Стихотворения 1826-1830

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Глинка Ф. Н.
Категория:Стихотворение

Ф. Н. Глинка

Стихотворения

1826-1830

Буря

Гром

Стихии (К богу)

Всемогущество

Приближение господа любви

Восстановителю

Создателю

Луна

Голубице. Из псалмов Давида

Теперь и будет

Соразмерность

Возрасты

Правила ("Не видеть слабостей чужих...")

Правило ("Жена! Будь я другой, супруга...")

"Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется..."

Наука

Зачем?

Причины

Мечты

К луне

Два счастья

Дожди

Вера

Надежда

Любовь

Молитва

Обеты

Упование

Узник к мотыльку

Сравнение

Вздох

Поклоны

Илия - богу

Бог - Илие

Из псалма 43-го

К богу

Утреннее чувство

Кто он?

А ветер выл

Канарейка. Басня

Тоска больной Нины (Романс)

Глас

Призвание

Ночная весенняя картина

Вейнамена и Юковайна

Звуки

Листок и человек. Басня Степь

Романс (Перевод с французского) ("Восток краснеет за горою...")

Летний северный вечер

Мать-убийца

К лугу

Псалом 136

Несмысленность

Грусть в тишине

Глас к богу

От супруга супруге

Отрадное чувство

К почтовому колокольчику

Романс ("Желанный гость, мой друг младой!

1826-1830

БУРЯ

Что небо стало без лазури, 
И волны ходят по Неве, 
И тени облаков мелькают по траве? 
Я слышу приближенье бури. 
Я здесь не знаю, что творится надо мной, 
 
Уныло ветер завывает, 
И он как будто мне о чем-то вспоминает 
И будит давнюю какую-то мечту. 
О ветер, ветер! Ты свободен,- 
Зачем же рвешься в тесноту?.. 
Ах! Если бы я мог, оставя суету 
И в чувствах нов и благороден, 
Летать, как ветер по полям! 
И только рано по зарям, 
Прокравшись близ тюрьмы сторонкой, 
Несчастным узникам тихонько 
О чем-то милом напевать 
И горьких в сладкое забвенье погружать!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ГРОМ

Гремит! И воды запестрели! 
И слышен в воздухе как будто шум и крик 
И, вспыхнув, молнии на стеклах закипели! 
И часовой стоит, утупя в землю штык!... 
Где зарождаются сии кипящи громы? 
 
Зачем нам тайны познавать 
И, мыслями волнуясь, утомляться? 
Не лучше ли, во всем встречая благодать, 
Жить просто и всему по-детски удивляться! 

Между 9 марта - 31 мая 1826

СТИХИИ

К богу

Как хороши твои стихии! 
Какая свежесть на водах! 
И в ночи осени глухие 
Как весело огни светлеют в городах! 
И воздух твой то тих: его не видят взоры; 
То вдруг раскат морей сгибает в грозны горы 
И мчит в далекий путь чрез волны корабли!.. 
А как прекрасен вид послушливой земли. 
Когда на ней весна гуляет молодая 
И дымка вечера колеблется седая, 
И вся, душистая под зеленью, в цветах, 
Лелеется она в лазурных высотах!.. 

ВСЕМОГУЩЕСТВО

Ты можешь вдруг меня сравнить с презренным прахом - 
И вдруг опять из праха воскресить! 
Смутить мой дух, наполнить душу страхом - 
И вдруг опять развеселить! 
Ты ложе скорбное умел убрать цветами, 
Ты пролил аромат из золотых кадил, 
И томную главу страдальца осветил 
Во сне прекрасными мечтами, 
И свеял слезы с глаз дыханием любви! 
Мне снилось раз: я был над грозною рекою, 
Упал - и, вопия, искал тебя рукою, 
И ты извлек меня и мне сказал: "Живи!" 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ПРИБЛИЖЕНИЕ ГОСПОДА ЛЮБВИ

Когда ты близишься, душа моя пылает 
И всё во мне от радости дрожит; 
И кровь, как горный ключ, кипит, 
И мозг в костях моих играет. 
 
Какое нищему таинственное благо? 
Ты окропил уста какою сладкой влагой?.. 
Я узнаю... то ты и то... твоя любовь!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ВОССТАНОВИТЕЛЮ

И мыслью о тебе все помыслы светятся, 
И именем твоим уста услащены! 
И силы слабого тобой одним крепятся, 
И траты все мои в тебе возвращены! 
Да зацвету я вновь под промыслом святым, 
Как пальма свежая у нильского протока, 
Под небом сладостным Востока, 
Прекрасной Африки под солнцем золотым! 
В глуши, разбитая, былых градов стена 
Стоит одна, развалиной на пуще, 
Но обвивается зеленым, свежим плющем, 
Как животворная коснется к ней весна. 
О, будь моей весной, всеблагодатный царь! 
Да я, покинутый, как мертвый, 
 
Как древний, на степях отысканный алтарь! 

Между 9 марта - 31 мая 1826

СОЗДАТЕЛЮ

О ты, создавший дни и веки, 
Чьи персты солнца свет зажгли! 
Твои лазоревые реки 
Бегут, как пояса земли! 
И, под густым покровом ночи, 
На лов выходит дикий зверь, 
Доколь заря, отверзши дверь, 
Осветит человеков очи. 
И утра в ранние часы 
Всё дышит радостью святою: 
И кедр, одетый лепотою, 
И капля светлая росы. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ЛУНА

Луна прекрасная светила 
В тиши лазоревых полей 
И ярче золота златила 
 
А бедный узник за решеткой 
Мечтал о божьих чудесах: 
Он их читал, как почерк четкий, 
И на земле и в небесах. 
И в тайной книге прошлой жизни 
Он с умиленьем их читал, 
И с мыслью о святой отчизне 
Сидел, терпел - и уповал! 

Между 9 парта - 31 мая 1826

ГОЛУБИЦЕ

Из псалмов Давида

Ах, голубица! голубица! 
Зачем и я - не то, что ты? 
Зачем мне так тесна темница 
И недоступны высоты? 
Как слабы смертного усилья, 
Коль их бессмертный не скрепил!.. 
Когда б твои златые крылья 
И посребренье между крыл, 
 
Где вечно светит благодать, 
Чтоб, к горнему прильнувши трону. 
От дольней жизни отдыхать. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ТЕПЕРЬ И БУДЕТ

Еще любви закрыты двери; 
И мы, одебелев как звери, 
В угаре душной суеты, 
Бредем по стежкам тесноты. 
В устах полынь и руки - бритвы! 
Идем на жизнь, как для ловитвы: 
Везде добру короткий срок; 
На всё печать кладет порок, 
И в бедной жизни скорбь и краткость 
И на путях житейских шаткость; 
Душа полна неясных мук, 
И головы - пустых наук; 
Несем, как груз, приличий бремя! 
Но бог пошлет иное время: 
 
И будут сладостны уста 
И ласковы у смертных руки, 
И мы, как сон, забудем муки. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

СОРАЗМЕРНОСТЬ

Он не ханжа и не безбожник; 
И с языком и не кричит; 
И, как поверженный треножник, 
Он и с огнем и не горит! 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ВОЗРАСТЫ

Дитя покоится у матерней груди, 
У стража-ангела под мягкими крылами; 
И старец, путь свершив - меж бездн и меж скалами,- 
У бога под рукой утех за скорби жди! 
А добрый юноша на подвиг дней иди! 
Иди! но не теряй, в пылу житейской битвы, 
Из памяти - творца; из уст - святой молитвы! 

