Гаршин В. М - Малышеву И. Е., 29 июля 1877 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Гаршин В. М.
Категория:Письма

107. И. Е. Малышеву 

Ковачица. 29 июля 77 г.

Наиболее выдающееся событие нашей жизни вам уже описал Вася; поэтому не стану распространяться об нем. Скажу только, какое впечатление произвел на меня вид раненых, крови, трупов и прочих аксессуаров войны.

Я никогда не ожидал, чтобы при моей нервности я до такой степени спокойно отнесся к сказанным предметам. Трупы мы видели истинно ужасные; одного турку вместо того, чтобы зарывать, казаки обложили снопами и зажгли! Представьте, что из него вышло. Черная, обугленная масса, приблизительно подходящая по форме к человеческому телу. В некоторых местах трещины, из которых видно красное мясо. Череп оскалил зубы; они резко выдаются на черном фоне своею белизною. Там, где были ноги, - какие-то черные угольные бревна. Кости высовываются из них, потому что ступни отвалились. И все это от пятидневного лежания на солнце издает невыносимый запах. (Перечитав это описание, я всею душою пожелал, чтобы вам не пришлось его читать за столом.) И представьте, даже такое нехудожественное описание действует на меня самого более неприятно, более вывертывает душу, чем самый вид неизвестного правоверного.

Тоже и раненые. Неприятно слушать, читать об ужасных ранах, видеть их на картинах; но на самом деле впечатление значительно смягчается. А какие ужасные бывают раны! Я пересмотрел около 150 человек и видел страшно искалеченных людей. Особенно неприятны раны в лице.

Констатировано, что турки стреляли, между прочим, и разрывными пулями.

18 и 19 июля наш батальон (2-й) посылали прибрать трупы после боя. Турки лежали как посеянные. Наших было гораздо меньше. Да и сами-то они меньше. Турецкие солдаты (бывшие в этом деле) - огромный, жирный народ. Раздуло их в пять дней ужасно. На позиции осталось множество больших цинковых ящиков и целые груды гильз. Страшно подумать, что все это было высыпано в наши несколько рот.

Полковника-венгерца узнали по надписи на клинке: Patrona Huegariae Virgo Maria. Кроме того на белье у него метка латинскими буквами - А. М.

Обмундировка турок, аммуниция и оружие - превосходны. Ружья Снайдера лучше наших Крика, но хуже Бердана, но зато ружья Пибоди лучше даже и Бердана. Заряжаются моментально. Кроме Снайдера и Пибоди у турок были еще "магазинные" ружья, из которых можно выпустить без перерыва чуть ли не 20 пуль.

стреляли редко да метко.

Из газет вы, конечно, знаете где стоит 13 корпус и каково его назначение. Быть может, к тому времени, как это письмо дойдет до вас, вы уже прочтете о деле, в котором мы, конечно, будем участвовать. Турки непременно будут наступать на нас от Разграда и Шумлы.

Теперь они от нас верстах в 10--12. Видно каждый день зарево то там, то сям. Это горят болгарские деревни. Самих болгар режут. Богатейшие хлеба, уже готовые (рожь даже осыпается), стоят неприбранными. Несчастная страна! Сколько она заплатит выкупа за свое освобождение!

Вообще турки - премилый народ. Недели две назад казаки привели двух негодяев ("мирных" жителей), которые изнасиловали девочку лет 15, а потом перерезали ей жилы на руках...