Что-то сделает Константин Николаевич в Польше?

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Герцен А. И.
Категория:Публицистическая статья

<ЧТО-ТО СДЕЛАЕТ КОНСТАНТИН НИКОЛАЕВИЧ

В ПОЛЬШЕ?>

Что-то сделает Константин Николаевич в Польше? Официя-то флотская, чай, как радуется: опять линьки, кулаки, швабра — в гроб заколачивать матросов. Да и вообще, чай, на вершинах Петрограда веселье. Варшава далеко, делай себе как знаешь — нам-то бы перевести дух, телесные-то отстоять, землицей-то поприжать. Ну, тамбур-мажор юстиции, веселый марш и по три Буткова направо — жай!

Примечания

К, л. 137 от 22 июня 1862 г., стр. 1140, где опубликовано впервые, в отделе «Смесь», без заглавия и подписи. Заглавие взято из ОК. Автограф неизвестен.

Включено в издание М. К. Лемке  XV, 236) со следующей справкой: «Принадлежность ясна из записки Огарева, хранящейся в архиве семьи Герцена» (Л XV, 611). Нынешнее местонахождение «записки» неизвестно.

Принадлежность заметки Герцену подтверждается всем ее идейно-тематическим и стилистическим строем. Являясь откликом на новое назначение вел. князя Константина Николаевича в Польше, заметка в то же время направлена против телесных наказаний во флоте, против которых выступал Герцен в «Колоколе» (ср. в заметке «Константин Николаевич за линьки»: «Они узнают чудеса — о том, как матросам » — т. XIV наст. изд., стр. 347). Характерна для стиля Герцена и концовка заметки: «Ну, тамбур-мажор юстиции, веселый марш и по три Буткова направо — жай!»

В июне 1862 г. либеральничавший вел. князь Константин Николаевич был назначен наместником Царства Польского. Этой «уступкой» Александр II надеялся «умиротворить» Польшу. Однако его надежды не оправдались. Уже в первые дни пребывания нового наместника в Варшаве на него было совершено покушение. В связи с этим произошло усиление репрессий и был произведен ряд казней. В разгар польского восстания 1863 г. Константин Николаевич фактически был отстранен от управления Царством Польским, а осенью 1863 г. снят с поста наместника.

Официя-то флотская ~ радуется…— Вел. князь Константин Николаевич управлял морским министерством; Герцен полагал, что с момента назначения его наместником Царства Польского и отдаления от дел морского министерства во флоте в еще большей степени получат распространение телесные наказания. Политика вел. князя в Польше рассеяла иллюзии Герцена относительно либерализма Константина Николаевича (см. заметку «Виселица в Варшаве», наст. том, стр. 238).