Автор: | Глинка Ф. Н. |
Категория: | Стихотворение |
Ф. Н. Глинка
Стихотворения
ОПЫТЫ СВЯЩЕННОЙ ПОЭЗИИ
К богу правды
Призвание Исайи
Плач плененных иудеев
Горе и благодать
Тоска
Глас Бога избранному его
Блаженство праведного
Сетование ("Услыши, господи! я стражду...")
Тщета суемудрия
Минута счастия
Победа
ОПЫТЫ СВЯЩЕННОЙ ПОЭЗИИ
К БОГУ ПРАВДЫ
Доколе грешницы, господи, доколе грешницы восхвалятся.
Псалом 93
Восстань, господь! Где суд твой правый? |
Почто молчит твой страшный гром? |
Сим нечестивцам пировать |
За сладкою трапезой жизни, |
Ругаясь благостью твоей? |
Доколь им, грешникам, хвалиться |
И говорить: "Далеко бог!" |
Неправда разлилась, как море, |
И тонет в ней твоя земля! |
Они, как трости, изломали |
Законы дивные твои, |
И в дикой радости, как звери, |
Толпой неистовой бегут |
На шумный праздник беззаконья... |
А стоны вдов и сироты, |
Твоих людей забытых слезы, |
Сия сердечная роса, |
Восходят с воплем в небеса! |
В устах злодеев громкий хохот! |
Они убили сироту, |
И со вдовицы ветхи ризы |
И говорят, смеясь, безумцы: |
"Где богу с неба видеть нас?" |
О, заблужденье! Как же мыслишь, |
Чтоб тот, кто слух и око дал, |
Не видел слез, не слышал внятно, |
Что сердце в грусти говорит? |
Над чьей главой благословенье |
Светлеет тихою зарей; |
Над кем проклятия и стоны |
Станицей черною кипят; |
В чье сердце алчные пороки, |
Как змеи жадные, впились; |
И кто, кичливый, мчится вихрем |
Земных мечтаний и сует? |
Блажен живущий в крове бога! |
Не для него шумит гроза! |
Не для него ловец-погибель |
Хоронит под цветами сеть! |
Он смелою стопою ходит |
Ты сам и небеса с тобою |
Нисходят к чистому душой, |
И зрит он, в духе, славу бога! |
И в оный час, как ось земли |
Подломится с гремящим треском |
И понесется легкий шар, |
Как вихрем лист в полях пустынных, |
Он, невредимый, в оный час |
Прейдет в святое лоно бога, |
Который жил в его душе! |
<1821>
ПРИЗВАНИЕ ИСАЙИ
Иди к народу, мой Пророк! |
Вещай, труби слова Еговы! |
Срывай с лукавых душ покровы |
И громко обличай порок! |
Иди к народу, мой Пророк! |
Вещай: "Не я ль тебя лелеял |
И на руках моих носил? |
Тебя в безводии поил; |
А ты, народ неблагодарный, |
Ты ласки все забыл Отца! |
Как змеи - души в вас коварны. |
Как камни - черствые сердца! |
Что сделали с моим законом? |
Где лет минувших чудеса? |
Мой слух пронзен невинных стоном, |
Их вопли движут небеса... |
А ваши сильные и князи, |
Пируя сладкие пиры, |
Вошли с грабителями в связи |
И губят правду за дары. |
Где правота, где суд народу? |
Где вы, творящие добро? |
В вино мешаете вы воду, |
Поддел и ложь - в свое сребро! |
Вы слепы, иудейски грады! |
Я поднял реки из брегов, |
И двигал бури вместо слов. |
А вы, как камни, не смягчались, |
И бог ваш, стиснув гром, терпел; |
Но лета благости скончались". |
О, страх! Егова загремел! |
Напал на сердце ужас хладный! |
Я зрю мятеж и страх в умах: |
Промчался с криком коршун жадный, |
Послышав гибель на полях. |
Увы, Израиль! Весь ты клятва! |
Ты спал под песнями льстецов; |
Но се грехов созрела жатва - |
И бог пошлет своих жнецов!.. |
"На что мне созидаешь храмы? |
Мне аромат твоих кадил |
И многоценны фимиамы - |
Как смрад раскопанных могил! |
Ты знаешь сам, что мне приятно: |
Одну люблю я правоту. |
За что ты губишь сироту? |
Омой корыстную десницу, |
Лукавство вырви из души, |
Будь нищим друг, спасай вдовицу! |
Тогда, без жертв своих, спеши, |
Как добрый сын, ко мне пред очи: |
Я все грехи твои стерплю; |
Будь черен ты, как сумрак ночи, |
Тебя, как день, я убелю!" |
<1822>
ПЛАЧ ПЛЕНЕННЫХ ИУДЕЕВ
На реках вавилонских тамо седохом и плакахом, внегда помянута нам Сиона.
