Автор: | Быков П. В., год: 1918 |
Категория: | Критическая статья |
Связанные авторы: | Апухтин А. Н. (О ком идёт речь) |
Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: Из литературного наследия Апухтина (старая орфография)
Из литературного наследия Апухтина
Стихотворения, впервые появляющияся в печати.
(К 25-й годовщине смерти поэта).
Очерк П. В. Быкова.
"Вверху одна горит звезда"... Кто не знает этого и других стихотворений юноши Лермонтова, в которых он воспевал "черноокую красавицу" Екатерину Александровну Сушкову, вдохновлявшую его и, благодаря её загадочному роману с ним, получившую известность. Имя Лермонтова, в его юношеские годы, тесно связано с именем Сушковой, оставившей после себя записки, являющияся довольно ценным материалом для биографии Лермонтова. Еще при его жизни она вышла замуж за А. В. Хвостова. Пятидесятые годы прошлого века застают Екатерину Александровну в Петербурге. И вот в это время ей пришлось сыграть некоторую роль, иную, конечно, и в жизни другого поэта. А какую именно, видно из его экспромпта, посвященного Е. А. Хвостовой:
Этого благословения Лермонтова просил Алексей Николаевич Апухтин. Рано обнаружил он блестящия способности и умственное развитие, пристрастившись к чтению, к стихам в особенности, и обнаружив необычайную память, которою отличался до конца жизни. В восемь-девять лет с увлечением декламировал он шедевры пушкинской и лермонтовской поэзии. И рано проснулся в нем его собственный поэтический дар, которому ни домашние ни даже мать Апухтина, изумлявшаяся почти феноменальным способностям пламенно любимого сына-баловня, не придавали особенного значения... Но вот в 1852 году он был отвезен в Петербург и отдан в приготовительный класс Училища Правоведения, где, мимоходом сказать, поступлению его в седьмой низший класс уже предшествовала слава "будущого Пушкина", так как начальство училища да и воспитанники его сразу обратили внимание на удивительно одаренного, многообещавшого ребенка.
"В воображении их, - рассказывает один из биографов поэта, знавший его в самой ранней молодости, - в особенности питомцев училища, соперничавших во всем с Александровским Лицеем, до высоких воротников и широчайших обшлагов на рукавах мундиров включительно, "витала затаенная надежда предвосхитить старые лавры лицея. У лицея, дескать, был Пушкин, а у нас будет Апухтин!" С поступлением в училище он начал все чаще посещать дом Хвостовых, где, все еще жившей воспоминаниями о Лермонтове Екатерине Александровне декламировал его стихотворения, а на ряду с ними и свои собственные попытки творчества. Чуткая к красоте женщина довольно скоро угадала в своем госте, белокуром, голубоглазом правоведе, несомненное присутствие искры Божией, всячески поощряла его талант и собственноручно вносила в заведенную для этого тетрадь его стихотворения в строгом хронологическом порядке.
На заглавном листке тетради красовалось: "Собрание стихотворений Алексея Николаевича Апухтина. Часть первая. 1852--1857. С.-Петербург. Екатерина Хвостова", - и первым, внесенным в эту тетрадь, произведением двенадцатилетняго поэта (он родился 15-го ноября 1841 г.), помеченным 27 августом 1852 г., был "Романс", навеянный не то Дельвигом, не то Мерзляковым. По странной случайности "Романс" звучит именно тем тоном, в котором написана большая часть стихотворений Апухтина, - звучит тихой грустью, безропотностью:
красивее. "Эпитафия", "Жалоба поэта", "К гению", "К родине", "Жизнь", "Молитва русская" - вот темы дальнейших его поэтических опытов. Четырнадцати лет он уже пытается откликаться на вопросы дня, политические и общественные, пишет "на возстание греков", по поводу Крымской кампании, передает свои "мысли в домике Петра Великого"; в пятнадцать лет, следя за спорами о славянофилах, он строчит стихотворное длинное послание "к Хомякову", где дерзко гласит:
Тетрадь Е. А. Хвостовой наполняется все больше, число стихотворений доходить до ста, и очень многия из них впоследствии попадают в посмертные издания сочинений Апухтина, а пока, до его выпуска, расходятся в рукописных многочисленных экземплярах среди знакомых и друзей семьи поэта, среди родных и знакомых его товарищей-правоведов. Некоторые из этих юношеских стихотворений получают одобрение Фета и Тютчева. Тургеневу попалось апухтинское стихотворение, не попавшее и доныне в печать, под заглавием "Божий мир", и творец "Дворянского гнезда" написал Хвостовой и матери Апухтина, "что в этой вещи, хотя и далеко не совершенной, уже чувствуется присутствие священного огонька, и что нужно беречь талант автора". Апухтин поставил крестик перед этим стихотворением в тетради Хвостовой, предполагая включить его в одно из изданий собрания своих произведений. Вот оно:
Стихотворение имеет дату 15 ноября 1856 года, т.-е. когда поэту исполнилось ровно шестнадцать лет. На его небе уже блуждали тучки - разочарование в людях, думы о тщете жизни; играли тут роль и неудачи в юношеских увлечениях, в чувствах. Понемногу, однако, он втягивается в светскую жизнь, бывает на балах, ищет идеала и вечно полон тоской любви... Поэту уже семнадцать лет, когда юный пыл, естественно, ищет выхода. И вот рассказываегь, что, "под бременем душевной пустоты", он долго изнемогал от сомненья, - и перед ним явилось нежданное и чудное виденье.