Между 9 марта - 31 мая 1826

Не видеть слабостей чужих; 
Быть в чувстве гордости убогим; 
Быть очень кротким для других, 
А для себя быть очень строгим. 
Будь слеп для слабостей чужих! 
Будь в чувстве гордости убогим; 
И очень кроток для других 
И для себя будь очень строгим. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ПРАВИЛО

Жена! Будь я другой, супруга,- 
Любя, о нем не рассуждай! 
Ты друг?- люби и уважай 
Со всеми слабостями друга!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

* * *

Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется: 
Кто плакал поутру, тот к вечеру смеется. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

НАУКА

Как в шахматы играть, так в свете должно жить: 
 
Смотри, чтоб с умыслом - и даже ненарочно - 
На клеточку чужую не ступить. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ЗАЧЕМ?

Откуда к нам взялись расчет, заботы, счеты? 
Зачем на мир пришли они? 
Чтоб, завлекая всех в убытки и отчеты, 
Мостить работы на работы 
И делать медными златые жизни дни!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ПРИЧИНЫ

Всему причиной - суета! 
Воображения игривость, 
В словах и мыслях торопливость, 
В делах и в чувствах - пустота!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

МЕЧТЫ

Мечты - душевные игрушки! 
Кто вами тешиться не рад? 
И стены маленькой избушки 
 
Но осторожно должно вами 
Играть - и только иногда: 
Как за болотными огнями, 
За вами кроется беда!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

К ЛУНЕ

Среди безмолвия ночного 
Луна так весело глядит, 
И луч ее у часового 
На ясном кивере горит! 
Ах! Погляди ко мне в окошко 
И дай мне весть о вышине, 
Чтоб я, утешенный немножко, 
Увидел счастье хоть во сне. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ДВА СЧАСТЬЯ

Земное счастье мне давалось, 
Но я его не принимал: 
К иному чувство порывалось, 
 
Нашел ли?- тут уста безмолвны. 
Еще в пути моя ладья, 
Еще кругом туман и волны, 
И будет что? - не знаю я! 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ДОЖДИ

Шумят весенние дожди, 
Под ними зеленеют нивы, - 
Зачем же слышу я в груди 
Порой тоскливые порывы?.. 
Творец! Пошли свой чистый дождь: 
Омой с меня мой прах греховный; 
И будь ты пастырь мой духовный 
И к новой жизни лучший вождь!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

К СОЛНЦУ

Пали меня, пали, златое! 
С твоих высот без облаков; 
Да снидет с неба отнятое 
Грехами у земных сынов!.. 
 
Как ты, любовию горел 
К тому, кто благостью незримой 
Меня кормил, берег и грел!.. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ВЕРА

Когда кипят морей раскаты, 
И под грозой сгорают небеса, 
И вихри с кораблей сдирают паруса, 
И треснули могучие канаты, 
Ты в челноке будь Верой тверд! 
И бог, увидя без сомненья, 
Тебя чрез грозное волненье 
На тонкой нитке проведет... 

Между 9 марта - 31 мая 1826

НАДЕЖДА

Под черною ночью, на белом коне, 
Скакал паладин по буграм, чрез овраги; 
И нет уж в нем силы и нет уж отваги; 
Но вдруг заяснел огонек в стороне: 
И радостно поднял усталые вежды, 
 
Ах, как не узнать?.. то Надежды, 
Надежды златой огонек... 

Между 9 марта - 31 мая 1826

ЛЮБОВЬ

На степи раскаленной, широкой, 
Где не слышно, не видно отрадных ручьев, 
Исчезал, без воды, человек одинокой; 
Вдруг послышал он тихий и ласковый зов: 
"Оглянись, человек, и напейся, 
И напейся студеной воды! 
Уповай и люби и надейся - 
И, как жажда, исчезнут беды!" 
Он взглянул - и прекрасная, с чашей, 
Перед ним, как видение снов: 
Ничего он не видывал краше, 
И душа в ней узнала - Любовь. 

Между 9 марта - 31 мая 1826

МОЛИТВА

О, не прогневайся, мой боже! 
 
Сетей, страстей - добыча, раб... 
Себе пеняю я - и что же? 
Я знаю грех, - его бежать 
Есть воля, но при ней нет силы! 
Как челном утлым управлять, 
Когда бугрятся, как могилы, 
Валы на пенном лоне вод? 
Пловец тревожный видит, знает. 
Что недалек водоворот, 
Но челн насилье увлекает... 
Я сей пловец: мой бедный челн 
Влечется жизни треволненьем. 
Я часто лучшей воли полн; 
Но вдруг встречаюсь с обольщеньем, 
И твердый я - уж слабый я!.. 
Порой еще борюсь с собою, 
Мне цель еще ясна моя; 
Но чем-то мощным, как судьбою, 
Отброшен прочь от цели - и... 
 
Так в лоне мирной ладии 
От зароненной искры пламень 
Вдруг побежит по парусам: 
Рыбарь проснулся, и не знает, 
Себя не понимая сам, 
Куда? и как?... и воздевает 
Лишь молча руки к небесам... 
Вот истый образ!.. В сей напасти 
Свое былое узнаю: 
Так, незагашенные страсти, 
Я помню, и мою ладью 
Зажгли, и, весь огнем объятый, 
Под грозной бурей я летел; 
Но ты - хвала тебе трикраты! - 
Ты сам!.. И я и челн мой цел!.. 

1826

ОБЕТЫ

Небесный царь! Твои обеты 
Как чистый ароматный мед, 
Как детства золотые леты, 
Как от алмаза тихий свет. 
 
Как в зной прохладное млеко; 
Пред ними чувства расцветают, 
И на душе от них легко!.. 

1826

УПОВАНИЕ

Как опирается пловец 
Ретивой грудию на волны, 
Так на твою любовь, Отец! 
Я оперся, надежды полный... 
Играй, волна! кипи, волна! 
Пылай, гроза! шуми, ненастье! 
Запала в душу мысль одна: 
"Я где-нибудь да встречу счастье!" 

1826

УЗНИК К МОТЫЛЬКУ

Дитя душистых роз и поля! 
Зачем сюда ты залетел? 
Здесь плен и скучная неволя: 
Я уж терпеньем накипел, 
Забыл о радостях в природе, 
О тихом счастии в лесах; 
 
И по родимых небесах. 
Лети ж на волю - веселися! 
И в золотой рассвета час 
Святому богу помолися 
И будь у счастья гость за нас! 

1826

СРАВНЕНИЕ

Как светел там янтарь луны, 
Весь воздух палевым окрашен! 
И нижутся кругом стены 
Зубцы и ряд старинных башен. 
Как там и вечером тепло! 
Как в тех долинах ароматно! 
Легко там жить, дышать приятно, 
В душе, как на небе, светло; 
Всё говор, отзывы и пенье. 
Вот вечер, сладостный, весенний, 
Страны, где жил я, как дитя, 
Среди семейной, кроткой ласки, 
Где так меня пленяли сказки... 
 
Мой челн, в безбрежное умчала; 
Я слышал, подо мной урчала 
И в клуб свивалася волна; 
И ветры парус мой трепали... 
Ах, часто чувства замирали 
И стыла кровь. Скучна страна, 
Куда меня замчали бури: 
Увы, тут небо без лазури! 
Сии бесцветные луга 
Вовек не слышат пчел жужжаний, 
Ни соловьиных воздыханий; 
И тут, чрез мшистые брега, 
Как горлик, ястребом гонимый, 
Летит весна, как будто мимо, 
Без ясных, теплых вечеров... 
Ничто здесь чувства не лелеет, 
Ничто души не отогреет, 
Тут нет волшебных жизни снов; 
Тут юность без живых волнений, 
 
И, как надгробие, стоит, 
Прижав криле, безмолвный гений. 

