Правда и кривда

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гатцук В. А., год: 1894
Категории:Рассказ, Сказка, Детская литература

Правда и кривда

Издательство "ЭОС", Москва, 1992 г.

Жили-были в одной деревне два соседа, Иван да Наум, - оба портные. Раз согласились они идти в другие волости, промышлять своим мастерством. Пришли в одно село, начали баб да мужиков обшивать и заработали по двадцати рублей на брата.

Идут в другую волость и заспорили дорогой: как лучше жить - правдой или кривдой. Наум говорит: "Правдой нужно жить", а Иван ему: "Врешь ты: из господ ли, из купцов, или из нашего брата, мужиков, - кто умеет кривить, тот и в сапогах ходит. А у нас на деревне знаешь, чай, старика Архипа? Весь свой век прожил правдою - ни сапогов, ни хорошего платья от роду не нашивал". Наум на своем стоит, не соглашается. Вот, ударились они об заклад, и такой между собой уговор положили: дойти до первого села и спросить у людей: чем лучше жить? Если скажут, правдою, - то криводушный отдаст правдивому свои двадцать рублей; а если скажут, кривдою, - пусть правдивый расплачивается.

"Скажите, люди добрые, чем лучше жить: правдою или кривдою?" Только, кого ни спросят, от всех один ответ: "Какая теперь правда! За правду не то, что не похвалят, а еще скажут: кляузник". - "Нашли, о чем толковать! Само собой, кривдою жить лучше: кривда в сапогах ходит, а правда в лаптях..." Отдал Наум Ивану двадцать рублей. Принялись они по-прежнему работать, баб, мужиков обшивать. Заработали по тридцати рублей на брата и пошли в третью волость.

Дорогой - те же разговоры: чем лучше жить? Опять поспорили и ударились об заклад на тридцать рублей. Дошли до села, а навстречу купец едет. "Ваше степенство! Реши ты наш спор: чем лучше жить на свете - правдой или кривдой?" Отвечает купец: "Отцы наши говаривали: не обманешь - не продашь. Так неужто нам умней их быть? Наше дело купеческое. Правдой сыт не будешь, кривдой не подавишься; люди ложь - мы то ж!" Отдал Наум Ивану тридцать рублей.

Заработали они в этом селе по пятидесяти рублей на брата; дорогой идучи, опять заспорили и порешили на том: кто теперь проспорит, пусть отдаст другому все пятьдесят рублей. Едет им навстречу барин. "Так и так, сударь, - говорят: - реши ты наш спор. Как решишь, так тому делу и быть". Говорит барин: "Нечего и спрашивать: все люди на одну стать, все кривдой живут". Взял Иван у Наума пятьдесят рублей, и пошли они дальше.

Пришлось им идти лесом и застигла их темная ночь - зги не видно; бредут они ощупью, с дороги вовсе сбились. Как рассвело, стали они искать дороги - нет ни дорожки ни тропиночки: кругом дремучий темный лес без конца-края. Побродили целый день; вечером вынул Иван криводушный из котомки каравай хлеба и стал ужинать, а Науму поесть нечего: ничего он с собой в дорогу не взял. Подумал было он: не поделится ли с ним Иван, только Иван поел, хлеб в тряпочку завернул и в котомку уложил. Так и лег Наум не евши.

Кое-как проворочался он ночь, встал утром натощак - не под силу уж ему смотреть, как товарищ за хлеб принялся, - и стал он просить у него хоть кусочек. Не дал Иван: "Ты, брат, правдивый, на правду надеешься. Пусть она тебя и кормит".

"Ладно, - говорит Иван, - пусть уж моя кривда теперь тебя выручит: давай, я выколю тебе глаз - тогда дам хлеба". Подумал-подумал Наум: "Ну-ка, - говорит, - коли глаз, если в тебе жалости нет". Выколол ему глаз Иван и дал кусочек хлебца.

Наутро насилу поднялся Наум и побрел вслед за товарищем. Сели отдыхать, и говорит он Ивану: "Христом Богом прошу: дай еще кусочек хлеба, а то совсем помираю". - "Ладно, ради моей кривды, дам еще кусок, коли позволишь и второй глаз выколоть". Испугался Наум, стал просить-молить товарища, чтобы покормил его так; обещает на всю жизнь к нему в батраки пойти. Нет, не соглашается Иван, встал и уходить хочет. Еще больше испугался Наум: страшно одному в лесу оставаться, голодной смертью помирать; а подняться с голоду не может. "Да уж нечего раздумывать, - говорит Иван, - давай глаз, так и быть, покормлю тебя, тогда и поведу за собой, слепого". Заплакал Наум, обернулся кругом, поглядел в последний раз на белый свет, на ясное солнышко и говорит: "Бог с тобой, на, коли последний глаз, если тебе уж так этого хочется!"

Выколол ему Иван последний глаз, дал кусочек хлебца; а как поел он - привязал ему к руке веревочку и повел за собой. Отошли они немного, надоело Ивану вести за собой слепого; вот он завел его в болото и бросил там. "Прощай, - говорит, - кум, не поминай меня лихом, со своей правдой в болоте сидючи". И ушел.

Загоревал-затужил Наум: "Видно, и в самом деле нет правды на свете; одолела меня кривда!" Выбрался кое-как из болота, бредет ощупью, и вдруг слышится ему голос: "Поверни направо и иди все прямиком. Дойдешь до самой чащи, найдешь тропинку; приведет она тебя к старому дубу. Ты на тот дуб влезь, ночи дождись и слушай: что кто под дубом скажет. Как услышишь, так и делай".

