Опыты священной поэзии

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Глинка Ф. Н.
Категория:Стихотворение

Ф. Н. Глинка

Стихотворения

ОПЫТЫ СВЯЩЕННОЙ ПОЭЗИИ

К богу правды

Призвание Исайи

Плач плененных иудеев

Горе и благодать

Тоска

Глас Бога избранному его

Блаженство праведного

Сетование ("Услыши, господи! я стражду...")

Тщета суемудрия

Минута счастия

Победа

ОПЫТЫ СВЯЩЕННОЙ ПОЭЗИИ

К БОГУ ПРАВДЫ

Доколе грешницы, господи, доколе грешницы восхвалятся.

Псалом 93

Восстань, господь! Где суд твой правый? 
Почто молчит твой страшный гром? 
 
Сим нечестивцам пировать 
За сладкою трапезой жизни, 
Ругаясь благостью твоей? 
Доколь им, грешникам, хвалиться 
И говорить: "Далеко бог!" 
Неправда разлилась, как море, 
И тонет в ней твоя земля! 
Они, как трости, изломали 
Законы дивные твои, 
И в дикой радости, как звери, 
Толпой неистовой бегут 
На шумный праздник беззаконья... 
А стоны вдов и сироты, 
Твоих людей забытых слезы, 
Сия сердечная роса, 
Восходят с воплем в небеса! 
В устах злодеев громкий хохот! 
Они убили сироту, 
И со вдовицы ветхи ризы 
 
И говорят, смеясь, безумцы: 
"Где богу с неба видеть нас?" 
О, заблужденье! Как же мыслишь, 
Чтоб тот, кто слух и око дал, 
Не видел слез, не слышал внятно, 
Что сердце в грусти говорит? 
Над чьей главой благословенье 
Светлеет тихою зарей; 
Над кем проклятия и стоны 
Станицей черною кипят; 
В чье сердце алчные пороки, 
Как змеи жадные, впились; 
И кто, кичливый, мчится вихрем 
Земных мечтаний и сует? 
Блажен живущий в крове бога! 
Не для него шумит гроза! 
Не для него ловец-погибель 
Хоронит под цветами сеть! 
Он смелою стопою ходит 
 
Ты сам и небеса с тобою 
Нисходят к чистому душой, 
И зрит он, в духе, славу бога! 
И в оный час, как ось земли 
Подломится с гремящим треском 
И понесется легкий шар, 
Как вихрем лист в полях пустынных, 
Он, невредимый, в оный час 
Прейдет в святое лоно бога, 
Который жил в его душе! 

<1821>

ПРИЗВАНИЕ ИСАЙИ

Иди к народу, мой Пророк! 
Вещай, труби слова Еговы! 
Срывай с лукавых душ покровы 
И громко обличай порок! 
Иди к народу, мой Пророк! 
Вещай: "Не я ль тебя лелеял 
И на руках моих носил? 
 
Тебя в безводии поил; 
А ты, народ неблагодарный, 
Ты ласки все забыл Отца! 
Как змеи - души в вас коварны. 
Как камни - черствые сердца! 
Что сделали с моим законом? 
Где лет минувших чудеса? 
Мой слух пронзен невинных стоном, 
Их вопли движут небеса... 
А ваши сильные и князи, 
Пируя сладкие пиры, 
Вошли с грабителями в связи 
И губят правду за дары. 
Где правота, где суд народу? 
Где вы, творящие добро? 
В вино мешаете вы воду, 
Поддел и ложь - в свое сребро! 
Вы слепы, иудейски грады! 
Я поднял реки из брегов, 
 
И двигал бури вместо слов. 
А вы, как камни, не смягчались, 
И бог ваш, стиснув гром, терпел; 
Но лета благости скончались". 
О, страх! Егова загремел! 
Напал на сердце ужас хладный! 
Я зрю мятеж и страх в умах: 
Промчался с криком коршун жадный, 
Послышав гибель на полях. 
Увы, Израиль! Весь ты клятва! 
Ты спал под песнями льстецов; 
Но се грехов созрела жатва - 
И бог пошлет своих жнецов!.. 
"На что мне созидаешь храмы? 
Мне аромат твоих кадил 
И многоценны фимиамы - 
Как смрад раскопанных могил! 
Ты знаешь сам, что мне приятно: 
Одну люблю я правоту. 
 
