Автор: | Пяст В. А., год: 1940 |
Категория: | Поэма |
Евгений Голубовский
"Бессмертье бросим и ему"
В 1823 году в Одессу, в ссылку, прибыл Александр Пушкин.
В 1933 году в Одессу, в ссылку, прибыл Владимир Пяст.
И те, и наши времена были еще "вегетарианскими", говоря словами Анны Ахматовой, которая любила Пушкина и которую высоко ценил и любил Пяст, - власти еще позволяли себе ссылать поэтов на юг, к Черному морю.
Еще несколько лет тому назад я бы написал, что имя Пяста безжалостно и противоестественно выпало, вычеркнуто из русской литературы. Но в 1989 году в Москве вышел журнал "Наше Наследие" с публикацией воспоминаний приемной дочери поэта Т.Ф.Фоогд-Стояновой и писем из Одессы В. Пяста в ОГПУ; в 1997 году "Новое литературное обозрение" переиздало подготовленную знатоком "серебряного века" Романом Тименчиком книгу мемуаров Владимира Пяста "Встречи", где в раздел приложений включена и его "Поэма в нонах"; одесское издательство "Друк" опубликовало подготовленное мной переиздание первой книги поэта "Ограда", а в Томске "Водолей" собрал его лирику...
И все же Владимир Пяст как поэт остается и сегодня, как принято было говорить,"вне литературного процесса". Между тем его творчество ценили Александр Блок и Николай Гумилев, Осип Мандельштам и Велимир Хлебников. Ему посвящали статьи, строки в мемуарах и, конечно, стихи. Строка, давшая название этому вступлению, взята из поэмы В.Хлебникова "Жуть лесная":
Сюда нередко вхож и част
Пестецкий, или просто Пяст.
В его убогую суму
Бессмертье бросим и ему.
Такие слова неистового Велимира дорогого стоят.
Владимир Алексеевич Пестовский (по семейной легенде, потомок польского королевского рода Пястов - отсюда и псевдоним) родился в Петербурге в 1886 году. Рано начал писать стихи. В "Записных книжках" А.Блок называет его в числе четырех ближайших друзей. Это не помешало Пясту разорвать отношения с Блоком, когда тот написал поэму "Двенадцать". Помирились они лишь весной 1921 года, когда изменились взгляды Блока на "тайную свободу". И среди тех, кто на руках нес гроб с телом Александра Блока, был Владимир Пяст.
Владимир Алексеевич не принял октябрьского переворота... Он занялся переводами, мемуарами, теорией стихосложения, даже шахматами и спортом...
До какой-то поры его не трогала власть. А затем - первая ссылка. Вторая - в Одессу. И в ссылках он вернулся к стихам, вернее, к поэмам.
Часть его архива спасла Надежда Яковлевна Мандельштам, там была и первая глава "Поэмы о городах".
Сейчас их экземпляры хранятся в Амстердаме у Т. Ф. Фоогд-Стояновой и в Одессе, у ее племянницы, сотрудницы Литературного музея, Анны Полторацкой. Представление о Пясте было бы неполным, если бы с любезного разрешения Анны Николаевны Полторацкой мы бы не публиковали первую часть "Поэмы о городах". Как Осип Мандельштам держал в памяти телефоны Питера, его улицы и мосты, так Пяст, где бы он ни жил, оставался петербуржцем, влюбленным в родной город.
Эта публикация, будем надеяться, станет продолжением изучения творчества В. А. Пяста, умершего от рака горла под Москвой в 1940 году. Думается, что в "Библиотеке поэта" когда-нибудь выйдет и том его сочинений.
г. Одесса
Владимир Пяст
Поэма о городах
Песнь первая
(вступительная)
О ПЕТЕРБУРГЕ - ЛЕНИНГРАДЕ[1]
1.
