Исайя Тегнер

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Ганзен А. В., год: 1939
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Тегнер Э. (О ком идёт речь)

ТЕГНЕР Исайя [Tegnér Esaias, 1782--1846] - крупнейший поэт Швеции. Сын сельского капеллана, выходца из крестьян. Окончил ун-т в Лунде, там же был доцентом по эстетике [1810] и профессором греческого языка [1812--1826]. В 1819 стал членом Шведской академии, а последние 20 лет [с 1824] жизни занимал пост епископа в Вакшо. Т. дебютировал в лит-ре под сильным влиянием ложноклассицизма. Широкую известность доставила Т. в 1808 "Боевая песнь сконских ополченцев" (Krigssång för skånska landtvärnet), проникнутая пламенным патриотизмом, в результате чего она и нашла живейший отклик во всей стране, возбужденной предстоявшей войной с Данией. В 1811 Т. получил премию Шведской академии за поэму "Свея" (Svea - старинное название Швеции), в к-рой определился переход Т. от классицизма к романтизму. Первая часть поэмы написана традиционным александрийским стихом, во второй же части Т., ломая застывшие каноны академической школы, изливает в свободном и живом стихе волнующие его чувства, - славит красоту родной природы, бичует слабости и пороки своей эпохи и зовет соотечественников к борьбе за лучшее будущее.

Посетив в 1812 Стокгольм, Т., как бы в виде ответа ярым фосфористам, т. е. приверженцам немецкого романтизма, издававшим лит-ый журнал "Фосфор" (см. "", раздел: Шведская литература) и упрекавшим Т. в "показательно-выжидательном нейтралитете", примкнул к Союзу Готов, объединившему сторонников шведского романтизма и начавшему издавать журнал "Идуна", в к-ром печатались лучшие образцы шведской поэзии нового направления, очерки и статьи на темы о древнескандинавской истории и лит-ре. На несдержанные выпады фосфористов Т. откликался остроумными экспромтами и сатирическими стихотворениями (одно из лучших - "Полярное путешествие" - Polarresan). В двух своих знаменитых речах: в 1817 (на праздновании 300-летия Реформации) и в 1820 (на празднике торжественного посвящения магистрантов Лундского ун-та в магистры) - Т., отметив заслуги классической лит-ой школы, осудил крайние увлечения и слабости шведских романтиков, особенно неясность и туманность их творчества.

Поэтический талант самого Т. к тому времени созрел, и творчество его, питаемое такими источниками, как древнеклассическая поэзия и произведения Байрона, Эленшлегера, Гёте и Шиллера, подымалось к своим вершинам. Несколько патетический стиль Т., вполне, однако, гармонировавший с темами и отвечавший требованиям эпохи, поражает гибкостью и богатством оттенков, стих - силою, звучностью, разнообразием ритмов. Если прибавить к этому богатство и силу поэтических образов, глубину чувства и остроумие, то понятно, почему Т. оказался крупным художником слова в любой области - и в обработке монументальных древнескандинавских сказаний, и в меткой летучей сатире, и в идиллических картинах природы, и даже в частных своих письмах. Многие из последних - настоящие шедевры эпистолярного искусства. Не имел себе равного Т. во всей современной Скандинавии и как оратор. Творчество Т. - крупнейшее явление в шведской лит-ре XIX в. К числу лучших произведений Т. относятся поэмы: "Конфирманты" (Nattvardsbarnen, 1820), "Аксель" (Axel, 1821), "Песнь о Карле XII" (Karl XII, 1818), ставшая национальным гимном шведов; идиллия (в гекзаметрах) "Невеста" (Kronbrud, 1841) и "лебединая песнь поэта" - "Прощание с лирой" (Afsked til min lyra, 1845). Самое крупное и самое знаменитое произведение Т. - это "Сага о Фритьофе" (Frithiofs-saga, 1820--1825). Все характерные отличия творчества Т., о к-рых говорилось выше, сконцентрированы в этой саге, стяжавшей Т. мировую славу. Гёте дал о ней восторженный отзыв.

В 1825, в год выхода в свет саги о Фритьофе, Т. был неожиданно для себя назначен на пост верховного руководителя государственной церкви и епархии Вакшо.

Несоответствие его миросозерцания занимаемой должности (религиозность Т. была ближе к философии Платона, чем к христианству), травля со стороны либеральных партий, упрекавших Т. в измене "свободолюбивым" принципам (Т. видел в беспринципном либерализме не меньшую опасность для истинной культуры, чем в романтическом обскурантизме), а также личная драма (любовь к жене члена Лундского муниципалитета Эфрозине Пальм) - все это болезненно отразилось на психике поэта. Нерасположение Т. ко многим явлением современной действительности перешло в агрессивную брезгливость к "двуногой собачьей породе, именуемой людьми", и когда он писал, что "с чернью надо обращаться сурово и жестоко", он уже стоял на грани безумия, к-рого так страшился. Стихотворение "Черная меланхолия" (Svårmod) отражает этот несчастный период жизни Т. С осени 1840 до весны 1841 он прожил в доме для умалишенных в Шлезвиге. По возвращении он приступил к своей работе, но вскоре вновь заболел. Последние годы жизни Т. были сплошным страданием. Он умер в Векслё в 1846.

:

I.

Фритьоф, скандинавский богатырь, пер. Я. Грота, Гельсингфорс, 1841;

Избранные места из поэмы Владимир Великий, соч. Стагнелиуса, и Фритиофссага, соч. Тегнера. С шведск. И. Ш-й, М., 1845;

Первое причащение, пер. В. Головина, СПБ, 1862;

Сборник классических иностранных произведений, под ред. А. Н. Чудинова, т. I, Воронеж, 1875 [здесь напечатаны: "Фритьоф", "Аксель" и "Первое причащение" в пер. Я. К. Грота, Д. П. Ознобишина и В. И. Головина];

"Academia", М. - Л., 1935.

II.

Брандес Г., Исайя Тегнер, в кн.: Г. Брандес, Новые веяния, СПБ, 1889, стр. 249--312, и в Собр. соч. Г. Брандеса, т. II, Киев, 1902;

Hansen P. Nordiske Digtere..., 2 udg., København, 1880;

Vasenius V., Sverige; och Finlands Litteraturhistoria, [Stockholm], 1902;

Röndam V., Svensk Literatur, København, 1911;

ér E., Filosofiska och estetiska skrifter Utg. av A. Nilsson..., Stockholm, 1913 [вводная статья];

Santesson C. H., Tegnérs reflexionsdiktning, 1801--1805, "Upsala Universitetis Årsskrift", 1913, Bd. I; Nilsson A., Svensk romantik, Lund, 1916;

Böök F., E. Tegnér, D. 1, Stockholm, 1917 [биография Т. до 1914];

Nilsson A., Tre fornnordiska gestalter, Lund, 1928; Schuck H., och

А. Ганзен