Автор: | Глинка Ф. Н. |
Категория: | Стихотворение |
Ф. Н. Глинка
Стихотворения
ОПЫТЫ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ ОПИСАНИЙ В СТИХАХ
Нездешняя гостья
Перелетная птичка
Гений
Усладова лира. Баллада
Пруд и капля. Аполог
Гостья ненадолго (К Дориде)
Возвращение невозвратимой
Заветная книга
Видение в луне
Море
К ночи
Перемена (К Глицерии)
Минутное посещение
Темное воспоминание
Старец
ОПЫТЫ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ ОПИСАНИЙ В СТИХАХ
НЕЗДЕШНЯЯ ГОСТЬЯ
Плывет величаво |
Серебряный месяц... |
И зорю сменяют |
Вечерние звезды. |
И дремлют, насупясь. |
Высокие сосны. |
Туман застилает |
Широкое поле. |
Всё пусто, безмолвно |
И в замке нагорном, |
И в ближней дубраве, |
И в дальних долинах. |
Прелестная дева, |
Пряма, величава, |
В одежде белейшей |
Туманов вечерних, |
Как дух благодатный, |
Как горняя радость, |
Как житель бесплотный |
Надзвездного града, |
Под ветлою ивой; |
И к персям прижаты |
Лилейные персты; |
И смотрят недвижно |
Лазурные очи |
На месяц унылый... |
Часы пролетали - |
И звезды погасли, |
И вспыхнуло утро |
На темном востоке, |
И скоро не стало |
Под ветлою ивой |
Красы молчаливой... |
<1820>
ПЕРЕЛЕТНАЯ ПТИЧКА
Скрывалось за горы |
Роскошное солнце, |
И долгий день летний |
Угаснул, и вечер |
И в воздухе душно!.. |
Зарница играла |
По нивам волнистым, |
И сизая туча |
Вдали загоралась; |
Далекое эхо |
В горах рокотало... |
Я в роще тенистой |
Дышал ароматом |
Цветущего луга... |
Вдруг птичка слетела, |
Не знаю откуда, |
И, зыблясь на ветке, |
Запела уныло, |
Уныло и сладко!.. |
Я весь стал - вниманье, |
И весь - упоенье: |
Душа разрывалась |
От песни унылой; |
Унылою песнью... |
И отзыв далекий |
Друзей отлученных, |
И память о прошлом, |
О днях невозвратных |
Бывалого счастья, |
И стоны разлуки, |
И шепот предчувствий, |
Грядущего тайны - |
Всё, всё выражала |
Волшебная песня |
Чудесной певицы... |
Мне виделось: месяц |
Стоял недвижимо |
И звезды, внимая, |
Горели яснее, |
И грохот нагорный |
Затих!.. И в забвеньи |
Сидел я до утра, |
Певица всё пела, |
Но, вместе с росою |
Подъемлясь всё выше, |
Как искра угасла, |
В лучах утонула!.. |
Откуда ты, птичка, |
Небесная радость! |
Где край тот далекий, |
В котором ты, прелесть! |
Гостишь неотлетно?.. |
И, странник печальный |
В сем мире мятежном, |
По сердцу мне чуждом, |
Услышу ль опять я |
В безмолвии ночи, |
Залетная гостья! |
Твой голос чудесный? |
Иль раз только в жизни |
Он смертному слышен? |
<1820>
ГЕНИЙ
Нарисуй мне Гения |
Бледного, унылого, |
И с челом развенчанным. |
Вижу, плачет Гений твой, |
Преклоненный на руку, |
И златые волосы |
В локонах рассыпаны; |
Всё кругом - молчание! |
На небе ни звездочки! |
И погашен пламенник |
Бурею пустынною. |
Нарисуй богиню мне, |
Нарисуй волшебницу |
Резвую, прелестную: |
Дай ты ей лазурные |
Крылья мотыльковые, |
И одежду белую |
Из туманов утренних; |
Подари ей алую |
Пусть твоя волшебница, |
Иль богиня милая, |
Как богиня призраков, |
Светлая фантазия, |
В разных дивных образах |
В мире появляется: |
То вечерней звездочкой |
Вспыхнет в дальнем сумраке |
Над пустыней дикою; |
То, знакомым голосом, |
Кличет утомленного... |
То, за темной рощею, |
