Современные повести модных (??!!) писателей. Собраны (?!), переведены и изданы Федором Кони

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Белинский В. Г., год: 1835
Категория:Критическая статья
Связанные авторы:Кони Ф. А. (О ком идёт речь)

В.Г. Белинский. Полное собрание сочинений в 13 томах. Том первый

Статьи и рецензии 1829-1835. Художественные произведения

Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1953

36. Современные повести модных (??!!) писателей. Собраны (?!), переведены и изданы Федором Кони. Москва. В типографии А. Семена. V, 230, III. (12).1

Г-н Кони предпринял прекрасное намерение издать целую библиотеку сочинений современных авторов. Выбор пьес в этой первой книжке не слишком строг; ибо только первая повесть "Маскарад", которая в кратком, молниеносном очерке заключает глубокую поэтическую мысль и живую картину человеческого сердца и носит на себе яркую печать мощного и энергического таланта знаменитого Александра Дюма, достойна особенного внимания; остальные пять повестей не без достоинств, но не могут назваться художественными созданиями, и г. переводчик мог бы без излишнего труда выбрать что-нибудь попревосходнее. Язык переводчика вообще чист, правилен и легок. Вот всё, что можно сказать о сем издании. Но в книгах г. Кони предисловия важнее книг: я уже имел случай заметить это два раза; теперь приступаю к третьему.2

Во-первых: что такое разумеет г. Кони под словом модных писателей? Бывают модные фраки, модные шляпки и другие вещи, продающиеся на Кузнецком мосту и Невском проспекте; но модные писатели - признаюсь, это что-то новое, модное и очень дурно рекомендующее взгляды г-на Кони на изящное...

"Намерение мое было, - говорит г. переводчик, - доставить русской публике чтение приятное и вместе с тем не требующее постоянного и продолжительного внимания. Мне хотелось ознакомить ее с знаменитыми современными писателями, которые в повествовательном роде приобрели себе европейскую известность".

Как! неужели тем, что их повести не требуют постоянного и продолжительного внимания, другими словами, тем, что составляют собою приятную болтовню, а не художественные создания? Хороша эстетика!..

Теперь не угодно ли вам знать, кого называет г. Кони знаменитыми и модными современными писателями? - Бальзака, Гюго, Сю, де Виньи, Тика и Друнно, виконта д'Арленкура (которого добрые люди прозвали у нас очень впопад Викентьем Дарленкуром), де ла Мотт Фуке, Клаурена, Пихлера и других. Хороша знаменитость и

В заключение предисловия г. Кони прекурьезно восклицает: "Объяснение кончено. Книга моя! ступай в свет!"

Не правда ли, что это патетическое воззвание напоминает окончание первой главы "Евгения Онегина":

Иди же к невским берегам,
Новорожденное творенье.
Кривые толки, шум и брань!

И диво ли, что г. Кони так хорошо сошелся с Пушкиным? Разве его подвиг маловажнее подвига Пушкина? Разве собрать, перевести и издать "Евгения Онегина"?..

ПРИМЕЧАНИЯ

1"Молва" 1835, ч. IX, No 14 (ценз. разр. 5/IV), стбл. 221--223.

Подпись: -он-инский.

2"В тихом омуте черти водятся" и о послесловии его же - в рецензии на водевиль "Не влюбляйся без памяти..." (см. н. т., No 12 и No 18).