Дарственные и другие надписи, 1847 - 1848 гг.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Герцен А. И.
Категория:Дарственная надпись

1. Т. А. АСТРАКОВОЙ

1847 г. <?> Париж.

Надпись на бандероли:

Татьяне Алексеевне Астраковой. Rue Plustchicha[267]. В бюро построения дороги на луну.

2. М. К. ЭРН

30 (18) января 1848 г. Рим.

На оттиске IIII «Писем uз «Avenue Marigny» («Современник», 1847, № 10).

Alla Madamigella Maria Ern dal mutissimo autore.

Roma, 30 Gennaio 1848.

Перевод

Девице Марии Эрн от наинемейшего автора.

Рим, 30 января 1848.

3. Е. Б. ГРАНОВСКОЙ

6 августа (25 июля) 1848 г. Париж.

На обороте картины неизвестного художника, изображающей римский Капитолий.

Елизавете Богдановне

от старика Герцена

Париж, 6 августа 1848 г.

В этой галерее Капитолия мы стояли с popolo Romano[268], когда он весь двинулся за Ломбардию.

4. М. Ф. КОРШ

6 октября (25 сентября) 1848 г. Париж.

На портрете А. И. Герцена, литографированном Ноэлем (1847, Париж).

Марии Федоровне Корш от Гepцeнa.

Париж 6 октября / 24 сентября 48.

1. Т. А. АСТРАКОВОЙ

Печатается по тексту: НПГ, стр. 6. Автограф хранится в архиве Колумбийского университета. Надпись сделана на бандероли. К какому именно письму она относится, не установлено. Герцен в шутку называет дом Т. А. Астраковой на Плющихе в Москве «бюро построения дороги на луну» в связи с тем, что брат ее мужа, С. И. Астраков, талантливый механик-изобретатель, занимался проектированием специального устройства для полета на луну (ср. в письме 11 от 10—12 июня 1847 г. о нем: «кондуктор дилижанса на луну»). В связи с этим надпись условно датируется 1847 годом.

2. М. К. ЭРН

Печатается по автографу (ПД). Впервые опубликовано: Л V, 185. В автографе к слову Ern помета рукой М. К. Рейхель «Моя бывшая фамилия, М. Р.».

Alla Madamigella... — Надпись сделана на итальянском языке. М. К. Рейхель рассказывает, что в Риме она «училась с Герценом по-итальянски» (Рейхель, стр. 54).

3. Е. Б. ГРАНОВСКОЙ

Печатается по автографу (ГИМ). Впервые опубликовано (и воспроизведено факсимильно): ЛН, т. 39—40, стр. 192—193.

В ~ галерее Капитолия... — «Посылаю вам еще ворох картин. Они плохи, но могут живо напомнить подробности некоторых сцен», — писал Герцен московским друзьям, посылая им с возвращавшимися из Парижа Тучковыми и М. Ф. Корш литературные новинки, политические карикатуры, картины и др. подарки (см. письмо 47). — Среди этих картин был, очевидно, и предназначавшийся для Е. Б. Грановской вид Капитолия.

... мы стояли с popolo Romano... — Герцен был их свидетелем и участником (см. об этом в «Западных арабесках» — «Былое и думы», часть пятая — X, 27—28).

Вместе с Герценом в демонстрации участвовали Н. А. Герцен, Н. А. и Е. А. Тучковы и М. К. Эрн.

О своем участии в римской демонстрации вспоминает и М. К. Рейхель: «Мы видели огромное народное шествие, и даже мы, женщины, шли за ними в капитоль» (Рейхель, стр. 55).

Печатается по автографу (ГИМ). ЛН, т. 39—40, стр. 197.

[268] римским народом (итал.). — Ред.