Псалом 136
Когда, влекомы в плен, мы стали |
От стен сионских далеки, |
Мы слез ручьи не раз мешали |
С волнами чуждыя реки. |
В печали, молча, мы грустили |
Всё по тебе, святой Сион; |
И те надежды были - сон! |
Замолкли вещие органы, |
Затих веселый наш тимпан. |
Напрасно нам гласят тираны: |
"Воспойте песнь сионских стран!" |
Сиона песни - глас свободы! |
Те песни слава нам дала! |
В них тайны мы поем природы |
И бога дивного дела! |
Немей, орган наш голосистый, |
Как занемел наш в рабстве дух! |
Не опозорим песни чистой: |
Не ей ласкать злодеев слух! |
Увы, неволи дни суровы |
Органам жизни не дают: |
Рабы, влачащие оковы, |
Высоких песней не поют! |
<1822>
ГОРЕ И БЛАГОДАТЬ
Псалом 77
I
Господь как будто почивал, |
А на земле грехи кипели, |
Оковы и мечи звенели |
И сильный слабого терзал. |
Не стало дел, ни прав священных, |
Молчал обиженный закон; |
И востекал от притесненных |
Глухой, протяжный, тяжкий стон. |
Как дым, прошло сиянье славы, |
Сокрылась кроткая любовь; |
И человеков род лукавый |
Был вид повапленных гробов! |
Простились люди с тишиною, |
Везде мятеж и грустный мрак, |
И глад с кровавою войною |
На трупах пировал свой брак; |
Стихии грозно свирепели |
И мир чего-то ожидал... |
А на земле грехи кипели! |
II
Какая всходит там заря? |
Кто раскалил небесны своды? |
Почто бледнеете, народы? |
Куда бежите вы, моря? |
Златое солнце покраснело |
И не дает своих лучей, |
И для земли осиротелой |
Не стало утра, ни ночей; |
И грады падают, как класы, |
Когда их дождь и бури бьют; |
И раздались незримых гласы: |
"Господь, господь идет на суд!" |
III
Но он пришел, неизреченный! |
И только грешных поразил! |
Он светом молний по вселенной |
Все тайны злобы обнажил. |
Не устояли грех и сила |
От блеска божиих очес: |
И новый век настал чудес! |
Неправда тяжкая обида |
Была и людям и творцу: |
Бог избрал кроткого Давида, |
И дал он юному борцу |
Свой дух, свое благословенье, |
И повелел престать беде. |
И скрылось смутное волненье; |
Хвалилась милость на суде; |
Не смел коварствовать лукавый, |
И не страдал от сильных правый. |
Закон, как крепкая стена, |
Облек израильские грады; |
Цвели спокойно вертограды; |
Лобзались мир и тишина. |
Господь как будто почивал, |
Но на земле дела светлели: |
Звучал тимпан, и девы пели, |
И всякий бога величал! |
<1823>
ТОСКА
Господи боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред тобою: яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися.