За что ты губишь сироту? 
Омой корыстную десницу, 
Лукавство вырви из души, 
Будь нищим друг, спасай вдовицу! 
Тогда, без жертв своих, спеши, 
Как добрый сын, ко мне пред очи: 
Я все грехи твои стерплю; 
Будь черен ты, как сумрак ночи, 
Тебя, как день, я убелю!" 

<1822>

ПЛАЧ ПЛЕНЕННЫХ ИУДЕЕВ

На реках вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянута нам Сиона.

Псалом 136

Когда, влекомы в плен, мы стали 
От стен сионских далеки, 
Мы слез ручьи не раз мешали 
С волнами чуждыя реки. 
В печали, молча, мы грустили 
Всё по тебе, святой Сион; 
 
И те надежды были - сон! 
 
Замолкли вещие органы, 
Затих веселый наш тимпан. 
Напрасно нам гласят тираны: 
"Воспойте песнь сионских стран!" 
 
Сиона песни - глас свободы! 
Те песни слава нам дала! 
В них тайны мы поем природы 
И бога дивного дела! 
 
Немей, орган наш голосистый, 
Как занемел наш в рабстве дух! 
Не опозорим песни чистой: 
Не ей ласкать злодеев слух! 
 
Увы, неволи дни суровы 
Органам жизни не дают: 
Рабы, влачащие оковы, 
Высоких песней не поют! 

<1822>

ГОРЕ И БЛАГОДАТЬ

Псалом 77

I

Господь как будто почивал, 
А на земле грехи кипели, 
Оковы и мечи звенели 
И сильный слабого терзал. 
Не стало дел, ни прав священных, 
Молчал обиженный закон; 
И востекал от притесненных 
Глухой, протяжный, тяжкий стон. 
Как дым, прошло сиянье славы, 
Сокрылась кроткая любовь; 
И человеков род лукавый 
Был вид повапленных гробов! 
Простились люди с тишиною, 
Везде мятеж и грустный мрак, 
И глад с кровавою войною 
На трупах пировал свой брак; 
Стихии грозно свирепели 
И мир чего-то ожидал... 
 
А на земле грехи кипели! 

II

Какая всходит там заря? 
Кто раскалил небесны своды? 
Почто бледнеете, народы? 
Куда бежите вы, моря? 
Златое солнце покраснело 
И не дает своих лучей, 
И для земли осиротелой 
Не стало утра, ни ночей; 
И грады падают, как класы, 
Когда их дождь и бури бьют; 
И раздались незримых гласы: 
"Господь, господь идет на суд!" 

III

Но он пришел, неизреченный! 
И только грешных поразил! 
Он светом молний по вселенной 
Все тайны злобы обнажил. 
Не устояли грех и сила 
От блеска божиих очес: 
 
И новый век настал чудес! 
Неправда тяжкая обида 
Была и людям и творцу: 
Бог избрал кроткого Давида, 
И дал он юному борцу 
Свой дух, свое благословенье, 
И повелел престать беде. 
И скрылось смутное волненье; 
Хвалилась милость на суде; 
Не смел коварствовать лукавый, 
И не страдал от сильных правый. 
Закон, как крепкая стена, 
Облек израильские грады; 
Цвели спокойно вертограды; 
Лобзались мир и тишина. 
Господь как будто почивал, 
Но на земле дела светлели: 
Звучал тимпан, и девы пели, 
И всякий бога величал! 