В час полудня знойного |
Зажурчит и по полю |
Побежит, сверкаючи... |
То, за синей тучею, |
Свежит, блеском радуги |
Светит, улыбаючись... |
То быстрее молнии |
И блистает девою |
Стройной, величавою, |
И зовет унылого |
Голосом и знаками, |
По пути тернистому, |
В новый край, неведомый, |
К людям - в даль туманную, |
В области, кипящие |
Жизнью и заботами... |
Кто же, друг мой, гений твой? |
Как назвать безвестного? |
Отгадай, придумай ты; |
А твою богиню я |
Назову - надеждою. |
<1820>
УСЛАДОВА ЛИРА
Баллада
Верна была Усладу лира |
В его тиши; |
На мир души! |
Он не позорил чистой лиры |
И, лести враг, |
Пред вами, грозные кумиры, |
Не падал в прах! |
Но, растерзав земные узы, |
К звездам; летел, |
И, пылкий друг свободной музы, |
Он сладко пел:. |
Великолепную природу |
И дивный свет, |
Души высокую свободу - |
И был Поэт! |
И добродетель в песнях громких |
Прославил он. |
"Узнают ли о них потомки? |
Всё в мире сон! - |
Так говорил не раз унылый, - |
Здесь всё на час!" |
Поэт угас! |
Но весь не умер он, и лира |
Еще стройна; |
И только в области эфира |
Взойдет луна |
И струн дотронется лучами, |
Дрожат они - |
И вспыхнет жизнь на них, и сами |
Поют одни! |
Как прежде - всё поют природу, |
Добро поют |
И удивленному народу |
Урок дают! |
И лиру розами венчали, |
Дивяся ей, |
И благовонней розы стали, |
Цветя на ней! |
И вот, крутом градов обломки, |
Их блеск погас! |
Той лиры глас! |
<1821>
ПРУД И КАПЛЯ
Аполог
Заглохший осокой и весь, как паутиной, |
Подернутый зеленой тиной, |
Дремал ленивый пруд. В звездах лазурный свод; |
Но жалкий он слепец, не видит звезд мерцанья, |
Ни ласковой луны приветного сиянья. |
И долго было так, но вот |
Наскучил он сносить светил пренебреженье; |
И, потеряв последнее терпенье, |
Языком вод заговорил, |
И близкую свою соседку он спросил - |
Соседку капельку, что на листок упала |
И ясной звездочкой, качаяся, сверкала: |
"Что за счастливица ты, капелька, у нас? |
Так светишь, так блестишь, ну словно как алмаз! |
Тебе и солнце угождает: |
По солнцу ль зеркало! - Я сажен пять в длину, |
Да три, а может быть и больше, в ширину; |
Однако ж всё во мне не видны горни своды; |
И хоть бы раз луна в мои взглянула воды! |
Скажи, пожалуйста, любимица светил, |
За что же я им так немил?" |
А капелька в ответ: "Давно я это вижу, |
Сказала б, да боюсь: я, может быть, обижу!" - |
"О нет!" - "Так слушай же: причина тут проста |
Ты засорен - а я чиста!" |
<1822>
ГОСТЬЯ НЕНАДОЛГО
(К Дориде)
Дорида! ты свежа, как молодой цветок; |
Твой стан как стебель розы гибкой; |
Как ты мила своею детскою улыбкой, |
Легка, как на лугах душистый ветерок. |
Волшебница! кругом тебя очарованье! |
Он сладок мне, как жизнь, с тобой свиданья час! |
И тихий свет прекрасных глаз |
(В них что-то милое, небесное светлеет), |
И русые власы... и всё в тебе краса! |
Но пред тобой желанье цепенеет, |
И страсть к тебе чиста, как небеса. |
Моя душа твою, Дорида! душу слышит: |
О друг земной! в тебе небесный ангел дышит, |
Он прилетел с надзвездной вышины |
И, притаясь, живет под тленной пеленою. |
И от тебя, как от младой весны, |
Мне веет негой неземною... |
Но, милый друг! мне в мысль приходит иногда, |
Что на земле небесное непрочно, |
