Опыты иносказательных описаний в стихах

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Глинка Ф. Н.
Категория:Стихотворение

Ф. Н. Глинка

Стихотворения

ОПЫТЫ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ ОПИСАНИЙ В СТИХАХ

Нездешняя гостья

Перелетная птичка

Гений

Усладова лира. Баллада

Пруд и капля. Аполог

Гостья ненадолго (К Дориде)

Возвращение невозвратимой

Заветная книга

Видение в луне

Море

К ночи

Перемена (К Глицерии)

Минутное посещение

Темное воспоминание

Старец

ОПЫТЫ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ ОПИСАНИЙ В СТИХАХ

НЕЗДЕШНЯЯ ГОСТЬЯ

Плывет величаво 
 
Серебряный месяц... 
И зорю сменяют 
Вечерние звезды. 
И дремлют, насупясь. 
Высокие сосны. 
Туман застилает 
Широкое поле. 
Всё пусто, безмолвно 
И в замке нагорном, 
И в ближней дубраве, 
И в дальних долинах. 
Прелестная дева, 
Пряма, величава, 
В одежде белейшей 
Туманов вечерних, 
Как дух благодатный, 
Как горняя радость, 
Как житель бесплотный 
Надзвездного града, 
 
Под ветлою ивой; 
И к персям прижаты 
Лилейные персты; 
И смотрят недвижно 
Лазурные очи 
На месяц унылый... 
Часы пролетали - 
И звезды погасли, 
И вспыхнуло утро 
На темном востоке, 
И скоро не стало 
Под ветлою ивой 
Красы молчаливой... 

<1820>

ПЕРЕЛЕТНАЯ ПТИЧКА

Скрывалось за горы 
Роскошное солнце, 
И долгий день летний 
Угаснул, и вечер 
 
И в воздухе душно!.. 
Зарница играла 
По нивам волнистым, 
И сизая туча 
Вдали загоралась; 
Далекое эхо 
В горах рокотало... 
Я в роще тенистой 
Дышал ароматом 
Цветущего луга... 
Вдруг птичка слетела, 
Не знаю откуда, 
И, зыблясь на ветке, 
Запела уныло, 
Уныло и сладко!.. 
Я весь стал - вниманье, 
И весь - упоенье: 
Душа разрывалась 
От песни унылой; 
 
Унылою песнью... 
И отзыв далекий 
Друзей отлученных, 
И память о прошлом, 
О днях невозвратных 
Бывалого счастья, 
И стоны разлуки, 
И шепот предчувствий, 
Грядущего тайны - 
Всё, всё выражала 
Волшебная песня 
Чудесной певицы... 
Мне виделось: месяц 
Стоял недвижимо 
И звезды, внимая, 
Горели яснее, 
И грохот нагорный 
Затих!.. И в забвеньи 
Сидел я до утра, 
 
Певица всё пела, 
Но, вместе с росою 
Подъемлясь всё выше, 
Как искра угасла, 
В лучах утонула!.. 
Откуда ты, птичка, 
Небесная радость! 
Где край тот далекий, 
В котором ты, прелесть! 
Гостишь неотлетно?.. 
И, странник печальный 
В сем мире мятежном, 
По сердцу мне чуждом, 
Услышу ль опять я 
В безмолвии ночи, 
Залетная гостья! 
Твой голос чудесный? 
Иль раз только в жизни 
Он смертному слышен? 

<1820>

ГЕНИЙ

Нарисуй мне Гения 
Бледного, унылого, 
И с челом развенчанным. 
Вижу, плачет Гений твой, 
Преклоненный на руку, 
И златые волосы 
В локонах рассыпаны; 
Всё кругом - молчание! 
На небе ни звездочки! 
И погашен пламенник 
Бурею пустынною. 
Нарисуй богиню мне, 
Нарисуй волшебницу 
Резвую, прелестную: 
Дай ты ей лазурные 
Крылья мотыльковые, 
И одежду белую 
Из туманов утренних; 
Подари ей алую 
 