Псалом 87
Я умираю от тоски! |
Ко мне, мой боже, притеки! |
Души усталой гибнут силы; |
Огонь очей потух в слезах, |
И жажду я, в моих бедах, |
Как ложа брачного - могилы! |
Я, в море брошенный пловец, |
Тону в волнах моей печали, - |
Услышь последний глас, творец! |
Уста, иссохнув, замолчали; |
Тоска в душе, как зной, кипит, |
Но сердце в грусти не молчит: |
Страдая, как дитя больное, |
Оно, без мыслей, вопиет |
И плачем детским всё родное, |
Без слов, тоской к себе зовет! |
Но нет мне на земле родного! |
Одной себе отрады жду! |
В груди пожар; кругом тревоги; |
Колючий терн изъел мне ноги! |
Едва, болезненный, иду |
В безвестный путь, чрез знойны степи, |
И смутны дни за мной, как цепи!.. |
Как грустен грустным божий свет! |
Но для души моей несчастной |
На всей земле твоей прекрасной, |
Творец! ужель отрады нет? |
Подай знакомую мне руку, |
Любви дыханьем подкрепи: |
Тогда снесу я жизни муку, |
Скажу душе моей: "Терпи!" |
17 февраля 1823
ГЛАС БОГА ИЗБРАННОМУ ЕГО
(Пророка Исайи, глава 43 и 45)
Ты мой! и что твои враги? |
Пускай острят мечи и стрелы. |
И размеряю их пределы. |
Не унижайся пред судьбой: |
Ты мой! и стражей легионы |
Сорвут с путей твоих препоны; |
Иди, не бойся: я с тобой! |
Коснись водам - и бурны воды, |
Как агнцы смирные, заснут; |
И вкруг тебя, столпясь, народы |
Тебя грозой не ужаснут. |
Иди без страха в страшный пламень, |
Огонь тебя не опалит; |
Будь духом бодр, будь верой камень, |
И над тобой везде мой щит! |
Зачем броня тебе железна - |
Защита слабая людей? |
Коль мне глава твоя любезна, |
То кто дерзнет коснуться ей? |
Но знай, не пышными дарами |
Ты милость вышнего купил; |
Ни фимиамом от кадил. |
И что мне их кровавы жертвы |
И небеса коптящий тук? |
Я не люблю молитвы мертвых; |
Не мне дары нечистых рук. |
Ты стал в грехах передо мною, |
И я грехи твои омыл, |
И, как младенца пеленою, |
Тебя я милостью повил! |
И будешь ты чрез долги лета, |
Как пальма свежая, цвести |
И, как высокая примета, |
Ко мне людей моих вести. |
Да ведают теперь народы, |
Судя, мой отрок, по тебе, |
Что я, водя небесны своды, |
Рачу и о земной судьбе. |
Вотще земные исполины, |
Кичась, подъемлют гордый рог: |
Пускай другой приидет бог, |
И зиждет новую вселенну, |
И им, страстями ослепленным, |
Сияет в новых чудесах; |
Пускай в бездонных высотах |
Повесит ни на чем громады |
И небо сводом наведет, |
И тайным пламенем зажжет |
Неугасимые лампады; |
И, сеющий, засеет он |
Свое лазоревое поле |
И, по своей единой воле, |
Звездам и солнцам даст закон; |
И волны шумных океанов |
Прольет и сдержит без брегов; |
Кто сей из мертвых истуканов |
И бессловесных их богов? |
Пусть обещает им ограды; |
Но кто им столько даст пощады? |
<1824>
БЛАЖЕНСТВО ПРАВЕДНОГО
Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста.
