Стихотворения

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Вейнберг П. И., год: 1881
Категория:Стихотворение

Петр Вейнберг

Стихотворения

Библиотека поэта. Большая серия.

Поэты "Искры". В двух томах

Том второй. Д. Минаев, В. Богданов, Н. Курочкин, П. Вейнберг, Г. Жулев, В. Буренин, Н. Ломан, А. Сниткин

Издание третье

Л., "Советский писатель", 1987

СОДЕРЖАНИЕ

369. "Ах ты, плут-мальчишка..."

370-371. Современные песни

1. "Перед стройною девицей..."

2. "Меня зовут Амур... Не тот, что в дни былые..."

372. "Он был титулярный советник..."

373. На Невском проспекте

374. Негордый человек

375. Тростник и спина. Басня для детей

376. <Песня сумасшедшего акционера>. ("Вы знавали ль Колиньона?..")

377. Элегия (Один из современных вопросов с поэтической точки зрения)

378. Колыбельная песня

380. Веселая песенка

381. Стрекоза и Муравей (В новом роде)

382. Утешение

383. Мишура

384. Экстренный случай

385. Доктрина

386. "Бесконечной пеленою..."

369

Ах ты, плут мальчишка, 
Сын мой ненаглядный! 
На тебя гляжу я 
С нежностию жадной. 
 
Ты идешь, каналья, 
Тоже вслед за веком, 
Будешь ты, я вижу, 
Дельным человеком! 
 
Полон я блаженства 
И надежды сладкой, 
Глядя, как ты часто 
Подбежишь украдкой 
 
 
Ловко ключ приладишь 
И оттуда быстро 
Гривенник украдешь; 
 
И потом слежу я 
В чистом наслажденьи, 
Как ты эти деньги 
Пустишь в обращенье, 
 
Как сестру родную 
Ими ты ссужаешь 
И потом с нее же 
Вдвое получаешь... 
 
Как не восхищаться, 
Глядя, как порою 
Ты перед вельможей 
Гнешься занятою; 
 
Как ты понимаешь, 
Кто богат и знатен, 
Как в делах ты ловок, 
Тонок, аккуратен! 
 
 
Сын мой несравненный, 
Ах, какой ты будешь 
Рыцарь современный! 

<1858>

370-371. СОВРЕМЕННЫЕ ПЕСНИ

1

Перед стройною девицей, 
Наклонившись к ней красиво, 
Долговязый франтик что-то 
Шепчет ей красноречиво. 
 
Страстно девушка внимает, 
Будто слышит диво-сказки, 
И огнем желаний пылких 
Блещут черненькие глазки. 
 
Что же франтик долговязый 
Шепчет этой деве милой? 
О любви ли пылкой, вечной, 
Неизменной за могилой? 
 
О блаженстве ли высоком 
Жизнь пройти одной дорогой 
 
Вместе в хижине убогой? 
 
Нет, не эти речи льются 
К деве франтом долговязым... 
Он ей шепчет, что сегодня 
Взял он триста акций разом; 
 
Что, судя по всем расчетам, 
Это чудо, а не дело 
И на верных семь процентов 
Положиться можно смело. 
 
Страстно девушка внимает, 
Блещут черненькие глазки, 
И на франта упадает 
Взор участия и ласки. 
 
"Вот кто послан мне судьбою! - 
Шепчет юное созданье... - 
Семь процентов, семь процентов! 
Это рай, очарованье!" 
 
На других она не смотрит, 
И не слышит комплиментов, 
 
"Семь процентов! Семь процентов!" 

2

Меня зовут Амур... Не тот, что в дни былые 
У рыцарей сердца так сладко волновал; 
Не тот, во славу чью, за очи голубые 
Унылый трубадур песнь томную слагал; 
Не тот, кто говорил, что "злато вещь пустая"; 
Не тот, кто о чинах не думал никогда 
И под окном вздыхал, меж тем как дева рая 
Храпела у себя, бесстрастна и горда. 
Нет, нет! Другой Амур - серьезный, современный, 
Холодный, как Сибирь, богатый, как она; 
Амур, куда народ бежит, как оглашенный, 
Где акции шумят, как бурная волна! 
Не вздохи глупые, не сны, не идеалы 
Амура прежнего в мечтаниях моих - 
Нет, нет, в ушах звучат полуимпериалы, 
И сладко я дышу, внимая звону их! 

<1859>

372

Он был титулярный советник, 
 
Он робко в любви объяснился, 
Она прогнала его прочь. 
Пошел титулярный советник 
И пьянствовал с горя всю ночь, 
И в винном тумане носилась 
Пред ним генеральская дочь. 

<1859>

373. НА НЕВСКОМ ПРОСПЕКТЕ

Прочь! пади с дороги!.. мчатся, словно черти, 
В щегольских колясках чудо-рысаки; 
Эй, посторонитесь - зашибут до смерти... 
Прочь вы, пешеходы, горе-бедняки!.. 
 
