Стихотворения об Отечественной войне 1812 года

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Глинка Ф. Н.
Категория:Стихотворение

Ф. Н. Глинка

Стихотворения

СТИХОТВОРЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ 1812 ГОДА

Песнь сторожевого воина после Бородинской битвы

Прощание ("Покажись, луна златая...")

Авангардная песнь ("Друзья! Враги грозят нам боем...")

СТИХОТВОРЕНИЯ

ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

ПЕСНЬ СТОРОЖЕВОГО ВОИНА

ПЕРЕД БОРОДИНСКОЮ БИТВОЮ

Друзья! Мы на брегах Колочи, 
Врагов к нам близок стан; 
 
Не слышим боли ран!.. 
 
Друзья, бодрей! Друзья, смелей! 
Не до покоя нам! 
Идет злодей, грозит злодей 
 
 
Там в пепле край, вот в божий храм 
С конем вломился враг! 
Тут лечь костьми, тут биться нам: 
До града предков - шаг! 
 
 
Не выдадим Москвы! 
Спасем мы честь родной страны, 
Иль сложим здесь главы!.. 
 
Уж гул в полях, уж шум слышней! 
 
Заря светлей, огни бледней... 
Нас кличет враг на бой! 
 
Идет на нас, к нему пойдем 
В широкие поля; 
 
Родимая земля! 
 
Тебе, наш край, тебе, наш царь, 
Готовы жизнь принесть: 
Спасем твой трон, спасем алтарь, 
 
 
Так воин на брегах Колочи 
Друзьям пред боем пел; 
И сон не покорял их очи, 
И дух в них пламенел! 

СЕТОВАНИЯ РУССКОЙ ДЕВЫ

Ветер тихий, ветер тихий, 
Тиховейный сын весны, 
Ты зачем так долго медлишь 
 
Напитайся, ветер тихий, 
Ароматом здешних мест 
И лети, лети в чужбину 
Под шатры в военный стан. 
 
 
Сладководный шумный Днепр! 
Говорят, свои ты волны 
К морю синему несешь... 
 
Что до моря? - Не напоишь 
 
Потеки, река родная, 
К другу сердца в чуждый край 
 
Там на знойном битвы поле 
Жаждет воин молодой: 
 
Сладкой родины водой!.. 
 
Месяц светлый, месяц светлый! 
Что на бедную глядишь? - 
Не осушит луч холодный 
 
 
Ах, спеши туда, где милый, 
И златым своим лучом 
Заблистай ему светлее, 
Поиграй с его мечом!.. 
 
 
О любезном слезы льет: 
Он давно за Рейном шумным 
Беспробудным сном почил! 
 
Воин храбрый, воин храбрый, 
 
Ни красы родного солнца, 
Ни полей родной страны... 
 
О тебе дойдет лишь слава 
В милый сердцу русский край, 
 
Храбр и страшен был врагам. 
 
Много пало, много пало 
Там, в зареинских полях; 
Но блажен, кто умер славно: 
 

Между 1812-1816

ПРОЩАНИЕ

Покажись, луна златая, 
И пролей свой свет: 
 
Друга сердца ждет! 
"Милый, - молвит, - обещался 
Побывать ко мне, - 
Чу! в долине шум раздался: 
 
 
Знать, то он, моя то радость! 
Близок счастья час! 
В сердце льется, льется сладость... 
Слышу дружний глас! 
 
 
Кем душа живет? 
Нет, не он, - в броне военной 
Кто-то строй ведет. 
 
Что ж ты, сердце, так застыло 
 
Ах! то он, то друг мой милый! 
Милый, погоди! 
 
Погоди! Ужель за славой 
Под грозу мечей 
 
Свет моих очей?" 
 
- Нет! не славы тщетной виды 
Нас влекут в поля: 
Терпит смертные обиды 
 
 
Время грозное военно: 
Всюду звук громов; 
Всё, что в мире нам священно, 
Гибнет от врагов. 
 
 
Брачные свечи: 
Мне туда стремиться должно, 
Где звенят мечи! 
 
Там с врагом мы крови чашу 
 
И вражду там станет нашу 
Бог и меч судить! 
 
