Разные стихотворения

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Глинка Ф. Н.
Категория:Стихотворение

Ф. Н. Глинка

Стихотворения

РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Мотылек

Блеск очей

Фиалка и дубы. Басня

К снегирю

Дитя и птичка. Басня

К соловью в клетке

Шарада ("На тучных пажитях Авзонии цветущей...")

Призывание сна

Весна ("Уж ласточка к гнезду послышала влеченье...")

Шарада ("Слог первый мой везде есть признак превосходства...")

Греческие девицы к юношам (Из Антологии)

К недостойному бессмертия (Из Антологии)

Прощание с жизнию (Из Жильбера)

Сельский сон

Клятва (Баллада)

К Эльмире. Романс. (Подражание французскому)

Сетование (С богемского) ("Вот желтеют листья...")

Подглядчик (Подражание богемскому)

Картины

1. Плаванье днем

2. Черты освещения и праздника

3. Ночь в каюте парохода

4. Утро на палубе

Новый год

Чиновник

Мое занятие

Хата, песни, вечерница

Хозяйка

Много ли надобно?

Вздох трубадура

Подрыватель. Басня

Услада

К звезде

Утро вечера мудренее

Мечта

Грекам, просящим подаяния

Сказки

Черты осени

Достопамятное сватовство

Историческая черта

Переговоры в Белой Церкви (Черта из жизни Богдана Хмельницкого)

Приключение

Песня (Подражание богемскому) ("Есть край, где желтеют...")

РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

МОТЫЛЕК

В весенний вечерок приятный, 
Как сизый сумрак мир одел, 
На розе пышной, ароматной 
Усталый мотылек присел; 
В отрадах, в море наслажденья, 
Счастливец нектар пьет забвенья... 
Но вдруг соседственный чертог 
Огней рядами осветился, 
Безумец блеском ослепился 
И одолеть себя не мог. 
 
Кружит, порхает близ свечи. 
Куда? - безумец заблужденный! 
Остановись!.. Сии лучи... 
Но он уж в них, уж он пылает, 
Дрожит, горит - и умирает! 
 
Напрасно с утренней зарей. 
На розе пробудясь душистой, 
Подруга раннею порой, 
Ища дружка в траве росистой, 
Порхает в грусти по цветкам 
И день проводит весь в тревоге. 
Его уж нет!.. погиб в чертоге 
В урок и страх всем мотылькам. 
 
Так жаждой почестей влекомы, 
Оставя тень родных лесов 
И мирны отческие домы, 
Где ждут нас дружба и любовь, 
Прельщенны ложными лучами, 
Бежим, слепые, за мечтами, 
 
О, как мы с мотыльком тут сходны! 
Мы также к заблужденьям сродны: 
От них ему и нам конец. 

<1817>

БЛЕСК ОЧЕЙ

  Приятно алых зорь мерцанье... 
  Прелестно тихое сиянье 
  Луны прекрасной, молодой, 
  Когда над зеркальной водой 
Стоит, и лик ее дрожит на дне потока, 
Иль девой чистою, в безмолвии ночей, 
Гуляет в голубых полях востока 
  В богатых тканях из лучей... 
Но, друг мой, ангел мой, мне блеск твоих очей 
И розовой зари и лун младых милее. 
  Что пышной радуги светлее, 
  Когда в воздушных высотах 
Горит она в семи блистающих цветах 
И, небо оттеня прекрасной полосою, 
   
  Смотрясь в серебряный ручей! 
Но мне всего милей, мне - блеск твоих очей! 
  Я видел солнце на восходе, 
  Когда, как будто чрез окно, 
Глядит с улыбкою из-за холмов оно 
  И дремлющей еще природе 
  Шлет утренний привет... 
Я зрел потом его великолепный свет, 
Когда и куст простой, осыпанный росою, 
  Сияет дивною красою 
В алмазах, в пурпуре и в блеске богачей. 
Всё мило. Но милей мне блеск твоих очей! 
Я зрел дрожащее сиянье звезд в эфире 
В часы спокойствия в безмолвном мире; 
Я видел дивную игру лучей 
В кристаллах и в сребре фонтанов и ключей! 
Прекрасный, пышный блеск! Но блеск твоих очей 
(Что делать мне?) - луны, зари и звезд милее!.. 
Ах! Много в жизни я терпел, томясь, стеня... 
 
И будет жизнь моя луны младой светлее!.. 

<1818>

ФИАЛКА И ДУБЫ

Басня

В глуши под хворостом, в долине 
Фиалка на судьбу задумала роптать: 
"За что так счастливы там дубы на вершине? 
Куда им весело на высоте стоять! 
Для них и свет открыт, они и к солнцу ближе! 
А я! что может быть моей здесь доли ниже? 
Мне, право, жребий мой постыл!.." 
Еще не кончила - вдруг страшно бор завыл - 
Стемнели небеса - и ветры налетели: 
  В гремящих тучах блеск! 
  В лесах дремучих треск! 
И дубы гордые, шатаясь, заскрипели!.. 
Фиалка слышала их вопль, их тяжкий стон; 
Но слышала вдали и словно как сквозь сон: 
Ей буря в высоте ревуща не вредила. 
Когда ж всё стихло в небесах, 
 
Все дубы с корнем вон и лоском положила... 
И тут-то распознал неопытный цветок, 
Что доля мирная, что тихий уголок 
Надежней и верней, чем горды те вершины, 
Где часто падают под бурей исполины. 

<1818>

К СНЕГИРЮ

Красногрудый друг мой милый! 
Отчего ты всё грустишь, 
Ноешь в песенке унылой, 
Иль насупившись сидишь? 
В бедной хижине смиренной 
Ты не пленник заключенный, 
Ты хозяин, как и я! 
Тесной клетки ты не знаешь, 
Где задумал, там порхаешь, 
Всем мила здесь песнь твоя. 
 
Не тебе ль плачу я дани 
Всем, что любишь есть и пить? 
 
Если вздумаешь шалить 
И, вспорхнув от сна с зарею, 
Раннею кружась порою, 
Сядешь прямо на меня: 
В волосах моих играешь, 
Резво носиком щелкаешь, 
Сладкий сон от глаз гоня. 
 
Чуть осердиться сбираюсь, 
Ты вспорхнул - и был таков! 
Вдруг запел - я улыбаюсь, 
Ты прощен! здесь нет силков: 
Здесь жероль цветет душиста, 
И вода в фарфоре чиста, 
Здесь на солнце, пред окном 
Ты купаешься привольно 
И, натешившись довольно, 
Брызжешь светлым вкруг дождем. 
 
Отчего ж так часто, милый, 
Грудью бьешься ты в стекло? 
 
Отчего? - Здесь так тепло!.. 
В гости просишься к свободе! 
Полно! взглянь: во всей природе 
Скука - жизни искры нет! 
Стужа, вьюги, бури снежны... 
Здесь с тобой все дружны, нежны. 
Здесь покой, тепло и свет! 
 
