Аксаков К. С. - Попову А. Н., 16 сентября 1848 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Аксаков К. С.
Категория:Письма
Связанные авторы:Гоголь Н. В. (О ком идёт речь)

157. К. С. АКСАКОВ — А. Н. ПОПОВУ

<Москва. Около 16 сентября 1848 г.>1

...Вы, верно, уже видели Гоголя. Мы получили от него несколько писем из Полтавы, которые, как мне кажется, отличаются много от его иностранных писем. Всё это иначе уже расположило меня к нему. Я видел его в Москве почти совершенно неожиданно и обрадовался ему очень. Кроме того, что, уже расположенный к нему встречей его, я помнил тут, что не видал его шесть с лишком лет, и поэтому обнял всею крепостию своего объятия. Проведши с ним несколько часов, я на другой день уехал в деревню. Гоголь показался мне как-то смущенным, не знающим еще, как ему стать, робким даже, что̀ поневоле останавливает всякое сильное слово. Мне, однако же, казалось, да и теперь кажется, что итальянская дурь у него прошла2 <...> Но если он прежний Гоголь, написавший свою несчастную книгу, полную лжи в искренности и гордости в смирении, то поневоле станешь с ним в прежние далекие отношения, которые образовались после его книги. Довольно об нем3...

Автограф. ИРЛИ. Фонд Аксаковых (№ 3, оп. 8, ед. хр. 15, л. 14—14 об.).

1 Дата устанавливается аналогичным письмом К. С. Аксакова к брату Григорию и его жене, которое помечено «16 <сентября 1848> вечер»: «Сюда приехал Гоголь; я был в то время в Москве. Его письма к отесеньке и ко мне были совсем не то, что прежние, то есть гораздо лучше, да и, увидев его, я помнил только то, что шесть лет с лишком не видел его. Поэтому крепко его обнял, так что он долго после этого кряхтел. Он как будто смущен, уступает и еще не знает, как ему быть; неуверенность видна в нем. Так я заметил» (ИРЛИ, ф. 3, оп. 16, ед. хр. 21, л. 18. Ср. «Материалы», IV, 752).

2 «Через три или четыре недели Николай Васильевич хотел возвратиться к нам <...> Николай Васильевич наружностью не переменился нисколько. Здоровье его хорошо. Боится зимнего холода. Духом он бодр. Слово его такое же, как было прежде. Собирается здесь работать» (ЛБ. М. 6963. Ср.

«Я было поручила Гоголю узнать о тебе, но не знаю наверное адрес». К этому месту позднее самой В. С. Аксаковой сделана приписка: «Гоголь был у Карташевских» (неизд. —ЛБ, ГАИС, III/XV/9—10).

О. С. Аксакова также писала мужу: «Вера очень беспокоится об Машеньке и просила было Гоголя заехать, тот и согласился, но она не знала, в каком она доме, может в новом, а потому так оставила <…> Целую тебя, мой милый Серж, крепко и Константина также — ведь если б он настоял, то Гоголь бы поехал с ним» (неизд. — ИРЛИ, ф. 3, оп. 12, ед. хр. 60, л. 28—28 об.).

3 Михаил Юрьевич Вьельгорский в письме, повидимому относящемся к сентябрю 1848 г., писал своему брату Матвею: «Не знаю, предупрежден ли ты о приезде Гоголя. Несмотря на свои истинные достоинства, этот человек не лишен тщеславия, хотя оно тщательно скрыто, и он и сам, быть может, не подозревает о нем. Это делает его для меня мало симпатичным. Рейнар также приезжает. Итак, нужно приготовить им хорошие постели, это главное в деревне. Я думаю, что Рейнара и Гоголя можно поместить в маленьком домике, если он пригоден для жилья» (неизд. — ГПБ, ф. 50, ед. хр. 63, л. 30. — Подлин. на франц. яз.). Это письмо интересно для уяснения отношения Вьельгорского к Гоголю, которое идеализировалось прежними биографами писателя.