Автор: | Герцен А. И. |
Категория: | Дарственная надпись |
1. Т. А. АСТРАКОВОЙ
1847 г. <?> Париж.
Надпись на бандероли:
Татьяне Алексеевне Астраковой. Rue Plustchicha[267]. В бюро построения дороги на луну.
2. М. К. ЭРН
30 (18) января 1848 г. Рим.
На оттиске I—III «Писем uз «Avenue Marigny» («Современник», 1847, № 10).
Alla Madamigella Maria Ern dal mutissimo autore.
Roma, 30 Gennaio 1848.
Перевод
Девице Марии Эрн от наинемейшего автора.
Рим, 30 января 1848.
3. Е. Б. ГРАНОВСКОЙ
6 августа (25 июля) 1848 г. Париж.
На обороте картины неизвестного художника, изображающей римский Капитолий.
Елизавете Богдановне
от старика Герцена
Париж, 6 августа 1848 г.
В этой галерее Капитолия мы стояли с popolo Romano[268], когда он весь двинулся за Ломбардию.
4. М. Ф. КОРШ
6 октября (25 сентября) 1848 г. Париж.
На портрете А. И. Герцена, литографированном Ноэлем (1847, Париж).
Марии Федоровне Корш от Гepцeнa.
Париж 6 октября / 24 сентября 48.
1. Т. А. АСТРАКОВОЙ
Печатается по тексту: НПГ, стр. 6. Автограф хранится в архиве Колумбийского университета. Надпись сделана на бандероли. К какому именно письму она относится, не установлено. Герцен в шутку называет дом Т. А. Астраковой на Плющихе в Москве «бюро построения дороги на луну» в связи с тем, что брат ее мужа, С. И. Астраков, талантливый механик-изобретатель, занимался проектированием специального устройства для полета на луну (ср. в письме 11 от 10—12 июня 1847 г. о нем: «кондуктор дилижанса на луну»). В связи с этим надпись условно датируется 1847 годом.
2. М. К. ЭРН
Печатается по автографу (ПД). Впервые опубликовано: Л V, 185. В автографе к слову Ern помета рукой М. К. Рейхель «Моя бывшая фамилия, М. Р.».
Alla Madamigella... — Надпись сделана на итальянском языке. М. К. Рейхель рассказывает, что в Риме она «училась с Герценом по-итальянски» (Рейхель, стр. 54).
3. Е. Б. ГРАНОВСКОЙ
Печатается по автографу (ГИМ). Впервые опубликовано (и воспроизведено факсимильно): ЛН, т. 39—40, стр. 192—193.
В ~ галерее Капитолия... — «Посылаю вам еще ворох картин. Они плохи, но могут живо напомнить подробности некоторых сцен», — писал Герцен московским друзьям, посылая им с возвращавшимися из Парижа Тучковыми и М. Ф. Корш литературные новинки, политические карикатуры, картины и др. подарки (см. письмо 47). — Среди этих картин был, очевидно, и предназначавшийся для Е. Б. Грановской вид Капитолия.
... мы стояли с popolo Romano... — Герцен был их свидетелем и участником (см. об этом в «Западных арабесках» — «Былое и думы», часть пятая — X, 27—28).
Вместе с Герценом в демонстрации участвовали Н. А. Герцен, Н. А. и Е. А. Тучковы и М. К. Эрн.
О своем участии в римской демонстрации вспоминает и М. К. Рейхель: «Мы видели огромное народное шествие, и даже мы, женщины, шли за ними в капитоль» (Рейхель, стр. 55).
Печатается по автографу (ГИМ). ЛН, т. 39—40, стр. 197.
[268] римским народом (итал.). — Ред.