Ах! а тамо ястреб лютый 
Бедных птичек так и ждет; 
Из засад, злодей, минутой 
Налетит и заклюет! 
Ты погиб! "Мне всё известно, - 
Говоришь ты, - но где тесно, 
Там свободы нет святой! 
Птичкам страж - их мать природа: 
Все кричат мне, что свобода 
Лучше клетки золотой!" 
 
Прав ты, прав, о сын природы! 
Вольным всюду жизнь сладка: 
 
Хлеб постыл там, соль горька! 
Что сказал ты, сам я то же 
Гордому скажу вельможе: 
Не пленяюсь я мечтой, 
Быть свободным в бедной хате 
Лучше, чем в большой палате 
Жить, как в клетке золотой! 

<1818>

ДИТЯ И ПТИЧКА

Басня

Певица пеночка, летая в чистом поле, 
Вдруг видит сад... "Мне в нем хотелось быть давно!" - 
Порх, порх - и вот уж там... В сад отперто окно: 
Она к окну, в окно - и, ах! в неволе! 
Боярское дитя
В летунью пташечку то тем, то сем швыряет; 
Раз мимо!.. Вот ушиб и, за крыло схватя, 
Бедняжку тормошит, таскает. 
"Ну, птичка! - говорит, - ну взвейся, ну запой" 
А птичка глазки вверх, дрожа, век кончит свой. 
 
И в слезы и в тоску, а няня - поученье: 
"Тебе бы пташечку легонько изловить, 
Ее беречь, за ней ходить, 
Ее кормить, ее поить; 
А птичка стала бы и в зимние морозы 
Весь дом наш песенкой весенней веселить. 
Теперь уж не помогут слезы, 
  Всему виною сам: 
Ах, снявши голову, не плачь по волосам!"

* * *

О басенка моя! туда, туда, к вельможе, 
Чтоб счастием сие испорченно дитя, 
Тебя хоть невзначай прочтя, 
Что с бедной птичкою, с людьми б не делал то же.

<1819>

К СОЛОВЬЮ В КЛЕТКЕ

Меркнет день, лазурь темнеет, 
Погасает блеск небес, 
В шумном мире всё немеет, 
Дремлет тихо синий лес; 
 
Ах, бывало сей порою, 
Милый сын весенних дней, 
Под черемхою душистой, 
Где ручей журчит сребристой, 
Здесь певал ты, соловей! 
 
Сколько раз меня, бывало, 
Сколько раз друзей моих 
Сладкогласье восхищало 
Песней радостных твоих! 
Замолкали все пернаты 
Вмиг, коль ярки перекаты, 
Треск, урчанье по зарям, 
Песни звонкие, игривы, 
Свисты, стоны, переливы 
Растекались по кустам!.. 
 
Ах, давно ль прелестна Хлоя 
Восхищалася тобой? 
В час прохлады, в час покоя, 
Перестав, на миг, рабой 
 
Без затей легко одета, 
Без толпы рабынь, рабов, 
Шла гостить одна - к природе, 
И внимать, как на свободе 
Громко славишь ты любовь. 
 
Ты гремел - почто же, милый, 
Вдруг замолк? и скучен стал? 
Дикий свой приют унылый 
Ты на клетку променял? 
Клетка пышная богата, 
Будто храм или палата 
Раззолочена она! 
Тут хрусталь с водою чистой, 
Корм, песок с травой душистой, 
Свет чуть брезжит из окна. 
 
Чем же, друг мой, недоволен? 
Отчего тебе грустить?.. 
Ах! - кричишь ты, - я неволен, 
И могу ль веселым быть? 
 
Ночь насквозь певал, но в клетке 
С горя чуть могу дышать... 
Всяк поет в счастливой доле: 
Счастье - в воле, гроб - в неволе. 
Нет, не петь мне, - умирать! 
 
Так, священная природа, 
Твой закон и сердца глас 
Нам вещают, что свобода 
Есть вторая жизнь для нас! 
Скромный жребий в мирной доле 
Предпочтя златой неволе, 
Подружусь я с простотой, - 
Пусть сердца, пусть души низки, 
К пресмыканью, к рабству близки, 
Обольщаются мечтой... 
 
Пусть тираны строят ковы 
И златят цепей свинец, 
И приемлют их оковы 
Раб безгласный, низкий льстец. 
 
Дар небес - свою свободу - 
Предают за дым они! 
И, лобзая тяжки длани, 
Платят век покорства дани 
И влачат без жизни дни! 
 
Пусть земные полубоги, 
В недрах славы и честей 
Громоздя себе чертоги, 
Будут в них рабы страстей! 
Для чего мне дом огромный? 
Дайте мне шалаш укромный 
Из соломы и ветвей, 
Дайте дружбу и свободу - 
Стану петь, хвалить природу, 
Как на воле соловей! 

<1819>

ШАРАДА

На тучных пажитях Авзонии цветущей, 
  Раздвинув злачные брега, 
 
И поит пышные града и скромны кущи- 
  Страну событий и чудес; 
И в зеркале ее высокий свод небес 
Безоблачен, чуть зыблясь, почивает; 
И в роще лавровой златой лимон мелькает... 
Моя вторая часть
Над небом и землей свою простерла власть; 
Всему закон - ее всемощны произволы; 
Воззрит - и сонмы звезд бледнеют и дрожат. 
Речет - и царства в прах! Низвержены престолы! 
Коснется безднам - и кипят! 
Велит - и цепью гор глубоки станут долы... 
А целое мое ни пышностью парчей, 
Ни блеском крупных перл, ни искрометна злата 
Не скроешь ты, Оргон! мой сын и сын разврата, 
От зорких божеских очей... 
Сбери кругом себя весь блеск честей и славы, 
Испей все прелести и неги и забавы, 
Сдвинь море и взнеси до неба пышный дом, 
 
Твою преступну грудь грызут строптивы страсти, 
И на чело твое давно прицелен гром. 

<1819>

ПРИЗЫВАНИЕ СНА

Заря вечерняя алеет, 
Глядясь в серебряный поток; 
Зефир с полян душистых веет, 
И тихо плещет ручеек. 
Молчат поля, замолкли селы, 
И милый голос филомелы 
Далеко льется в тишине... 
В полях туманы улеглися; 
Дрожащи звезды в вышине 
За легкой дымкою зажглися. 
Но мне прелестный вид небес, 
Земли роскошные картины, 
Ни сей цветущий свежий лес, 
Ни миловидные долины 
Не могут счастья принести. 
 