<1823>

ТОСКА

Господи боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.

Псалом 87

Я умираю от тоски! 
Ко мне, мой боже, притеки! 
Души усталой гибнут силы; 
Огонь очей потух в слезах, 
И жажду я, в моих бедах, 
Как ложа брачного - могилы! 
Я, в море брошенный пловец, 
Тону в волнах моей печали, - 
Услышь последний глас, творец! 
Уста, иссохнув, замолчали; 
Тоска в душе, как зной, кипит, 
Но сердце в грусти не молчит: 
Страдая, как дитя больное, 
Оно, без мыслей, вопиет 
И плачем детским всё родное, 
Без слов, тоской к себе зовет! 
Но нет мне на земле родного! 
 
Одной себе отрады жду! 
В груди пожар; кругом тревоги; 
Колючий терн изъел мне ноги! 
Едва, болезненный, иду 
В безвестный путь, чрез знойны степи, 
И смутны дни за мной, как цепи!.. 
Как грустен грустным божий свет! 
Но для души моей несчастной 
На всей земле твоей прекрасной, 
Творец! ужель отрады нет? 
Подай знакомую мне руку, 
Любви дыханьем подкрепи: 
Тогда снесу я жизни муку, 
Скажу душе моей: "Терпи!" 

17 февраля 1823

ГЛАС БОГА ИЗБРАННОМУ ЕГО

(Пророка Исайи, глава 43 и 45)

Ты мой! и что твои враги? 
Пускай острят мечи и стрелы. 
 
И размеряю их пределы. 
Не унижайся пред судьбой: 
Ты мой! и стражей легионы 
Сорвут с путей твоих препоны; 
Иди, не бойся: я с тобой! 
Коснись водам - и бурны воды, 
Как агнцы смирные, заснут; 
И вкруг тебя, столпясь, народы 
Тебя грозой не ужаснут. 
Иди без страха в страшный пламень, 
Огонь тебя не опалит; 
Будь духом бодр, будь верой камень, 
И над тобой везде мой щит! 
Зачем броня тебе железна - 
Защита слабая людей? 
Коль мне глава твоя любезна, 
То кто дерзнет коснуться ей? 
Но знай, не пышными дарами 
Ты милость вышнего купил; 
 
Ни фимиамом от кадил. 
И что мне их кровавы жертвы 
И небеса коптящий тук? 
Я не люблю молитвы мертвых; 
Не мне дары нечистых рук. 
Ты стал в грехах передо мною, 
И я грехи твои омыл, 
И, как младенца пеленою, 
Тебя я милостью повил! 
И будешь ты чрез долги лета, 
Как пальма свежая, цвести 
И, как высокая примета, 
Ко мне людей моих вести. 
Да ведают теперь народы, 
Судя, мой отрок, по тебе, 
Что я, водя небесны своды, 
Рачу и о земной судьбе. 
Вотще земные исполины, 
Кичась, подъемлют гордый рог: 
 
Пускай другой приидет бог, 
И зиждет новую вселенну, 
И им, страстями ослепленным, 
Сияет в новых чудесах; 
Пускай в бездонных высотах 
Повесит ни на чем громады 
И небо сводом наведет, 
И тайным пламенем зажжет 
Неугасимые лампады; 
И, сеющий, засеет он 
Свое лазоревое поле 
И, по своей единой воле, 
Звездам и солнцам даст закон; 
И волны шумных океанов 
Прольет и сдержит без брегов; 
Кто сей из мертвых истуканов 
И бессловесных их богов? 
Пусть обещает им ограды; 
Но кто им столько даст пощады? 
 

<1824>

БЛАЖЕНСТВО ПРАВЕДНОГО

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста.