Пусть твоя волшебница, 
Иль богиня милая, 
Как богиня призраков, 
Светлая фантазия, 
В разных дивных образах 
В мире появляется: 
То вечерней звездочкой 
Вспыхнет в дальнем сумраке 
Над пустыней дикою; 
То, знакомым голосом, 
Кличет утомленного... 
То, за темной рощею, 
В час полудня знойного 
Зажурчит и по полю 
Побежит, сверкаючи... 
То, за синей тучею, 
Свежит, блеском радуги 
Светит, улыбаючись... 
То быстрее молнии 
 
И блистает девою 
Стройной, величавою, 
И зовет унылого 
Голосом и знаками, 
По пути тернистому, 
В новый край, неведомый, 
К людям - в даль туманную, 
В области, кипящие 
Жизнью и заботами... 
Кто же, друг мой, гений твой? 
Как назвать безвестного? 
Отгадай, придумай ты; 
А твою богиню я 
Назову - надеждою. 

<1820>

УСЛАДОВА ЛИРА

Баллада

Верна была Усладу лира 
В его тиши; 
 
На мир души! 
Он не позорил чистой лиры 
И, лести враг, 
Пред вами, грозные кумиры, 
Не падал в прах! 
Но, растерзав земные узы, 
К звездам; летел, 
И, пылкий друг свободной музы, 
Он сладко пел:. 
Великолепную природу 
И дивный свет, 
Души высокую свободу - 
И был Поэт! 
И добродетель в песнях громких 
Прославил он. 
"Узнают ли о них потомки? 
Всё в мире сон! - 
Так говорил не раз унылый, - 
Здесь всё на час!" 
 
Поэт угас! 
Но весь не умер он, и лира 
Еще стройна; 
И только в области эфира 
Взойдет луна 
И струн дотронется лучами, 
Дрожат они - 
И вспыхнет жизнь на них, и сами 
 
Поют одни! 
Как прежде - всё поют природу, 
Добро поют 
И удивленному народу 
Урок дают! 
И лиру розами венчали, 
Дивяся ей, 
И благовонней розы стали, 
Цветя на ней! 
И вот, крутом градов обломки, 
Их блеск погас! 
 
Той лиры глас! 

<1821>

ПРУД И КАПЛЯ

Аполог

Заглохший осокой и весь, как паутиной,
Подернутый зеленой тиной,
Дремал ленивый пруд. В звездах лазурный свод; 
Но жалкий он слепец, не видит звезд мерцанья, 
Ни ласковой луны приветного сиянья. 
И долго было так, но вот
Наскучил он сносить светил пренебреженье; 
И, потеряв последнее терпенье, 
Языком вод заговорил,
И близкую свою соседку он спросил - 
Соседку капельку, что на листок упала 
И ясной звездочкой, качаяся, сверкала: 
"Что за счастливица ты, капелька, у нас? 
Так светишь, так блестишь, ну словно как алмаз! 
Тебе и солнце угождает:
 
По солнцу ль зеркало! - Я сажен пять в длину, 
Да три, а может быть и больше, в ширину; 
Однако ж всё во мне не видны горни своды; 
И хоть бы раз луна в мои взглянула воды! 
Скажи, пожалуйста, любимица светил, 
За что же я им так немил?"
А капелька в ответ: "Давно я это вижу, 
Сказала б, да боюсь: я, может быть, обижу!" - 
"О нет!" - "Так слушай же: причина тут проста 
Ты засорен - а я чиста!"

<1822>

ГОСТЬЯ НЕНАДОЛГО

(К Дориде)

Дорида! ты свежа, как молодой цветок; 
Твой стан как стебель розы гибкой; 
Как ты мила своею детскою улыбкой, 
Легка, как на лугах душистый ветерок. 
Волшебница! кругом тебя очарованье! 
Он сладок мне, как жизнь, с тобой свиданья час! 
 
