Виселица в Варшаве

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Герцен А. И.
Категория:Публицистическая статья

ВИСЕЛИЦА В ВАРШАВЕ

Итак, вместо александровской конституции Константин Николаевич привез в Варшаву николаевскую виселицу.

Ярошинский был повешен 21 августа.

26 августа были повешены Рылль и Ржоньца. '

В наших глазах виселица освящена со времен Пестеля в его друзей, крест был тоже виселицей. Вообще мы о родах убийств и о тонкостях палачества спорить не будем, но в глазах вешателей это не так: они считают смерть на виселице позорной... Сколько надобно иметь монгольской злобы и какое отсутствие такта, чтоб казнить с поруганием из личной мести.

Примечания

Печатается по тексту К, л. 143 от 1 сентября 1862 г., стр. 1181, где опубликовано впервые, без подписи. Автограф неизвестен.

Включено в издание М. К. Лемке (Л XV, 463) со следующей справкой: «Принадлежность ясна из пометки Чернецкого на корректуре» (Л XV, 616). Нынешнее местонахождение этой корректуры неизвестно.

Принадлежность заметки Герцену подтверждается его пристальным вниманием к событиям в Польше и, в частности, к судьбе польского революционного движения, а также стилем заметки (ср. например: «В наших глазах виселица освящена со времен Пестеля и его друзей, крест был тоже виселицей» — со следующим местом из «Объявления о „Полярвой звезде”. 1855»: «Николай прошел, и „Полярная звезда” является снова в день нашей Великой пятницы, в тот день, в который пять виселиц сделались для нас пятью распятиями» — т. XII наст. изд., стр. 265).

В связи с назначением Константина Николаевича наместником Царства Польского возникли слухи о восстановлении конституции 1815 г., данной Царству Польскому Александром I и отмененной после поражения восстания 1830—1831 гг. Эти слухи не соответствовали действительной политике царизма, направленной на подавление польских национальных интересов. Летом 1862 г. в связи с покушением на великого князя и на маркиза Велепольского, стоявшего во главе гражданского управления в Царстве Польском, были казнены портной-подмастерье Л. Ярошинский и ремесленники-литографы Л. Рыль и Я. Жоньца.

О покушении Ярошинского на вел. князя Константина Николаевича см. в примечании к стр. 206 наст. тома.

26 августа были повешены Рылль и Ржоньца. — «Умирать умеют» (наст, том, стр. 307).