Григорий Гедеони пел Курбэ, |
А я пою профессора Курбатова. |
Wer "А" gesagt der muss auch sagen "B". |
"Акме" сказав, ты скажешь и Ахматова. |
Пускай ассоциации в зубах |
Навязли, - не страшны на них атаки нам: |
Мной будут петы Эрих Голлербах |
И Эйхенбаум с тезкою Зубакиным, |
2.
Нет, не Курбатовским учеником |
По дебрям молодой |
О Петербурге ныне я влеком |
Ему - "Грозою дышащий июль", |
Ему - слеза у Нового Голландского |
"Пролета" пролита уж. И мою ль |
Стопу не править по столпам Столпянского? |
3.
Курбатов химик. У него пример |
Прекрасен "установки" эстетической, |
Но я - ленинградолог-пионер, |
Нуждаюсь я в закваске политической. |
Курбатов - малоохтенских церквей |
Пленяется порталом, фризом, стенкою, |
Ну а со мной - казармы не в свойстве ль |
На улице, крещенной Короленкою? |
4.
Не выбросил ли Тупикова дом |
С его "Былым", проросшим после "Колосом", |
Меня на свет, - в обличии худом |
С длиннучим носом и гремучим голосом? |
Со впадиною сверху, где висок |
Венчается твердыней мозга, теменем, |
Уже в утробе скомкавшего срок, |
5.
В том доме многие на волоске |
От смерти не бывали ль и впоследствии? |
Но дула блеск, внезапный шок в виске, |
Нажим курка, такое ль это бедствие? |
Не там ли Щеголева компаньон |
С собой покончил. Где отсюда следует, |
Что, труд о Пушкине прервав, и он, |
Пройдет пять лет, за спутником последует? |
6.
Пусть от болезни все же дирижер |
Широких взмахов - умер Паша Щеголев. |
В свой час под сень сойдет и Ольга Форш - |
А памятник достроит ли свой Гоголев? |
Уйдет и сильный Алексей Толстой - |
Вслед за своим, хоть временным, наперсником... |
И Ремизов, и с этими, и с той |
Порвавший, но оставшийся им "сверстником". |
7.
Насупротив, лишь стукнет ему год |
Буржуазии сын, на горе Друзиным |
И неким прочим, двадцать лет живет |
И маленький - кто скажет Пяст, кто Пяст, |
А кто и Пес, не с бабушкою вместе ли |
Шагает в первый ножками подъезд |
С той улицы, что памятна о Пестеле? |
8.
Библиотека, бабушка... Не мерк |
Тот детский свет: и ныне снится заново. |
Все прибрано в приемный день - четверг; |
И Дукмасову ждем, и Матафанова, |
Булатов, Шатов... не мадам ли Прейс? |
"Сибирский винт" - игра однако Невская. |
В перчатках Маря Николаевна Прейс |
И Клеопатра Павловна Мажневская. |
9.
И лестницами - тоже "винтовой" |
У "склада"темного, а рядом с ванною |
И кухней затрапезною второй, |
Окрашенною "вохрой" деревянною - |
С квартирным "низом" "верх" соединен, |
Где утром папа "будится злодеями", |
Где шкап "зеркальный" мною населен |
10.
Естественник, каких уж он пород |
К нам обезьяньих кличек ни приклеивал, |
Не то игру: "А где у папы рот" - |
Для нас довольно страшную затеивал. |
"Где чресла, выя, уши, баки, нос?" |
И сердце прыгало в груди у мальчиков, |
Угадывавших "роковой вопрос", |
Вслед за которым шел укус их пальчиков. |
11.
Был тучен папа в сорок свои лет |
А потому, что разорвал с гимнастикой. |
В былые годы, правда, не атлет, |
Он с акробатикой дружил и пластикой. |
У Бергамаско часто цирковых |
Снимая, чисто в три шара жонглировал |
И были случаи - среди иных - |
В трико, в очках фотографу позировал. |
12.
