Гаршин В. М - Гаршиной E. С., 7 ноября 1871 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гаршин В. М.
Категория:Письма

28. Е. С. Гаршиной 

7 ноября <1871 г.>

Милая мамаша!

Не знаю, каково было огорчение ваше, когда вы получили мое письмо; только оно не сравнится с тем чувством, с которым пишу это письмо. Во первых ваше опасение за мои баллы. Вы говорите, что меня могут не оставить в пансионе, если так пойдет crescendo.

Баллы, с которыми я перешел в VI к.

З. Б

Р.

Н.

Ф.

Ф.

X.

Мат.

Истор.

4.

4.

3.

3.

4.

4.

3. 3.

3. 4.

Настоящие баллы

3.

4.

3.

3.

4.

4.

3. 3.

3.

Средний вывод первых, с которыми меня приняли на к. счет, 3 1/2; вторых-- 3 1/2.

Итак, меня выгонят из пансиона за понижение среднего вывода баллов на одну шестую балла? Что это за слепая боязнь! Отчего вы не бранили меня за мои баллы весною? И разве вы не знаете, что пансионеры сидят по два года в классе и их не выгоняют.

О втором пункте вашего недовольства мною я не знаю, что и думать. Вы приводите мне в пример Егора и Виктора. Между мною и ими в то время, когда их "совратили с пути" псевдо-либеральные, как вы говорите, тенденции, очень большая разница. В 1863 г., когда произошло это совращение (Ж. с той поры перестал заниматься чем бы то ни было, сколько мне известно), Жоржу было 14 лет; мне теперь без полутора месяца 17. Вы знаете сами, сколько значат эти три года для развития. И притом чем выражался либерализм Жоржа? Хождением в Пассаж и во всевозможные трактирные заведения. Если вы меня хоть сколько-нибудь знаете, скажите, таков ли я? Вы пишете о Лассале, говоря, что мне рано читать его, что я его не пойму. Том сочинений Ф. Л<ассаля>, который у нас есть в русском переводе, почти весь составлен из речей к германским рабочим. Неужели Влад. фед. Эвальд столь неспособный директор, что ученик 6-го класса его гимназии не может понимать того, что говорилось хотя и немецкому, но, всетаки, фабричному рабочему? Что же значат слова ваши: "выкинь из головы мысль о перестрое современного общества" - я никак не могу понять. Может быть, вы думаете, что М-ва желает впутать меня в ужасный заговор? Я с нею не так короток; прошу у нее иногда книги и по моему собственному выбору, а никак не занимаюсь чтением их под ее руководством, как вы думаете. То, что вы говорите о влиянии на меня Маркеловой, Макуловой и Ко, для меня просто обидно. То, что вы говорите о Маркеловой, совершенно справедливо; у нее царя в голове нет. Она не может иметь влияния на собственного своего сына; как же она будет влиять на меня. Неужели вы думаете, что ваш сын так слабохарактерен. Нет, мамаша, не бойтесь за меня; если я и действительно немного заленился, то во всяком случае не из-за чтения книг в роде Лассаля (к тому же я начал Лассаля уже после выставки месячных баллов)

начну, потому что считаю это теперь, когда я обеспечен, просто за подлое дело. Кончаловский советовал мне из гимназии поступить на математич. факультет и, кончив его уже, поступить в И. И. П. С. - Что вы об этом думаете. Меня устрашают девять лет житья на 25 р. в Петербурге.

Прощайте, милая мамаша. Уже не долго нам осталось до свиданья. Кланяйтесь Жене, бабушке, Матрене и всем прочим.

Никогда не перестающий любить вас сын

В. Гаршин