1826

ВЗДОХ

Брега пустынные темнеются как коймы, 
Онега зеркалом лежит; 
И паруса сложили соймы... {*} 
Ничто не движется, безлюдный берег спит. 
И волны тихие смешались с небесами, 
Чуть слышен гул грозы - и молния горит 
Над повенецкими лесами... {*} 
Торчат, как призраки, огромные скалы, 
Природы древние обломки. ** 
Зачем уснули вы, кипящие валы? 
Где ты, порывный ветр? Где вихри в свистах 
звонких?
Вы, древние жильцы в сих горных теснотах, 
Мой вздох к моим друзьям промчите в высотах! 
Вас просит грустный преселенец; 
Скажите им, что он, в пустынных сих местах, 
О них тоскует, как младенец. 

1826

** Город Повенец (уездный, Олонецк. губ.) окружен древними дремучими лесами, в стране дикой и почти безлюдной.

*** Здешние скалы, по свойству своему, почти все принадлежат к обнаженной горнокаменной породе, называемой брексия. Полагают, что это обломки первосозданных гор, разрушенных движением великих вод, которых следы везде запечатлены на почве здешних полей, загруженных каменьями, песком и раковинами.}

ПОКЛОНЫ

Месяц, в мутных облаках, 
Бледно серебрился, 
На встревоженных волнах 
Мой челнок носился... 
 
Я молвил: "Коль угожу 
К пристани защитной, 
Сто поклонов положу 
С песнию молитной!.." 
 
Буря взвыла... в корабле 
Слышны плач и стоны; 
А я цел в своем угле, 
И кладу поклоны... 

1826(?)

ИЛИЯ - БОГУ

Мы ждем и не дождемся сроков 
Сей бедственной с нечестьем при: 
 
Твои разбили алтари!.. 
Проснись, бог сил, заговори! 
Нет места для твоей святыни, 
И я теперь, жилец пустыни, 
Я плачу пред тобой один!.. 
А ты им терпишь, властелин 
Земли, морей и облаков! 
Ты терпишь от своих рабов!!! 

1826 или 1827

БОГ - ИЛИЕ

Не сокрушайся, мой пророк! 
На всё есть час, на всё есть срок; 
Пускай, кичась, растет порок: 
Будь зло добру в святой урок!.. 
Но не грусти! Твой господин 
Здесь не совсем еще один: 
Не все пошли к Ваалу в сети! 
Есть тайные у бога дети, 
Есть тайный фимиам сердец, 
 
Они бегут ко мне украдкой, 
И я являюсь втайне к ним; 
И их лелею, просветляю 
Высоким, истинным, святым! 

1826 или 1827

ИЗ ПСАЛМА 43-ГО

Забыл ты нас, забыл нас, боже! 
Враги пируют праздник свой: 
Вчера ругались, ныне тоже 
Над нашей бедной головой!.. 
 
Ты продал, боже, за бесценок 
Негодных нас, твоих рабов, 
И малолеток и ребенок 
Ведут нас, как в ярме волов... 
 
Не за тебя ли ж, боже! боже! 
Играют нашею судьбой, 
И стерегут нас строже, строже, 
Как обреченных на убой!.. 
 
Отец! Ты отвращаешь взоры 
 
И враг дождит на нас укоры 
И бьет нас прутом, как детей! 
 
Восстань же, боже! Что ты дремлешь? 
Мы именем твоим святым 
Тебя зовем... Но ты не внемлешь: 
Ты предал нас врагам твоим!.. 
 
Но и под гнетом горькой доли 
Мы верными тебе стоим 
И, вопль тая душевной боли, 
Друг другу смело говорим: 
 
Не воссылай чужому богу 
Молитв из трепетной груди; 
Рассей все страхи, всю тревогу 
И к богу своему иди!.. 

1826 или 1827

К БОГУ

Я не могу тебя с холодностью любить 
И говорить с тобой бесслезными очами: 
Я не могу тебя хвалить 
 
Жизнь, жизнь во мне кипит, 
Как многошумный ток весенний; 
Душа зажглась, душа горит, 
И грудь тесна от вдохновений... 
Мой бог! я в выраженьи слаб; 
Я в пении косноязычен; 
Земли отродие и раб, 
Еще я к небу не привычен... 
Коснись твой шестикрылый мне 
Горящим углием языка! {*} 
Да совершит мне глас великий, 
Да даст мне весть о вышине! 
Давно земным засыпан прахом, 
Таюсь, как червь, в земной тиши, 
Одеян скорбию и страхом... 
Но ты тенета разреши - 
И миг - и гость я над звездами 
Родимых ангельских полей: 
Там правда с горними судьями 
 

1826 или 1827

{* Сие выражение объясняется видением Исайи в 1-й пророка.}

УТРЕННЕЕ ЧУВСТВО

Я рано поутру вставал, 
Когда еще алело небо, 
И душу гладную питал 
Молитвы кроткой сладким хлебом. 
И в теплом воздухе потом, 
Когда лучей и дня разливы 
Златили лес, скалы и нивы, 
Я, в восхищении святом, 
Без бурь, без помыслов - свободны 
В каком-то счастьи утопал 
И, мнилось, с воздухом вдыхал 
Порыв к святому благородный - 
И быть земным переставал! 
Но суетливость пробуждалась, 
И шум касался до меня... 
И вдруг душа моя сжималась, 
 

1826 или 1827

КТО ОН?

Дугой нахмуренная бровь; 
Как смоль вихристый, крупный волос; 
Понурый взгляд, неясный голос... 
Он не шутлив, и не суров, 
И не задумчив; но игривость 
Ему совсем незнакома: 
В душе он носит горделивость, 
И на челе печать ума... 
И в мире ой дикарь пустыни, 
Не любит наших мелких нужд, 
Всего утешного он чужд; 
Дрожит при имени святыни; 
Он в обществах учтивый гость, 
Но тверд и холоден, как камень; 
Под языком таится злость; 
В очах порою вспыхнет пламень; 
Но этот пламень - не любовь! 
 
И на кладбище, и на трупы... 
Перед его умом все глупы... 
Вошел, взглянул - и всё насквозь, 
Глядит - глаза, порою, врознь... 
Глядит - и видит все изгибы 
Души, и мыслей, и сердец! 
Рыбак не сторожит так рыбы, 
Как он, недремлющий ловец, 
Подстерегает взгляд и слово... 
Он души смертных прочитал, 
Постиг земные заблужденья, 
И, чуждый к слабым сожаленья, 
Он, гордый, сам себе сказал: 
"Они мои!.. Слепые дети! 
Я ваши жребии держу: 
Нужна ли хитрость? - кину сети; 
Потребна сила? - я свяжу... 
Я всё, обдумав, начинаю, 
И терпеливо я люблю; 
 
Единым словом: я всё знаю". 
И знают, мнится, все его, 
И нехотя при нем таятся, 
И гостя скромного боятся, 
Не зная сами отчего... 
Он тих и никого не тронет, 
Он словом не обидит вас, 
Но мать дитя свое хоронит 
От зорких нечестивца глаз... 

1826 или 1827

А ВЕТЕР ВЫЛ

За полночь пир, сиял чертог, 
Согласно вторились напевы; 
В пылу желаний и тревог 
Кружились в легких плясках девы; 
Их прелесть жадный взор следил, 
Вино шипело над фиялом, 
А мрак густел за светлым залом, 
А ветер выл! 
 
И слава стихнула вельможи: 
В дому день со днем глубже мир; 
Ложится пыль на пышны ложи, 
В глуши тускнеют зеркала, 
В шкафах забыты знаки чести; 
На барских крыльцах нет уж лести, 
И мимо крадется хвала... 
И всё в дому пустынно было, 
Лишь сторож изредка бродил, 
Стучал в металл и пел уныло, 
А ветер выл! 
Уж нет садов и нет чертога, 
И за господ и за рабов 
Молили в ближней церкви бога, 
Читали надписи гробов, 
Дела усопших разбирали. 
Но мертвых мир живой забыл: 
К ним сыч да нетопырь слетали, 
А ветер выл! 