Бумаги, впрочем, нет мне об отце |
Писать запомнившиеся подробности. |
Я в мать лицом, но от него в конце |
И, новый Гете <...> |
<...> когда б судьбой-индейкою |
Не загнан был в жиры таких "фигур". |
Чью жизнь ценили разве что копейкою. |
13.
Бумага..."Мене, текель, уфарсин" |
Рекламы электрической зигзагами |
Прошедшие - буржуазии сын |
Прочтет как весть о кризисе с "бумагами". |
А я? Я в люльке часто лепетал |
"Мунгага", по семейному преданию, |
А первым словом - "деньги", тот металл, |
Который тож способствует изданию. |
14.
(Об этом, впрочем, после.) Папа, встав, |
Двууглекислой соды с винно-каменной |
Щепоткой кислоты в стакан смешав, |
Без виски пил такoй напиток пламенный |
И предлагает выбор нам: "Анчар", |
Отрывки из "Полтавы", из "Клермонского |
Собора" - так богат репертуар, - |
15.
Весь Беранже (на русском) наизусть, |
И Алексей... (ну, старший, разумеется) |
Пускай перевалит за полдень. Пусть |
Котлета к завтраку вторично греется: |
Мы раньше пили наше молоко, |
В нем булькая, как папа содой, булкою, - |
А под стихи и с пищею легко |
Расстаться, как и с утренней прогулкою. |
16.
Не надрываясь наш отец служил, |
Хоть не дерзил, но не был и молчальником. |
Зато и умер, также, как прожил |
Полжизни, только что столоначальником. |
Он к службе, впрочем, как и ко всему |
"Режиму" относился с уважением, |
Но нехотя, а все-таки ему |
Пришлось соприкоснуться и с движением. |
17.
Quandmeme! Интеллигентский наш квартал |
Покиньте для сугубо пролетарского. |
Толстяк, а в Володарский он летал |
Совсем чужой, сказал я, тех идей, |
Что под полом точили нож губительский |
На старый строй, - к породе он людей |
Принадлежал "актерской", пусть "любительской". |
18.
Спектакли их за Невскою текли |
При обществе официальной "Трезвости", |
И душу мне в шесть лет моих трясли, |
Как грушу тряс я в шестилетней резвости. |
Не утопить забвения реке, |
Когда-когда пойду долиной Стиксовой, |
Мой первый вылет на паровике |
Из-под аркад громады Фредериксовой. |
19.
Сначала первой улицей Песков |
И "Младо-Невским" (ничего тут странного) |
Несемся к Лавре... Там уж нет домов, |
Одни сараи, церковь у Стеклянного; |
"Тракт Шлиссельбургский", фабрики идут: |
"Максвелл" и "Паль". Завод Судостроительный; |
Варгунина, "Фарфоровый", и тут |
20.
Запевала: Как на матушке на Неве-реке... |
Хор: Как на матушке, на Неве-реке... |
Запевала: На заводе-то на Фарфоровом... |
Подпевало: Где по улице |
Ходят курицы, |
Свинки с боровом. |
Запевала: На заводе-то на Фарфоровом, |
Против пристани, значит, Торнтона |
Хор: Против пристани, значит, Торнтона, |
Подпевало: Где суконная |
Ткань законная, |
Первый сорт она. |
Запевала: Против пристани, значит, Торнтона |
Стоит зданьице театральное, |
Хор: Стоит зданьице театральное. |
Подпевало: Для любителей, |
Местных жителей, |
Идеальное... |
Задевала: Стоит зданьице театральное |
Хор: Там по праздникам представления. |
Подпевало: Для охотников, |
Для работников |
Удивление. |
Запевала: Там по праздникам представления, |
и рабочий люд потешается. |
Хор: И рабочий люд потешается... |
Подпевало: И от пьянства-то, |
От буянства-то, |
Отвлекается. |
Запевала: И рабочий люд потешается. |
Только здание больно тесное. |
Хoр: Только здание больно тесное. |
Подпевало: Но уж труппа там |
Из мужчин и дам |
Расчудесная. |
Запевала: Только здание - больно тесное, |
А пожар случись- ах, опасное! |
Хop: А пожар случись - ах опасное! |
Да трагедии |
Шли прекрасные... |
Запевала: А пожар случись - ax, опасное, |
Надо выстроить попросторнее. |
Хoр: Надо выстроить попросторнee. |
Подпевало: Надо сбор собрать, |
Надо денег дать |
Попроворнее. |
Запевала: Надо выстроить попросторнee. |
Богачи у нас больно жадные. |
Хoр: Богачи у нас больно жадные. |
Подпевало: Все великие |
Люди - дикие |
Плотоядные. |
Запевала: Богачи у нас больно жадные. |
Помогите нам, люди бедные! |
Xор: Помогите нам, люди бедные! |
Подпевало: Принимаются, |
Собираются |
Запевала: Помогите нам, люди бедные! |
Вы пожертвуйте деньги медные. |
Хор: Вы пожертвуйте деньги медные. |
(Запевало и подпевало обходят, с шапками в руках, |
слушателей.) |
(А. Сердцев). |
21.