Вслед затем в тетради Хвостовой читаем:
Переводным стихотворением "Серенада Шуберта" заключается первая часть тетради Е. А. Хвостовой, и затем следует вторая часть, где собраны отзвуки лиры Апухтина за остальное время пребывания его в училище, с 1857 по 1859 год. В них уже мы встречаемся с настоящими апухтнскими стихотворениями, более или менее яркими образцами характерной музы поэта, изящной во всех отношениях, искренней, сердечной, своеобразной. Справедливость требует сказать, что подобные образцы встречаются и среди многих стихотворений первой части тетради, относящихся к 1857 году и вошедших в сборник произведений Апухтина, увидевший свет еще при жизни поэта. До излишней придирчивости строгий к себе, он, не слушая увещаний друзей, не включил в сборник несколько очень недурных вещей. Считаем не лишним привести из них хотя бы "Успокоение", навеянное одной смертью и полное настроения:
Из того же периода приведем еще стихотворение несколько символического характера, по странной случайности подходящее к теперешнему моменту. Оно называется "Разсвет" и написано в начале 1858 года, так сказать, на рубеже умственного движения шестидесятых годов, которое коснулось и юного поэта
Тетрадь Е. А. Хвостовой заканчивается маем 1850 года, когда Апухтин кончает Училище Правоведения и поступает на службу. С этим годом связано его выступление в литературе. Тургенев выбирает несколько стихотворений девятнадцатилетняго поэта из тетради Хвостовой и вновь написанные и отдаст их к "Современник". Апухтин знакомится с Некрасовым, Полонским, Щербиной, Майковым, Достоевским. Тогдашние представители литературы проявляли большую чуткость и встречали радушно каждый новый талант. Единогласно было признано, что, с появлением Апухтина в печати, взошла новая поэтическая звезда... К 1859 году относится несколько неизданных стихотворении поэта, нигде не напечатанных, забытых им в тетради Хвостовой, или застрявших у его приятелей, у товарищей по училищу. Вот один из отголосков его светской жизни этого периода:
Надо сказать, что, ведя светскую жизнь, часто отдавая ей слишком обильную дань, Апухтин не только не удовлетворился ею, но, напротив, горько сознавал всю её пустоту, тяготился ею. И нередко его страдания вызывались такой жизнью. Вслед за приведенным стихотворением он, огорченный, пишет:
Выливались у него в этот период и полные иронии и яркого хотя и безобидного, юмора стихи, в роде, следующих, обращенных к русской гетере. Стихи так и озаглавлены:
вскоре затем разошелся. Таково стихотворение "В полдень", также не попавшее ни в одно из изданий сочинений Апухтина, изящное по форме:
Еще больше заметно некрасовское влияние в нигде не напечатанных уцелевших отрывках из большой поэмы "Село Колотовка". Апухтин писал ее урывками, но до конца не довел. а написанное бросил. Отрывки нашлись в тетради верного и преданного друга поэта, Георгия Павловича Карпова, столь же ценной, как тетрадь Хвостовой. В стихотворении, ему посвященном, Апухтин говорит:
В ней начало поэмы "Село Колотовка" заключает в себе четыре главы первую, вторую, начало третьей и седьмую: обозначены еще главы четвертая, пятая и шестая, но вместо текста стоят лишь точки. Берем вторую главу, как наиболее яркую и характерную:
времени "Собрания сочинений А. И. Апухтина", в двух томах.
"Нива", NoNo 1--2, 1918