КАНАРЕЙКА

Басня

Канарочку Оленушка купила; 
Как няня, нянчилась с пташуркой, берегла, 
И белым сахаром из алых уст кормила 
Любимицу... и вот уж птичка так смела 
И так мила:
Лишь стукнут чашками, она как тут была, 
И каждый день поутру, у стола, 
  Кружит, проказит - и без спроса, 
  Хозяйкой чайного подноса, 
  То сахар, то бисквит клюет, 
  А между тем поет, поет... 
И страх как пташечку Оленушка любила, 
  И очень ею дорожила. 
Но девушек любовь - послушать старика - 
Полегче перушка, потоньше волоска! 
Сдружилась Ленушка с котом-мурлыкой: 
Настанет день - он тут; сидит угрюмый, дикой, 
  А птичке это не под стать. 
 
Манят - нейдет! а барышня сердиться, 
И в слезы, и шуметь... А няня ей совет: 
  "Олена Ниловна, мой свет! 
Уж ты на возрасте - пора бы вразумиться: 
Загадка, матушка, ведь очень-то проста: 
Ну, хочешь с птичкой быть, так выгони кота!" 

1826 или 1827

ТОСКА БОЛЬНОЙ НИНЫ

(Романс)

С тех пор, как мы разлучены судьбой, 
Я на одре в болезни и в томленье: 
Полсердца ты, о друг, увез с собой! 
Полсердца мне оставил на мученье. - 
Я жду тебя!..
Я вяну, друг! меня теснит тоска! 
Моя заря как вечер мне унылый! 
Едва с пером подъемлется рука, 
Тебе сказать едва имею силы: 
"Я жду тебя!" 
 
Когда земля и небо в тишине; 
Мои от слез пылающие очи 
Твой образ зрят - во сне и не во сне! 
Я жду тебя!..
Но мысль одна, что мы, рука с рукой, 
Пойдем, о друг! по жизненной дороге, 
В больную грудь мне сладкий льет покой, 
И, всё забыв: сомненье и тревоги, 
Я жду тебя!.. 
Я жду тебя, как вестника с небес! 
В стране земной, где всё печаль и мука, 
Где мы за всё так много платим слез, 
Но где всего, всего страшней разлука. - 
Я жду тебя!..

1826 или 1827

ГЛАС

Слуху моему даси радость и веселие.

Псалом 50

Чей шепот в душу проникает? 
Кто говорит мне: "Веселись! 
 
Уж годы скорби пронеслись. 
Уже грехов истерлись цепи, 
И расклепались кандалы: 
Оденутся дубровой степи 
И жатвы взыдут на скалы. 
Настанет новых дум порядок; 
Свершится ряд заветных числ; 
И тайны вековых загадок 
И прорицаний темных смысл 
Постигнут люди, - и мгновенно 
Воспрянет всяк, как пробужденный 
От тяжких, воспаленных снов: 
Пройдет пиянство шумной злобы, 
И в пятичувственные гробы 
Войдет вторая жизнь - любовь! 
Повеет сладкое прощенье 
Над осужденною землей, 
И потечет благословенье 
На широту земных полей. 
 
И - дети пред лицом отца - 
Друг к другу кинутся в объятья 
И сложат в длань его сердца". 

1827

ПРИЗВАНИЕ

Явись к нам, господи, явись! 
Создатель! Покажись созданью, 
Перед детьми разоблачись 
И положи конец страданью! 
 
Оставь свой меч, оставь перун, 
Простри с любовью к детям руки! 
Мы - как слетевшие со струн 
Давно рассеянные звуки! 
 
Друг другу чужды и тебе, 
По дебрям носимся в пустыне, - 
Усвой рассеянных себе, 
Сбери нас во своей святыне. 
 
Оставь свой суд, будь ласков к нам, 
Над нашей сжалившись судьбою, 
Дозволь припасть к твоим стопам, 
 
 
Какую повесть грустных лет 
Тебе твои расскажут дети! 
С тех пор как твой угаснул свет, 
Нас облегли беды и сети!.. 
 
Создатель неба! Отпахни 
Покров высот твоих лазурных 
И на несчастных нас взгляни, 
Пловцов в водоворотах бурных... 
 
Мы растеряли паруса, 
И руль и снасти растеряли, 
С тех пор как тишь и небеса 
На мрак и бури променяли. 
 
Стуча ладьями о скалы, 
На шумном кипятке волненья, 
Мы средь роптаний и хулы 
Скользим к сомненью от сомненья... 
 
Но что тебе, о боже сил, 
Хулы, и вопли, и сомненья? 
Земля рябеет от могил, 
 
 
Уже ворочаются в них 
Отбывших поколений кости; 
К ним весть бежит с небес твоих, 
Что ты придешь к ним, боже, в гости! 
 
Приди же к нам, дай небо нам, 
Пролей на нас живую росу,- 
Мы все к тебе; к твоим стопам 
И смерть свою положит косу. 

1826 или 1827 (?)

НОЧНАЯ ВЕСЕННЯЯ КАРТИНА

Опять весна!.. На чувства нега веет... 
Двенадцать бьет, столица спит; 
Великий пост!.. нет шуму... всё говеет... 
Двухградусный мороз чуть-чуть свежит... 
В стекло и в синево канала 
Небес открытых вышина 
Свои все звезды пороняла... 
И, мнится, каждая, коснувшись дна, 
Как золотая искра, тлеет!.. 
 
Вниз опрокинутых палат; 
И тень прохожего мелькает полосою - 
И он любуется картины сей красою!.. 

Между 1826-1828

ВЕЙНАМЕНА И ЮКОВАЙНА {*}

Раз разумный Вейнамсна 
И безбрадый Юковайна, 
Встретясь в быстром санном беге, 
Полоз за полоз задели, 
С треском сшиблися их дуги! 
И воскликнул Юковайна: 
"Стой! тому лежит дорога, 
Кто из двух нас больше знает; 
А тому долой с дороги, 
Кто с другим неровен в знаньи. 
Вот: я знаю тайны бездны, 
Как, когда пахали море, 
Знаю, как делили землю, 
Как столпы творили в небе. 
 
Знаю, как круглили холмы!!!" 
Тут старый Вейнамена, показав силу
свою над молодым Юковайною,
говорил так:
"Детский разум! Бабья мудрость! 
Дерзкий мальчик, безбородый! 
Ведай: я расширил воды! 
Я обвел брегами бездны! 
Я пахал долины моря, 
Я делил поля земные! 
В небе я ж столпы поставил! 
Я взбугрил и сини горы, 
И холмы скруглил всё я же!" 
Юковайна смирился и, ласкаясь,
вызывал Вейнамену к пению:
"Пой мне, пой мне, Вейнамена, 
Сладкий, светлый небожитель!" 
Но разумный Вейнамена 
Дал ответ ему советный: 
"Рано, рано петь нам песни] 
Не пора будить блаженство!" 
Однако ж, видя неотступность
младого Юковайны, старый бог
песнопения воспел и...
Вздулись щеки, в членах трепет, 
И кремнистый берег треснул; 
И границы заскрипели 
От напева Вейнамены; 
Распахнулись двери Норда 
И расселись своды неба 
От напева Вейнамены! 

1827 или 1828

{* Сей образчик финской поэзии с соблюдением аллитерации, т. е, повторения одной и той же буквы в каждом стихе, из книги: "Ueber die Finnische Sprache und ihre Litteratur"; экземпляр сей книги получил я от самого сочинителя г-на Шегрена, который был здесь (в городе Петрозаводске) в исходе прошлого года.}

УСЛУГА ОТ МЕДВЕДЕЙ

(Быль)

  Уж осень очень глубока: 
Пустынней лес, полней река; 
  Краснеет даль главой кудрявыя рябины, 
И гриб и груздь под соль идет, 
 
И щебетливые сбираются в отлет 
  Куда-то за море касатки... 
Хозяйка в огурцы кладет пахучий тмин, 
Пустеет огород, поля и нивы гладки. 
Но пахнет лакомо дымящийся овин 
  Зерном подсушенного хлеба... 
И вот уж сумерки подкрались как-то с неба, 
  Осенний день завечерел, 
И страшный брянский лес темнел, темнел; 
На стороне маячилась избушка, 
В ней жил Мирон с женой и матерью-старушкой. 
Вот к ним стучат: "Пустите на ночлег! 
Мы двое вчетвером, но нет от нас помехи; 
А завтра вам доставим смех, 
Пирушку с пляской и потехи!" 
  То были два поводыря 
И с ними два огромные медведя. 
  Мужик, гостей благодаря, 
Сказал мальчишке: "Ну, брат Федя! 
 