Что ты у нас как будто ненарочно, |
И что зовут тебя - туда!.. |
<1822>
ВОЗВРАЩЕНИЕ НЕВОЗВРАТИМОЙ
Весна моих воскресла лет; |
Играют чувства, веет радость, |
Моя тоскующая младость! |
Затихнул шум моих тревог, |
И вся душа моя - восторг! |
Она - сей гость, давно бывалый,- |
Как прежде, в грудь ко мне идет; |
Но, ах! там прежнего не стало: |
Того уж сердца не найдет! |
Все бури жизни в нем кипели |
И дымный огнь страстей пылал, |
И там пороки свирепели, |
Где светлый трон ее стоял! |
Приди ж, мой гость, издавна милый |
Мой добрый ангел прежних дней, |
И оживи мой дух унылый |
Небесной ласкою своей! |
Увы! С тех пор, как был с тобою, |
Уж стал и сам я не собою... |
Всё в жертву людям и судьбе! |
Одна светла осталась совесть. |
Само свою расскажет повесть. - |
Мечты рассеялись, как дым; |
От слез отяжелели вежды, |
И не сбылись мои надежды! |
Как много летам молодым |
Они хорошего сулили! |
Как сладко с сердцем говорили! |
Но сладость та была - обман! |
С тобою всё мое сокрылось, |
Как солнце в горы, закатилось, |
И на душе лежит туман... |
Но ты идешь... Душа светлеет, |
И всё весною жизни веет! |
С тобою твой волшебный мир |
Ко мне так сладостно теснится, |
Как будто небо в грудь ложится! |
Я пью заоблачный эфир... |
Людской измученную злостью |
Ты душу зазовешь, как гостью, |
На миг обласканный тобою, |
Уж примирился я с судьбою! |
Весна моих воскресла лет; |
Играют чувства, веет радость, |
И новой жизнию цветет |
Моя тоскующая младость! |
<1823>
ЗАВЕТНАЯ КНИГА
В пустыне далекой был старец седой, |
Пещера в утесе - жилище его; |
И дуб устарелый и клен молодой |
Укромную келью, шумя, осеняли, |
И теплилась тихо на сумрачном своде |
Лампада; в средине налой, и на нем |
Лежала, как тайна, заветная книга; |
И к ней только старец один прикасался. |
Три части вмещала та книга в себе; |
Три разные ленты те части делили. |
Как свежая роза, алела одна; |
Но черная третья - как врана крыло. |
И с каждым рассветом пустынник-мудрец |
С почтением к книге заветной подходит |
И лист, но не боле, читает один. |
И он уж за черной прочитывал лентой, - |
Не много ему оставалось читать! |
Читает - и книгу, со вздохом закрыв, |
Идет он, склоненный в глубокую думу, |
Как будто прощаться с природой. - Так мирно |
И тихо в нем жизнь погасала, как день |
На ясном, безоблачном небе. - И вот, |
Пришел к нему гость из мятежного света: |
То юноша свежий, как цвет молодой; |
Румянец пылал на лилейных щеках, |
И светлые искры сияли в очах, |
И кудри играли вкруг шеи прямой. |
"Отец! благодатью святой осени |
Пришельца из бурного света. Открой |
Высокую тайну, скажи мне, мудрец: |
И где обитает блаженство? скажи: |
Где с пылкой душою я счастье найду? |
Пусть мудрости хладной созрелый совет |
Кипящую жажду в груди утолит! |
Напой меня светом вещаний святых: |
Открой, благодатный, мне тайны судьбы |
И жизни науку!" И старец в ответ: |
"О посланный сердцу наследник младой! |
Приди, мой желанный! и тайну прими, |
Высокую тайну... В сей книге она: |
Вся жизни премудрость в сей книге святой, |
Заветной, - ты каждый читай ее день, |
И лист, но не боле, для каждого дня! |
Не более, помни!.." С сим словом почил, |
Как тихий младенец, столетний мудрец. |