Может, бледный труп прикроет 
Черный вран крылом, 
 
Верный друг мечом. 
 
Всё равно - мне наслажденьем 
Больше жизнь не льстит, 
Коль отчизне покореньем 
 
 
Если ж спор счастливой битвой 
Скоро мы решим, - 
Жди меня, мой друг, с молитвой: 
Буду век твоим! 

АВАНГАРДНАЯ ПЕСНЬ

Друзья! Враги грозят нам боем, 
Уж села ближние в огне, 
Уж Милорадович пред строем 
 
Идем, идем, друзья, на бой! 
Герой! нам смерть сладка с тобой. 
Зарделся блеск зари в лазури; 
Как миг, исчезла ночи тень! 
 
 
Идем, идем, друзья, на бой! 
Герой! нам смерть сладка с тобой. 
 
Друзья! Не ново нам с зарями 
 
Стоять весь день богатырями 
И кровь врагов, как воду, лить! 
Идем, идем, друзья, на бой! 
 
 
 
Но с нами вождь сердец - герой! 
Он биться нам велит штыками, 
 
Идем, идем, друзья, на бой! 
 
 
Здесь Милорадович пред строем, 
 
Друзья, мы вихрем за героем 
Вперед... умрем иль победим! 
 
 

Хор

Идем, идем, друзья, на бой! 
Герой! нам смерть сладка с тобой. 