И вам, мои младые годы, 
Вам в тайной грусти отцвести! 
Приди ж хоть ты на глас призывный, 
В своих мечтах и горях дивный, 
О друг несчастных, кроткий сон! 
Приди - и ласковой рукою 
Склони печального к покою 
И утоли сердечный стон! 
Меня зовут в страну мечтаний... 
Не твой ли то приветный глас? 
Сокрой от утомленных глаз 
Картины бедствий и страданий... 
Туда! к сияющим звездам, 
Из сей обители порока, 
Из-под руки железной рока, 
Туда, к надзвездным высотам!.. 
Ах, покажи мне край прелестный, 
Где истина, в красе чудесной, 
В своих незыблема правах; 
 
Где силу премогли законы 
И где свобода не в цепях!.. 
Приди!.. Но ты не внял призванье. 
Горит досадный утра свет, 
И новый день меня зовет 
Опять на новое страданье!.. 

<1819>

ВЕСНА

Уж ласточка к гнезду послышала влеченье, 
И роза вспыхнула на ветке молодой, 
И дышит негою черемха над водой, 
И соловья гремит по рощам пенье... 
Почто ж в душе моей волненье? 
Почто бежит души покой? 
Судьба железною рукой 
Влечет меня в тревоги света 
От милой сельской тишины: 
Увы! скорей, чем блеск весны, 
Исчезнут в бурях жизни лета! 

<1820>

Слог первый мой везде есть признак превосходства 
Вторая часть нужна для пищи, для дородства, 
Нередко и для книг, а чаще для бумаг; 
Для лакомых она источник лучших благ. 
Что ж целое мое? - Всегда жилище власти. 
И благо, где на нем, смирив кичливы страсти, 
Спокойно восседит незыблемый закон: 
Тогда ни звук оков, ни угнетенных стон 
Не возмущают дух в странах, ему подвластных, 
Полны счастливых сел и городов прекрасных, 
Любуются они красой своих полей, 
И солнце, кажется, сияет им светлей... 
Но горе, где, поправ священные законы, 
Забыв свой долг, презрев граждан права и стоны, 
Воссядет равный им с страстьми - а не закон: 
Там вмиг преобратит строптивой властью он 
В ничто - обилья блеск, луга и нивы - в степи, 
И детям от отцов наследье - грусть и цепи; 
И землю окропят потоки горьких слез, 
 

<1820>

ГРЕЧЕСКИЕ ДЕВИЦЫ К ЮНОШАМ

(Из Антологии)

Счастливцы юноши, он ваш, сей пышный мир! 
Всё вам - венки и ласки славы! 
И молодая жизнь для вас на шумный пир 
Сзывает игры и забавы... 
Святой огонь горит у вас в очах; 
Как вдохновенные, на градских площадях 
Вкруг вас кипящему народу 
Вы хвалите в своих возвышенных речах 
И славу пышную и милую свободу... 
А наш удел: в безвестности, в тиши 
Томиться пылкою мечтою - 
И, погасив в слезах огонь младой души, 
Без жизни жить с сердечной пустотою! 

<1821>

К НЕДОСТОЙНОМУ БЕССМЕРТИЯ

(Из Антологии)

 
Ни плеск толпы, ни взор приветливый царей, 
Ни пышный блеск твоей мимотекущей славы, 
Ни ароматный дым возженных алтарей 
Тебя, фортуны сын, рабов толпою льстивой, 
От Парки бледныя ничто не сбережет! 
Ничто! и ты, смутись, уж смотришь боязливо 
И слышишь - тайный рок в безвестное зовет... 
И что ты унесешь от жизни сей с собою? 
И что оставишь ты наследием в веках? 
Умрешь - и всё, что ты, умрет для нас с тобою, 
И не падет слеза на твой забвенный прах!.. 

<1821>

ПРОЩАНИЕ С ЖИЗНИЮ

(Из Жильбера)

На пышном празднике у жизни милой 
Я, грустный, прогостил один лишь только день 
И гасну медленно... и над моей могилой 
Никто слезой мою не успокоит тень! 
 
Простите, мирные поля и вы, дубравы! 
 
И небо звездное - шатер наш величавый. 
Природа дивная, прости, мой час настал! 
 
Живите долго вы для сих красот священных, 
Глухие к жалобам души моей друзья!.. 
Ах, будь им в сладость - жизнь! и жизнью насыщенных 
Сомкни глаза их друг и грустная семья! 

<1821>

СЕЛЬСКИЙ СОН

Как сладко в уголок укромный 
Залечь, с спокойствием в душе, 
На сенокосе - в шалаше, 
Где виден, сквозь ветвей, надзвездный овод огромный 
Иль светлый океан волнистых облаков!.. 
Как сладко в тишине приютной хаты, 
В садах природы пить роскошны ароматы, 
  Дыханье молодых цветов! 
Вблизи - ручей, грустя от тесноты брегов, 
  Как будто их раздвинуть хочет; 
  Вдали - протекший гром грохочет... 
 
И утро под окно спускается украдкой, 
  И веет негой ветерок... 
Как мил он мне, сей час мечты и неги сладкой! 
Я слушаю сквозь сон, чуть помня сам себя, 
Как милый сын весны, впервые полюбя, 
  Протяжно, томно ноет, стонет, 
  Как будто в сладкой неге тонет, 
  Всё тише, тише... смолк - и вдруг 
Шумит, катит, дробит и щедро сыплет трели! 
И песнь - то яркий треск, то милый глас свирели 
Переливается, лелеет, нежит слух!.. 
  Весь воздух - аромат и пенье, 
И весь я свежее, живое наслажденье!.. 

<1822>

КЛЯТВА

(Баллада)

Раз весенним вечерком 
Лиза с милым шла дружком, 
А луна светила... 
"В небе век горит луна; 
Буду век тебе верна!" - 
Лиза говорила. 
В небе всё горит луна; 
Лиза другу неверна: 
Друга разлюбила. 
И печален, грустен он, 
Позабыл и грусть и сон: 
Грусть его убила. 
А неверная с другим 
Счастьем хвалится своим, 
О былом забыла. 
Но случилось вечерком 
Тем же ей идти лужком, 
А луна светила... 
На нее глядит луна, 
Будто жизнию полна - 
В ней душа заныла... 
Кто-то в сумраке мелькнул, 
Кто-то ей шепнул: 
"За обман - могила!" 
И с тех пор, всё день за день, 
Лиза сохнет... Лиза - тень! 
Младость погубила!.. 
И, печальная, конца 
Как невеста ждет венца: 
Так бледна, уныла. 
Он настал - ее конец! 
Саван белый - под венец, 
Брачный одр - могила! 
И, вздохнув, прохожий стал, 
Надпись гробную читал: 
"За обман - могила!.." 

<1822>

К ЭЛЬМИРЕ

Романс

(Подражание французскому)

Ты понимаешь ли, Эльмира! 
Как можно в грусти исчезать? 
В моей душе не стало мира 
 
 
Жестокий друг! не верь покою! 
Под пеплом кроется пожар; 
Чтоб людям не скучать собою, 
Я взял у них притворства дар... 
 
Пусть им сдается, что, беспечный, 
И я про счастье говорю, - 
Ах! им ли знать огонь сердечный, 
Которым втайне я горю! 
 