И было преданье, что ангел пустынь |
Восхитил земные остатки его! |
Вот ночь протекает, как вечность!.. С зарей |
К заветной подходит пылающий чтец |
Читает, и сердце весельем зажглось: |
Всё розовым светом сияет в очах; |
Все жилы, как струны, дрожат - и ключом |
Кипит молодая, румяная кровь. |
Улыбка играет на свежем лице; |
Он, кажется; слышит надежды привет |
И голос знакомых мечтаний: он весь |
Восторг и желанье... Уж лист пробежал |
И дале, всё дале, как вспыхнувший огнь |
При веяньи ветра на поле сухом; |
И вот в упоеньи всю первую часть |
Прочел, поглотил он - и розовый свет |
Угас, и поблекла улыбка... Он стих; |
Но слышит он новый заманчивый глас: |
"Всё далее, дале!" Эфир голубой |
Сияет, как небо, в заветных листах. |
И всё постоянней и всё там верней, |
И счастья обеты слышнее - и цель |
Вдали, за туманом, яснее горит... |
И пасмурен стал он, когда перешел |
За черную ленту... Там вялая жизнь |
Как сонные воды в пустынных брегах... |
Прочел - и со вздохом воспомнил завет, |
И тихо побрел он к родной стороне. |
Но там ненадолго он гость у друзей! |
Он сохнет, он вянет отцветшей душой; |
Линяет румянец на впалых щеках, |
И жизнь догорает во взорах - и вот, |
Унылый, он рано в могилу сошел. |
Постигнули тайну кончины его... |
И братья и други по летам забав, |
Вздыхая, жалели о пылком чтеце, |
Что книгу он жизни так рано прочел! |
<1824>
ВИДЕНИЕ В ЛУНЕ
Заря, алея, угасала |
Вдали, мелькая сквозь леса; |
И тихая вечерняя роса, |
И день протек с кипящей суетой. |
Всё ароматами и негою дышало; |
Но мне чего-то всё недоставало: |
И я страдал - сердечной пустотой. |
Вдруг вся душа моя мятется и пылает... |
Ее зовут с эфирной вышины! |
И вот прекрасный круг безоблачной луны! |
Она из-за лесов, как лебедь, выплывает, |
И в ней горят черты знакомой мне красы: |
Эльмира! это ты, в своем жилище новом! |
Твои волнистые власы |
Смешались с голубым твоим покровом... |
Задумчивая! что мне скажешь ты без слов? |
Что скажут мне твои уныло-хладны очи?.. |
Но ты скрываешься, как легкий призрак ночи, |
В серебряном дыму летящих облаков! |
<1824>
МОРЕ
Душа томится в вихрях света; |
Мне душен воздух городской; |
Заботы, пыль и тесноту, |
Спешу на дикий берег моря - |
На зов понятной мне мечты... |
Я вижу синее пространство |
В его роскошной широте; |
И мне повеял ветер свежий, |
Как будто с родины моей! |
Златое сердце утопало |
В волнах багряных облаков, |
И флаги алые ходили |
Под дымным синевом небес; |
И я увидел, как знакомца, |
Долину влаги голубой; |
И необъятное пространство |
Так нравилось моей душе, |
Как будто что-то ей родное... |
Не знаю... или, может быть, |
И знаю... но могу ль сказать |
Языком скудным человеков |
Необозримое пространство! |
И почему к себе всегда |
Манит фантазию поэта |
Румянцем блещущая даль?.. |
Я слушал плеск валов шумящих |
И в беспредельность улетал: |
Она была мне как свобода, |
Когда она в волшебных снах |
Приснится узнику младому... |
Я, сладкой свежестью дыша, |
Как будто молодел душою; |
И, томность светской суеты |
Стряхнув с себя, как пыль градскую, |
Я весь как обновленный стал!.. |
Но звезды вечера зажглися, |
И с легкой ношей сладких чувств |
Я крался сквозь толпы народа, |