Вот хватили дышлом в шею старушонку, 
Вот мальчишку сшибли быстрым колесом, 
Вот перевернули тощую клячонку 
С Ванькой-горемыкой, с бедным седоком. 
 
Ну, куда суетесь?.. что вам за охота 
Между экипажей проходить, спеша? 
- "Да нужда припала, выгнала забота, 
 
 
Надо ж заработать, надо же разжиться, 
Ждать не будут... много нас таких живет... 
Тут уж поневоле станешь суетиться; 
Страшно - опоздаешь - дело пропадет!" 
 
Полно! - это горе, эти все тревоги, 
Деньги, хлеб насущный - это пустяки! 
Место, горемыки, место!.. Прочь с дороги! 
А не то раздавят разом рысаки. 
 
Им вот, этим франтам, выбритым отлично, 
Этим щеголихам, пышным, молодым, 
Ехать тише, ждать вас вовсе неприлично, 
Да и невозможно... много дела им! 
 
Этот нынче утром должен быть с визитом 
У графини Лумпе, у княгини Крак, 
У Дюссо котлетку скушать с аппетитом, 
Заказать портному самый модный фрак. 
 
Этот мчит подарки к пышной Вильгельмине, 
Цвету всех камелий, с кучею связей; 
Этих ждут мантильи в модном магазине, 
 
 
Шибче, шибче мчитесь! Шедро раздавайте 
Дышлами ушибы, вывихи, толчки... 
Место этим барам! Место им давайте 
Все вы, пешеходы, горе-бедняки!.. 

<1859>

374. НЕГОРДЫЙ ЧЕЛОВЕК

Родитель мой, готовясь кинуть 
Сей свет, 
Мне дал такой благоразумный 
Совет:
"Мой сын, ничем не брезгай в мире,
Смотри
И всё, что только брать возможно,
Бери".
С тех пор храню я свято мудрый
Приказ,
На всё глядит с участьем теплым
Мой глаз.
Не мучась в гордой, бесполезной
 
Я всё, что можно, прибираю 
К себе. 
Увижу ль где галоши лучше 
Моих - 
Беру без спеси безрассудной
И их. 
Платок увижу ли хороший - 
Возьму. 
Кто может денег дать - нет спуска
Тому.
Мне дали раз отличный перстень -
Чужой, 
Чтоб передать его особе 
Другой; 
Я рассудил, что буду глупый 
Педант, 
Когда отдам такой отличный 
Брильянт. 
Другой бы брезгать стал, стыдиться,
А я
Не знаю спеси, и вещица -
 
Как птица божия, не сею, 
Но жну, 
И помню заповедь благую 
Одну: 
"Мой сын, ничем не брезгай в мире,
Смотри
И всё, что только брать возможно,
Бери!"

<1859>

375. ТРОСТНИК И СПИНА

Басня для детей

"Как гибок я! как гнусь я превосходно! - 
Сказал младой тростник, с тщеславьем на челе. - 
Когда ни захочу, свободно 
Склоняюся к земле. 
 
Кто в гибкости со мной осмелится сравниться? 
Кто обогнать меня решится?" 
  - "Я!" - вдруг раздался крик, 
  И видит наш тростник - 
 
"Кто ты? - тростник спросил, тряхнувши головой. 
 
  Какое существо решилось 
  Померяться со мной 
И в гибкости со мною потягаться?" 
- "Я, - говорит чудовище, - спина, 
  Которая затем лишь создана, 
Чтоб кланяться и до полу сгибаться; 
  Затем что знаю я, 
  Что, чем моя порода 
Способнее к сгибанью, тем у ней 
  Почету более, дохода, 
  И силы, и связей... 
  Конечно, и меж нами 
  Такие спины есть, 
Которые стоять какими-то шестами 
  Считают за большую честь; 
  Но эти спины - 
  Какие-то дубины, 
И им за то на свете нет житья. 
   
Ты, о тростник, ничто; в способности согнуться 
И думать нечего со мною потянуться. 
Притом сгибание твое 
Тебе копейки не приносит, 
  Ну, а мое 
Обогащает и возносит!" 
Тут понял истину тростник 
И головой в смущении поник... 
 
Мораль сей басни такова: 
Нам гибкая спина нужней, чем голова. 

<1860>

376. <ПЕСНЯ СУМАСШЕДШЕГО АКЦИОНЕРА>

Моего вы знали ль друга?..

Офелия

Вы знавали ль Колиньона? 
Он был бравый кавалер, 
Горделивый, важный барин 
И французский инженер! 
 
Там, далеко, за морями, 
 
Перед ним - сундук тяжелый, 
В нем - всё русские рубли. 
 
Колиньон! Назад три года 
Мы пришли к тебе толпой: 
"Потрудись-ка для народа 
И дороги нам построй. 
 
Мы с тобою разных наций, 
Но у нас найдешь ты рай, 
А уж русских ассигнаций 
Сколько хочешь забирай!" 
 