Повернул Наум направо, по тропинке дошел до дуба, влез на него и стал слушать.

"Я сегодня три хороших дела сделала. Первое дело - у помещика воду отняла: пусть его погорюет! Второе дело - царскую дочь испортила: пусть царь поплачет! Третье дело лучше всего - Иван Науму глаза выколол. Поделом Науму: мало меня почитал". Говорит Правда: "А все-таки, Кривда, твое дело недолговечное. Велит помещик раскопать калиновый куст, что в овраге стоит, - и вода у него будет; велит царь от той березы, что на высокой горе против его дворца стоит, отмерить двенадцать сажен на восход солнца, землю тут разрыть и крест, что в земле лежит, найти, да тем крестом царевну благословить - и царевна выздоровеет. Умоется Наум из гремучего ключа, что из-под этого дуба бежит, - и прозреет".

Перетолковали Правда с Кривдой и разошлись. Наум слез с дуба, прислушивается: тут и ключ журчит. Нашел ключ, умылся - и стал зрячим по-прежнему. Ночь в лесу переночевал, а поутру в путь-дорогу пустился.

Недолго и шел он, глядь: просвет показался, лес кончился; около леса идет большая дорога. Пошел он этой дорогою, приходит в барскую усадьбу. Зашел было водицы попросить напиться, а ему говорят: "Иди с Богом! У нас вода дорогая: за десять верст по воду ездим. Наш помещик просто озолотил бы того, кто бы ему воды на месте достал". Попросил тогда Наум, чтобы его к помещику провели. "Так и так, - говорит, - слышал я про вашу, сударь, беду и могу ей помочь". Помещик и слушать не хочет: "У меня, - говорит, - сколько тут колодезников перебывало! Только деньги с меня брали, а ничего не сделали". - "Да мне денег не нужно". - "Когда так, попробуй". Наум взял двух работников, пошел в овраг, раскопал калиновый куст, а вода из-под него как хлынет - весь овраг залила. Диву дался помещик; не знает, как и благодарить Наума. Полный кошель серебра ему отсыпал.

Пожил здесь Наум день-другой, пошел дальше. Недаром пословица молвится: язык до Киева доведет. Так и Науму помогли добрые люди до царя добраться. "Ваше величество, - говорит царю Наум, - слышал я про вашу беду, что дочка у вас больна. Этому делу я помочь могу". Отвечает, ему царь: "Сколько у меня лекарей, ученых людей, перебывало - ничего не помогли; а ты и подавно не поможешь". А Наум все на своем стоит. "Ну, - говорит царь, - помогай. Только, если хуже будет, - сейчас тебе голову долой!" - "На то ваша царская воля". Взял Наум двух слуг царских, пошел с ними на ту гору, что против дворца стояла, отмерил от березы двенадцать сажен на восход солнца; стали тут землю копать - крест нашли. Благословил Наум тем крестом царевну - выздоровела царевна. Несказанно царь обрадовался: "Проси у меня, чего хочешь, - говорит Науму. - Хочешь, дочь за тебя отдам?" - "Что вы, ваше величество! Куда мне, мужику, в царскую родню лезть. Я и ступить-то по-придворному не умею". Отсыпал царь Науму целый четверик золота и отпустил Наума с великою честью.

Вернулся Наум на родину, новую избу купил, всем хозяйством заново обзавелся. Стала молва идти по деревне: разбогател-де Наум, у самого царя в гостях побывал. "Что за притча? - думает Иван. - И с глазами Наум, и с деньгами. Надо проведать его". И пошел к нему в гости.

"С новосельем, кум!" - "Спасибо". - "Ты уж на меня, сделай милость, за прежнее не сердись; ведь сам знаешь: уговор такой был". - "Ничего, слава Богу, я опять зрячим стал". - "Говорят на деревне, будто ты с большими деньгами пришел, у царя в гостях побывал". Промолчал на это Наум. Видит Иван, что так толку не добьешься, дождался, пока подали угощение; тут у хозяина язык развязался, и рассказал он гостю, как услыхал голос на дороге, этого голоса послушался и богачом стал.

Говорит ему знахарь: "Незачем тебе дуб искать: я лучше место знаю. Выходи ты в самую полночь на болото; там увидишь старую лодку. Залезь ты под нее и слушай: что кто скажет. Как услышишь, так и делай".

Лежит Иван под лодкой, слушает. В самую полночь вылезли из болота трое: старый Дедушка-Болотник и двое чертенят. Сели на днище. "Чудные дела на свете творятся, - говорит Дедушка, - то все кривда одолевала, а теперь и правда в силу входит. Слышали, детки, какое счастье Науму-то привалило? Надо бы ему какую пакость придумать!" Иван насторожил уши, хотел голову из-под лодки высунуть, чтобы лучше слышать, да лодку-то и толкни. Всполошились чертенята, вскочили, перевернули лодку и вытащили Ивана. Как завизжат: "Батюшки, чужой!", "Да уж не Наум ли это?" - кричит Болотник. Плохо пришлось тут Ивану - так плохо, что если б скоро петух не пропел, не быть бы ему живому. Избили его черти до полусмерти и в болото бросили.

Утром шли мимо мужики, увидали Ивана в болоте, вытащили и завели в деревню. Сколько не допытывались от него, как он в болото попал, - не сказал Иван. Только промолвил: "И другу и недругу закажу знахарям верить". Да еще с той поры за кривду горой стоять бросил.