Робея счастье обронить... |
Ах, если б в шуме сих кипящих |
Где сохнет сердце, вянут чувства. |
Ах, если б век я был так свеж |
И так в восторгах беспределен, |
Как ты, кого теперь пою, |
Долина моря голубая! |
<1825>
К НОЧИ
Приди, о ночь! приди ко мне, |
Как на условное свиданье! |
Пусть гаснет пылкое страданье |
В твоей прохладной тишине! |
Ты, сизою своей одеждой |
Окутав бедную постель, |
Уложишь спать меня с надеждой... |
Я сплю... И тайная свирель |
Играет где-то дивны звуки: |
И не она ль манит мечты? |
И не она ль отводит муки? |
Кто вас, воздушны красоты, |
Кто так природу украшает |
В моих заплаканных глазах? |
Каких небес я вижу своды? |
Картины счастья и свободы, |
Лимон и лавры на холмах... |
Но шум вломился с суетою, |
И прочь с очей мечты и лень... |
Опять идет мой грустный день |
С своей несносной долготою... |
<1825>
ПЕРЕМЕНА
(К Глицерии)
Глицерия! твой друг тебя не узнает: |
Что шепчешь, с лаской, мне приветными устами? |
Зачем кругом тебя ласкателей народ! |
Нет! ни твоя глава, увитая цветами, |
Ни в соке роз потопленны власы |
Меня в твои не завлекут оковы. |
Где недоступные твои красы? |
Где делася души святая тишина, |
Невинность милая, как счастье неземное? |
Ты вся страстей и суеты полна! |
Ах! где твое прекрасное былое?.. |
И свежая твоя куда девалась младость, |
Когда в твоей душе, как друг, гостила радость, |
И тихая молитва на устах, |
Как первое благоуханье розы?.. |
Так прежде ты была, Глицерия, мила, |
Когда младенческой невинностью цвела! |
<1825>
МИНУТНОЕ ПОСЕЩЕНИЕ
Какого мира тайный житель? |
Ты весел, призрак молодой, |
Как светлый месяц над водой: |
Я вижу образ девы чистой; |
И на челе ее душистый |
Белеет розовый венок! |
Ты, миловидная, украдкой |
Ко мне нежданная сошла, |
И вся душа моя светла. |
Ужель забвенной лиры звуки |
Иль нестерпимы сердца муки |
Тебя, мой гость, свели с небес |
Но грусть снята твоей улыбкой, |
И мрак с души моей исчез. |
Ты чистою своей рукою, |
Зачерпнув жизни в небесах, |
Ко мне, утопшему в слезах, |
Как луч от ясных звезд, слетела |
И улыбалась мне и пела... |
И как те песни сладки мне |
Какие свежие долины |
Я видел в синей, дальней мгле |
Иль в очарованном стекле? |
Твои волшебные картины |
В них, полны жизнью, дышат розы |
Как перси юной красоты! |
И, как любви счастливой слезы, |
Горит жемчужная роса. |
Верхи лесов и гор лобзают... |
Бывало, часто налетают |
К моей доверчивой душе |
Мечты о счастии прекрасном, |
Дремал в походном шалаше. |
Ты, дева, золотить любила |
Те перелетные мечты, |
И ласково с чела сводила |
И проясняла вид угрюмый |
Какой-то сладкой, тайной думой |
С любовью пылкой и святой |
Лобзал я пояс золотой |
Кто ж ты, приветная краса? |
Твой дом какие небеса? |
Но я узнал в тебе - надежду... |
Ах, погости теперь со мной, |
Когда мне вести приносила |
О сладкой жизни неземной! |
Но тени ночи пролетели, |
Светила неба догорели, |
И дева скрылася от глаз. |
<1825>
ТЕМНОЕ ВОСПОМИНАНИЕ
Я помню так, как давний сон, |
Когда еще мне чужд был стон, |
Когда не знал я слова: бедства... |
В тех незапамятных годах |
Терялся часто я в мечтах, |
Как будто ведомых небес, |
На виды сельские природы |
И на спокойный темный лес |