Он поспешно снаряжался, 
Все контракты заключил, 
Всё построить страшно клялся... 
Обманул - и укатил! 
 
Колиньону мы сказали: 
"Ты контракты позабыл: 
Твой карман мы наполняли, 
Ты до дна наш осушил!" 
 
Он с усмешкой отвечает: 
"Я контрактов не забыл; 
Разве Общество не знает? 
Я шутил! ведь я шутил!" 
 
Отпустили его мы с тугим кошельком, 
Проводили с смиренным поклоном, 
И горючие слезы струились ручьем, 
Как прощалися мы с Колиньоном! 
 
Он не придет! он не придет! 
Сей славный гость земли российской, 
И на чужбине не вздохнет 
О линии феодосийской! 
 
Он не придет! он не придет! 
И там, среди французских граций, 
Во славу русских ассигнаций 
Рассказ заманчивый пойдет... 
Он не придет, он не придет! 

<1862>

377 ЭЛЕГИЯ

(ОДИН ИЗ СОВРЕМЕННЫХ ВОПРОСОВ

С ПОЭТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ)

 
Так высоко, поэтично; 
Всё в ней было так эфирно, 
Так небесно, гармонично... 
Но вчера, о боги, боги, 
Приключение какое!.. 
Ту, которая являлась 
Мне как нечто неземное, 
Окруженная цветами, 
В обстановке идеальной, - 
Ту красавицу увидел 
Я в палате госпитальной! 
С инструментом возле трупа 
Дева милая стояла 
И, по правилам науки, 
Труп спокойно рассекала. 
Я отпрянул в изумленьи 
От невиданного дела... 
А она в глаза мне прямо 
И учено посмотрела; 
 
Окровавленные руки 
И сказала: "Друг, ты видишь 
Здесь служителя науки!" 
И опять припала к трупу... 
Я стоял, глотая слезы; 
Черной пылью рассыпались 
Поэтические грезы; 
Их, как молния, сменяли 
Медицинские картины, 
И шептал я: "Дева рая - 
Доктор, доктор медицины!.." 

<1862>

378. КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

Спи, редактор знаменитый, 
Баюшки-баю! 
Я тебе, старик маститый, 
Песенку спою; 
Пусть нелепейшие сказки 
Жизнь срамят твою - 
 
Баюшки-баю! 
 
Ходит всюду слух нелестный, 
Ходит резкий свист, 
Будто ты не слишком честный, 
Ловкий журналист; 
Плюнь на слухи! Тискай смело 
Нужную статью... 
Это выгодное дело... 
Баюшки-баю! 
 
Помогло тебе лихое 
Перышко твое: 
Ты забыл свое плохое 
Прежнее житье; 
Зажил ты богато, шибко, 
Как в земном раю, - 
Вот что значит гнуться гибко... 
Баюшки-баю! 
 
Продолжай такое семя 
В землю ты кидать... 
 
Труд вознаграждать. 
Пусть клеймят тебя зоилы - 
Ты силен в бою, 
Будешь крепок до могилы... 
Баюшки-баю! 

<1862>

379 ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ

(РУССКАЯ МЕЛОДИЯ)

Я люблю смотреть на звезды - 
Но не те, что в горнем мире; 
Мне милее те, что светят 
На чиновничьем мундире. 
 
Эти Сириусы, Марсы 
Для меня смешны и странны; 
Мне милее Станиславы, 
И Владимиры, и Анны. 
 
И люблю я слушать шелест - 
Но не вязов, не акаций; 
Мне милее шелест крупных 
 
 
Я люблю смотреть, как гнется 
Но не ива в роще темной; 
Мне милей сгибанье тела 
У начальника в приемной. 
 
И люблю внимать я реву - 
Но не ветра над волнами; 
Мне милее рев особы 
Над мельчайшими чинами. 
 
Я люблю ключи большие - 
Но не в скалах и пещерах; 
Мне милее те, что блещут 
На высоких камергерах. 
 
И люблю я теплый климат - 
Но не стран благословенных; 
Мне милей теплынь родная 
Мест гражданских и военных. 

<1862>

380. ВЕСЕЛАЯ ПЕСЕНКА

Ах ты, русская, русская гласность! 
 
Из тумана на свет привела! 
И какая ты чудная сила, 
И какие ты, право, свершила 
Величаво-благие дела! 
Если взятки еще не пропали, 
Так теперь получать-то их стали 
Осторожно, без грубых манер; 
Если женщин еще оскорбляют, 
Так ведь это уж дети свершают, 
Как случилось в Твери, например; 
Если мы дикарями богаты, 
Если мы на словах тороваты, 
Если лупит слугу либерал, 
Если многие спины так гибки, 
Если подлостью пахнут улыбки, 
Если силу имеет нахал - 
Так ведь это одни исключенья, 
И бледнеют они от сравненья 
С тем, что ты нам так щедро дала, 
 
Всё приведшая в яркую ясность... 
Тра-ла-ла, тра-ла-ла, тра-ла-ла! 