Нет! счастие мое непрочно, 
Уж я ничем не дорожу: 
Я улыбаюсь - не нарочно, 
Ошибкой - весело гляжу! 
 
Ты преврати мне сердце в камень, 
Рассей волшебные мечты... 
Ах! ты зажечь умела пламень, 
А погасить не в силах ты! 
 
Но, друг! мне твой покой - отрада; 
Я притаю мою любовь 
И буду гаснуть, как лампада 
 

<1824>

РАЗЛУКА

(С богемского)

В небе всё сияло, 
В поле всё цвело; 
Но тебя не стало - 
Всё с тобой прошло! 
 
Ты, как сон крылатый. 
Милая, ушла! 
Ты все ароматы 
С собой унесла. 
 
Одни только думы 
Мой грустный удел: 
Скорей бы угрюмый 
Борей зашумел... 
 
Но вечной весною 
Цвети всё для ней! 
Я ею одною 
Живу - и без ней! 

<1825>

СЕТОВАНИЕ

(С богемского)

Вот, желтеют листья, 
Забелели горы; 
Что тебе, друг милый, 
Что там в шумном граде? 
 
В благовонном мае 
Ты со мной рассталась! 
И с тех пор я, грустный, 
Всё живу надеждой... 
 
Понеситесь, ветры, 
За крутые горы; 
Отнесите, ветры, 
К ней сухие листья. 
 
Пусть прочтет на каждом: 
"Так он, бедный, вянет,; 
Так в нем сохнет сердце, 
От любви тоскуя!" 

<1825>

(Подражание богемскому)

Ветер воет за горой, 
Лес нагорный клонит; 
Месяц выглянет порой 
И опять потонет. 
Ветер, вой! кипи, река... 
Мне б хотя немножко 
Посмотреть издалека 
На твое окошко! 
Буря выла, вихрь свистал, 
Бор горел зарницей... 
Я как вкопанный стоял 
Под твоей светлицей... 
Страшны бездны... как же быть! 
Тайною дорожкой 
Стану всё я приходить 
Под твое окошко!.. 

<1825>

КАРТИНЫ *

ПАРОХОД. ПЛАВАНЬЕ ДНЕЙ. ЧЕРТЫ ОСВЕЩЕНИЯ И ПРАЗДНИКА.

НОЧЬ В КАЮТЕ И УТРО НА ПАРОХОДЕ

1

ПЛАВАНИЕ ДНЕЙ

  Всё взморье - серебро литое! 
Погодный день! - и солнце золотое 
Глубоко в зеркале воды горит! 
Уж Петербург от нас, как пышный сон, бежит: 
Чуть видны острова с зелеными елями, 
И домы с флагами, я башни со шпилями... 
На левом береге мелькает монастырь, 
И мыза Стрельная с дворцом своим белеет; 
Кругом по берегам то дачи, то пустырь; 
Вдали Кронштадт и Сестрорецк синеет... 
Спокойствие... погода... тишина, 
И стекловидная поверхность вод яснеет, 
  Как ясный слог Карамзина, 
Как верная земных событий повесть, 
Как, в чувстве правоты, светлеющая совесть... 
  Наш пароход - особый мир! 
 
Калмык и жид, красавицы и офицеры; 
Играет музыка - как званый пир! 
Близ нас и мимо нас беспечно реют челны; 
За нами синие веревкой вьются волны... 
Неясных дум и ясной веры полный, 
Я думал: будь земля - огромный пароход, 
  Будь пассажир - весь смертный род, - 
Друзья! спокойно плыть и в беспокойстве вод! 
Откинем страх: тут правит пароходом 
  Уж лучше Берда кто-нибудь! 
  (Но Берду все и честь и слава!) 
  Итак - спокоен, смертный, будь! 
Будь жизнь - доверенность, и будет путь- забава! 
Не унывай! по-детски веселись! 
И, доброе дитя, отцу добра молись! 
  Не рабствуй суете - крепись! 
Без воли кормчего твой не погибнет волос,- 
  С такой надеждою - вся жизнь игра!.. 
Покуда с палубы раздастся звонкий голос: 
"Вот пристань, господа, гулять в саду пора!" 

2

ЧЕРТЫ ОСВЕЩЕНИЯ И ПРАЗДНИКА

Оно прошло, как сновиденье, 
  Сие блестящее круженье!.. 
  Картины дивные узористых огней... 
  Толпы живых... движение теней... 
  Сии огромные кипящие фонтаны, 
  Как в дивных сказках великаны, 
  И статуй золоченых строй, 
  И светлый дом над пышною горой, 
  И сад с зелеными лугами, 
  И водопад с кристальною игрой, 
И длинный ряд дерев под светлыми дугами... 
  Исчезло всё, как думы... как мечты... 
Остались в памяти разрывные черты... 
Я слышу музыку... я вижу освещенье - 
И двор царей... и чернь... несвязное движенье... 
Всё повторяется и в слухе и в очах: 
И храм с короною и буква M в лучах... 
Я помню пруд, кругом его заборы - 
 
  И всё волшебно тут! 
И с разноцветными огнями стклянки 
И из огней богатые вязанки - 
  Всё потонуло в синий пруд... 
И тонкою, кристальной пеленою 
Плывет вода по золотой горе! 
И даль горит в лучах и в розовой заре!.. 
Как пышно на земле! Что ж в небе? Что с луною?.. 
Как тень бледна, 
Едва видна, 
Что думала тогда забытая луна?.. 
Мне показалося - она 
Как будто ласково шепталася с огнями 
И говорила им, с улыбкой и над нами: 
"Красуйтесь, милые! а я свое найду: 
Вы все погаснете... а я опять взойду!" 

3

НОЧЬ В КАЮТЕ ПАРОХОДА

  И пассажиров шумный рой 
  За полночь, позднею порою, 
   
  Иным, от тихой качки, спится... 
Другим мешал уснуть колес гремучих шум; 
Все, как свои, друг с другом говорили, 
  Сигары жгли, табак курили 
  И, для рассеяния дум, 
  Вино и грог и пиво пили... 
  Я видел, сквозь раствор окна, 
Как в небе утреннем растаяла луна, 
  В воде удвоилась игривость... 
  Рассвет!.. светло.. у всех видна 
В одежде небрежность и на глазах сонливость. 

4

УТРО НА ПАЛУБЕ

Свежо!.. и тихо!.. и красиво!.. 
У нас, на палубе, всё дремлет молчаливо; 
Но позже полчаса - и вот 
Пошел ходчее пароход, 
И просыпаются... и стало говорливо... 
Повеял утренник, и облаков седых 
Летят последние частички... 
 
Видней хорошенькие лички. 

<1825>

НОВЫЙ ГОД

Как рыбарь в море запоздалый 
Среди бушующих зыбей, 
Как путник, в час ночной, усталый 
В беспутной широте степей, - 
Так я в наземной сей пустыне 
Свершаю мой неверный ход. 
Ах, лучше ль будет мне, чем ныне? 
Что ты судишь мне, новый год? 
Но ты стоишь так молчаливо, 
Как тень в кладбищной тишине, 
И на вопрос нетерпеливый 
Ни слова, ни улыбки мне... 