Псалом 1
О, сколь блажен правдивый муж, |
Который грешным вслед не ходит |
И лишь в союзе чистых душ |
Отраду для души находит! |
Его и страсти кличут в свет, |
И нечестивцы в свой совет, - |
Но он вперил на правду очи, |
И глух к зазывам лести он: |
При свете дня и в тайне ночи |
Хранит он вышнего закон, |
Везде он чист, душою прям |
И в очи смерти и бедам |
Глядит с покоем нерушимым, |
Хотя в ладье бичом судьбы |
Когда лукавые рабы |
Блажат бездушных истуканов, |
Он видит бога над собой - |
И смело борется с судьбой! |
Летит, как исполин могучий, |
Как грозный князь воздушных стран, |
Неудержимый ураган |
И стелет жатвы и дубравы... |
Сей дуб корнистый, величавый: |
Таков небесный гражданин! |
И процветет он в долгой жизни, |
Как древо при истоках вод; |
Благословит его народ... |
Не так, не так для нечестивых: |
Ветшая в кратких, смутных днях, |
Они развеются, как прах. |
Он двигнет неба высоты |
И землю раскалит до ада. |
Но вам, страдальцы правоты, |
Он вам и пастырь и ограда! |
<1824>
СЕТОВАНИЕ
Услыши, господи, правду мою, вонми молению моему, внуши молитву мою не во устах льстивых.
Псалом 16
Услыши, господи! я стражду! |
И я отрады сладкой жажду, |
Как нива в полуденный зной! |
Везде судьбы, людей угрозы; |
Я истощил и стон и слезы... |
И сердца плач и вопль души! |
Как пастырь средь чужой долины, |
Забыл я песни счастья петь. |
Кто даст мне крылья голубины, |
Когда б меня враги лукавы |
Влекли, как жертву, в смертный ров! |
Нет! в чашу радостей отравы |
Кладут мне дружба и любовь! |
Доколь же пировать коварным, |
Лелея страсти и порок? |
Увы, слепцы! меж вами рок |
Незримый с гибелию ходит: |
На вас, ликующих в пирах? |
Почто не знаете покоя |
На ваших золотых парчах, |
Среди забав душою ноя, |
Зачем вам часто гибель снится, |
И к сердцу робкому теснится, |
Как змей, холодная боязнь? |
Нет правды; осмеяли совесть; |
Увы! об вас какая повесть |
Дойдет к потомкам поздних лет! |
А я, не жизни я веселой, |
Творец! твоей любви прошу: |
Живое сердце я ношу; |
Оно, пронзенное, тоскует, |
Как горлик в гибельной сети! |
Пусть нечестивых сонм ликует, |
Что мне до них? Я не желаю |
Их благ нечистых для себя; |
В моей тоске, как воск, я таю, |
Но всё надеюсь на тебя! |
<1824>
ТЩЕТА СУЕМУДРИЯ
Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным.
Псалом 2
Зачем к земным корыстям руки |
Простерли с жадностию вы? |
На всё готовы для молвы, |
На всё для блеска ложной славы: |
Забыли вышнего уставы! |
Идти на господа войною; |
Сердца их дерзостью зажглись, |
Покрылись очи пеленою. |
Но он, живый на небесах, |
Ваш сонм, как прах, с путей смятется, |
Мечи замрут у вас в руках. |
О! страшны вышнего глаголы! |
Когда кипит его гроза: |
И кедры гнутся, как лоза... |
А мне, за долгое смиренье, |
За скорбь мою, за простоту, |
Склонив небесну высоту, |
Он ополчил меня жезлом |
И рек: "Паси сии языки; |
Смири в их гордости великой |
Слепцов с безумным их умом; |
Разбей сердца их одичалы; |
Заблудших вырви из сетей: |
Будь страж и вождь моих людей!" |
О сильные земли - смиренье! |
Вся жизнь - будь жертва правоте! |
Законам правды - поклоненье! |
Я зрю: он близок, божий день, |
И вы побегли, исполины, |
Бежит пред ясным утром тень! |
<1824>
МИНУТА СЧАСТИЯ
В груди, страстями раскаленной, |
И, битвой жизни утомленный, |
Конца страданиям просил. |
Но вдруг повеяло прохладой, |
Как сердцу ведомой мечтой; |
И напоил меня отрадой. |
И мрак с очей моих исчез; |
И я, уж больше не несчастный, |
Увидел новый день прекрасный |
Там было всё любовь и радость; |