1862

381 СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

(В НОВОМ РОДЕ)

Говорят, водопроводы 
Попросили Думу 
Отпустить им на расходы 
Тысяч в двести сумму. 
 
Говорят, услышав это, 
Дума городская 
Вместо всякого ответа - 
Странная такая - 
 
На бассейн, громаду-зданье, 
Едко указала 
И Правленью в назиданье 
Басенку сказала: 
 
Попрыгунья стрекоза, 
Акведукная компанья, 
Погрузилась в труд копанья... 
 
В кассе чисто, словно в поле, 
Нет уж дней тех светлых боле, 
Как добряк акционер, 
Шедрый выше всяких мер, 
Под директорские сказки 
Спал, закрывши сладко глазки, 
И давать свой капитал 
Чистым счастием считал. 
Дни блаженства пролетели... 
И Палибины, и Пели, 
И Овсянников, и Крон 
Чуют время похорон. 
Труб печальнейшая груда 
На Сенатской площади; 
А далеко позади 
Башня смотрит, как Иуда... 
Тут компания с тоской 
Лезет к Думе городской: 
"Не оставь меня приветом, 
 
Одолжи для спуска вод 
Тысяч двести на расход..." 
- "Кумушка, мне это странно! 
Ты брала ведь беспрестанно 
Деньги будто за труды, 
А ни капельки воды 
В наши трубы не пустила..." 
- "До того ль, сестрица, было! 
Ведь в Правлении у нас 
Схватки, споры - каждый час, 
Так что воду я забыла... 
А притом, я без ума 
Рыла ямы ежечасно..." 
- "Рыла ямы! И прекрасно; 
Так заройся в них сама!" 

1862

382. УТЕШЕНИЕ

Верьте мне, о россияне, 
Верьте - прав во всем Скарятин: 
Всё изменится как должно, 
 
 
Нигилисты-забияки, 
Консерваторы-тупицы - 
Все исчезнут безвозвратно 
Из провинций и столицы. 
 
Жизнь свободную не будет 
Жать ярмо антагонизма, 
Оттого что очень много 
В нас живет либерализма. 
 
Ни реакции не будет, 
Ни тревоги грустно-шумной... 
"Тише едешь, дальше будешь" - 
Наш девиз благоразумный. 
 
Безмятежны, как младенцы, 
Выбрав гладкую дорожку, 
Мы когда-нибудь до цели 
Доплетемся понемножку. 
 
Только дайте до второго 
Нам дожить тысячелетья - 
Оперимся мы отлично 
 
 
Ко второму юбилею 
Будет русский мир утешен - 
И какой тогда воздвигнет 
Новый памятник Микешин! 
 
Подождите, потерпите! 
Всё очистится от пятен: 
В этом нам залогом служит 
Зорковидящий Скарятин! 

1862

383. МИШУРА

Проносясь на коне наблюдений 
По арене общественных дел, 
Я на множество светлых явлений 
С умилительным чувством глядел. 
Говорил я: "В Нью-Йорке, в Париже, 
В Альбионе нет столько добра"... 
А как только вгляделся поближе - 
Мишура, мишура, мишура! 
 
О краса бюрократии новой! 
С беспредельным восторгом не раз 
 
О вреде стародавних зараз 
И о том, что теперь-то приспела 
Для реформ радикальных пора... 
А как только коснулось до дела - 
Мишура, мишура, мишура! 
 
Сколько раз, о вития журнальный, 
Увлекал и пленял ты меня, 
Как любил я твой тон либеральный, 
Полный силы, ума и огня! 
Сколько было решимости грозной 
В каждом взмахе живого пера... 
А дошло до поверки серьезной - 
Мишура, мишура, мишура! 
 
О друзья интересов народных! 
Сколько светлых надежд и идей 
Проявлением сил благородных 
Вы в душе возбуждали моей! 
Вы с народом сливались так мило, 
За народ вы кричали "ура!"... 
 
Мишура, мишура, мишура! 
 
И куда бы, восторгом палимый, 
Я ни мчал наблюдений коня, 
Всё какой-то чертенок незримый 
Хохоча догоняет меня 
И пищит: "На трескучие речи 
Знаменитые вы мастера, 
А взвали-ка вам дело на плечи - 
Мишура, мишура, мишура!" 

<1863>

384. ЭКСТРЕННЫЙ СЛУЧАЙ

Я бескорыстный чиновник, 
Верой и правдой служу 
И репутацией честной 
Выше всего дорожу. 
Всех, предлагающих взятки, 
В шею гоню я всегда... 
Раз только... В деньгах случилась 
Мне до зареза нужда... 
 
Кушик - и то небольшой... 
Ну, да ведь экстренный случай, 
Экстренный случай такой! 
 