<1825>

ЧИНОВНИК

(А. А. Н.)

За делом просидев часов пять-шесть, 
 
С семьею крохотных твоих малюток сесть 
И забавляться их младенческой забавой... 
Твой стол в урочный час накрыт, 
За ним с тобой сидят порою два-три друга 
И - роза без шипов - твоя супруга! 
Ты хоть ливрейною толпой не знаменит, 
Но весела твоя свободная услуга, 
И всякий у тебя и радостен и сыт! 
А в праздник, вечерком, твои сберутся ровни, 
И ходко речь идет о службе, о делах, 
И об учености, и о твоих стихах... 
Так поживаешь ты - исправный наш чиновник! 

<1825>

МОЕ ЗАНЯТИЕ

Мне непонятен ваш бостон! 
Я не люблю ни экарте, ни виста; 
Я лучше предпочту под липой сладкий сон 
Иль слушать речь Ариовиста: {*} 
{* Лицо, известное в записках Кесаря.} 
 
И Кесаря он в грош не ставил; 
А Кесарь, право, был великий человек! 
Хвалю я ум его военных правил. 
Увы! как сон: за веком век!.. 
Где эти римляне? где греки? 
Нет больше тех времен, прошли те человеки!.. 
Какой для нас урок, какой живой пример! 
Оставя Кесаря, иду на Бельведер; 
Что за картина: лес, и озеро, и речки, 
И подо мной внизу все люди - человечки... 
Как весело тут быть вечернею порой! 
Прекрасные места! прекрасная природа! 
На круглом куполе лазоревого свода 
Направо, далеко, за Токсовой горой, 
Садится солнышко... насупротив луною 
Сребрятся облака, летящие грядой. 
Как я любуюсь сей высокой стороною! 
Сады, и фабрики, и куча деревень, 
И в разные края бегущие дороги... 
 
Но здесь не высмотришь всего за целый день! 
Тут нет без красоты порожнего местечка. 
Я вижу ясно Петербург: 
Адмиралтейский шпиц горит, как свечка; 
И, в сорока верстах, мелькает Шлиссельбург. 
Еще... но дунул ветр... стихи мои упали, 
Летят с карниза на карниз, 
И голову сломя, я опрометью вниз, - 
Чтоб девушки не прочитали 
Карандашом написанных стихов 
И, прочитав их, не сказали: 
"Тут мало толку - много слов". 

<1825>

ХАТА, ПЕСНИ, ВЕЧЕРНИЦА

"Свежо! Не завернем ли в хату?" - 
Сказал я потихоньку брату, 
А мы с ним ехали вдвоем. 
"Пожалуй, - он сказал, - зайдем!" 
И сделали... Вошли; то хата 
 
Проста, укромна, небогата, 
Но миловидна и светла... 
Пуки смолистые лучины 
На подбеленном очаге; 
Младые паробки, дивчины, 
Шутя, на дружеской ноге, 
На жениханье вместе сели 
И золоченый пряник ели... 
Лущат орехи и горох. 
Тут вечерница!.. Песни пели... 
И, с словом: "Помогай же бог!" - 
Мы, москали, к ним на порог! 
Нас приняли - и посадили; 
И скоморохи-козаки 
На тарабанах загудели. 
Нам мед и пиво подносили, 
Вареники и галушки 
И чару вкусной вареницы - 
Усладу сельской вечерницы; 
 
Роменский в люльках запалили, 
Хлебая сливянки слотки. 
Как вы свежи! Как белолицы! 
Какой у вас веселый взгляд 
И в лентах радужных наряд! 
Запойте ж, дивчины-певицы, 
О вашей милой старине, 
О давней гетманов войне! 
Запойте, девы, песню-чайку 
И похвалите в песне мне 
Хмельницкого и Наливайку... 
Но вы забыли старину, 
Тот век, ту славную войну, 
То время, людям дорогое, 
И то дешевое житье!.. 
Так напевайте про другое, 
Про ваше сельское бытье. 
И вот поют: "Гей, мати, мота! 
(То голос девы молодой 
 
Со мной жартует он у хати, 
Шутливый гость, младой москаль!" 
И отвечает ей старушка: 
"Ему ты, дочка, не подружка: 
Не заходи в чужую даль, 
Не будь глупа, не будь слугою! 
Его из хаты кочергою!" 
И вот поют: "Шумит, гудет, 
И дождик дробненькой идет: 
Что мужу я скажу седому? 
И кто меня проводит к дому?.." 
И ей откликнулся козак 
За кружкой дедовского меда: 
"Ты положися на соседа, 
Он не хмелен и не дурак, 
И он тебя проводит к дому!" 
Но песня есть одна у вас, 
Как тошно Грицу молодому, 
Как, бедный, он в тоске угас! 
 
Мне песню молодого Грица! 
"Зачем ты в поле, по зарям, 
Берешь неведомые травы? 
Зачем, тайком, к ворожеям, 
И с ведьмой знаешься лукавой? 
И подколодных змей с приправой 
Варишь украдкою в горшке? - 
Ах, чернобривая колдует..." 
А бедный Гриц?.. Он всё тоскует, 
И он иссох, как тень, в тоске - 
И умер он!.. Мне жалко Грица: 
Он сроден... Поздно!.. Вечерница 
Идет к концу, и нам пора! 
Грязна дорога - и гора 
Взвилась крутая перед нами; 
И мы, с напетыми мечтами, 
В повозку... Колокол гудит, 
Ямщик о чем-то говорит... 
Но я мечтой на вечернице 
 

<1825>

ХОЗЯЙКА

Как я люблю тебя, хозяйка! 
Как тонок сон твой, чуток слух! 
Едва заголосит петух, 
Ты говоришь своим: "Вставай-ка!" 
И будишь малых и больших. 
Ночник в избе, к иконе свечка; 
Пылает радугами печка; 
И в золотых руках твоих 
Всё ладится, всё так клеится! 
Всё прибрано в дому давно; 
И уж вертлявое вертится 
В твоих перстах веретено! 
Рассвет! Опять иные оборы. 
Вот, сквозь морозные узоры, 
Глядится солнышко в стекло, - 
"Гляди к нам, красное, светло! 
Мы, люди добрые, простые, 
 
Не нам хоромы золотые; 
Что есть - довольно нам того!" 
Но вот протяжно зазвенело: 
Обедня! - Колокол зовет! 
И всякий, покидая дело, 
Ко храму божию идет... 
Как вы свежи, как вы румяны, 
Жильцы залесных деревень! 
Для вас неведомы романы, 
И дряхлость чувста, и сердца лень, 
И пресыщенье ледяное. 
Увы! У нас совсем иное 
В угарных наших городах! 
Мы, страстным загораясь зноем, 
Грустим, томимся, сохнем, ноем: 
Мы старцы в молодых годах!.. 