Я новосел; в избе нам негде поместиться: 
Живу с старушкою, с парнишкой да с женой". 
Вот ужин прочь, и всяк в своем углу ложится; 
  Но гостю одному не спится: 
Здоров, и на сене, и хорошо поел, 
И уж медведь его, свернувшись, захрапел, 
Товарищ тож храпит из всей поры и мочи. 
  Уж время близко полуночи, 
А к гостю всё не сходит в гости сон, 
  И вдруг почуял он 
Какой-то шум, какой-то стон протяжный... 
Могучий, молодой и по душе отважный, 
Он из сарая вон, глядит, глядит: 
Изба в огне, но не горит! 
Он под окошко: видит... худо! 
Ватага удалых, их было семь на счет 
(В стране лесной, в глуши безлюдной), 
Хозяина, скрутив, на вениках печет 
И гаркают: "Давай казну!" 
Тож связана... Вот наш к товарищу:
"Вставай-ка!
Смотри: вот так и так! Медведей прочь с цепей - 
И по дубине им: скорей, скорей!" 
Встают, бегут в избу - там двери на запоре. 
Но ведь не свой же брат медведь!.. Не шутит в споре, 
Притом зверей толкнули под бока: 
"Бей, Мишка! Мишка, бей!.." И двери розно! 
И входят витязи с дубинами прегрозно. 
  От радости у мужика 
Душа дрожит, а воры - кто куда попало. 
Однако ж им на пай достаточно достало! 
Связали нескольких - и в земский суд. 
И судьи - если мне рассказчики не лгут - 
Медведей налицо, по форме, призывали: 
  Уж, разумеется, они желали 
  Удостовериться, узнать, 
  Хотя бы с ставкою очною, 
  Что могут иногда, порой иною, 
 

1827 или 1828

ЗВУКИ

1

Порой в полночной тишине 
В глухой, безлюдной стороне 
Я слышу песнь, я слышу звуки - 
И сердцу сладостны они, 
Как детства золотые дни! 
От них стихают сердца муки. 
Незримый тенор! твой напев 
Сквозь душу с роскошью проходит, 
Как ясный взор невинных дев. 
Не знаю я, отколь приходит 
Сей глас, как отзыв горних стран; 
Но с ним целенье скорбных ран; 
Он сладостно питает думу. 
Молчат светила в вышине, 
Леса наземные без шуму; 
Но в сей безгласной тишине 
В глухой безлюдной стороне, 
Скрестя на грудь в покое руки, 
 

2

Опять они! всё те же звуки! 
Там, где-то там, в туманной мгле, 
Белее снега чьи-то руки 
На звонком движутся стекле, - 
И жизнь и песни под перстами! 
Вон - там, незримыми устами, 
О чем-то чудном говорят. 
Сдается мне, поют про тайны 
Плывущих в синеве миров, 
О мятежах земли случайных, 
О дивном жребии веков: 
Возвышен голос сей и важен! 
Как в ясном хрустале вода, 
Он чист - и сладостно-протяжен, 
Как чувство радости, когда 
Мы, после долгия разлуки, 
Пред девой милою сидим 
И молча в очи ей глядим. 
Опять они! всё те же звуки!.. 

3

 
И стихнут голоса в многоглагольном граде, 
Я слышу в тишине - опять они! 
Как челн в волнах - душа в отраде... 
О чем поют, не знаю сам, 
Но с песнью сей - як небесам! 
Звучите ж вы, чарующие звуки! 
Целите ж вы души скорбящей муки! 
В часы святой, полночной тишины, 
Отвеяв дня тоскливого заботы, 
Вы так светлы, как луч луны, 
Скользящий с ясной позолоты. 

1827 или 1828

ЛИСТОК И ЧЕЛОВЕК

(Басня)

От ветки дерева цветущего листок 
Упал, от ветерка, в струистый ручеек 
  И поплыл, поплыл, всё с волнами, 
  Тихонько, с пеною, кружась; 
То между гладкими, душистыми полями, 
 
Порой чрез древний бор; в потемках, под скалам"; 
  И уж нельзя бедняжке стать 
И потянуться вверх, чтоб хоть на час опять 
  Быть гостем дерева родного: 
Иная для него судьба готова... 
Каким еще стихом рассказ мой заверстать? 
Листок и человек различны благородством - 
Но здесь у обоих в судьбе большое сходство! 

Между 1827-1829

СТЕПЬ

Как беспредельна ты, безлесная пустыня! 
Где долго нежится в тиши степной арбуз 
И златобокая душисто зреет дыня. 
Там весело: не зная наших уз 
И не пленяяся большими городами, 
Кочуют с пестрыми стадами 
В кудрявых смушках чебаны, 
И с звонким топотом несутся табуны, 
И под густым заслоном ночи 
Горят, как светочи, недремлющие очи 
 
И слышен по зарям порывный свист сурков 
И вот орел стрелой пустился, 
И змей, крутясь, шипит в его когтях; 
Но сизоперый вверх... и скрылся 
В раззолоченных облаках!.. 

Между 1827-1829

РОМАНС

(Перевод с французского)

Восток краснеет за горою, 
Седлай мне чалого коня! 
Любовь, любовь зовет меня!.. 
Когда б мне утренней порою 
Еще у милой побывать, 
Еще одно "прости!" сказать! 
 
Дай шарф, Раисой подаренный, 
Ее слезами орошенный: 
В боях, в турнире - он мой щит! 
Когда ж судьба меня сразит, 
Когда навек расстанусь с милой, 
 
 
Весна с дубравными певцами 
Сошла волшебницей с небес; 
Помолодел нагорный лес; 
Касатки вьются над зубцами. 
И всё толпой в волшебный плен, 
Живет и дышит наслажденьем; 
Лишь я, судьбы моей веленьем, 
Бегу от сих зубчатых стен! 
 
Лобзаясь нежно ветерками, 
Я стану думать, что я с ней, 
Ее лобзаюся устами... 
Но стоны горести моей 
Пошлю я к милой с стоном бури. 
Где конь, мой конь? Уж день в лазури! 
Нас ждут, летун! пора лететь 
Проститься с ней - и умереть! 
 
"Не плачь, о друг мой неизменный! 
Как быть? Не нам владеть судьбой: 
Есть вечный мир - за жизнью бренной, 
 
Не унывай!.. я буду славен! 
Вот плетень из твоих власов, 
Вот шарф! он мой, с ним кто мне равен) 
Прости!.." И уж не слышно слов!.. 

ЛЕТНИЙ СЕВЕРНЫЙ ВЕЧЕР

Уж солнце клубом закатилось 
За корбы {*} северных елей, 
И что-то белое дымилось 
 
С утесов, шаткою стеною, 
Леса над озером висят 
И, серебримые луною, 
Верхи иглистые торчат 
 
Сюда от беломорских стран 
Ворвался наглый ураган - 
И бор изломан, как солома... 
Окрестность дикую пестря, 
 
И на томпаковое небо 
Взошла кровавая заря. 
Питомец ласкового юга 
Без чувств, без мыслей вдаль глядит 
 
О ней ни с кем не говорит. 