Всех наказаний телесных 
Враг я до мозга костей; 
Даже супруге я строго 
Сечь запрещаю детей. 
Я и в газетах однажды 
Тиснул об этом статью... 
Раз только... Мой камердинер 
Лампу испортил мою... 
Я рассердился и в зубы 
Съездил легонько рукой... 
Ну, да ведь экстренный случай, 
Экстренный случай такой! 
 
"Женщины - перлы созданья!" - 
Так я всегда говорю, 
На ловеласов бездушных 
С страшною злобой смотрю... 
 
Прелесть - девчонка одна. 
Жили мы долго... "А что, как 
Вдруг да узнает жена?" - 
Так я подумал - и тут же 
Стал для бедняжки чужой... 
Ну, да ведь экстренный случай, 
Экстренный случай такой! 
 
С каждым своим подчиненным, 
Будь он хоть мелкий писец, 
Я обращаюсь гуманно, 
Даже почти как отец. 
Руку порой пожимаю 
Тем, кто и в малых чинах... 
Раз только... Писарь на службу 
В пестрых явился штанах... 
Тут из терпенья я вышел - 
Выгнал из службы долой... 
Ну, да ведь экстренный случай, 
Экстренный случай такой! 
 
 
Смело всегда я скажу, 
Что и правдиво и честно 
Я и живу и служу. 
Совесть не может мне сделать 
Самый малейший укор... 
Если ж порой и случится 
Этакий маленький вздор, 
Если в порыве досады 
Я и забудусь порой - 
Значит, уж экстренный случай, 
Экстренный случай такой! 

<1865>

385. ДОКТРИНА

Стучи в барабан и не бойся...

Гейне

"Стучи в барабан и не бойся, 
Целуй маркитантку под стук; 
Вся мудрость житейская в этом, 
Весь смысл глубочайший наук. 
 
Буди барабаном уснувших, 
 
Вперед и вперед подвигайся - 
В том тайна премудрости всей". 
 
Так пел знаменитый мой тезка, 
И, в гордости странной своей, 
Он думал, что этой "доктриной" 
Составит блаженство людей; 
 
Он думал, что эту доктрину 
На деле легко применить, 
И шел он с своим барабаном, 
Стараясь будить и будить. 
 
Я, тезка великого Гейне, 
На вещи иначе смотрю... 
Я, правда, поэзии жаром, 
Как он, постоянно горю, 
 
 
О птичках, девицах, луне... 
Но чуть до доктрины доходит - 
Доктрина иная во мне... 
 
Отрекшись от дерзкой гордыни, 
 
Я тихо, свободно и сладко 
В своем кабинете пою: 
 
"Оставь барабан ребятишкам, 
Целуй благонравно жену, 
 
Других безмятежному сну. 
 
Где только заметишь тревогу, 
Домой удирай поскорей, 
И там лишь вперед подвигайся, 
 
 
Вся мудрость житейская в этом, 
Весь истинный смысл бытия... 
Прекрасную эту доктрину 
Изведал на опыте я. 
 
 
Комфортней, светлее свой век, 
Чем кончил мой тезка несчастный, 
Больной фантазер человек!" 

<1867>

386

 
Развернулось предо мною 
Старый друг мой - море. 
Сколько власти благодатной 
В этой шири необъятной, 
 
Я пришел на берег милый, 
Истомленный и унылый, 
С ношею старинной 
Всех надежд моих разбитых, 
 
Всей тоски змеиной. 
Я пришел поведать морю, 
Что с судьбой уж я не спорю; 
Что бороться доле 
 
И позорно покорился 
Безобразной доле. 
 
Но когда передо мною 
Бесконечной пеленою 
 
И, отваги львиной полны, 
Вдруг запели песню волны 
В исполинском хоре - 
Песню мощи и свободы, 
 
Жизнь берущей с бою, - 
Всё во мне затрепетало 
И так стыдно, стыдно стало 
Пред самим собою - 
 
За болезненную вялость, 
За утрату силы 
Ни пред чем не преклоняться 
И с врагом-судьбой сражаться 
 
 
Отряхнул с себя я снова 
Малодушия пустого 
Пагубное бремя 
И врагу с отвагой твердой 
 
Как в былое время. 
А седые волны моря, 
Пробужденью духа вторя 
Откликом природы, 
 
Всё грознее песню пели 
Мощи и свободы! 

<1881>

ПРИМЕЧАНИЯ

"Весельчак". 1858, No 42, в цикле "Мелодии серого цвета", подпись: Непризнанный поэт.

370-371. И. 1859, No 1 и 2. Стих. 2 в сборники Вейнберга не включено. Не тот, что в дни былые и т. д. - т. е. не божество любви (римск. миф.), а река Амур. Речь идет о так называемой Амурской компании, акционерном обществе, организованном в 1858 г. после присоединения Амурской области к России. Амурская компания находилась в ведении генерал-губернатора Восточной Сибири и пользовалась разными льготами. Полуимпериал - золотая монета ценностью в пять рублей.