<1826>

МНОГО ЛИ НАДОБНО?

Что нам для жизни? - Уголок! 
 
Для садика земли частичка... 
И я как маленькая птичка, 
Беспечен, как она, и рад, 
Коль из окна каких палат, 
Или с чьего-нибудь балкона 
Смотрю на синево наклона 
Далеких, сводистых небес, 
На расцвеченный летом лес. 
Иль с башни Екатерингофа, 
Где незамеченный сижу, 
Я с сердцем радостным гляжу 
На дальний абрис Петергофа, 
На перламутровый залив. 
Как он стеклянист и красив! 
Как хороши под парусами 
И с лентой флага - корабли! 
На них дары чужой земли! 
И под чужими небесами 
Рожден их кормчий и пловец!.. 
 
Иных манит прибытком ловля 
К горам нерастопимых льдов; 
Других с Индейских островов 
Ведет в кронштадтский рейд торговля! 
А я, без сел и кораблей, 
Картиной мира веселюся: 
Где лягу - сплю; и не боюся 
Неурожаев, ни мелей... 
И я, бесконный, беспалатный, 
С одной сердечной полнотой 
Любуюсь неба круглотой;- 
Глотаю запах ароматный 
И сам не знаю чьих садов. 
Смотрю на сгибы берегов 
Порой, на опененны волны - 
И, сытостью душевной полный, 
Иду в мой маленький приют, 
В мой уголок, известный редким, 
Где ласточки - мои соседки 
 

<1826>

ВЗДОХ ТРУБАДУРА

Увы! прошла пора сердечного покоя, 
Пора восторгов и стихов! 
Уже я цитры не настрою, 
Не слажу песни про любовь! 
 
Любовь так сладко отманила 
Певца от лавров и меча! 
И так мне горько изменила: 
 
 
Одной туда взойдет дорожкой: 
И та, как крепость, заперта! 
Ах! если бы хотя в окошко 
Мне улыбнулась красота!.. 

<1826>

ПОДРЫВАТЕЛЬ

Басня

  Сосед шумит, 
  Сосед кричит, 
  Сосед Макар лишь чуть не воет, 
   
  Плутяга-крот всё роет, роет... 
  "Ну, веришь ли, мне жалко - страх! 
  И сердце, братец, так и ноет: 
  Любимую гряду, злодей, изрыл. 
 
Потешился б над вражьею спиною! - 
  Так говорил Макар, кроту грозя. - 
  Да, видишь сам, он роет подо мною, 
  А мне попасть по нем нельзя!.." 
 
Так роются под нас и клевета и ложь, 
Так подрывается увертливый приказный: 
И видишь, и шумишь порой, и бьешь, 
  Да все по нем не попадешь!.. 

<1826>

УСЛАДА

Я был рабом земных сует: 
Ругались надо мной ползущие заботы; 
Как узник, отданный к смиренью в дом работы, 
 
С водой и с воздухом глотая горе!.. 
Я был как ветвь, поверженная в море, 
Кружился я в грозе изгибистых валов; 
Но бог послал отрадные мне чувства 
 
С тех пор я стал земных смятений выше - 
И слаще я дышу... и в сердце стало тише!.. 

<1826>

К ЗВЕЗДЕ

 
Звезда, красавица небес? 
Здесь ясно зеркало залива 
И свеж и ароматен лес! 
Сады цветут у нас душисто! 
 
В долинах бисер серебристый 
Горит в безмолвии ночей... 
Куда ж спешишь так торопливо, 
Звезда, красавица небес? 
 
И потемнеет свежий лес... 
Но ты спешишь с полей эфира; 
Увы! неодолим закон!.. 
Так и для нас, моя Эльмира! 
 
Не отведет часа разлуки; 
Настанет день, удвоит муки... 
Пойду с тоской моей туда, 
Где ты, прекрасная, гостила; 
 
Ты мне надолго отсветила!.. 
Взойдет опять звезда небес! 
Опять заливы засветлеют, 
И сквозь цветущий дол и лес 
 
С душистой негой ветерки... 
Но, полный всё моей тоски, 
Я не пойду на праздник мира! 
И тихо мне простонет лира: 
"Зачем идти тебе туда? 
Где милой нет - там свет могила! 
Увы! души твоей звезда 
Тебе надолго отсветила!" 

<1826>

Сегодня вихорь парус рвет; 
И вал на отмель лодку бьет; 
И гром над безднами ревет; 
И молния пловцу в глазах ресницы жжет. 
 
Погода... мир... и тишина, 
Под круглым куполом небесныя лазури 
Светлеет моря глубина... 
Для нашей жизни нет картины сей вернее, 
 

<1826>

МЕЧТА

Спокойны спящие морей заливы, 
  Как синее стекло; 
Уже сошли часы покоя молчаливы, 
 
  Горит росою сад душистый 
  Под легкой завесой теней, 
  И долго свищет меж ветвей 
  Любовник розы голосистый... 
   
Навел на вежды мне златой покров дремоты 
  И отмахнул крылом заботы, 
И веял на душу мечтой прелестной он... 
  Я спал... но сердце пробудилось 
   
И, как дитя в объятия к родной, 
  Тоскуя, из груди просилось... 
Мне что-то милое, бывалое явилось! 
Я вздрогнул... грудь была унынием полна, 
   
Уже сливалися волнистые туманы 
И раскрывалася цветущая страна... 
Но мне нерадостен весенний сад природы, 
  Ни аромат младых цветов: 
 
  И прежняя любовь... 
Я видел милую, как легкий призрак зыбкий, 
Я слышал звук знакомых мне речей, 
И, пробудясь, я всё ищу ее улыбки 
   

<1826>

ГРЕКАМ, ПРОСЯЩИМ ПОДАЯНИЯ

Тогда, как празднует Европа общий мир 
И приучается к блаженству тихой жизни, 
   
Бежит от сладостной своей отчизны, 
От стран Ионии, от милых берегов, 
Где бой - на жизнь и смерть, где ратует Эллада! 
Там блещет ятаган беснующих врагов, 
 
  В плену жена, раскопан дом, 
  Зарезаны младенцы, 
  И нищие - в краю чужом - 
  Афин и Спарты преселенцы! 
 
(Доколь что даст им суд верховный неба!), 
Пришли искать у братьев христиан: 
В одежду - лоскута, и в пищу - ломтя хлеба 

<1826>

Алина, хочешь быть царицей? 
Изволь, - я буду твой народ: 
Тебе в душе моей давно отстроен вход, 
И ты, пожалуй, в ней устрой себе столицу. 
 
Я за тебя - горой стоять!.. 
Ты можешь учредить и дани и налоги; 
Но правосудие и ласку наблюдай! 
И прежде, чем писать указ народу строгий, 
 

<1826>

СКАЗКИ

Люблю я молодость твою 
И синенькие глазки! 
 