И тихий свет прекрасных глаз 
(В них что-то милое, небесное светлеет), 
И русые власы... и всё в тебе краса! 
Но пред тобой желанье цепенеет, 
И страсть к тебе чиста, как небеса. 
Моя душа твою, Дорида! душу слышит: 
О друг земной! в тебе небесный ангел дышит, 
Он прилетел с надзвездной вышины 
И, притаясь, живет под тленной пеленою. 
И от тебя, как от младой весны, 
Мне веет негой неземною... 
Но, милый друг! мне в мысль приходит иногда, 
Что на земле небесное непрочно, 
Что ты у нас как будто ненарочно, 
И что зовут тебя - туда!.. 

<1822>

ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕВОЗВРАТИМОЙ

Весна моих воскресла лет; 
Играют чувства, веет радость, 
 
Моя тоскующая младость! 
Затихнул шум моих тревог, 
И вся душа моя - восторг! 
Она - сей гость, давно бывалый,- 
Как прежде, в грудь ко мне идет; 
Но, ах! там прежнего не стало: 
Того уж сердца не найдет! 
Все бури жизни в нем кипели 
И дымный огнь страстей пылал, 
И там пороки свирепели, 
Где светлый трон ее стоял! 
Приди ж, мой гость, издавна милый 
Мой добрый ангел прежних дней, 
И оживи мой дух унылый 
Небесной ласкою своей! 
Увы! С тех пор, как был с тобою, 
Уж стал и сам я не собою... 
Всё в жертву людям и судьбе! 
Одна светла осталась совесть. 
 
Само свою расскажет повесть. - 
Мечты рассеялись, как дым; 
От слез отяжелели вежды, 
И не сбылись мои надежды! 
Как много летам молодым 
Они хорошего сулили! 
Как сладко с сердцем говорили! 
Но сладость та была - обман! 
С тобою всё мое сокрылось, 
Как солнце в горы, закатилось, 
И на душе лежит туман... 
Но ты идешь... Душа светлеет, 
И всё весною жизни веет! 
С тобою твой волшебный мир 
Ко мне так сладостно теснится, 
Как будто небо в грудь ложится! 
Я пью заоблачный эфир... 
Людской измученную злостью 
Ты душу зазовешь, как гостью, 
 
На миг обласканный тобою, 
Уж примирился я с судьбою! 
Весна моих воскресла лет; 
Играют чувства, веет радость, 
И новой жизнию цветет 
Моя тоскующая младость! 

<1823>

ЗАВЕТНАЯ КНИГА

В пустыне далекой был старец седой, 
Пещера в утесе - жилище его; 
И дуб устарелый и клен молодой 
Укромную келью, шумя, осеняли, 
И теплилась тихо на сумрачном своде 
Лампада; в средине налой, и на нем 
Лежала, как тайна, заветная книга; 
И к ней только старец один прикасался. 
Три части вмещала та книга в себе; 
Три разные ленты те части делили. 
Как свежая роза, алела одна; 
 
Но черная третья - как врана крыло. 
И с каждым рассветом пустынник-мудрец 
С почтением к книге заветной подходит 
И лист, но не боле, читает один. 
И он уж за черной прочитывал лентой, - 
Не много ему оставалось читать! 
Читает - и книгу, со вздохом закрыв, 
Идет он, склоненный в глубокую думу, 
Как будто прощаться с природой. - Так мирно 
И тихо в нем жизнь погасала, как день 
На ясном, безоблачном небе. - И вот, 
Пришел к нему гость из мятежного света: 
То юноша свежий, как цвет молодой; 
Румянец пылал на лилейных щеках, 
И светлые искры сияли в очах, 
И кудри играли вкруг шеи прямой. 
"Отец! благодатью святой осени 
Пришельца из бурного света. Открой 
Высокую тайну, скажи мне, мудрец: 
 