372. И. 1859, No 2, в цикле "Отпрыски сердца", подпись: Гейне из Тамбова. Автограф 1865 г.- в альбоме Н. В. Гербеля (ГПБ). "По рассказу мне самого Петра Исаевича, - сообщает Б. Б. Глинский ("Среди литераторов и ученых". СПб., 1914. С. 112), - он описал тут случай своего увлечения дочкой тамбовского губернатора" К. К. Данзаса, при котором служил чиновником особых поручений. Положено на музыку А. С. Даргомыжским. Благодаря романсу Даргомыжского, стихотворение приобрело большую популярность, а первые две строки вошли в обиходную речь. В повести Я. П. Полонского "Нечаянно" (1878) один из ее героев говорит другому: "Ей-богу же пойдет, хоть вы и титулярный советник, а она генеральская дочь" (Полн. собр. соч. СПб., 1884. Т. 6. С. 94). См. также: Полонский Я. П. Во дни помешательства (РВ. 1886, No 2. С. 653); Михайловский Н. К. Из романа "Карьера Оладушкина". СПб., 1906. С. 227. См. также вступ. заметку о Вейнберге, с. 268.

373. И. 1859, No 9. В сборники Вейнберга не включено. Стихотворение вызвало целую бурю. 12 марта 1859 г. А. В. Никитенко записал в дневник: "В Комитете (т. е. негласном комитете по надзору за литературой и печатью. - И. Я.). Муханов свирепствовал против "Искры", на которую сперва напал Тимашев за стихи "На Невском проспекте". Но Тимашев полагал достаточным призвать редактора в III Отделение и вымыть ему голову, а Муханов бредил все гауптвахтою" ("Дневник" (Л.), 1955. Т. 3. С. 574; см. также с. 73-74). Через несколько дней министр народного просвещения Е. П. Ковалевский, "находя, что подобные стихотворения, выражающие в злобном духе преобладание богатых людей над бедными, действуют враждебно на отношения между лицами разных состояний", предписал С. - Петерб. ценз, комитету не допускать впредь ничего подобного и сделать замечание цензору, одобрившему к печати стихотворение Вейнберга (Дела С.-Петерб. ценз, комитета, 1859, No 59 и Гл. упр. цензуры, No 4805).

374. И. 1859, No 19, подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1902 г. Мне дали раз отличный перстень и т. д. Намек на нашумевший в свое время скандальный случай. Председатель Театрально-литературного комитета С. П. Жихарев пытался присвоить бриллиантовый перстень, пожалованный члену комитета А. В. Дружинину (см. об этом: Никитенко А. В. Дневник. <Л.>, 1955. Т. 2. С. 42; Шуберт А. И. Моя жизнь. Л., 1929. С. 197-198). Как птица божия, не сею, Но жну. Ироническое использование евангельского текста (от Матфея, гл. 6, ст. 26).

376. И. 1862, No 24, без загл., в цикле "Песни сумасшедшего акционера", подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1863 г. - Сб. 1902 г. Из двух стихотворений цикла печатается одно. Главное общество российских железных дорог, о котором идет речь в стихотворении, было основано в 1857 г. при ближайшем участии иностранных, главным образом французских, банкиров. Ему была предоставлена концессия на постройку четырех железнодорожных линий, в том числе Московско-Феодосийской. Все высшие должности занимали французские инженеры и техники; главным директором был Ш.-Э. Колиньон. В 1861 г. в Обществе обнаружились огромные злоупотребления и растраты, и оно было реорганизовано. Южная дорога, потребность в которой остро чувствовалась в эти годы, была построена лишь в следующем десятилетии. Стихотворение - "перепев" песни Офелии из "Гамлета" Шекспира в переводе Н. А. Полевого; отсюда взят и эпиграф.

377. И. 1862, No 9, подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1863 г. - Сб. 1902 г. О женском медицинском образовании в 1860-х годах см. примеч. 360. Интересно сопоставить "Элегию" со следующим отрывком романа Чернышевского "Что делать?". "Я, нисколько не совестясь, уж очень много компрометировал Веру Павловну со стороны поэтичности, - иронически писал Чернышевский, - например, не скрывал того, что она каждый день обедала, и вообще с аппетитом, а кроме того, по два раза в день пила чай. Но теперь я дошел до такого обстоятельства, что, при всей бесстыдной низости моих понятий, на меня нападает робость, и думаю я: "Не лучше ли было бы скрыть эту вещь? Что подумают о женщине, которая в состоянии заниматься медициною? Какие грубые нервы должны быть у нее, какая черствая душа!"" (гл. 4, XI). На ту же тему через полвека после "Элегии" написано стих. Саши Черного "Городская сказка". Общий замысел "Элегии" кое в чем близок к пародии Некрасова на К. Павлову - "Мое разочарование" (1851).

378. И. 1862, No 32, подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1863 г. Обращено к Н. Ф. Павлову; редактируемое им издание - субсидировавшаяся правительством газета "Наше время"; слова Видишь, может наше время имеют поэтому двойной смысл. Стихотворение написано под влиянием "Колыбельной песни" Некрасова. Зоил - см. примеч. 270.