{* Корбами называют здесь (в Олонецкой губернии) самые дикие места в глухих лесах, где ели, сплетая вершины свои, составляют довольно твердый свод над влажно-каменистым грунтом. В сих затишных уютах сохраняется и зимою такая степень теплоты, что чижи целыми стадами ищут там себе убежища.

** Буреломом (технический термин у лесоводов) называют валежник или гряду леса, поваленного бурею.}

МАТЬ-УБИЙЦА

 
В изломах молнии горят, 
Дрожащий грома перекат 
Бежит и стонет над лесами. 
Гроза и ночь! И, над водой, 
 
Полузавешенный власами. 
Одежда - рубище; она, 
При свете молнии бледна, 
Мертвец недвижный, - только очи 
 
И вдруг я слышу: "В лоне ночи, 
Вот он! вот он! раскат волны, 
Качай малютку с лаской нежной: 
Он мой! он мой! его ко мне! 
 
Мне было сладко по весне 
Дышать любовью, ждать свиданья, 
И долгий шепот и лобзанья 
Из уст устами похищать. 
 
Мою докучливую мать! 
Условный знак... и я летела... 
И скоро на руках моих 
Дитя прелестное явилось: 
 
В глазах малютки так светилось... 
Куда девать? - Близка вода... 
Едва окутав пеленою, 
Несу... бегу, полна стыда, 
 
Ко мне! ко мне! зовет к себе - 
Иду!.. На мне горою волос!" 
Своей покорная судьбе, 
Она в волнах - и стихнул голос. 

К ДУГУ

Зеленый луг! Зеленый луг! 
Как расстилаешься ты гладко, 
Как отдыхает тут мой дух, 
 
 
Ах, если б так, ах, если б так 
Постлался путь наземной жизни! 
Смелей бы я сквозь вихрь и мрак 
Спешил к сияющей отчизне, 
 
 
Стоят, как призраки, от века, 
И с них летят, кипят валы: 
Трудна дорога человека!.. 
 
Зеленый луг! Зеленый луг! 
 
И успокой мой томный дух 
И дай задуматься мне сладко! 

<1829>

ПСАЛОМ 138

 
При дальних, неродных реках, 
Мы по родном своем Сионе 
Грустили молча и в слезах. 
 
На серебристых ветвях ивы 
 
И с струн их отзывы плаксивы 
Срывала буря чуждых стран. 
 
"Зачем для песен Иеговы 
Вы жизнь не взбудите в струне? 
" - говорят нам. "Что вы? 
Как нам играть в чужой стране?.. 
 
Забудь меня, моя десница, 
Когда тебя забуду я, 
Иерусалим - царей столица, - 
 
 
Припомни, бог, как сын Эдома 
Наш град неистово громил: 
И меч и пламень в дом из дома, 
Как лютый вихорь, разносил! 
 
 
На злую Вавилона дщерь, 
И от кого терпеть ей будет 
За то, что терпим мы теперь? 
 
Блажен, кто, стоны преселенцев 
 
И плачущих твоих младенцев, 
Взмахнув, о камень расшибет!.." 

Между 1826-1830

НЕСМЫСЛЕННОСТЬ

 
И с кем? - С созданием своим! 
Твой наступ строже, строже, строже, 
А мы как мертвые стоим, 
И, как погибший, утопаем 
 
Великой вести не внимаем, 
Угроз не слушаем твоих! 
И рати ангелов дивятся 
Окаменелости людей: 
"Не их ли горы так дымятся, 
Не к ним ли, в тайну их грудей, 
Теснится страх, и души ноют, 
Не к ним ли глад и смерть с войной? 
Мы видим казнь, и бури воют 
Так говорят небесны силы! 
А мы не слышим и не зрим, 
И, как под камнями могилы, 
Своим гниеньем дорожим!.. 

ГРУСТЬ В ТИШИНЕ

Объято всё ночною тишиною, 
  Луга в алмазах, темен лес, 
И город пожелтел под палевой луною, 
 
Но влажные мои горят еще ресницы, 
И не утишилась тоска моя во мне; 
Отстал от песней я, отстал я от цевницы: 
Мне скучно одному в безлюдной стороне. 
   
  И, склонивши главу, 
Я брожу и без дум и без цели; 
  И в стране сей пустой, 
  Раздружившись с мечтой, 
 
  И весна прилетит 
  И луга расцветит, 
И калека на миг воскресает, 
  Зеленеет главой, 
   
Пробужденную жизнь испаряет; 
  И, завидя конец, 
  Половинный мертвец 
Понемногу совсем замирает! 

ПЕСНЬ БРОДЯГИ

От страха, от страха 
Сгорела рубаха, 
Как моль над огнем, 
 
 
И маюсь да маюсь, 
Как сонный скитаюсь 
И кое-где днем 
Всё жмусь за углом. 
 
 
Под сонным подушка 
Вертится, горит. 
"Идут!" - говорит... 
 
Полиция ловит, 
 
То сеть, то капкан: 
Пропал ты, Иван!.. 
 
А было же время, 
Не прыгала в темя, 
 
Хоть жил без гроша. 
 
И песни певались... 
И как любовались 
Соседки гурьбой 
 
 
Крест киевский чудный 
И складень нагрудный, 
Цельба от тоски, 
Мне были легки. 
 
 
Что камень жерновый, 
Что груз на коне 
Стал крест мой на мне! 
 
Броди в подгороднях, 
 
Являться не смей: 
Там много людей!.. 
 
. . . . . . . . . 
Мир божий мне клетка, 
 
За мной уж народ... 
 
Собаки залают, 
Боюся: "Поймают, 
В сибирку запрут 
 
 
От страха, от страха 
Сгорела рубаха, 
Как моль над огнем, 
На теле моем!.. 

ГЛАС К БОГУ

Отца и матери я, боже! не имею, - 
Отца и мать собой ты заменяешь мне; 
Я одинок и чужд в сей чуждой мне стране: 
 
  Душа как будто замерла: 
  Она умучена и страхом и бедами; 
И жизнь моя - тропа, которая легла 
На высях меж стремнин и льдами... 
 
Зачем ей говорить о том, что было прежде, 
Когда уж вход живительной надежде 
Затворен в душу навсегда?.. 
И вас, былых друзей, уже не стало - слезы! 
 
В стопы вонзаются занозы, 
И бегает за путниками страх: 
Везде предатель иль крамольник; 
Любви и веры нет ни в ком! 
 
Язвит, как аспид, языком!.. 

Между 1827-1830

ОТ СУПРУГА СУПРУГЕ

(Кн. Н. Ф. Г.)

Как я тебя узнал, 
Увидел, понял и сказал: 
"Вот та, в которой мне судьба готовит друга! 
Она, или никто!.. Ее душой любить, 
 
И детскую ее беречь, лелеять младость; 
И ею для нее - и с нею только жить; 
  И сердцем в сердце брать участье; 
  Вот для души влюбленной счастье!.." 
   
И в храме божием она дала мне руку; 
Я позабыл былых печалей муку, 
  И мне светлей стал божий свет! 
  И год протек... теките, годы! 
   
И на таинственных часах природы 
Не наставай для нас разлуки горький час!.. 
Цвети, цвети, моя прелестная подруга! 
О, сохрани ее, небесная судьба! 
 
Всё о тебе, мой друг, души моей супруга! 

Между 1827-1830

ОТРАДНОЕ ЧУВСТВО

Каким-то чувством обновилась 
 
Душа о чем-то взвеселилась 
И говорила мне: "Забудь, 
Забудь печальное былое!" 
И я, послушный, всё забыл, 
 
Вился из золотых кадил. 
Душа какой-то негой млела; 
Понятней говор был ручья; 
И звезд великая семья 
 
И, полный кроткой тишины, 
Природой насыщая очи, 
Я мнил, что золото луны 
Мешалось с тишиною ночи! 
 
