Григорьев А. А. - Эдельсону Е. Н., конец июля 1856 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Григорьев А. А.
Категория:Письма

152. Е. Н. ЭДЕЛЬСОНУ

Конец июля 1856. Москва

Добрый друг! Во все время наших довольно долгих и возраставших постепенно в нежности и искренности отношений, ты, вероятно, разубедившись окончательно в моей аккуратности, окончательно же убедился в моей честности. По крайней мере, я сам не имел повода в себе в этом отношении сомневаться и, слава Богу, не имею: когда мне случалось занимать у тебя деньги, я занимал оные с твердым убеждением отдать, убеждением, основанным, выражаясь словами Чичикова, не на вольнодумной химере юности1. Бог видит так же, как я всегда желал, чтобы именно между мною и тобою не было совсем денежных отношений.

Все это - предисловие, а вот в чем дело:

Конкурс Михайловского, на основании которого мы с отцом заняли у тебя довольно значительную сумму, может быть, кончится скоро, а может быть, продлится и лет пять; - между тем мы оба смертны. Вот что мы придумали - придумали еще осенью, для успокоения себя и утверждения твоих денег на прочном и незыблемом основании. - Купец Хлебников, старый приятель отца, брал в залог наш дом за 2800 р. серебром - сумма, достаточная, как для расплаты с тобою, так и для других наших потребностей, как-то, поправка дома и проч. Вот на основании чего я еще брал у тебя небольшие суммы.

Дом, как ты увидишь из прилагаемых при сем документов, принадлежит мне в полное владение (ибо отец от пользования отказался), в которое я и введен, как следует, Магистратом. Но бывший председатель Палаты, Мертваго, вопреки всякой юридической логике, - счел пользование за владение и вывел справки, что на отце состоят какие-то, хотя и ничтожные, но останавливающие совершение всякого акта, взыскания по службе, не принявши во внимание, что, по смыслу самого духовного завещания, никакие долги отца не могут падать на имение, в собственности его не состоящее. Нынешний председатель, князь Юрий Оболенский, несмотря на здравый взгляд на дело и благорасположение ко мне, переделать дело не может, ибо судебное место не перевершает своих решений, и советует мне или 1) жаловаться на Палату Сенату, что протянется с год, хотя и непременно решится в мою пользу, или 2) проще и лучше - совершить закладную в Тверской гражданской палате. Это бы и прекрасно, да посредством справок дело замедлилось: Хлебников деньги свои поместил, да и в Тверь ехать ему, как человеку торговому, не сподручно.

Вот что я тебе предлагаю - возьми дом в залог, с исключением, разумеется, из закладной суммы а) суммы прежнего долга и процентов за 1855-й год, мною не доставленных, Ь) процентов за год вперед со всей закладной суммы и с) пятидесяти пяти рублей серебром, мною еще тебе должных (NB. За шубу сочтемся после.)

Дом, разумеется, должен быть застрахован.

Если мы сие дело уладим, то 1) отношения наши успокоятся не на смертной личности, а на застрахованном имуществе, 2) - нас ты выведешь из довольно запутанных отношений и к тебе и к другим. Естественно, что ты должен обдумать это дело. - В противном случае, т. е. в случае твоего несогласия, мы решили дом продать (тем более, что переедем на казенную квартиру), а с долгами не оставаться: они уж нам очень надоели.

от коей Палата не станет совершать акта, 2) страховку и 3) расходы по делу, на бумагу, подьячим в Твери и проч. и 4) самую поездку, ибо я дошел до совершенства. Все это, разумеется, вычтется** из закладной суммы.

Вот - друг и брат - новая к тебе просьба, вероятно, последняя в жизни. - Или дом мой останется за тобою, что все лучше продажи - или я вынырну, как говорится. - Не вини меня за безалаберность в жизни, а подумай, чем я жил до сих пор.

и как. Съездить необходимо, ибо увлекающемуся страшно А(лександру) Н(иколаевичу)2 я сам, хотя и увлекающийся, но менее его самолюбивый, доверять не могу: надобно знать a quoi, s'en tenir***.

Документов, пожалуйста, не затеряй3.

Примечания

Печатается по подлиннику: РГАЛИ. —4. Впервые опубликовано: Материалы. С. 152-154 (№ 50).

Датируется по содержанию: обсуждаются, как и в предыдущем письме, попытки заложить дом.

Сохранилось 12 писем Г. к литературному критику Евгению Николаевичу Эдельсону, хотя их должно было быть значительно больше: Эдельсон, еще ранее Г. вместе с А. Н. Островским и Т. И. Филипповым создавший в 1850 г. ядро "молодой редакции" "Москвитянина", стал в москвитянинский период Г. самым близким его другом; Г. очень ценил его статьи, хотя и иронизировал над некоторой рационалистичностью товарища, над увлечением психологией немецкого ученого Ф. Э. Бенеке, эмпирика, предтечи позитивистов. Попытка Эдельсо-на в 1859 г., в самый неподходящий момент, журить Г. за безалаберную жизнь, за уход от семьи (а "незаконная" жена Г., М. Ф. Дубровская, была в это время тяжело больна после родов, в доме царили холод и голод) вызвало озлобление Г., отразившееся и в его письмах (см. письмо Погодину от 30 января-13 февраля 1861 г. - № 257), и в художественном творчестве (поэма "Вверх по Волге"). Однако их приятельские отношения сохранились до смерти Г. О жизни и творчестве Эдельсона см.: Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. Л., 1991. С. 264-302.

.... выражаясь словами Чичикова, не на вольнодумной химере юности. - См. примеч. 3 к предыдущему письму (№ 151).

  ... Александру) Николаевичу)... - А. Н. Островскому.

Документов, пожалуйста, не затеряй.

* Первоначально было: взнести за нынешний год

** исключится

(фр.).