379. "Сборник статей, не дозволенных цензурою в 1862 году". Спб., 1862. Т. 2, без указания автора, строфы 4 н 5 в обратном порядке. Корректура, по которой стихотворение напечатано в "Сборнике", за подписью "Гейне из Тамбова" - в собр. корректур С.-Петерб. ценз, комитета, No 54, Л. 1. Было запрещено для И в сентябре 1862 г. - И. 1862, No 40, под загл. "Мой взгляд на природу", без подзаг., строф. 2 и 5, подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1863 г., с исправл., снова без подзаг. и строфы 2. - Печ. по "Сборнику статей, не дозволенных цензурою..." с исправл. по сб. 1863 г. Аналогичную игру на двух значениях слова "звезда" в развернутом виде находим в басне Козьмы Пруткова "Звезда и брюхо" (написана в 1854 г., впервые напечатана в 1881 г.). Горний - небесный. Мне милее Станиславы и т. д.- т. е. ордена св. Станислава, св. Владимира и св. Анны. Камергер - придворное звание. Знаком камергерского звания был золотой ключ; его носили с бантом на голубой ленте на пуговице при заднем кармане мундира.

"Отрывочные заметки", подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1863 г. - Сб. 1902 г. Об отношении И к гласности см. примеч. 172. Как случилось в Твери, например. В Твери жену капельмейстера, дирижировавшего оркестром, попросили удалиться с гимназического вечера. На этот эпизод гневно откликнулся "Колокол" Герцена в заметке "Мерзкие мальчишки в Твери" (1862, л. 128, 8апр., С. 1068).

381. "Гудок". 1862,. No 35, с подзаг. "Басня", подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1863 г. - Сб. 1902 г. Акведукная компанья - Общество с. - петербургских водопроводов. Работы по устройству водопровода в Петербурге были начаты Обществом в 1859 г. Через три года на собрании акционеров выяснилось, что капитал полностью истрачен, долги очень велики, а произведенные работы необходимо переделать. Решено было обратиться в Городскую думу с просьбой о поручительстве для получения из казны новой большой ссуды. Однако Дума отклонила эту просьбу. "Стрекоза и Муравей" - "перепев" одноименной басни Крылова.

382. "Гудок". 1862, No 42, с подзаг. "Романс", подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1902 г. В "Утешении" высмеяны верноподданнические; статьи В. Д. Скарятина в СПбВ. 1862, 17 авг. и 4 сект. Европа ошибается, заявлял он, полагая, будто прокламации вроде "Молодой России" и Герцен выражают взгляды русского народа. Революция в России, по его словам, невозможна, но, с другой стороны, не правы, мол, и те, кто считает, что наступила реакция. Скарятин с ложным пафосом писал о "великой пользе союза либеральной партии с властью... Нынче лучшая гарантия свободы и законности заключается не в бунтах и заговорах, а в том, что всякая власть ищет и не может не искать любви и уважения подвластных". Он прославлял Александра II и с казенным оптимизмом рисовал блестящее состояние России, утверждая, в частности, что "крестьянский вопрос устраивается". Только дайте до второго и т. д. Празднование тысячелетия России в 1862 г. имело официозный характер, и демократический лагерь отнесся к нему иронически. В Новгороде был открыт памятник тысячелетию России, исполненный по проекту скульптора М. О. Микешина.

383. И. 1863, No 5, подпись: Гейне из Тамбова. - Сб. 1902 г. Альбион - Англия.

384. "Совр.". 1865, No 11/12.

"Doktrin", пользовавшегося большой популярностью в демократических кругах 1860-х годов (см., напр., эпиграф к статье Добролюбова "Когда же придет настоящий день?"). Маркитантка - торговка, сопровождавшая войска в походах. Я, тезка великого Гейне. Стихотворение было напечатано под обычным псевдонимом Вейнберга "Гейне из Тамбова".

386. ОЗ. 1881, No 10. - Сб. 1902 г.

П. И. ВЕЙНБЕРГ

Стихотворения. Одесса, 1854 (ценз. разреш. - 24 сент. 1854 г.).

Юмористические стихотворения Гейне из Тамбова. СПб., 1863 (ценз. разреш. - 11 февр. 1863 г.).

Для детей (старшего возраста). Стихотворения. СПб., 1896 (ценз. разреш. - 13 нояб. 1896 г.).

Стихотворения с добавлением юмористических стихотворений Гейне из Тамбова. СПб., 1902.

Сб. 1902 г.

  П. И. Вейнберг 
   

Стихотворения

* * *

Стихотворная сатира первой русской революции (1905-1907)

Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.

Л., "Советский писатель", 1969

40. Красный цвет

41. Утешительно!

42. На представлении профессора "белой магии"

40. КРАСНЫЙ ЦВЕТ

  Черный цвет, мрачный цвет, 
  Ты мне мил навсегда... 

