Григорьев А. А. - Майкову А. Н., 29 ноября (11 декабря) 1857 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Григорьев А. А.
Категория:Письма
Связанные авторы:Майков А. Н. (Адресат письма)

195. А. Н. МАЙКОВУ

29 ноября (11 декабря) 1857. Флоренция

1857 г. Ноября 29. Флоренция.

Ты не можешь себе представить, до какой степени я был поражен первыми строками твоего письма1. Когда я писал к тебе - у меня все в голове вертелась мысль писать к тебе, а не к вам - но я тогда задавил эту мысль... На сколько же ты должен быть и чище и проще меня! Это даже завидно. Во всяком случае - честь за тобою.

Ну слушай же - буду отвечать тебе a la hate* и вовсе не систематически. Я адски расстроен нервами, и потому не требуй от меня какого-либо порядка - в изложении.

Если б ты мне написал казенные похвалы моему чаду, чаду моей плоти и крови, чаду самого безумного страдания, - я бы повесил голову - но ты требованиями своими меня поднял2. Ты знаешь, с каким искренним отвращением отношусь я ко всякой своей деятельности, кроме критической, ты знаешь, что это во мне не аффектация, - но уж если это действует раздражительно на тебя, то, значит, тут есть что-то. Что-то, допотопное еще, как весь я - и больше и лучше я дать не могу, хоть с меня живого кожу сдери. Милый мой! Я ведь сам не рад тому мучительному хаосу, который постоянно бунтует во мне и не может улечься, - и не могу совладать с собою, чтобы не пытаться высказать этот хаос... Но об этом довольно. Присылай поскорее денег, если можно.

С чего ты взял, что я сбираюсь как об открытии писать о народности в живописи и вообще о живописи? Живопись для меня только осязательнее подтвердила мысль о том, что человек, кроме себя и своего типического, ничего выражать не может - мысль, против которой, однако, спорят.

С чего ты тоже взял, что я вижу в символистике византийской живописи искусство или даже шаг к искусству?.. Я хотел сказать только, что религия и искусство -две вещи разные. В Мадоннах я, как ты же, вижу идеалы чистейшей женственности, но земные, а не небесные. Византия умела только в пору - остановиться. Стоит только с глазами и чутьем пройтись по коридору Уффиции, чтобы видеть, что первый же шаг от символа к развитию - последовательно ведет к мифам - а от них, этих прелестнейших мифов (от Сиенской школы и Фра Анджелико до любодеек-Мадонн Тициана), последовательно к музыке Верди в церковном богослужении.

Абсолют, говоришь ты - тебя не беспокоит. Т. е. ты можешь переносить внутреннее раздвоение?.. Высший голос спрашивает нас вовсе не о том, что мы сделали для человечества как художники, критики, лекаря и пр., а как мы установили в себе центр своего малого мира, т. е. как мы слили этот малый мир с великим миром... Да и врешь ты, чтобы абсолют тебя не беспокоил, просто себя тешишь. Мей, по крайней мере, тот ведь может по безобразию и внутренней бессодержательности дойти до возмущающего душу безумия и сказать в одном стихотворении "Прости грехи человека за песни певца"3 - но ведь ты не Мей, не голый, бессодержательный талант, - ты и высокий талант, и возвышенная, жаждущая правды и центра натура.

С чего ты взял, что православие есть какое-то remedium** для моей натуры?.. Чудак-человек! Да то ли я разумею под православием, что поп Матвей и Тертий4? Что было еврейство, носившее строгого, палящего, неведомого, будущего Егову в отношении к язычеству, то... Помнишь ли ты беседу у Писемского, где я высказался довольно откровенно?

Великие и плодоносные эпохи человечества были не эпохи раздвоения абсолюта с деятельностью, а эпохи целостные.

Повторяю тебе, что - не я пишу к тебе, а мои больные нервы - но ты так умен, что дополнишь и поймешь...

Раздвоение-то до сих пор тебя и подрывало. Мы с тобой уж об этом говорили.

А вот тебе и практическое приложение. Из двух твоих стихотворений - одно ("Сон в л(етнюю) ночь") - удивительно, потому что ты тут ясно, целостно, душевно та же история, что в удивительной по концепциям поэме, из которой ты читал мне отрывки, но в которой вдруг нежданно-негаданно является зандовский "Спиридион" вместо типа христианского аскета. Sapienti sat***... Что вторая часть твоих стихов убьет первую - это ясно. Тут ты сам, всей своей личностью в ее правде и простоте.

Что к Мею равнодушны - не удивительно. У него нет - физиономии. Шумиха -внешнего таланта, огромный тенор без всякой личной манеры. У него нет ни твоего лиризма живописца, увлекающегося простодушно образом, и, с другой стороны, твоего краббовского5 (ибо ты из двух элементов), - ни мелодичности и запаха души Фета, ни тусклой прелести Полонского, ни искренности Огарева - у него ничего нет.

До скорого свидания (письменного пока), мой неоцененный, новейший из немногих

А денег все-таки добывай - правдами и неправдами!

Печатается по подлиннику: ЦНБ. III. 17102.

Егоров Б. Ф. Материалы об Ап. Григорьеве из архива Н. Н. Страхова (Учен. зап. ТГУ, 1963. № 139. С. 345-347).

... твоего письма.

... ты требованиями своими меня поднял. - По-видимому, Майков писал о цикле сонетов Г. "Venezia la bella", который Г. послал ему с письмом от 24 октября (см. примеч. 6 к этому письму, № 188).

... "Прости грехи человека за песни певца"... - Неточная цитата из стихотворения Л. А. Мея "Не верю, Господи, чтоб ты меня забыл..." (1857). В подлиннике: И Ты простишь грехи раба и человека / За песни Красоте свободного певца.

Терший - Т. Н. Филиппов.

  ... твоего краббовского... - В автографе - примечание, написанное И. П. Матченко: "Георг Крабб, знаменитый английский поэт (1754—(18)32), создатель реалист(ического) направления) в англ(ийской) литер(атуре)". Семья И. П. Матченко владела архивом Н. Н. Страхова, которой позднее попал в Публичную библиотеку АН УССР.

(фр).

** лечебное средство

*** для понимающего достаточно (лат.).