Псалом 1

О, сколь блажен правдивый муж, 
Который грешным вслед не ходит 
И лишь в союзе чистых душ 
Отраду для души находит! 
Его и страсти кличут в свет, 
И нечестивцы в свой совет, - 
Но он вперил на правду очи, 
И глух к зазывам лести он: 
При свете дня и в тайне ночи 
Хранит он вышнего закон, 
 
Везде он чист, душою прям 
И в очи смерти и бедам 
Глядит с покоем нерушимым, 
Хотя в ладье бичом судьбы 
 
Когда лукавые рабы 
Блажат бездушных истуканов, 
Он видит бога над собой - 
И смело борется с судьбой! 
 
Летит, как исполин могучий, 
Как грозный князь воздушных стран, 
Неудержимый ураган 
И стелет жатвы и дубравы... 
 
Сей дуб корнистый, величавый: 
Таков небесный гражданин! 
И процветет он в долгой жизни, 
Как древо при истоках вод; 
 
Благословит его народ... 
Не так, не так для нечестивых: 
Ветшая в кратких, смутных днях, 
Они развеются, как прах. 
 
Он двигнет неба высоты 
И землю раскалит до ада. 
Но вам, страдальцы правоты, 
Он вам и пастырь и ограда! 

<1824>

СЕТОВАНИЕ

Услыши, господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устах льстивых.

Псалом 16

Услыши, господи! я стражду! 
 
И я отрады сладкой жажду, 
Как нива в полуденный зной! 
Везде судьбы, людей угрозы; 
Я истощил и стон и слезы... 
 
И сердца плач и вопль души! 
Как пастырь средь чужой долины, 
Забыл я песни счастья петь. 
Кто даст мне крылья голубины, 
 
Когда б меня враги лукавы 
Влекли, как жертву, в смертный ров! 
Нет! в чашу радостей отравы 
Кладут мне дружба и любовь! 
 
Доколь же пировать коварным, 
Лелея страсти и порок? 
Увы, слепцы! меж вами рок 
Незримый с гибелию ходит: 
 
На вас, ликующих в пирах? 
Почто не знаете покоя 
На ваших золотых парчах, 
Среди забав душою ноя, 
 
Зачем вам часто гибель снится, 
И к сердцу робкому теснится, 
Как змей, холодная боязнь? 
Нет правды; осмеяли совесть; 
 
Увы! об вас какая повесть 
Дойдет к потомкам поздних лет! 
А я, не жизни я веселой, 
Творец! твоей любви прошу: 
 
Живое сердце я ношу; 
Оно, пронзенное, тоскует, 
Как горлик в гибельной сети! 
Пусть нечестивых сонм ликует, 
 
Что мне до них? Я не желаю 
Их благ нечистых для себя; 
В моей тоске, как воск, я таю, 
Но всё надеюсь на тебя! 

<1824>

ТЩЕТА СУЕМУДРИЯ

Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным.

Псалом 2

Зачем к земным корыстям руки 
 
Простерли с жадностию вы? 
На всё готовы для молвы, 
На всё для блеска ложной славы: 
Забыли вышнего уставы! 
 
Идти на господа войною; 
Сердца их дерзостью зажглись, 
Покрылись очи пеленою. 
Но он, живый на небесах, 
 
Ваш сонм, как прах, с путей смятется, 
Мечи замрут у вас в руках. 
О! страшны вышнего глаголы! 
Когда кипит его гроза: 
 
И кедры гнутся, как лоза... 
А мне, за долгое смиренье, 
За скорбь мою, за простоту, 
Склонив небесну высоту, 
 
Он ополчил меня жезлом 
И рек: "Паси сии языки; 
Смири в их гордости великой 
Слепцов с безумным их умом; 
 
Разбей сердца их одичалы; 
Заблудших вырви из сетей: 
Будь страж и вождь моих людей!" 
О сильные земли - смиренье! 
 
Вся жизнь - будь жертва правоте! 
Законам правды - поклоненье! 
Я зрю: он близок, божий день, 
И вы побегли, исполины, 
 
Бежит пред ясным утром тень! 