Тебе готовы сказки. 
 
Я видел много дальних стран 
С большими городами; 
Я видел море-океан 
 
 
Я видел... но, тебя взманя, 
Пойдут за сказкой - сказки: 
Смотрите ж долго на меня 
Вы, синенькие глазки! 

<1826>

ЧЕРТЫ ОСЕНИ

Уж ветер вал на вал катит по жатве зрелой; 
Черника лоснится, малина отошла; 
В саду зарделся яблок спелый; 
 
И ладится медведь в берлоге; 
Желтеет лист; змея, в норе, 
Местами мерзнет на заре; 
Копыт и колесо звончее на дороге... 
 
В водах и на небе седеет перламутром; 
Про осень говорит народ у церкви утром 
В день воздвижения пречестного креста. 

<1826>

Историческая черта

"Прошу твою блистательную мочь - 
Отдай мне за сына, сосед любезный, дочь 
Твою, Елену молодую!" - 
 
Просил молдавского господаря. 
"Скорее бороду отдам седую! 
Но пусть потешится; пускай пришлет сватов!" 
Хмельницкий закипел: "Сватов ему? - Готов! 
" - Трубят - и пятьдесят полков. 
Всё реестровых казаков,
Слетелось. "Знамя вверх! Молебен - и на выступ!" 
И лава конная помчалась, как на приступ: 
Чуть может их догнать их собственная тень, 
 
А он в делах войны не неуч, а учитель! 
"Туда и так!" В один и тот же день 
Сто сел и городов под линию пылают 
И в страхе господарь, и дочь его везут, 
 
Дары! Поклон! - "За мной, к господарю!" - и тут 
Богдан спросил, когда уж всё упрятал: 
"Высокомочный! что?.. Я хорошо ль посватал?" 

<1827>

(Черта из жизни Богдана Хмельницкого)

"Послушай, мой ясновельможный князь! 
Я Казимира уважаю; 
Но, с твердою душой родясь, 
 
Ни вас, ни сейма не боясь, - 
За край, за род мой и за племя! 
Подумай, Любомирский, сам: 
Хмельницкий говорит как друг, - не то уж время,
 
И посылал разъезжих строгих 
Сбирать с колодезей налоги 
И церкви божии запродавать жидам!.. 
Вот положили - соберемся 
 
Мы завтра там. Там мы о мире попечемся. 
Условием, вельможный князь, твоим 
Доволен!
В нем сказано, что всякий волен 
 
Куда уж козаку за панством вслед ползти? 
Вы будете на съезд с шляхетством, с гайдуками; 
Однако ж кое-кто приедет и за нами!" 
Расстались. Вот примчалась весть, 
 
Что свежая больна им рана 
И им хотелось бы путем прижать Богдана 
И в сеть уловкою завесть 
На съезде. - Мудрено! он крепко верил в бога, 
 
Ему, как мать родная, знакома; 
Притом Хмельницкий, был великого ума. 
Большой конвой вели с собой поляки, 
Чтоб, в недостатке слов, взять верх хоть силой драки; 
 
Узнав, что конница козачья далека, 
  Готовил лях свои уловки... 
Богдан послал лихого ездока: 
  "Умри - скачи до Кочерговки. 
 
Дружней, быстрей, из всей козачьей мочи, 
Пусть мчатся на рысях... чтоб быть как тут к полночи! 
Я знаю, наши прилетят!
И пусть все за лесом полягут по ватагам!.." 
 
  Идет на съезд... Паны шумят, 
  Закинув кунтуши, преважно 
  Закручивают длинный ус, 
И смотрят свысока, и говорят протяжно... 
   
  Однако ж видит: идут толки, 
Паны особятся, какой-то есть секрет; 
Ни откровенности, ни ласки нет, 
  И на него глядят как волки. 
  "Шляхетные паны! 
  Как много привели вы свиты, 
И ваши вершники все золотом прикрыты; 
А мы, военною порой утруждены, 
  На клячах кое-как примчались; 
  Он стал перед окном, 
  Махнул платком - 
  И зашатался дом: 
Под топотом копыт заговорило поле, 
 
  Не стало пыльных облаков - 
  И двадцать тысяч Козаков, 
Прогнав толпу вельможеских холопей, 
Стоят!
Торчат!
Паны удобрились - и мир подписан, 
Который славою в скрижаль времен записан. 

<1827>

По ступицу песок, и лес на нас нависнул; 
Уж ночь, и сумерком кругом заволоклось; 
Ямщик в лесу лукаво свистнул, 
И, чу, ему отозвалось... 
 
"Зову", - с усмешкой был ответ. 
И зашумело за дубравой, 
И там, и там огни и свет... 
Беда: как тени, из подполья 
 
Толпа других средь дикого раздолья 
Буянит за ночным огнем... 
И вот торчат рожны и колья, 
Звенит топор и длинный нож... 
 
И наши сабли засверкали, 
И грянул звонкий мускетон. 
Тут схватка: резались, кричали; 
Везде огонь, и кровь, и стон... 
 
Так не пугайтесь... это сон! 

<1827>

ПЕСНЯ

(Подражание богемскому)

Есть край, где желтеют 
 
И теплые веют 
Там ветры игривы. 
 
Гуляй там, Мальвияа! 
Будь с ней упованье: 
 
Пошлет нам свиданье? 
 
В развесистой чаще, 
Под рощей кудрявой, 
Мне быть с тобой слаще, 
 
 
Будь слава - царь поля, 
Облитого кровью! 
А мирная доля - 
Златися любовью! 
 
 
Судьбам помолися, 
Чтоб руки с руками 
Скорее сплелися... 

<1830>

Ф. Н. Глинка, проживший без малого сто лет и писавший стихи в течение шести десятилетий, оставил после себя поэтическое наследие огромное по объему, но крайне неравноценное в художественном и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".

Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.

Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.

РАЗНЫЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

"Соревнователь просвещения и благотворения", 1818, No 5, стр. 221. Читалось 30 октября 1817 г. в Вольном обществе любителей российской словесности.

Блеск очей (стр. 193). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1818, No 6, стр. 380; в сокращенной редакции, датированной 1822 г., в "Славянине", 1830, No 2, стр. 141. Список стихотворения в первой редакции с подзаголовком "с польского" обнаружен Б. Л. Модзалевским среди бумаг "Зеленой лампы" (см. "Декабристы и их время", т. 1, [б. г.], стр. 14).

Фиалка и дубы (стр. 194). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1818, No 7, стр. 100.

К снегирю (стр. 195). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1818, No 9, стр. 359.

Дитя и птичка (стр. 196). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1819, No 7, стр. 89.

"Соревнователь просвещения и благотворения", 1819, No 7, стр. 83. Хлоя - условное имя в идиллической, "пастушеской" поэзии.

Шарада ("На тучных пажитях Авзонии цветущей...") (стр. 199). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1819, No 9, стр. 328. Отгадка шарады - "Порок". Авзония - Италия. Оргон - один из героев комедии Мольера "Тартюф".