Под золотою полосою, |
И свежей вечера росою |
Благоуханный луг сиял.... |
Я помню, с каждою весною, |
Откудова, не знаю сам, |
И часто занималась мною |
Она, прекрасная как день; |
Я помню стан, под флером, гибкой |
И алые уста с улыбкой. |
Она без шуму приходила, |
С любовью в голубых очах, |
И на серебряных струнах |
Златые песни выводила. |
Сидеть у ног певицы сладкой, |
И, дух переводя украдкой, |
Я жадно песнь ее ловил |
И целовал у девы руки... |
Мне непонятны песни те; |
Но - усладительные звуки, |
Как дар высокий и святой, |
Берег в душе дитя счастливый,- |
Ложится в лоно мягкой нивы. |
И я с тех пор в душе носил |
Залог священного посева... |
От нас сокрылась скоро дева. |
Моей пленительной подруги! |
Промчались детские досуги. |
Я рано с грустью стал знаком: |
Сказав в слезах "прости" отчизне, |
И стал мне чужд отцовский дом. |
Но что-то в памяти сверкало, |
Мечтой неясною маня, |
И мнилось, в сердце у меня |
Я рос на поле боевом, |
Труды и дальние походы |
Снедали дни мои и годы: |
Кругом грозы военной гром, |
И, ночью, светлые биваки, |
И грады пышные в огне - |
Вот всё, что было близко мне! |
Но браней смолкнула тревога, |
И мне тиха была дорога: |
Я шел украдкой в новый мир |
Искать душе усталой мира... |
Мне невзначай попалась лира! |
И прелесть пышную природы, |
И, чудеса сердечных снов, |
Мечты блаженства и свободы |
Ласкали юного певца... |
Узнав вблизи коварство света, |
Людей холодные сердца, |
Лишенный счастья и покою, |
Высокой вдохновен тоскою, |
Взноситься мыслью окрыленной |
В пределы тайные вселенной; |
И с гладом сердца я летел |
К нему - строителю природы; |
Где нет телесности оков, |
Я в беспредельности свободы |
Мой дух усталый освежал, |
И горним солнцем позлащал |
Но никогда от ранних лет |
Ко мне не приходили музы, |
И мне неведом их привет; |
Безвестны тайны песнопенья, |
Но что ж полна душа моя |
О ком-то памяти священной! |
Что б ни запел, то слышу я, |
Всё песни девы незабвенной. |
<1825>
СТАРЕЦ
Окончив тяжкую работу |
Заботной, грустной жизни сей, |
Он празднует свою субботу |
Он знает счастия обеты |
И мрак изгибистых дорог, |
И что сулят кипящи леты |
В мятежной области тревог. |
И часто в дивных, сладких снах |
Он видит прежний край отчизны |
В каких-то дальних сторонах. |
Окончив тяжкую работу |
Он празднует свою субботу |
В спокойной совести своей! |
<1825>
Примечания
и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".
Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.
Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.
ОПЫТЫ ИНОСКАЗАТЕЛЬНЫХ ОПИСАНИЙ В СТИХАХ
"Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе" (СПб., 1826) были разрешены к. печати цензором Александром Бируковым в сентябре 1825 г. Сборник состоит из двух разделов: "Опыты иносказательных описаний в прозе" и "Опыты иносказательных описаний в стихах". В предисловии к "Опытам аллегорий" Глинка признавался, что его внимание всегда привлекал человек "со стороны его положения в обществе и особенно со стороны его природы нравственной, в которой, собственно, заключается великая тайна нашего счастья", что он всегда считал необходимым останавливать внимание людей на "высоких истинах веры и нравственности".