И где обитает блаженство? скажи: 
Где с пылкой душою я счастье найду? 
Пусть мудрости хладной созрелый совет 
Кипящую жажду в груди утолит! 
Напой меня светом вещаний святых: 
Открой, благодатный, мне тайны судьбы 
И жизни науку!" И старец в ответ: 
"О посланный сердцу наследник младой! 
Приди, мой желанный! и тайну прими, 
Высокую тайну... В сей книге она: 
Вся жизни премудрость в сей книге святой, 
Заветной, - ты каждый читай ее день, 
И лист, но не боле, для каждого дня! 
Не более, помни!.." С сим словом почил, 
Как тихий младенец, столетний мудрец. 
И было преданье, что ангел пустынь 
Восхитил земные остатки его! 
Вот ночь протекает, как вечность!.. С зарей 
К заветной подходит пылающий чтец 
 
Читает, и сердце весельем зажглось: 
Всё розовым светом сияет в очах; 
Все жилы, как струны, дрожат - и ключом 
Кипит молодая, румяная кровь. 
Улыбка играет на свежем лице; 
Он, кажется; слышит надежды привет 
И голос знакомых мечтаний: он весь 
Восторг и желанье... Уж лист пробежал 
И дале, всё дале, как вспыхнувший огнь 
При веяньи ветра на поле сухом; 
И вот в упоеньи всю первую часть 
Прочел, поглотил он - и розовый свет 
Угас, и поблекла улыбка... Он стих; 
Но слышит он новый заманчивый глас: 
"Всё далее, дале!" Эфир голубой 
Сияет, как небо, в заветных листах. 
И всё постоянней и всё там верней, 
И счастья обеты слышнее - и цель 
Вдали, за туманом, яснее горит... 
 
И пасмурен стал он, когда перешел 
За черную ленту... Там вялая жизнь 
Как сонные воды в пустынных брегах... 
Прочел - и со вздохом воспомнил завет, 
И тихо побрел он к родной стороне. 
Но там ненадолго он гость у друзей! 
Он сохнет, он вянет отцветшей душой; 
Линяет румянец на впалых щеках, 
И жизнь догорает во взорах - и вот, 
Унылый, он рано в могилу сошел. 
Постигнули тайну кончины его... 
И братья и други по летам забав, 
Вздыхая, жалели о пылком чтеце, 
Что книгу он жизни так рано прочел! 

<1824>

ВИДЕНИЕ В ЛУНЕ

Заря, алея, угасала 
Вдали, мелькая сквозь леса; 
И тихая вечерняя роса, 
 
И день протек с кипящей суетой. 
Всё ароматами и негою дышало; 
Но мне чего-то всё недоставало: 
И я страдал - сердечной пустотой. 
Вдруг вся душа моя мятется и пылает... 
Ее зовут с эфирной вышины! 
И вот прекрасный круг безоблачной луны! 
Она из-за лесов, как лебедь, выплывает, 
И в ней горят черты знакомой мне красы: 
Эльмира! это ты, в своем жилище новом! 
  Твои волнистые власы 
Смешались с голубым твоим покровом... 
Задумчивая! что мне скажешь ты без слов? 
Что скажут мне твои уныло-хладны очи?.. 
Но ты скрываешься, как легкий призрак ночи, 
В серебряном дыму летящих облаков! 

<1824>

МОРЕ

Душа томится в вихрях света; 
Мне душен воздух городской; 
 
Заботы, пыль и тесноту, 
Спешу на дикий берег моря - 
На зов понятной мне мечты... 
Я вижу синее пространство 
В его роскошной широте; 
И мне повеял ветер свежий, 
Как будто с родины моей! 
Златое сердце утопало 
В волнах багряных облаков, 
И флаги алые ходили 
Под дымным синевом небес; 
И я увидел, как знакомца, 
Долину влаги голубой; 
И необъятное пространство 
Так нравилось моей душе, 
Как будто что-то ей родное... 
Не знаю... или, может быть, 
И знаю... но могу ль сказать 
Языком скудным человеков 
 