Мне хоть на миг покой сей чистый: 
С ним светел стал я, как кристалл, 
Одетый гранию лучистой! 

Между 1827-1830

Ах, колокольчик, колокольчик! 
Когда и над моей дугой, 
Над тройкой ухарской, лихой 
Ты зазвенишь? Когда дорога, 
 
С своими пестрыми столбами 
И с живописностью кругом, 
Меня, мой колесистый дом, 
Мою почтовую телегу, 
 
Когда увижу край над Волгой 
И, с гор на горы мча стрелой, 
Меня утешит песнью долгой 
Земляк - извозчик удалой? 
 
Мои дубовые леса, 
На девах ленту золотую 
И синий русский сарафан? 
Мне, сиротине на чужбине, 
 
И Русь я вижу, как в картине, 
В воспоминании одном. 

1829 или 1830

РОМАНС

 
Тоскливо жду тебя я ныне, 
Как путник, оскудев водой, 
Прохлады в знойной ждет пустыне. 
 
Приди! Тут дружба уголок 
 
На миг!.. Неутомимый рок 
Разрознит нас, мой гость минутный. 
 
Просил бы я у сих лугов 
Даров весны, даров душистых; 
 
У вод, у сих гранитов мшистых... 
 
Просил бы... чтоб тебя привлечь... 
Но ты в местах сих скоротечен, 
Как сладкого привета речь 
 
 
Жильцы Карелии! У вас 
Я тайной требую науки, 
Чтоб отвести свиданья час 
Далеко от часа разлуки... 
 
 
В блестящий мир привет забавы: 
И от меня мой друг уйдет, 
Порадовав, как сон лукавый... 
 
Но хоть на миг будь мой сосед, 
 
Ловить минуту для бесед 
И слиться радостно душами. 

1830 (?)

Примечания

и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".

Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.

Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.

1826-1830

30 декабря 1825 г. Глинку потребовали в Зимний дворец, но он был отпущен "по высочайшей воле". В этот же день, то есть 30 декабря, он получил от Ф. В. Булгарина любезное письмо с просьбой написать для "Северной пчелы" стихотворение в честь восшествия на престол Николая I. "Сюжет: новый год и новый царь и его качества, - писал Булгарин. - Ради бога, сделайте это. Такой царь стоит вдохновения поэта добродетельного" ("Литературный вестник", 1902, No 8, стр. 344). Возможно, что Булгарин действовал и как издатель "Северной пчелы" и как агент тайной полиции, которому было поручено разузнать настроение Глинки. Заказ был выполнен. В новогоднем номере газеты появилось стихотворение "Чувства русского при наступлении 1826 года". Мы не думаем, что это стихотворение было искренним, но иначе писать было нельзя. Глинка намекнул на "глас смиренных" и на необходимость "щедрот благословенных". Через десять дней после появления оды "Чувства русского при наступлении 1826 года" в той же "Северной пчеле" (No 19) появились "Правила" Глинки:

 
В делах других не поперечить,  
В словах своих не пусторечить  
И никого не осуждать...  
О слабостях людей молчи!  
 

Прежние обязанности члена Союза Благоденствия, в которых говорилось о необходимости "порицать" (Аракчеева, военные поселения, рабство и палки и т. д.), были заменены новыми правилами: "не поперечить", "не пусторечить", "не осуждать". Этих правил Глинка строго придерживался в своих показаниях Следственному комитету, он никого не осуждал, был скуп на слова и с достоинством защищал себя, когда Григорий Перетц, принятый им в свое время в один из филиалов Союза Благоденствия, начинал "пусторечить". Глинка использовал страницы "Северной пчелы" и для того, чтобы предупредить своих сообщников, оставшихся на воле, как следует вести себя во время следствия в случае ареста. Стихотворения "Псалом 62", "Буря", "Гром", "Стихии (к богу)", "Всемогущество", "Приближение господа любви", "Восстановителю", "Создателю", "Весна", "Луна", "Повсеместный свет", "Голубице", "Теперь и будет", "Соразмерность", "Возрасты", "Правила", "Правило", "Из шелку и мочал шнур нашей жизни вьется...", "Наука", "Зачем?", "Причины", "Мечты", "К луне", "Два счастья", "Дожди", "К солнцу", "Надежда" - входят в "тюремную тетрадь", состоящую из стихотворений, написанных в Петропавловской крепости. Все 26 стихотворений значатся в списке, озаглавленном "Число и поименование пьес, сложенных с 9 марта". Сверху первого листа "тетради" поставлена дата: "31 мая 1326 г.". Ясно, что 31 мая Глинка составил список стихотворений, сочиненных им "с 9 марта". В это время, то есть в марте-мае, он находился в Петропавловской крепости. Некоторые стихотворения из "тюремной тетради" были опубликованы при жизни Глинки. Одни, без подписи автора или под инициалами "Ф. Г." в 1827 г. попали на страницы "Северной пчелы"; другие появились позже в альманахах "Альбом северных муз" на 1828 г., "Денница" на 1831 г.; некоторые "духовные" стихотворения из "тюремной тетради" попали почти через 45 лет в 1-й том погодинского издания (см. ниже). Но значительная часть тюремных стихотворений так и не увидела тогда света. Полностью "тюремная тетрадь" была напечатана только после революции (Федор Глннка. Избранное. Петрозаводск, 1949). В "тюремную тетрадь" входит "Псалом 62". Полагаем, что этот полемический псалом направлен против Григория Перетца: Глинка встретил показания Перетца с явным озлоблением и раздражением, он категорически отрицал свою вину, просил произвести повальный обыск, говорил, что "за слово не судят", третировал как сочинителя "злоумышленной клеветы", считал себя жертвой извета и проч. В списке стихотворений, "сложенных с 9 марта", поименованы отсутствующие в "тетради" "Желание простоты", "Нетленные глаза", "Вера", "Любовь", "На склоне дня, опершись на карниз...", "Я вижу, на небе обнова...", "Я искушен премудростью твоей...". С другой стороны в "тетрадь" входят отсутствующие в списке стихотворения ("Узник к мотыльку", "Обеты", "Упование" и др.). Полагаем, что стихотворения, не вошедшие в число пьес, сложенных с 9 марта, написаны также в Петропавловской крепости или сразу же после освобождения Глинки из заключения, то есть в мае 1826 г.

Гром (стр. 238). Впервые - "Денница" на 1831 г., стр. 122.

Стихии (стр. 239). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 53, 3 мая, без подписи. Вошло в Собр. соч., т. 1.

Всемогущество (стр. 239). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 53, 3 мая, без подписи. Вошло в Собр. соч., т. 1.

Восстановителю (стр. 240). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 70, стр. 3. Вошло в Собр. соч., т. 1.

Создателю (стр. 240). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 303.

Голубице (стр. 242). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 87, 21 июля, с подписью "Ф. Г.". Вошло в Собр. соч., т. 1.

Возрасты (стр. 243). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 90, 22 июля, с подписью "Ф. Г.".

"Северная пчела", 1827, No 90, 22 июля, с подписью "Ф. Г.".

Мечты (стр. 245). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 89. 26 июля.

Вера. Надежда. Любовь (стр. 246-247). Впервые - "Альбом северных муз" на 1828 г., стр. 322-324. Значатся в списке стихотворений, "сложенных с 9 марта", но (кроме "Надежды") отсутствуют в "тюремной тетради".

Молитва (стр. 247). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 418. В погодинском издании датируется 1826 г. Полагаем, что стихотворение было написано в самом начале 1826 г., сразу же после первого вызова Глинки в Зимний дворец (30 декабря 1825 г.), окончившегося тем, что его отпустили по "высочайшей воле" домой. Глинковский "челн" еще мало пострадал на "пенном лоне вод"; "И я и челн мой цел". Такова заключительная строка молитвы. Тот же мотив о благополучном "челне" содержится в стихотворении "Поклоны".