<1824>

МИНУТА СЧАСТИЯ

В груди, страстями раскаленной, 
 
И, битвой жизни утомленный, 
Конца страданиям просил. 
Но вдруг повеяло прохладой, 
Как сердцу ведомой мечтой; 
 
И напоил меня отрадой. 
И мрак с очей моих исчез; 
И я, уж больше не несчастный, 
Увидел новый день прекрасный 
 
Там было всё любовь и радость; 
Земля светилась, как кристалл, 
И не старелась жизни младость, 
И ясный день не догорал. 
 
И как приветливы они! 
И утешительны и ясны, 
Как юности счастливой дни. 
И все так дружны, будто звуки 
 
И взор их, исцеляя муки, 
Ложится в душу, как покой. 
И ясно мысли их светлели: 
Я в каждой гимн творцу читал; 
 
И я с восторгом исчезал; 
И, как младенец в колыбели, 
Мой дух переводя едва, 
Я таял в радости сердечной, 
 
х благовонные слова 
Из уст рубиновых струились, 
И чувства в сердце их светились, 
Как из-за тонких облаков 
 
И все их помыслы святые 
В одну сливалися любовь. 
Где ж ты, моя минута счастья? 
Гонюсь за сладкой тишиной: 
 
И буря воет надо мной. 

<1824>

ПОБЕДА

Мал бех во братии моей онший з дому Отца моего.

Я младший был в своем дому, 
И меньше всех меня считали; 
И радость детства и печали 
Вверял я богу одному. 
 
Росли для подвигов, для славы, 
Был ими весел наш отец; 
А я, в своей безвестной доле, 
Один, с моей цевницей в поле, 
 
Дитя, беспечный сын природы, 
О мне узнают ли народы? 
Иль жребий мой - пустынный цвет? 
Но вдруг блеснул в пустыне свет, 
 
"Тебе широкая дорога 
Чрез поле жизни и в века!" 
И бога дивного рука 
Из сонма братии величавых, 
 
И - прямо в битву, в бой кровавый, 
И мне в бою стеной была! 
И я, помазан от елея, 
Кипящим мужеством! горел, 
 
Бесстрашно, юноша, глядел. 
Он пал, как столп. Цвети, отчизна! 
Израиль мой, с твоих сынов 
Снята позора укоризна: 
 

<1825>

Примечания

Ф. Н. Глинка, проживший без малого сто лет и писавший стихи в течение шести десятилетий, оставил после себя поэтическое наследие огромное по объему, но крайне неравноценное в художественном и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".

Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.

ОПЫТЫ СВЯЩЕННОЙ ПОЭЗИИ

За несколько дней до декабрьского восстания 1825 г. Глинка заходил к Рылееву и показывал ему корректуру сборника "Опыты священной поэзии". "Опыты священной поэзии" были подписаны к печати духовным цензором, священником Казанского собора Герасимом Павским, 12 октября 1825 г. В самом начале 1826 г. этот сборник вышел из печати. В неопубликованном предисловии к "Опытам священной поэзии" Глинка указывал, что его "стихотворения не следует считать ни буквальным переложением, ни близким подражанием священным псалмам". "Справедливо, что я, - писал Глинка в этом предисловии, - брал иногда общий смысл, иногда же только некоторые стихи из целого псалма, и, сообразуясь с новейшим способом стихосложения, выражал так, как было прилично вдохновению, двигаемому тогда моею душою". {Это предисловие находится среди бумаг В. В. Григорьева в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде.} Глинка брал из псалмов отдельные мысли и образы и, путем художественного и идейного переосмысления, подчинял их задачам политической и филантропической агитации. Часто "священные" стихотворения являлись отзвуками настроений поэта и содержали в себе намеки на события общественной и личной жизни поэта. Обращение к священному писанию как к одному из источников политической пропаганды предусматривалось Глинкой, одним из руководящих деятелей Союза Благоденствия. Посвящая в тайны общества Григория Перетца. Глинка советовал "обращать внимание к политическим наукам", читать "конституции разных государств" и приводить из библии законы Моисея, доказывая, что сам "бог покровительствует конституционному правлению". Его "Опыты священной поэзии" и тематически и конструктивно восходят то к величавым песням ветхозаветных пророков, то к поэзии Ломоносова и Державина. При этом Глинка руководствовался уставом Союза Благоденствия, где говорилось, что "человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и, таким образом, шествовать по пути добродетели". Иногда Глинка так трактовал библейские сюжеты и образы, что "высокое" становилось низким, а небесное слишком земным и даже обыкновенным. На пародийно-каламбурный характер библейских мотивов в поэзии Глинки неоднократно указывал Пушкин. Познакомившись с "Псалмом"