Необозримое пространство! 
И почему к себе всегда 
Манит фантазию поэта 
Румянцем блещущая даль?.. 
Я слушал плеск валов шумящих 
И в беспредельность улетал: 
Она была мне как свобода, 
Когда она в волшебных снах 
Приснится узнику младому... 
Я, сладкой свежестью дыша, 
Как будто молодел душою; 
И, томность светской суеты 
Стряхнув с себя, как пыль градскую, 
Я весь как обновленный стал!.. 
Но звезды вечера зажглися, 
И с легкой ношей сладких чувств 
Я крался сквозь толпы народа, 
Робея счастье обронить... 
Ах, если б в шуме сих кипящих 
 
Где сохнет сердце, вянут чувства. 
Ах, если б век я был так свеж 
И так в восторгах беспределен, 
Как ты, кого теперь пою, 
Долина моря голубая! 

<1825>

К НОЧИ

Приди, о ночь! приди ко мне, 
Как на условное свиданье! 
Пусть гаснет пылкое страданье 
В твоей прохладной тишине! 
Ты, сизою своей одеждой 
Окутав бедную постель, 
Уложишь спать меня с надеждой... 
Я сплю... И тайная свирель 
Играет где-то дивны звуки: 
И не она ль манит мечты? 
И не она ль отводит муки? 
Кто вас, воздушны красоты, 
 
Кто так природу украшает 
В моих заплаканных глазах? 
Каких небес я вижу своды? 
Картины счастья и свободы, 
Лимон и лавры на холмах... 
Но шум вломился с суетою, 
И прочь с очей мечты и лень... 
Опять идет мой грустный день 
С своей несносной долготою... 

<1825>

ПЕРЕМЕНА

(К Глицерии)

Глицерия! твой друг тебя не узнает: 
Что шепчешь, с лаской, мне приветными устами? 
Зачем кругом тебя ласкателей народ! 
Нет! ни твоя глава, увитая цветами, 
Ни в соке роз потопленны власы 
Меня в твои не завлекут оковы. 
Где недоступные твои красы? 
 
Где делася души святая тишина, 
Невинность милая, как счастье неземное? 
Ты вся страстей и суеты полна! 
Ах! где твое прекрасное былое?.. 
 
И свежая твоя куда девалась младость, 
Когда в твоей душе, как друг, гостила радость, 
И тихая молитва на устах, 
Как первое благоуханье розы?.. 
 
Так прежде ты была, Глицерия, мила, 
Когда младенческой невинностью цвела! 

<1825>

МИНУТНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ

 
Какого мира тайный житель? 
Ты весел, призрак молодой, 
Как светлый месяц над водой: 
Я вижу образ девы чистой; 
 
И на челе ее душистый 
Белеет розовый венок! 
Ты, миловидная, украдкой 
Ко мне нежданная сошла, 
 
И вся душа моя светла. 
Ужель забвенной лиры звуки 
Иль нестерпимы сердца муки 
Тебя, мой гость, свели с небес 
 
Но грусть снята твоей улыбкой, 
И мрак с души моей исчез. 
Ты чистою своей рукою, 
Зачерпнув жизни в небесах, 
 
Ко мне, утопшему в слезах, 
Как луч от ясных звезд, слетела 
И улыбалась мне и пела... 
И как те песни сладки мне 
 
Какие свежие долины 
Я видел в синей, дальней мгле 
Иль в очарованном стекле? 
Твои волшебные картины 
 
В них, полны жизнью, дышат розы 
Как перси юной красоты! 
И, как любви счастливой слезы, 
Горит жемчужная роса. 
 
Верхи лесов и гор лобзают... 
Бывало, часто налетают 
К моей доверчивой душе 
Мечты о счастии прекрасном, 
 
Дремал в походном шалаше. 
Ты, дева, золотить любила 
Те перелетные мечты, 
И ласково с чела сводила 
 
И проясняла вид угрюмый 
Какой-то сладкой, тайной думой 
С любовью пылкой и святой 
Лобзал я пояс золотой 
 
Кто ж ты, приветная краса? 
Твой дом какие небеса? 
Но я узнал в тебе - надежду... 
Ах, погости теперь со мной, 
 
Когда мне вести приносила 
О сладкой жизни неземной! 
Но тени ночи пролетели, 
Светила неба догорели, 
 
И дева скрылася от глаз. 