Между 1812-1816

Ф. Н. Глинка, проживший без малого сто лет и писавший стихи в течение шести десятилетий, оставил после себя поэтическое наследие огромное по объему, но крайне неравноценное в художественном и идейном отношении. Большая часть стихотворений Глинки рассеяна по многочисленным журналам и альманахам первой половины XIX в. Сборниками при жизни поэта были изданы только "духовные" стихотворения ("Опыты священной поэзии Федора Глинки". СПб., 1826), несколько аллегорий и басен ("Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и прозе. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1826) и некоторые стихи о 12-м годе ("Подарок русскому солдату. Сочинения Ф. Глинки". СПб., 1818). Три тома собрания сочинений, изданных М. П. Погодиным, содержат малую и не лучшую часть поэтического наследия Глинки (Собрание сочинений Ф. Н. Глинки. Издание М. П. Погодина. М., 1869-1872; т. 1 - "Духовные стихотворения", т. 2 - поэма "Таинственная капля", т. 3 - поэмы "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" и "Иов. Свободное подражание священной книге Иова"). За советские годы Глинка был издан четыре раза: три раза в Петрозаводске - в 1938 г. переиздана поэма "Карелия", в 1939 г. впервые опубликована повесть в стихах "Дева карельских лесов", в 1949 г. выпущено "Избранное", куда вошли стихотворения, разбросанные по журналам и альманахам, не помещенные поэтом в прижизненные сборники. Наконец, в Ленинграде в 1951 г. стихотворения Глинки вышли в малой серии "Библиотеки поэта". В настоящее издание вошли лучшие стихотворения Глинки эпохи Отечественной войны 1812 года, декабристского движения (1816-1825) и карельской ссылки (1826-1830). Творчество позднего периода представлено всего лишь несколькими стихотворениями. Из крупных поэтических работ Глинки включены трагедия "Вельзен, или Освобожденная Голландия", единственное издание которой (Смоленск, 1810) стало библиографической редкостью, а также поэмы "Дева карельских лесов" и "Карелия". "Иов. Свободное подражание священной книге Иова" (СПб., 1859) печатается в наиболее существенных отрывках. Не включены стихотворения ученической поры, масонские гимны и многие "духовные" стихотворения, входящие в первый том погодинского "Собрания сочинений" (М., 1869). {В примечаниях ссылки на этот том даются сокращенно: Собр. соч., т. 1.} Композиционная структура сборника отражает основные авторские циклы. Название большинства циклов даны самим Глинкой: "Опыты трагических явлений", "Опыты священной поэзии", "Опыты иносказательных описаний в стихах" и т. д. Готовя для М. П. Погодина свод своих стихотворений, Глинка выделял в особый цикл "разные" стихотворения. В этот последний цикл включались наиболее неоднородные в жанровом и тематическом отношении стихотворения: элегии, романсы, идиллии, шарады, медитации, дружеские послания, "рассказы в стихах" и разная "альбомная мелочь". Из прижизненных изданий Глинки можно считать авторитетными только сборники 1826 г.: "Опыты священной поэзии" и "Опыты аллегорий, или иносказательных описаний, в стихах и в прозе", а также поэму "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (СПб., 1630). Элегические псалмы и аллегории, написанные до 1826 г., печатаются по этим прижизненным сборникам. Поэма "Карелия" по изданию 1830 г. Все остальные стихотворения, не вошедшие в сборники, печатаются по журнальным публикациям. Принцип распределения текста внутри отдельных циклов- хронологический. Стихотворения первого периода (1812-1825) сравнительно легко датируются, так как год написания в большинстве случаев совпадает с годом первой публикации. Иногда датировка уточняется по протоколам Вольного общества любителей российской словесности. О времени написания "военных песен" часто свидетельствует содержание стихотворения с их развернутыми пояснительными названиями. Следует учитывать, что ряд стихотворений, написанных до 1826 г., появился в печати несколько позже, так как Глинка, привлеченный по делу декабристов, не мог их опубликовать в конце 1825 г. Полагаем, что к ним относятся некоторые стихотворения об Отечественной войне 1812 г. и ее героях, стихотворения о Богдане Хмельницком, над которыми поэт работал в 1825 г., а также некоторые другие стихотворения, оговариваемые нами в примечаниях. Значительно сложнее датировать стихотворения, написанные после 1825 г. Та датировка, которая частично содержится в "Духовных стихотворениях" (1869), далеко не всегда отвечает действительности. Так, например, элегический псалом "Глас" был напечатан в "Литературном музеуме" на 1827 г. (стр. 47). В том же году об этом псалме "Московский вестник" писал: "Из всех стихотворений первое место по мысли и по выражениям занимает "Глас" Ф. Н. Глинки" ("Московский вестник", 1827, No 11, стр. 280). В "Духовных стихотворениях" псалом "Глас" датируется 1829 г. В погодинское издание эта и многие другие ошибки были механически перенесены из "Рукописного собрания стихотворений" {"Рукописное собрание стихотворений" долгое время хранилось в калининском областном архиве. В настоящее время оно находится в Центральном государственном литературном архиве (Москва).} Глинки. В "Рукописном собрании" стихотворение "Глас" значится с пометой: "В Петрозаводске, 1829 г." Стихотворение "Глас" действительно написано в Петрозаводске, но, как об этом свидетельствует публикация в "Литературном музеуме", не позже начала 1827 г. Готовя к изданию "Собрание сочинений", Е. П. Голенищева-Кутузова, жена Ф. Н. Глинки, переписывала стихотворение с журнального текста, так как автографы ранних стихотворений в большинстве случаев были утрачены. В результате такой переписки возникали курьезные ошибки и явная путаница. "Глас" был обозначен 1827 г., и под этой датой он появился в первом томе "Собрания сочинений". Ясно, что "Рукописное собрание стихотворений" мы не можем считать авторитетным источником текста, хотя в некоторых случаях здесь имеется собственноручная правка поэта. Стихотворения эпохи суда и ссылки легко угадываются по их содержанию. Они образуют в нашем сборнике второй раздел (Стихотворения 1826-1830 гг.). Этот раздел начинается со стихотворений, написанных в 1826 г. в Петропавловской крепости. Автографы этих стихотворений входят в особую "тетрадь". Тюремная "тетрадь" дает возможность безошибочно датировать целый цикл стихотворений мартом - маем 1826 г. Стихотворения, написанные в период олонецкой ссылки, следуют за тюремными стихами. Датировка этих стихотворений остается точной в пределах одного-двух лет. Все они написаны в Петрозаводске (вторая половина 1826 - первая половина 1830 гг.) и тогда же, в годы ссылки, были опубликованы в журналах и альманахах. В ряде случаев датировка стихотворений данного раздела уточняется на основе отдельных реалий, проливающих свет на время написания (сразу же после следствия и суда, по приезде в Олонецкую губернию, в первый год ссылки или несколько позже, когда поэт изучил край, его историю и культуру; наконец, отмечаются стихи, написанные перед отъездом из Петрозаводска, а возможно, что и в пути из Петрозаводска в Тверь). Это же относится и к тем "духовным" стихотворениям, которые были опубликованы в погодинском издании 1869 г. в разделе "Без означения годов".