Призывание сна (стр. 200). Впервые - "Сын отечества", 1819, No 50, стр. 178, с подписью "Ф. Г." Филомела (греч. миф.) - афинская царевна, превращенная в соловья; здесь - соловей.

Весна ("Уж ласточка к гнезду послышала влеченье...") (стр. 202). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1820, No 7, стр. 93. Читалось в Вольном обществе любителей российской словесности 7 июня 1820 г.

Шарада ("Слог первый мой везде есть признак превосходства...") (стр. 203). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1820, No 1, стр. 75, с подписью "Ф. Г.". (Автограф обнаружен Б. Л. Модзалевским среди бумаг "Зеленой лампы".) Отгадка шарады - "Престол".

"Соревнователь просвещения и благотворения", 1621, No 11, стр. 206. Критик "Соревнователя просвещения и благотворения" П. Плетнев в статье "Антологические стихотворения" писал, что "посредством антологии мы становимся современниками древних". "Как уцелевшие от разрушительной руки времени памятники, они (антологические стихотворения. - В. Б.) вернее сказаний исторических изображают нам характер собственно называемого народа" ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 7, стр. 20).

К недостойному бессмертия (стр. 204). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1821, No 2, стр. 267.

Прощание с жизнию (стр. 204). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1821, No 9, стр. 337. Жильбер Николя (1751-1780) - французский поэт-сатирик.

Сельский сон (стр. 207). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 4, стр. 109. Читалось в Вольном обществе любителей российской словесности 5 декабря 1821 г.

Клятва (стр. 208). Впервые - "Русский инвалид", 1822, No 12, 14 января, под названием "Изменница". Печ. по сб. "Весенние цветы". М., 1835, стр. 30.

"древнейших памятников", переводы "песен разных славянских наречий" - все это входило в программу Вольного общества. На заседаниях общества слушались сообщения о "древних песнях богемских", изданных Ганкой под названием "Краледворская рукопись", о "Собрании песен разных славянских наречий" Челаковского, о переводах Востоковым сербских песен, взятых из "собрания" Вука Стефановича. Приветствуя "Северные цветы" за помещение на страницах альманаха "простонародных песен", "Соревнователь просвещения и благотворения" писал: "В "Северных цветах" помещено несколько простонародных песен: одни греческие, другие сербские, а третьи подражание русским. Переводом простонародных новогреческих песен публика наша обязана Н. И. Гнедичу. Разбирая их поэтические красоты, можно чувствовать, что вдохновение не покинуло еще этой некогда цветущей и счастливой страны, а ныне искупающей последними своими силами долговременное и позорное невольничество" ("Соревнователь просвещения и благотворения", 1825, No 1, стр. 107-108). В творчестве Глинки мы Находим образцы "простонародных песен": русских, новогреческих и богемских. Стихотворения "Подоконье", "Разлука", "Сетование", "Подглядчик", "Песня" помечены: "С богемского", или "Подражание богемскому".

К Эльмире (стр. 210). Впервые - "Невский альманах" на 1825 г., стр. 184.

Разлука (стр. 211). Впервые - "Новости литературы", 1825, No 6, стр. 181.

Сетование (стр. 211). Впервые - "Новости литературы", 1825, No 7, стр. 55.

Подглядчик (стр. 212). Впервые - "Северная пчела", 1825, No 59, 16 мая.

"Северная пчела", 1825, No 91, 30 июля. Берд - шотландская фамилия, известная в промышленном мире России. Здесь - владельцы пароходства на Неве (1815).

Новый год (стр. 216). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1825, No 4, стр. 105.

Чиновник (стр. 217). Впервые - "Невский альманах" на 1626 г., стр. 179. Посвящено Андрею Афанасьевичу Никитину (1794-1858), секретарю Вольного общества любителей российской словесности.

Мое занятие (стр. 217). Впервые - "Невский альманах" на 1826 г., стр. 283. Кесарь - римский полководец, политический деятель и писатель Юлий Цезарь (102-44 до н. э.)

Хата, песни, вечерница (стр. 218). Впервые - "Федор Глинка. Избранное". Петрозаводск, 1949, стр. 101. Тарабаны - барабаны. Хмельницкий - см. стр. 465. Наливайко Северин (ум. 1597) - руководитель крестьянско-казацкого восстания на Украине в 1594-1596 гг. против польских и украинских магнатов-землевладельцев и шляхты.

"Северная пчела", 1826, No 25, 27 февраля. Это и следующие стихотворения данного цикла написаны несомненно до 1826 г.; многие стихотворения, появившиеся в печати в 1826-1828 гг., были написаны Глинкой до декабрьских событий 1825 г. и проникали в журналы и альманахи с некоторым опозданием.

Много ли надобно? (стр. 221). Впервые - "Новости литературы", 1826, No 1, стр. 46.

Вздох трубадура (стр. 222). Впервые - "Новости литературы", 1826, No 2, стр. 94.

Подрыватель (стр. 223). Впервые - "Сириус" на 1826 г., кн. 1, стр. 185.

Услада (стр. 223). Впервые - "Московский телеграф", 1826, No 8, стр. 129.

"Московский телеграф", 1826, No 2, стр. 55.

Утро вечера мудренее (стр. 225). Впервые - "Невский альманах" на 1826 г., стр. 72.

Мечта (стр. 226). Впервые - "Московский телеграф", 1826, No 1, стр. 8.

Грекам, просящим подаяния (стр. 226). Впервые - "Сириус" на 1826 г., кн. 1, стр. 188. Иония - одно из государств древней Греции.

Завеянные следы. К Алине. Сказки (стр. 22/228). Впервые - "Невский альманах" на 1827 г., стр. 188, стр. 220, стр. 238. Предназначались для "Звездочки" Рылеева и Бестужева, Издатель "Невского альманаха" Е. Аладин показал в специальном объяснении Дубельту, что стихотворения Глинки "получены еще в начале 1826 года от самого автора, приславшего их из Петрозаводска, куда он был выслан на службу" ("Русский архив", 1901, No 11, стр. 265-266).

"Северные цветы" на 1826 г., стр. 27.

Достопамятное сватовство (стр. 230). Впервые - "Северная пчела", 1827, No 51, 28 апреля, с подписью "Ф. Г."

Переговоры в Белой Церкви (стр. 231). Впервые - "Северные цветы" на 1828 г., стр. 80. Имеются в виду переговоры между Богданом Хмельницким и польско-литовскими предводителями, проходившие под Белой Церковью (1651).

Приключение (стр. 233). Впервые - "Северные цветы" на 1827 г., стр. 289.

Песня ("Есть край, где желтеют...") (стр. 233). Впервые - "Галатея", 1830, No 1, стр. 48. Относится к циклу "Подражание богемскому"; не могло появиться в печати в 1825 г. в связи с ссылкой автора.