Герцен А. И. - Герцену А. А., 1 декабря (19 ноября) 1859 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Герцен А. И.
Категория:Письма

331. А. А. ГЕРЦЕНУ

1 декабря (19 ноября) 1859 г. Фулем.

1 декабря 1859.

Park House. Fulham.

Любезнейший Studiosus, скажи твоим теопумпам, что с конца вопрос не начинают, и спроси их в свою очередь: а разве кристаллизация больше понятна, чем сознание? Животное сознание — сначала чувство голода и отыскивание по химическому сродству пригодной пищи... Иди отсюда с усовершенствованием организма и дойдешь до Гёте, но равно не объяснишь, как камень скристаллизовался и как органическая смесь дошла до сознания, — отчего не объяснишь? Конечно, не оттого, что этого понять нельзя, а оттого, что наука очень недавно стала заниматься этими вопросами с надлежащей точки зрения. Все то, что мы в природе не знаем, Бэкон называл Magnum ignotum. Вот это был добросовестный мыслитель, а другие, как запнутся, выдумывают новую силу, душу, жизнь.

Но, не умея объяснить многого, с другой стороны, мы отрицательно можем многое оспорить, отвергнуть—напр<имер>, что кристаллизация зависит от свойства кристаллизующихся частей и среды и вовсе не составляет их цели, а последствие.

Так и сознание есть la résultante организма, а не внесено в него, не отдельно от него; нелепость отделять силу машины от машины — не для выкладки математической, а воображая, что в самом деле колеса на одну сторону, а сила на другую, — только не очевидна для теологов.

Что касается до любви, надеюсь, это не тебе пришло в голову, а немцу. Дело в сознании, а уж с ним будут даны все психические и антропологические свойства и функции — любовь к сыру и любовь к музыке. Это — вопросы второстепенные...

У меня болит голова, а потому передам Ог<ареву>, если он что еще хочет приписать. А в заключение ты спроси в свою очередь у теологов: «Mais comment expliquez-vous la conscience?»[216] Сказать, что ее бог дал, ничего не значит, тут вопрос, как

Wenn packen die Eulen? Im Pimpimberlis Tag Und wenn ist der P. Tag? Wenn die. Eulen packen.

Прощай. Дома все здорово; я читаю с Татой «Дон-Карлоса». В будущ<ем> «Колок<оле>», т. е. который выйдет завтра, моя четвертая статья; напиши, ясна ли она для тебя; пятая ст<атья> будет заключение. Обнимаю тебя.

P. S. Раскрываю письмо, чтоб прибавить и мое поздравление к Татиному. На сей раз подарок оставил до Нового года, а ты можешь мне, с своей стороны, предложить на выбор. Получены ли деньги из Базеля? А спрашиваю 3 раза, — мне для счетов с Трюб<нером> необходимо;

1) Узнай и напиши мне, что за история была в Женеве с Пьером Леру и студентами; его, говорят, освистали.

Примечания

Печатается по тексту: Л X, 161—162, где опубликовано впервые, по автографу, хранившемуся в архиве семьи Герцена. В письме, по-видимому, была приписка Огарева, не опубликованная в изд. под ред. М. К. Лемке. Местонахождение автографа в настоящее время неизвестно.

... скажи твоим теопумпам... — — бог и немецкого pumpen — накачивать. Под «теопумпами» Герцен подразумевал студентов, «накачавшихся» богословием.

... моя четвертая статья ~ <атья> будет заключение. — См. «Русские немцы и немецкие русские».

[216] Но как вы объясняете, что такое совесть? (франц.). — Ред.