Печатая в первом томе "Собрания сочинений" свои "духовные" стихотворения, Глинка вслед за "Опытами священной поэзии" (1826) поместил стихотворения, написанные до 1й2о г., но не вошедшие в "Опыты". В следующем разделе он разместил стихотворения, написанные после 1825 г., причем этот раздел снабдил довольно туманной справкой: "Стихотворения, написанные в разные времена, без означения годов". В раздел "Без означения годов" были запрятаны "духовные" стихотворения ("Я пред тобою...", "Из псалма 43-го", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Я видел их...", "Покорность", "Ты наградил..." и многие другие), содержащие скрытый намек на декабрьские события и годы гонений. {На декабристские стихотворения Глинки, напечатанные в "Духовных стихотворениях", в разделе "Без означения годов", впервые указал Ю. Г. Оксман. См. "Временник Пушкинской комиссии", т. 2, М-Л., 1936, стр. 325-328.} Ключ к разгадке хронологии этих стихотворений содержится в самом оглавлении к сборнику. Стихотворения, написанные после 1830 г., то есть после возвращения из ссылки, как правило, обозначены датой их написания. Стихотворения, написанные в период сотрудничества Глинки в "Москвитянине" (1841-1848), выделены в особый раздел. "Опыты священной поэзии" и все остальные "духовные" стихотворения, написанные до 1026 г., входят в первую часть книги. Остается предполагать, что большинство стихотворений, скрывшихся под неясным заголовком "Без означения годов", написаны в пору следствия и в годы ссылки (1826-1830). Об этом же свидетельствует частичная датировка отдельных Стихотворений в разделе "Без означения годов" и Проникновение отдельных текстов в печать сразу же после окончания следствия и суда над декабристами. В раздел "Без означения годов" Глинка запрятал "духовные" стихотворения, содержащие скрытые намеки на личные переживания во время следствия ("Обеты", "Упование", "Утреннее чувство", "Молитва", "Поклоны") и на суровую расправу над декабристами ("Несмысленность", "Илия - богу", "Бог - Илие", "Призвание", "Из псалма 43-го", "Глас" и др.). Карельские поэмы - описательные стихотворения "Дева карельских лесов" (1828) и "Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой" (1830) - включены в раздел олонецких стихотворений, как органически связанные с лирикой ссыльного. Авторские примечания и подзаголовки, как элемент авторского текста, сохраняются. В отличие от журнального текста, правописание таких слов, как "он", "бог", "ангел" и т. д., дается с маленькой буквы.

Даты первой публикации, то есть год, не позднее которого написано данное произведение, обозначаются в тексте ломаными скобками. Даты предположительные сопровождаются вопросительным знаком.