Сверкай, мой меч! Играй, мой меч!  
Лети, губи, как змей крылатый,  
 
Щиты их в прах! В осколки латы!  
Ступай, моя нетленна сталь!  
Дроби их грудь, сердца их жаль:  
Они пред богом виноваты... -  

"Дневнике" его своеобразие: "После его ухарского псалма, где он (Глинка. - В. Б.) заставил бога говорить языком Дениса Давыдова, ценсор подумал, что он пустился во все тяжкое... Псалом Глинки уморительно смешон" (А. С. Пушкин, т. 8. М.-Л., 1949, стр. 64). Псалмы Глинки можно подразделить на три жанровых разряда: оды-псалмы, элегические псалмы и "ухарские" псалмы. Оды-псалмы наиболее близки витийственному классицизму. Элегический псалом представляет собой комбинированный жанр: архаические принципы стиля здесь соединились с мелодическими достижениями элегической поэзии, а церковнославянская фразеология хорошо уживается с просторечием. "Ухарские" же псалмы явились в результате парадоксального столкновения разных жанровых и стилистических канонов, создающего семантическую какофонию. Все стихотворения сборника "Опыты священной поэзии" вошли в Собр. соч., т. 1.

К богу правды (стр. 149). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 3, стр. 327. Читалось 23 января 1822 г. на заседании Вольного общества любителей российской словесности,

Призвание Исайи (стр. 150). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 12, стр. 317, с эпиграфом "Кого пошлю - и тот пойдет к людям". Читалось 6 ноября 1822 г. в Вольном обществе любителей российской словесности. Написано на один из мотивов библейской "Книги пророка Исайи". Егова - одно из древнееврейских наименований бога.

Плач плененных иудеев (стр. 153). Впервые - "Полярная звезда" на 1823 г., стр. 355. Сион - гора в Иерусалиме, на которой была расположена крепость иудейских царей. Тимпан - древний музыкальный ударный инструмент.

Горе и благодать (стр. 158). Впервые - "Полярная звезда" на 1824 г., стр. 228. Давид, царь древнего Израиля, в позднейшей легендарной традиции известен как автор псалмов. На титульном листе "Опытов священной поэзии" была изображена арфа Давида. Вертоград (церковнослав.) - сад.

"Новости литературы", 1823, No 21, сто. 127. С пометой: "17-го февраля, 1823", под названием "Вопль души".

Глас бога избранному его (стр. 163). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 5, стр. 208. Овны (церковнослав.) - бараны. Тук (церковнослав.) - жир.

Блаженство праведного (стр. 165). Впервые - "Литературные листки", 1824, NoNo 9-10, стр. 368, под названием "Праведный муж".

Сетование ("Услыши, господи! я стражду!..") (стр. 166). Впервые - "Новости литературы", 1824. No 8, стр. 126, под названием "Подражание псалму": "Внуши, боже, молитву мою".

Тщета суемудрия (стр. 167). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 8, стр. 141.

"Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 3, стр. 258.

Победа (стр. 169). Впервые - "Опыты священной поэзии". СПб., 1826, стр. 98.