<1825>

ТЕМНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ

Я помню так, как давний сон, 
 
Когда еще мне чужд был стон, 
Когда не знал я слова: бедства... 
В тех незапамятных годах 
Терялся часто я в мечтах, 
 
Как будто ведомых небес, 
На виды сельские природы 
И на спокойный темный лес 
Под золотою полосою, 
 
И свежей вечера росою 
Благоуханный луг сиял.... 
Я помню, с каждою весною, 
Откудова, не знаю сам, 
 
И часто занималась мною 
Она, прекрасная как день; 
Я помню стан, под флером, гибкой 
И алые уста с улыбкой. 
 
Она без шуму приходила, 
С любовью в голубых очах, 
И на серебряных струнах 
Златые песни выводила. 
 
Сидеть у ног певицы сладкой, 
И, дух переводя украдкой, 
Я жадно песнь ее ловил 
И целовал у девы руки... 
 
Мне непонятны песни те; 
Но - усладительные звуки, 
Как дар высокий и святой, 
Берег в душе дитя счастливый,- 
 
Ложится в лоно мягкой нивы. 
И я с тех пор в душе носил 
Залог священного посева... 
От нас сокрылась скоро дева. 
 
Моей пленительной подруги! 
Промчались детские досуги. 
Я рано с грустью стал знаком: 
Сказав в слезах "прости" отчизне, 
 
И стал мне чужд отцовский дом. 
Но что-то в памяти сверкало, 
Мечтой неясною маня, 
И мнилось, в сердце у меня 
 
Я рос на поле боевом, 
Труды и дальние походы 
Снедали дни мои и годы: 
Кругом грозы военной гром, 
 
И, ночью, светлые биваки, 
И грады пышные в огне - 
Вот всё, что было близко мне! 
Но браней смолкнула тревога, 
 
И мне тиха была дорога: 
Я шел украдкой в новый мир 
Искать душе усталой мира... 
Мне невзначай попалась лира! 
 
И прелесть пышную природы, 
И, чудеса сердечных снов, 
Мечты блаженства и свободы 
Ласкали юного певца... 
 
Узнав вблизи коварство света, 
Людей холодные сердца, 
Лишенный счастья и покою, 
Высокой вдохновен тоскою, 
 
Взноситься мыслью окрыленной 
В пределы тайные вселенной; 
И с гладом сердца я летел 
К нему - строителю природы; 
 
Где нет телесности оков, 
Я в беспредельности свободы 
Мой дух усталый освежал, 
И горним солнцем позлащал 
 
Но никогда от ранних лет 
Ко мне не приходили музы, 
И мне неведом их привет; 
Безвестны тайны песнопенья, 
 
Но что ж полна душа моя 
О ком-то памяти священной! 
Что б ни запел, то слышу я, 
Всё песни девы незабвенной. 

<1825>

СТАРЕЦ

Окончив тяжкую работу 
Заботной, грустной жизни сей, 
Он празднует свою субботу 
 
 
Он знает счастия обеты 
И мрак изгибистых дорог, 
И что сулят кипящи леты 
В мятежной области тревог. 
 
 
И часто в дивных, сладких снах 
Он видит прежний край отчизны 
В каких-то дальних сторонах. 
 
Окончив тяжкую работу 
 
Он празднует свою субботу 
В спокойной совести своей! 

<1825>

Примечания

и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".

Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.

Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.

ОПЫТЫ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ ОПИСАНИЙ В СТИХАХ

"Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе" (СПб., 1826) были разрешены к. печати цензором Александром Бируковым в сентябре 1825 г. Сборник состоит из двух разделов: "Опыты иносказательных описаний в прозе" и "Опыты иносказательных описаний в стихах". В предисловии к "Опытам аллегорий" Глинка признавался, что его внимание всегда привлекал человек "со стороны его положения в обществе и особенно со стороны его природы нравственной, в которой, собственно, заключается великая тайна нашего счастья", что он всегда считал необходимым останавливать внимание людей на "высоких истинах веры и нравственности".