"Подарок русскому солдату" (1818) и в "Сыне отечества" в 1818-1819 гг. Федор Глинка, непосредственный участник войны 1812 г., постоянно ратовал за создание специальной литературы для "классов народа" (солдат и крестьян). После сближения с воинами он пришел к выводу, что русский солдат с большим уважением относится к народным песням и сказкам. В послесловии к книжке "Подарок русскому солдату" (СПб., 1818) он писал об "охотниках до сказок": "Солдаты наши большие охотники до сказок! Как теперь помню студеные, темные, дождливые осенние ночи, когда (в 1805 г.) отступали мы от крепости Браунау к Дунаю. Холод, голод, слякоть и непогода - все забывалось, когда ротный сказочник, смышленый краснобай, начинал сказку про храбрых витязей и могучих богатырей. Ружье становилось легко, как перышко, солдаты не слыхали ни трудного перехода, ни вязкой дороги. Сказка очаровывала их". Здесь же он ссылается на слова известного донского атамана, героя 1812 г. М. И. Платова: "Русский солдат любит петь! И радость и горе изливает он в песнях веселых или жалобных. "На Дону песня - история". - так сказал мне однажды знаменитый вождь донской, покойный граф М. И. Платов. И у нас в старину военные песни заключали в себе весьма любопытные предания исторические. Впрочем, сильное влияние песен на дух войска и народа везде и повсюду неоспоримо". Наконец, автор послесловия "Цель сей книги" сообщает о своих опытах в стихах и в прозе: "Я старался сколько мог придерживаться говорки солдатской которой наслышался в походах и в лагерях от самих же солдат. Сказку про Луку да Марью старался я писать слогом народным, а эту книжку солдатским слогом. А кто первый сотворил у нас быстрый (как скорый марш), легкий, живой и ситный солдатский слог? - Суворов, великий Суворов. Его тактика написана истинно солдатским слогом, зато солдаты знали и твердили ее наизусть, как любимую сказку или песню". Сама идея создать книги для народа - "Сказка про Луку да Марью" (СПб., 1818) и "Подарок русскому солдату" (СПб., 1818) - возникла в годы Отечественной войны, под впечатлением национальной героики. Одновременно Глинка отвечал на требование Союза Благоденствия, устав которого предусматривал распространение "грамоты в народе" и издание соответствующих книг. Среди многочисленных официальных од и посланий, романсов и песен, вошедших в "Собрание стихотворений, относящихся к незабвенному 1812 году", ч. 1-2 (М., 1814), военные песни Глинки отличаются не только своим "солдатским слогом", но и трактовкой Отечественной войны и той характерной гражданственностью, которая через несколько лет будет восприниматься под иным углом зрения в духе декабристского свободолюбия. Народность военных песен Глинки условна, они не идут прямым образом от фольклора. Рассчитанные в конечном итоге не столько на песенное исполнение, сколько на декламационное произношение, военные песни звучат местами необыкновенно торжественно, как гражданские оды и "думы". Из отдельных песен. вернее говоря, стиховых повестей, складывается поэтическая летопись Отечественной войны 1812 г.: нападение наполеоновских полчищ на русскую землю ("Военная песнь"), русский народ поднимается на защиту своего отечества ("Солдатская песнь"), бой под стенами Смоленска ("Прощальная песнь русского воина") подготовка к Бородинскому сражению ("Песнь сторожевого воина"), отступление русской армии и вторжение врага в Москву ("Песнь русского воина при виде горящей Москвы"), переход русской армии в наступление ("Авангардная песнь"), освобождение родной земли ("Песнь русских воинов"). Слова Глинки о значении песен в солдатском быту заслуживают особого внимания. В период наивысшего подъема декабристского движения Рылеев и А. Бестужев использовали народно-песенный жанр в целях политической агитации. Влияние песен, созданных Рылеевым и А. Бестужевым, на дух войска и народа оказалось настолько существенным, что правительству пришлось "всеми мерами" истреблять песни, подобные "Ах, тошно мне и в родной стороне..."

Военная песнь, написанная во время приближения неприятеля к Смоленской губернии (стр. 117). Впервые - сб. "Подарок русскому солдату". СПб., 1818, стр. 60.

Песнь сторожевого воина пред Бородинскою битвою (стр. 123). Впервые - сб. "Подарок русскому солдату". СПб., 1818, стр. 80.

"Сын отечества", 1818. No 17, стр. 186, под названием "Романс", с подписью "Ф. Г." Печ. по сб. "Подарок русскому солдату". СПб., 1818, стр. .125.

Прощание ("Покажись. Луна златая...") (стр. 129). Впервые - "Благонамеренный", 1818, No 7, стр. 10, под названием "Романс". Печ. по сб. "Подарок русскому солдату". СПб., 1818, стр. 91.

"Друзья! Враги грозят нам боем..."") (стр. 131). Впервые - сб. "Подарок русскому солдату". СПб., 1818, стр. 98. Милорадович Михаил Андреевич (1771-1825") - генерал русской армии; во время Отечественной войны 1812 г. Глинка был его адъютантом. С 1818 г. - петербургский военный генерал-губернатор. 14 декабря 1825 года был смертельно ранен выстрелом Каховского.

Тост в память донского героя (стр. 132). Впервые - "Сын отечества", 1819, No 2, стр. 78, с подписью "Ф. Г."