Русская женщина у Лапгевича

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Герцен А. И.
Категория:Публицистическая статья

РУССКАЯ ЖЕНЩИНА У ЛАНГЕВИЧА

Вчера мы видели фотографию русской дамы, которая, убегая от преследований русской полиции, явилась в стан к Лангевичу, вступила в ряды инсургентов и исполняет должность адъютанта при Чаховском. Мы не печатаем ее фамилии, потому что не знаем, согласно ли это с ее желанием. Хвала ей, и искренний привет ей от нас!

Примечания

Печатается по тексту К, л. 159 от 15 марта 1863 г., стр. 1317, где опубликовано впервые, без подписи. В OK озаглавлено: «Хвала русской женщине». Автограф неизвестен.

Включено в издание М. К. Лемке (Л XVI, 142) со следующей справкой: «Принадлежность устанавливается из письма Н. А. Герцен к брату, хранящегося в архиве семьи Герцена» (Л XVI, 570).

Авторство Герцена подтверждается редакционным характером заметки («Мы видели фотографию русской дамы», «Мы не печатаем ее фамилии») и ее тематикой (события в Польше).

и действовавших на границе Царства Польского с Австрией. Дочь русского генерал-майора Пустовойтова, она в 1861 г. проживала в Люблине у своей бабушки по матери — польки. Как сообщалось в официальных донесениях, Пустовойтова принимала там участие в национальных демонстрациях поляков, за что в августе 1861 г. была выслана в г. Житомир под надзор полиции; с нее была взята подписка о неучастии в «беспорядках» (ЦГИАЛ, ф. 1282, оп. 1, д. 19, 1861, л. 56). Однако Пустовойтова участвовала в польских демонстрациях в Житомире, за что подвергалась высылке и заточению в одном из московских монастырей (там же, л. 139). При каких обстоятельствах она вырвалась из монастыря и оказалась в польском повстанческом отряде, остается невыясненным.

После разгрома отрядов Лянгевича во второй половине марта 1863 г. и их перехода па территорию Галиции Пустовойтова в числе других повстанцев была интернирована австрийскими властями и первые годы после подавления польского восстания проживала за границей. Участие Пустовойтовой в операциях повстанческих соединений Лянгевича широко освещалось европейской прессой в марте 1863 г.