света. Полностью "тюремная тетрадь" была напечатана только после революции (Федор Глннка. Избранное. Петрозаводск, 1949). В "тюремную тетрадь" входит "Псалом 62". Полагаем, что этот полемический псалом направлен против Григория Перетца: Глинка встретил показания Перетца с явным озлоблением и раздражением, он категорически отрицал свою вину, просил произвести повальный обыск, говорил, что "за слово не судят", третировал как сочинителя "злоумышленной клеветы", считал себя жертвой извета и проч. В списке стихотворений, "сложенных с 9 марта", поименованы отсутствующие в "тетради" "Желание простоты", "Нетленные глаза", "Вера", "Любовь", "На склоне дня, опершись на карниз...", "Я вижу, на небе обнова...", "Я искушен премудростью твоей...". С другой стороны в "тетрадь" входят отсутствующие в списке стихотворения ("Узник к мотыльку", "Обеты", "Упование" и др.). Полагаем, что стихотворения, не вошедшие в число пьес, сложенных с 9 марта, написаны также в Петропавловской крепости или сразу же после освобождения Глинки из заключения, то есть в мае 1826 г.
Гром (стр. 238). Впервые - "Денница" на 1831 г., стр. 122.
Стихии (стр. 239). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 53, 3 мая, без подписи. Вошло в Собр. соч., т. 1.
Всемогущество (стр. 239). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 53, 3 мая, без подписи. Вошло в Собр. соч., т. 1.
Восстановителю (стр. 240). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 70, стр. 3. Вошло в Собр. соч., т. 1.
Создателю (стр. 240). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 303.
Голубице (стр. 242). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 87, 21 июля, с подписью "Ф. Г.". Вошло в Собр. соч., т. 1.
Возрасты (стр. 243). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 90, 22 июля, с подписью "Ф. Г.".
"Северная пчела", 1827, No 90, 22 июля, с подписью "Ф. Г.".
Мечты (стр. 245). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 89. 26 июля.
Вера. Надежда. Любовь (стр. 246-247). Впервые - "Альбом северных муз" на 1828 г., стр. 322-324. Значатся в списке стихотворений, "сложенных с 9 марта", но (кроме "Надежды") отсутствуют в "тюремной тетради".
Молитва (стр. 247). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 418. В погодинском издании датируется 1826 г. Полагаем, что стихотворение было написано в самом начале 1826 г., сразу же после первого вызова Глинки в Зимний дворец (30 декабря 1825 г.), окончившегося тем, что его отпустили по "высочайшей воле" домой. Глинковский "челн" еще мало пострадал на "пенном лоне вод"; "И я и челн мой цел". Такова заключительная строка молитвы. Тот же мотив о благополучном "челне" содержится в стихотворении "Поклоны".
Обеты. Упование (стр. 248-249). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 89, 26 июля. Вошли в Собр. соч., т. 1, с подписью "Ф. Г.".
"Русский зритель", 1828, No 5-6, стр. 52. Печ. по "Славянину", 1830, No 2, стр. 148.
Сравнение (стр. 250). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 53, 3 мая, без подписи. Скучна страна, куда меня замчали бури. Речь идет об Олонии, куда Глинка прибыл с фельдъегерем на поселение 30 июля 1826 г. Ср. с описанием Олонецкой губернии в поэме "Карелия".
Вздох (стр. 251). Впервые - "Литературный музеум" на 1827 г., стр. 270. Подобные же мотивы содержатся в письме к Н. И. Гнедичу от 24 марта 1829 г.: "С тех пор несчастия схватили и бросили меня в страну, отброшенную от сообщений с живым гражданским миром, которая, как некая страшная тайна, скрыта, погружена в глубине дремучих лесов Карелии, наводнена бесчисленными озерами, загромождена безобразными обломками разрушенных первобытных гор. В сих то местах, в Петрозаводске, который разве по самозванству считается городом (да еще и губернским!), провождаю я, не смею сказать жизнь, но бытие томительное, теряя силы и лета" ("Отчет имп. Публичной библиотеки на 1895 год". СПб., 1898, приложения, стр. 37).
Поклоны (стр. 252). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 354. В разделе "Без означения годов". Написано в начале следственного дела; образ "челна" осмыслен в плане личной судьбы: "А я цел в своем углу". 11 марта 1826 г. Глинка был снова взят под арест в конфетной лавке, где он пил чай, и посажен в особый арестантский покой. В стихотворении "Два счастья", входящем в "тюремную тетрадь", мотив благополучия исчезает и вместо него появляется сознание собственного драматического положения: "Еще в пути моя ладья, Еще кругом туман и волны, И будет что? - Не знаю я!".
Илия - богу. Бог - Илие. Из псалма 43-го (стр. 253). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 241, стр. 242, стр. 247, в разделе "Без означения годов".
"Славянин", 1827, No 26, стр. 467.
Утреннее чувство (стр. 255). Впервые - "Альбом северных муз" на 1828 г., стр. 112. Вошло в Собр. соч., т. 1.
Кто он? (стр. 256). Впервые - "Московский вестник", 1827, No 24, стр. 383.
А ветер выл (стр. 257). Впервые - "Невский альманах" на 1828 г., стр. 17.