"беспечным зрителям посредством оптического стекла ряд красивых явлений, не осязаемых, но видимых и понятных", так через стих становится для читателя понятной истина. Этим определяется основная идея "Опытов иносказательных описаний в стихах". А. Бестужев во "Взгляде на стаоую и новую словесность в России" указывал, что "в сочинениях Глинки отсвечивается ясно его душа. Стихотворения сего поэта благоухают нравственностью; что-то невещественно-прекрасное чудится сквозь полупрозрачный покров его поэзии и, сливаясь с собственной нашей мечтой, невольно к себе привлекает. Он владеет языком чувств, как Вяземский языком мыслей... В заключение скажем, что он принадлежит к числу писателей, которых биография служила бы предисловием и комментарием для его творений" ("Полярная звезда" на 1825 г., стр. 27). Справедливо указывая на прямую связь глинковской нравоучительной поэзии с биографией поэта и тем самым как бы подчеркивая, что поэзия Глинки всегда была выражением тех идеалов, за которые боролся умеренный член Союза Благоденствия, А. Бестужев не раскрывает смысла своих определений: "поэт благоухает нравственностью", "владеет языком чувств". Недовольный отзывом Бестужева, Пушкин недоумевал: "Глинка владеет языком чувств... Это что такое?" Пушкин иронически относился к глинковскому морализму и не считал, что автор туманных иносказаний владеет "языком чувств". Бестужев просто пощадил Глинку в журнальной рецензии, хотя для нападок у критика "Полярной звезды" имелись все основания. В аллегориях и иносказаниях более всего сказались недостатки глинковской дидактической поэзии: утомительное резонерство, романтические шаблоны, жеманно-изысканная лексика и т. д. Очевидно, что иносказательно-дидактическая поэзия Глинки не могла удовлетворить декабристов, перешедших от слов к делу, как не могла удовлетворить их прежняя деятельность Союза Благоденствия. Соединив "заманчивость загадка" с "поэзией поучительности", Глинка пришел к нравоучительному доктринерству, к умозрительному разрешению социальных вопросов, к отвлеченному противопоставлению "добра" и "зла".

Нездешняя гостья (стр. 172). Впервые - "Невский зритель", 1820, No 4, стр. 65, с подписью Ф. ... Г.....

Перелетная птичка (стр. 173). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения". 1820, No 6, стр. 307, с посвящением "Б-ну А, А. Д. л. в. г." - Барону Антону Антоновичу Дельвигу. Читалось в Вольном обществе любителей российской словесности 7 июня 1820 г.

Гений (стр. 174). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1820, No 6, стр. 310, под названием "К Г. Т."

Усладова лира (стр. 176). Впервые - "Благонамеренный", 1821, No 17-18, стр. 261.

"Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 4, стр. 111.

Гостья ненадолго (стр. 178). Впервые - "Полярная звезда" на 1823 г., стр. 185, под названием "К Дориде".

Возвращение невозвратимой (стр. 180). Впервые- "Новости литературы", 1823, No 25, стр. 189.

Заветная книга (стр. 181). Впервые - "Новости литературы", 1824, No 19, стр. 109.

Видение в луне (стр. 183). Впервые - "Северные цветы" на 1825 г., стр. 338.

"Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе". СПб., 1826, стр. 184.

К ночи (стр. 185). Впервые - "Северная пчела", 1825, No 102, 25 августа, под названием "Ночь".

Перемена (стр. 186). Впервые - "Полярная звезда" на 1825 г., стр. 187. Под названием "К Глицерин".

Минутное посещение (стр. 187). Впервые - "Полярная звезда" на 1825 г., стр. 113. Читалось в Вольном обществе любителей российской словесности 7 января 1824 г.

Темное воспоминание (стр. 188). Впервые - "Полярная звезда" на 1825 г., стр. 272.

"Новости литературы", 1825, No 6, стр. 191.