Обеты. Упование (стр. 248-249). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 89, 26 июля. Вошли в Собр. соч., т. 1, с подписью "Ф. Г.".

"Русский зритель", 1828, No 5-6, стр. 52. Печ. по "Славянину", 1830, No 2, стр. 148.

Сравнение (стр. 250). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 53, 3 мая, без подписи. Скучна страна, куда меня замчали бури. Речь идет об Олонии, куда Глинка прибыл с фельдъегерем на поселение 30 июля 1826 г. Ср. с описанием Олонецкой губернии в поэме "Карелия".

Вздох (стр. 251). Впервые - "Литературный музеум" на 1827 г., стр. 270. Подобные же мотивы содержатся в письме к Н. И. Гнедичу от 24 марта 1829 г.: "С тех пор несчастия схватили и бросили меня в страну, отброшенную от сообщений с живым гражданским миром, которая, как некая страшная тайна, скрыта, погружена в глубине дремучих лесов Карелии, наводнена бесчисленными озерами, загромождена безобразными обломками разрушенных первобытных гор. В сих то местах, в Петрозаводске, который разве по самозванству считается городом (да еще и губернским!), провождаю я, не смею сказать жизнь, но бытие томительное, теряя силы и лета" ("Отчет имп. Публичной библиотеки на 1895 год". СПб., 1898, приложения, стр. 37).

Поклоны (стр. 252). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 354. В разделе "Без означения годов". Написано в начале следственного дела; образ "челна" осмыслен в плане личной судьбы: "А я цел в своем углу". 11 марта 1826 г. Глинка был снова взят под арест в конфетной лавке, где он пил чай, и посажен в особый арестантский покой. В стихотворении "Два счастья", входящем в "тюремную тетрадь", мотив благополучия исчезает и вместо него появляется сознание собственного драматического положения: "Еще в пути моя ладья, Еще кругом туман и волны, И будет что? - Не знаю я!".

Илия - богу. Бог - Илие. Из псалма 43-го (стр. 253). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 241, стр. 242, стр. 247, в разделе "Без означения годов".

"Славянин", 1827, No 26, стр. 467.

Утреннее чувство (стр. 255). Впервые - "Альбом северных муз" на 1828 г., стр. 112. Вошло в Собр. соч., т. 1.

Кто он? (стр. 256). Впервые - "Московский вестник", 1827, No 24, стр. 383.

А ветер выл (стр. 257). Впервые - "Невский альманах" на 1828 г., стр. 17.

Канарейка (стр. 258). Впервые - "Альбом северных муз" на 1828 г., стр. 171.

"Невский альманах" на 1828 г., стр. 341.

Глас (стр. 259). Впервые - "Литературный музеум" на 1827 г., стр. 47. О датировке см. вступительную заметку к примечаниям. Вошло в Собр. соч., т. 1. Стихотворение "Глас" написано в связи с годовщиной пребывания декабристов на каторге и ссылке и выражало надежду на амнистию и новую встречу с друзьями: "Уж годы скорби пронеслись", "Уже грехов истерлись цепи", "Расклепались кандалы", "Повеет сладкое прощенье", "И люди встретятся как братья", "Друг другу кинутся в объятья".

Призвание (стр. 260). Впервые - "Одесский альманах" на 1840 г., стр. 509. Вошло в Собр. соч., т. 1. В "Рукописном собрании, стихотворений" следует сразу же после стихотворений, написанных в Петропавловской крепости. Тема о пловцах не является только автобиографической. Она вырастает из ранней публицистики Глинки, из его речей на заседаниях Вольного общества любителей российской словесности. 19 июля 1822 г., вскоре после официального рескрипта о запрещении в России масонских лож и тайных обществ, когда над головой петербургских республиканцев сгустились тучи реакции, Глинка обратился к членам Вольного общества любителей российской словесности с речью, в которой предупреждал, что "сегодня пловцы наслаждаются безопасностью в пристани надежной, а завтра свирепая буря мещет рассеянные челны их по зыбям моря кипящего" ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 8, стр. 226). В "Призвании" на первом плане тема гибели декабристов, один из мотивов пушкинского "Ариона", - "Погиб и кормщик и пловец".

Ночная весенняя картина (стр. 261). Впервые - "Славянин", 1828, No 36, стр. 380.

Вейнамена и Юковайна (стр. 264). Впервые - "Славянин", 1828, No 21, стр. 308. Соответствует 3-й руне "Калевалы", в которой изображается состязание в пении. Вейнамена (Вейнемейнен) и Юковайна (Юкохайне) - герои карело-финского эпоса.

"Невский альманах" на 1829 г., стр. 38.

Звуки (стр. 269). Впервые - "Галатея", 1829, No 2, стр. 88.

Листок и человек (стр. 270). Впервые - "Сын отечества", 1829, No 9, стр. 103.

Степь (стр. 271). Впервые - "Галатея", 1829, No 28, стр. 99.

Романс ("Восток краснеет за горою...") (стр. 271). Впервые - "Славянин", 1829, No 1-2, стр. 68.

"Царское село" на 1830 г., стр. 165.

Мать-убийца (стр. 274). Впервые - "Денница" на 1830 г., стр. 154.

К лугу (стр. 277). Впервые - "Невский альманах" на 1830 г.. стр. 265.

Псалом 136 (стр. 279). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 255, в разделе "Без означения годов". Ср. с "Плачем плененных иудеев", появившемся в "Полярной звезде" на 1823 г. В "Плаче" Глинка трактовал псалом 136 в духе высокой гражданской патетики; "тираны", "глас свободы", "злодеев слух", "неволи дни суровы", "рабы, влачащие оковы". В год ссылки псалом 136 воспринимается поэтом как грустная повесть о "переселенцах", гонимых с родной земли. Вавилон - столица древнехалдейского царства, один из самых больших и богатых городов древнего Востока.

Несмысленность (стр. 280). Впервые - Собр. соч., т. 1, стр. 415, где датировано 1826 г. Очевидно, написано после произнесения приговора над декабристами.

"Комета Белы на 1833 г., стр. 24.

Глас к богу (стр. 282). Впервые - "Карманная книжка...", 1830, No 4, стр. 494. Вошло в Собр. соч., т. 1, под названием "Гимн богу" и с незначительными изменениями.

От супруга супруге (стр. 283). Впервые - "Подснежник" на 1830 г., стр. 32.

Отрадное чувство (стр. 284). Впервые - "Северные цветы" на 1831 г., стр. 24.

К почтовому колокольчику (стр. 284). Впервые - Литературные прибавления к "Русскому инвалиду", 1831, No 97, 5 декабря. Обычная грусть "сиротины на чужбине" заменяется яркой описательной картиной. Вместо расплывчатых эмоций и отчаяния - своеобразный путевой очерк в стихах, изображение народного быта: почтовый тракт, "колесистый дом" и "синие русские сарафаны". Звучит в тон и лад "ямщицкого романса", как бы являясь продолжением знаменитой "Тройки".

"Желанный гость, мой друг младой...") (стр. 285). Впервые - "Венок граций" на 1838 г., стр. 34. Относится к периоду олонецкой ссылки. По всей вероятности, написан в 1830 г. перед отъездом в Тверскую губернию. Глинка неоднократно обращался к Николаю I и Бенкендорфу с просьбой перевести его в другую губернию. "Три тяжких томительных года прошли с тех пор, как я, - писал Глинка в своем прошении, - нахожусь в великом несчастии, испытывая все тягости униженной судьбы и пребывания в стороне чужой и пустынной". За него хлопотали Жуковский, Гнедич, Пушкин. В 1830 г. Глинка по высочайшему повелению был переведен в чине штатского советника в тверское губернское правление. В Твери он женился на Евдокии Павловне Голенищевой-Кутузовой.