Земля светилась, как кристалл, |
И не старелась жизни младость, |
И ясный день не догорал. |
И как приветливы они! |
И утешительны и ясны, |
Как юности счастливой дни. |
И все так дружны, будто звуки |
И взор их, исцеляя муки, |
Ложится в душу, как покой. |
И ясно мысли их светлели: |
Я в каждой гимн творцу читал; |
И я с восторгом исчезал; |
И, как младенец в колыбели, |
Мой дух переводя едва, |
Я таял в радости сердечной, |
х благовонные слова |
Из уст рубиновых струились, |
И чувства в сердце их светились, |
Как из-за тонких облаков |
И все их помыслы святые |
В одну сливалися любовь. |
Где ж ты, моя минута счастья? |
Гонюсь за сладкой тишиной: |
И буря воет надо мной. |
<1824>
ПОБЕДА
Мал бех во братии моей онший з дому Отца моего.
Я младший был в своем дому, |
И меньше всех меня считали; |
И радость детства и печали |
Вверял я богу одному. |
Росли для подвигов, для славы, |
Был ими весел наш отец; |
А я, в своей безвестной доле, |
Один, с моей цевницей в поле, |
Дитя, беспечный сын природы, |
О мне узнают ли народы? |
Иль жребий мой - пустынный цвет? |
Но вдруг блеснул в пустыне свет, |
"Тебе широкая дорога |
Чрез поле жизни и в века!" |
И бога дивного рука |
Из сонма братии величавых, |
И - прямо в битву, в бой кровавый, |
И мне в бою стеной была! |
И я, помазан от елея, |
Кипящим мужеством! горел, |
Бесстрашно, юноша, глядел. |
Он пал, как столп. Цвети, отчизна! |
Израиль мой, с твоих сынов |
Снята позора укоризна: |
<1825>
Примечания
Ф. Н. Глинка, проживший без малого сто лет и писавший стихи в течение шести десятилетий, оставил после себя поэтическое наследие огромное по объему, но крайне неравноценное в художественном и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".
Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.
ОПЫТЫ СВЯЩЕННОЙ ПОЭЗИИ
За несколько дней до декабрьского восстания 1825 г. Глинка заходил к Рылееву и показывал ему корректуру сборника "Опыты священной поэзии". "Опыты священной поэзии" были подписаны к печати духовным цензором, священником Казанского собора Герасимом Павским, 12 октября 1825 г. В самом начале 1826 г. этот сборник вышел из печати. В неопубликованном предисловии к "Опытам священной поэзии" Глинка указывал, что его "стихотворения не следует считать ни буквальным переложением, ни близким подражанием священным псалмам". "Справедливо, что я, - писал Глинка в этом предисловии, - брал иногда общий смысл, иногда же только некоторые стихи из целого псалма, и, сообразуясь с новейшим способом стихосложения, выражал так, как было прилично вдохновению, двигаемому тогда моею душою". {Это предисловие находится среди бумаг В. В. Григорьева в Центральном государственном историческом архиве в Ленинграде.} Глинка брал из псалмов отдельные мысли и образы и, путем художественного и идейного переосмысления, подчинял их задачам политической и филантропической агитации. Часто "священные" стихотворения являлись отзвуками настроений поэта и содержали в себе намеки на события общественной и личной жизни поэта. Обращение к священному писанию как к одному из источников политической пропаганды предусматривалось Глинкой, одним из руководящих деятелей Союза Благоденствия. Посвящая в тайны общества Григория Перетца. Глинка советовал "обращать внимание к политическим наукам", читать "конституции разных государств" и приводить из библии законы Моисея, доказывая, что сам "бог покровительствует конституционному правлению". Его "Опыты священной поэзии" и тематически и конструктивно восходят то к