Очень старый романс

  Красный цвет, яркий цвет, 
   
  И клянусь - красный цвет 
  Не любить никогда! 
  На борьбу с крамолой красной 
  Я иду без компромисса. 
   
  Я Никольского Бориса. 
   
   
  Я не буду есть редиски, 
  Я не буду есть томаты, 
  И в вареном виде раки 
   
   
   
  Красных вин (хотя б и русских) 
  Не воспримет больше глотка; 
  Заменять их будет вечно 
  Лишь очищенная водка. 
   
   
   
  Я не буду парить тела, 
  Чтоб под вениками кожа 
  Патриота не краснела. 
   
   
  Каждый раз, как мне румянец 
   
  Посыпать я буду густо 
  Пудрой эти злые соки. 
   
   
  Каждый раз, как мне придется 
  Встретить красную девицу, 
   
  И тащить ее в темницу. 
   
   
  Каждой розе с красным цветом, 
  Каждой даме в красном платье 
  И моей же крови красной - 
   
   
   
  Красный цвет, яркий цвет, 
  Ты мне враг навсегда, 
  И клянусь - красный цвет 
  Не любить никогда! 

<28> марта 1906

41. УТЕШИТЕЛЬНО!

  В городской управе петербургской 
  Завелась прекрасная новинка: 
  Обсуждают - быть ли ресторану 
   
  И, по мненью некоторых членов, 
  Прецедент явился бы печальный, 
  Для культуры стыд и оскорбленье: 
  Ресторан - и гений музыкальный!.. 
   
   
   
  Утверждать себя считаю вправе: 
  Уж давно культурные святыни 
  Охраняют в городской управе. 
   
   
  В доме том, где жизнь окончил Пушкин, 
   
  Уж давно на городские деньги 
  Занят он охранным отделеньем. 

Март 1906

42. НА ПРЕДСТАВЛЕНИИ ПРОФЕССОРА "БЕЛОЙ МАГИИ"

   
  Попрошу attention: {3} 
  Дурново - Акимов - Витте 
  И другие compagnons {4} 
  Министерского совета 
   
  Перед вами. Группа эта 
  Заседает ganz solid. {5} 
  Никаким толчком, ударом 
  Их не сдвинуть с места вам; 
   
  Белой магии, mesdames! 
  Два коротких Augenblicken {6} - 
  Ein, zwei, drei, {7} allons {8} маршир! 
  Все исчезли. Горемыкин - 
   
  Захочу - в одно мгновенье 
  Новый фокус, первый сорт: 
  Ein, zwei, drei, мое почтенье! 
  Министерьум новый - fort! {9} 
   
  Штук подобных через край 
  У меня найдется, право... 
  Фокус-покус, ein, zwei, drei! 

Апрель 1906

2 Я прошу (нем.). - Ред.

3 Внимание (франц.). - Ред.

4 Компаньоны (франц.). - Ред.

5 Вполне солидно (нем.). - Ред.

7 Раз, два, три (нем.). - Ред.

8 Пойдем (франц.). - Ред.

9 Вон (нем.). - Ред.

Петр Исаевич Вейнберг (1831-1908) - поэт, переводчик, историк литературы и критик; почетный академик. С сатирическими стихами и фельетонами выступил еще в конце 50-х годов на страницах "Искры" под псевдонимом: Гейне из Тамбова.

"Страна" (СПб.), 1906, 28 марта, подпись: Гейне из Тамбова. На мотив старинного романса "Черный цвет, мрачный цвет", первые две строки которого взяты для эпиграфа.

41. "Страна" (СПб.), 1906, 1 апреля, подпись: Гейне из Тамбова. Поводом для написания стихотворения послужил следующий факт, о котором сообщалось в "Петербургском листке": "Городу предстоит выступить судьей в оригинальном деле. В Эртелевом пер. владелец д. No 7 сдал помещение под ресторан. Но когда ресторатор обратился за разрешением на открытие в акцизное управление, то последнее отказало ему, потому что в этом доме когда-то жил композитор М. И. Глинка, о чем свидетельствует... прибитая у дома мраморная доска с соответствующей надписью. Введенные в расход ресторатор и домовладелец подали на акцизное управление жалобу министру финансов... Получив жалобу, городская управа усмотрела в данном деле ограничение прав частной собственности со стороны акцизного управления. Хотя исторические здания и неудобно отдавать под рестораны, но в данном случае, по мнению Управы, память о Глинке едва ли может служить препятствием к открытию в доме, где он жил, - ресторана" ("Петербургский листок", 1906, 30 марта). В доме том, где жизнь окончил Пушкин и т. д. В доме No 12 по Мойке (последняя квартира А. С. Пушкина - дом Волконской) в начале 900-х годов помещалось охранное отделение.

42. "Страна" (СПб.), 1906, 23 апреля, подпись: Гейне из Тамбова. Горемыкин - новой группы командир. Подразумевается назначение И. Л. Горемыкина на пост премьер-министра в апреле 1906 г.