Канарейка (стр. 258). Впервые - "Альбом северных муз" на 1828 г., стр. 171.
"Невский альманах" на 1828 г., стр. 341.
Глас (стр. 259). Впервые - "Литературный музеум" на 1827 г., стр. 47. О датировке см. вступительную заметку к примечаниям. Вошло в Собр. соч., т. 1. Стихотворение "Глас" написано в связи с годовщиной пребывания декабристов на каторге и ссылке и выражало надежду на амнистию и новую встречу с друзьями: "Уж годы скорби пронеслись", "Уже грехов истерлись цепи", "Расклепались кандалы", "Повеет сладкое прощенье", "И люди встретятся как братья", "Друг другу кинутся в объятья".
Призвание (стр. 260). Впервые - "Одесский альманах" на 1840 г., стр. 509. Вошло в Собр. соч., т. 1. В "Рукописном собрании, стихотворений" следует сразу же после стихотворений, написанных в Петропавловской крепости. Тема о пловцах не является только автобиографической. Она вырастает из ранней публицистики Глинки, из его речей на заседаниях Вольного общества любителей российской словесности. 19 июля 1822 г., вскоре после официального рескрипта о запрещении в России масонских лож и тайных обществ, когда над головой петербургских республиканцев сгустились тучи реакции, Глинка обратился к членам Вольного общества любителей российской словесности с речью, в которой предупреждал, что "сегодня пловцы наслаждаются безопасностью в пристани надежной, а завтра свирепая буря мещет рассеянные челны их по зыбям моря кипящего" ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 8, стр. 226). В "Призвании" на первом плане тема гибели декабристов, один из мотивов пушкинского "Ариона", - "Погиб и кормщик и пловец".
Ночная весенняя картина (стр. 261). Впервые - "Славянин", 1828, No 36, стр. 380.
Вейнамена и Юковайна (стр. 264). Впервые - "Славянин", 1828, No 21, стр. 308. Соответствует 3-й руне "Калевалы", в которой изображается состязание в пении. Вейнамена (Вейнемейнен) и Юковайна (Юкохайне) - герои карело-финского эпоса.
"Невский альманах" на 1829 г., стр. 38.
Звуки (стр. 269). Впервые - "Галатея", 1829, No 2, стр. 88.
Листок и человек (стр. 270). Впервые - "Сын отечества", 1829, No 9, стр. 103.
Степь (стр. 271). Впервые - "Галатея", 1829, No 28, стр. 99.
Романс ("Восток краснеет за горою...") (стр. 271). Впервые - "Славянин", 1829, No 1-2, стр. 68.
"Царское село" на 1830 г., стр. 165.
Мать-убийца (стр. 274). Впервые - "Денница" на 1830 г., стр. 154.
К лугу (стр. 277). Впервые - "Невский альманах" на 1830 г.. стр. 265.
Псалом 136 (стр. 279). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 255, в разделе "Без означения годов". Ср. с "Плачем плененных иудеев", появившемся в "Полярной звезде" на 1823 г. В "Плаче" Глинка трактовал псалом 136 в духе высокой гражданской патетики; "тираны", "глас свободы", "злодеев слух", "неволи дни суровы", "рабы, влачащие оковы". В год ссылки псалом 136 воспринимается поэтом как грустная повесть о "переселенцах", гонимых с родной земли. Вавилон - столица древнехалдейского царства, один из самых больших и богатых городов древнего Востока.
Несмысленность (стр. 280). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 415, где датировано 1826 г. Очевидно, написано после произнесения приговора над декабристами.
"Комета Белы на 1833 г., стр. 24.
Глас к богу (стр. 282). Впервые - "Карманная книжка...", 1830, No 4, стр. 494. Вошло в Собр. соч., т. 1, под названием "Гимн богу" и с незначительными изменениями.
От супруга супруге (стр. 283). Впервые - "Подснежник" на 1830 г., стр. 32.
Отрадное чувство (стр. 284). Впервые - "Северные цветы" на 1831 г., стр. 24.
К почтовому колокольчику (стр. 284). Впервые - Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", 1831, No 97, 5 декабря. Обычная грусть "сиротины на чужбине" заменяется яркой описательной картиной. Вместо расплывчатых эмоций и отчаяния - своеобразный путевой очерк в стихах, изображение народного быта: почтовый тракт, "колесистый дом" и "синие русские сарафаны". Звучит в тон и лад "ямщицкого романса", как бы являясь продолжением знаменитой "Тройки".
"Желанный гость, мой друг младой...") (стр. 285). Впервые - "Венок граций" на 1838 г., стр. 34. Относится к периоду олонецкой ссылки. По всей вероятности, написан в 1830 г. перед отъездом в Тверскую губернию. Глинка неоднократно обращался к Николаю I и Бенкендорфу с просьбой перевести его в другую губернию. "Три тяжких томительных года прошли с тех пор, как я, - писал Глинка в своем прошении, - нахожусь в великом несчастии, испытывая все тягости униженной судьбы и пребывания в стороне чужой и пустынной". За него хлопотали Жуковский, Гнедич, Пушкин. В 1830 г. Глинка по высочайшему повелению был переведен в чине штатского советника в тверское губернское правление. В Твери он женился на Евдокии Павловне Голенищевой-Кутузовой.