Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Белинский В. Г., год: 1838
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Каратыгин П. А. (О ком идёт речь)

В. Г. Белинский

Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета

Белинский В. Г. Собрание сочинений. В 9-ти томах.

Т. 2. Статьи, рецензии и заметки, апрель 1838 - январь 1840.

Ред. Н. К. Гей. Подготовка текста В. Э. Бограда. Статья и примеч. В. Г. Березиной.

М., "Художественная литература", 1977.

Во вторник, 12 апреля, г. Каратыгин явился на московской сцене в роли Гамлета. Не будем говорить, что, после игры Мочалова, г. Каратыгину предстоял подвиг трудный, - в этом никто не сомневается; не будем и сравнивать игры первого с игрою последнего: это дело не касается Мочалова, так же как и Мочалов не касается этого дела... Скажем только, что, во-первых, г. Каратыгин совершенно переменил характер своей игры, и переменил к лучшему; а во-вторых, что он показал чудо искусства, если под словом "искусство" должно разуметь не творчество, а умение, приобретенное навыком и ученьем... Фарсов, за которые прежде так справедливо упрекали г. Каратыгина его противники, мы на этот раз заметили гораздо меньше;1 но когда человек, не чувствуя в душе движения страсти, говорит такие слова и таким голосом, источником которых может быть только одна страсть, то, по необходимости, будет делать фарсы, как бы ни был далек от всякого желания делать их и как бы ни старался быть простым и естественным. Что делать! Чувство, вдохновение, талант, гений - они даются природою даром, и часто, как говорит Сальери Пушкина,

Не в награду
Трудов, усердия, молений...
А озаряют голову безумца,
Гуляки праздного...

Что делать! - повторяем мы: Моцарт и Сальери не единственный пример, доказывающий эту истину...

2 и кто помнит, что во втором акте, где Гамлет читает стихи из плохой трагедии, публика с жаром аплодировала г. Каратыгину, а вслед за этим с таким же жаром аплодировала г. Волкову, игравшему роль комедиянта и читавшему стихи из той же смешной трагедии: что это значит?.. Не знаем: по крайней мере над этим можно думать и надуматься...

Отчета об игре г. Каратыгина мы отдавать не будем: мы не хотим огорчать благородного артиста, который так пламенно любит свое искусство и с таким самоотвержением изучает его: для нас гораздо легче высказать горькую правду такому актеру, которому природа подарила гений, а собственное нерадение вредит в безусловном успехе;3 в третьей книжке "Наблюдателя" наши читатели прочтут подробный отчет об игре Мочалова и тогда лучше поймут то, что мы сказали в этих немногих строках. Мы уверены, что в "Уголино" г. Каратыгин был превосходен, выше всякого сравнения с Мочаловым, потому что роль Нино совершенно по нем и дает ему полную возможность развернуть все свое искусство. У всякого поэта должен быть свой актер: г. Каратыгин может делить с г. Полевым славу создания "Уголино" 4.

ПРИМЕЧАНИЯ

В тексте примечаний приняты следующие сокращения:

Белинский, АН СССР - В. Г. Белинский. Полн. собр. соч., тт. I - XIII. М., Изд-во АН СССР, 1953-1959.

"Белинский и корреспонденты" - В. Г. Белинский и его корреспонденты. М., Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, 1948.

Белинский. Письма - Белинский. Письма. Редакция и примечания Е. А. Ляцкого, тт. I--III, СПб., 1914.

"Воспоминания" - В. Г. Белинский в воспоминаниях современников. Гослитиздат, 1962.

ГБЛ - Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина.

КСсБ - В. Г. Белинский. Сочинения, ч. I--XII. М., Изд-во К. Солдатенкова и Н. Щепкина, 1859--1862 (составление и редактирование издания осуществлено Н. X. Кетчером).

КСсБ, Список I, II... - Приложенный к каждой из первых десяти частей список рецензий Белинского, не вошедших в данное изд. "по незначительности своей".

ЛН - "Литературное наследство". М., Изд-во АН СССР.

ПссБ - Полн. собр. соч. В. Г. Белинского под редакцией С. А. Венгерова (тт. I--XI) и В. С. Спиридонова (тт. XII--XIII), 1900--1948.

Пушкин - А. С. Пушкин. Полн. собр. соч. в 10-ти томах. М.--Л., Изд-во АН СССР, 1962--1965.

Станкевич - Переписка Николая Владимировича Станкевича. 1830--1840. М., 1914.

Г-н Каратыгин на московской сцене в роли Гамлета "Московский наблюдатель", 1838, ч. XVI, март, кн. 1, "Смесь", с. 179--180 (ц. р. 11 апреля; вып. в свет 4 мая). Без подписи. Вошло в КСсБ, ч. II, с. 583-584.

Эта и следующая за ней заметки посвящены гастролям в Москве весной 1838 года двух актеров петербургского Александрийского театра. Были напечатаны в том же номере "Московского наблюдателя", что и первая часть статьи Белинского "Гамлет", драма Шекспира...".

1 "фарсы", то есть "сценические эффекты", упрекал Каратыгина и сам Белинский в статье "И мое мнение об игре г. Каратыгина" (1835). - См. наст. изд., т. 1, с. 136.

2 Значительный разрыв между датой цензурного разрешения и выпуском в свет данной книжки "Московского наблюдателя" позволил Белинскому включить в нее эту и следующую заметки, содержащие отзывы о спектаклях, состоявшихся 12 и 13 апреля.

3 Речь идет о Мочалове - актере "нутра", полагавшегося в основном на чувство и вдохновение и не обращавшего достаточного внимания на изучение сценического искусства, что приводило иногда к явным срывам. Об этом Белинский писал в статье "Гамлет", драма Шекспира..." и более подробно позже в "Некрологе П. С. Мочалова" (1848) - наст. изд., т. 8.

4 "Г-н Сосницкий на московской сцене..." называет роли Уголино и Нино "превосходными". Через два месяца в рецензии на драму Полевого "Уголино" (см. наст. т.) Белинский подробно высказал свое отрицательное к ней отношение.