величавым песням ветхозаветных пророков, то к поэзии Ломоносова и Державина. При этом Глинка руководствовался уставом Союза Благоденствия, где говорилось, что "человек не иначе, как с помощью веры, может преодолеть свои страсти, противостоять неприязненным обстоятельствам и, таким образом, шествовать по пути добродетели". Иногда Глинка так трактовал библейские сюжеты и образы, что "высокое" становилось низким, а небесное слишком земным и даже обыкновенным. На пародийно-каламбурный характер библейских мотивов в поэзии Глинки неоднократно указывал Пушкин. Познакомившись с "Псалмом"
Сверкай, мой меч! Играй, мой меч! |
Лети, губи, как змей крылатый, |
Щиты их в прах! В осколки латы! |
Ступай, моя нетленна сталь! |
Дроби их грудь, сердца их жаль: |
Они пред богом виноваты... - |
"Дневнике" его своеобразие: "После его ухарского псалма, где он (Глинка. - В. Б.) заставил бога говорить языком Дениса Давыдова, ценсор подумал, что он пустился во все тяжкое... Псалом Глинки уморительно смешон" (А. С. Пушкин, т. 8. М.-Л., 1949, стр. 64). Псалмы Глинки можно подразделить на три жанровых разряда: оды-псалмы, элегические псалмы и "ухарские" псалмы. Оды-псалмы наиболее близки витийственному классицизму. Элегический псалом представляет собой комбинированный жанр: архаические принципы стиля здесь соединились с мелодическими достижениями элегической поэзии, а церковнославянская фразеология хорошо уживается с просторечием. "Ухарские" же псалмы явились в результате парадоксального столкновения разных жанровых и стилистических канонов, создающего семантическую какофонию. Все стихотворения сборника "Опыты священной поэзии" вошли в Собр. соч., т. 1.
К богу правды (стр. 149). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 3, стр. 327. Читалось 23 января 1822 г. на заседании Вольного общества любителей российской словесности,
Призвание Исайи (стр. 150). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1822, No 12, стр. 317, с эпиграфом "Кого пошлю - и тот пойдет к людям". Читалось 6 ноября 1822 г. в Вольном обществе любителей российской словесности. Написано на один из мотивов библейской "Книги пророка Исайи". Егова - одно из древнееврейских наименований бога.
Плач плененных иудеев (стр. 153). Впервые - "Полярная звезда" на 1823 г., стр. 355. Сион - гора в Иерусалиме, на которой была расположена крепость иудейских царей. Тимпан - древний музыкальный ударный инструмент.
Горе и благодать (стр. 158). Впервые - "Полярная звезда" на 1824 г., стр. 228. Давид, царь древнего Израиля, в позднейшей легендарной традиции известен как автор псалмов. На титульном листе "Опытов священной поэзии" была изображена арфа Давида. Вертоград (церковнослав.) - сад.
"Новости литературы", 1823, No 21, сто. 127. С пометой: "17-го февраля, 1823", под названием "Вопль души".
Глас бога избранному его (стр. 163). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 5, стр. 208. Овны (церковнослав.) - бараны. Тук (церковнослав.) - жир.
Блаженство праведного (стр. 165). Впервые - "Литературные листки", 1824, NoNo 9-10, стр. 368, под названием "Праведный муж".
Сетование ("Услыши, господи! я стражду!..") (стр. 166). Впервые - "Новости литературы", 1824. No 8, стр. 126, под названием "Подражание псалму": "Внуши, боже, молитву мою".
Тщета суемудрия (стр. 167). Впервые - "Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 8, стр. 141.
"Соревнователь просвещения и благотворения", 1824, No 3, стр. 258.
Победа (стр. 169). Впервые - "Опыты священной поэзии". СПб., 1826, стр. 98.