"беспечным зрителям посредством оптического стекла ряд красивых явлений, не осязаемых, но видимых и понятных", так через стих становится для читателя понятной истина. Этим определяется основная идея "Опытов иносказательных описаний в стихах". А. Бестужев во "Взгляде на стаоую и новую словесность в России" указывал, что "в сочинениях Глинки отсвечивается ясно его душа. Стихотворения сего поэта благоухают нравственностью; что-то невещественно-прекрасное чудится сквозь полупрозрачный покров его поэзии и, сливаясь с собственной нашей мечтой, невольно к себе привлекает. Он владеет языком чувств, как Вяземский языком мыслей... В заключение скажем, что он принадлежит к числу писателей, которых биография служила бы предисловием и комментарием для его творений" ("Полярная звезда" на 1825 г., стр. 27). Справедливо указывая на прямую связь глинковской нравоучительной поэзии с биографией поэта и тем самым как бы подчеркивая, что поэзия Глинки всегда была выражением тех идеалов, за которые боролся умеренный член Союза Благоденствия, А. Бестужев не раскрывает смысла своих определений: "поэт благоухает нравственностью", "владеет языком чувств". Недовольный отзывом Бестужева, Пушкин недоумевал: "Глинка владеет языком чувств... Это что такое?" Пушкин иронически относился к глинковскому морализму и не считал, что автор туманных иносказаний владеет "языком чувств". Бестужев просто пощадил Глинку в журнальной рецензии, хотя для нападок у критика "Полярной звезды" имелись все основания. В аллегориях и иносказаниях более всего сказались недостатки глинковской дидактической поэзии: утомительное резонерство, романтические шаблоны, жеманно-изысканная лексика и т. д. Очевидно, что иносказательно-дидактическая поэзия Глинки не могла удовлетворить декабристов, перешедших от слов к делу, как не могла удовлетворить их прежняя деятельность Союза Благоденствия. Соединив "заманчивость загадка" с "поэзией поучительности", Глинка пришел к нравоучительному доктринерству, к умозрительному разрешению социальных вопросов, к отвлеченному противопоставлению "добра" и "зла".
Нездешняя гостья (стр. 172). Впервые - "Невский зритель", 1820, No 4, стр. 65, с подписью Ф. ... Г.....
Перелетная птичка (стр. 173). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения". 1820, No 6, стр. 307, с посвящением "Б-ну А, А. Д. л. в. г." - Барону Антону Антоновичу Дельвигу. Читалось в Вольном обществе любителей российской словесности 7 июня 1820 г.
Гений (стр. 174). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1820, No 6, стр. 310, под названием "К Г. Т."
Усладова лира (стр. 176). Впервые - "Благонамеренный", 1821, No 17-18, стр. 261.
"Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 4, стр. 111.
Гостья ненадолго (стр. 178). Впервые - "Полярная звезда" на 1823 г., стр. 185, под названием "К Дориде".
Возвращение невозвратимой (стр. 180). Впервые- "Новости литературы", 1823, No 25, стр. 189.
Заветная книга (стр. 181). Впервые - "Новости литературы", 1824, No 19, стр. 109.
Видение в луне (стр. 183). Впервые - "Северные цветы" на 1825 г., стр. 338.
"Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе". СПб., 1826, стр. 184.
К ночи (стр. 185). Впервые - "Северная пчела", 1825, No 102, 25 августа, под названием "Ночь".
Перемена (стр. 186). Впервые - "Полярная звезда" на 1825 г., стр. 187. Под названием "К Глицерин".
Минутное посещение (стр. 187). Впервые - "Полярная звезда" на 1825 г., стр. 113. Читалось в Вольном обществе любителей российской словесности 7 января 1824 г.
Темное воспоминание (стр. 188). Впервые - "Полярная звезда" на 1825 г., стр. 272.
"Новости литературы", 1825, No 6, стр. 191.