Проходят годы, близя смерти срок. |
Ты, торопясь, с читателем беседуешь, |
И вдруг богатство в восемьдесят строк, |
Отцом тебе оставленных, наследуешь. |
Не Гете я, - Рабиндранат Тагор, |
Хоть далеки мнe славные дела его, |
Как маяки меж недоступных гор |
На высотах массива Гималаева... |
22.
Но у меня на Гималаях друг |
(Как у того, кто пел о том с усмешкою) |
С ним на свиданье, на пожатье рук, |
Всегда медлительный, я не промешкаю. |
Мне говорили ближние друзья |
Что будет миг, не обознаюсь я, |
Что этот друг отцом моим окажется. |
23.
И Блок, кому синонимом ПОЭТ, |
Меня на точку для дыханья трудную |
Однажды ставя, записал "секрет", |
Что зрит во мне традицию подспудную, |
Которой суть вовеки не понять |
Как paз певцам и рыцарям традиции: |
Не в том она, чтоб был на месте "ять", |
Не в неподвижности, не в эрудиции. |
24.
За слишком лестное благодаря, |
Я, друг без лести преданный покойного, |
Весь в этой вот традиции горя, |
Спешу очиститься от недостойного... |
Но кроме той, подспудной; кроме той, |
Что х-лучам подобна, волнам Герцевым, |
Я подчинен традиции простой |
Отца, подписывавшегося Сердцевым. |
25.
Boт почему мой образец - Тагор, |
К тому ж - из знаменитостей жонглер |
Был чей родитель? Не Рабиндраната ли? |
Положим, лису зелен виноград: |
Жонглировать? - да ни за что на свете я |
Не обучился б; я - Рабиндранат... |
Лишь падкостью в стихе на междометия. |
26.
Но разный (здесь зависимость от школ) |
Смысл одному придать умею слову я. |
И существительное, и глагол |
"Жонглировать" - еще средневековые. |
"Жонглерами" (об этом ряд страниц) |
(Прочесть Фиц-Моррис-Келли не хотите ли?) |
Тогда звалась - ну, скажем, каста лиц |
Известных, как стихов произносители. |
27.
Наш замкнут круг и ныне. Сосчитать |
По пальцам можно - твердо и уверенно |
(Bсe мимы - мимо!). Москвичей назвать, |
Во-первых, двух: Шервинского, Чичерина. |
А, во-вторых... Простите , не могу, - |
Не подпущу к святому пирогу |
Профессоров и остальных пирожников. |
28.
А в Ленинграде, - как слюда да кварц |
Со шпатом - весь состав гранита Невского, - |
Их только трое: неизменный Шварц, |
В истолковании Артоболевского; |
А третью с ними рядом назову |
(Тут попрекнут меня саморекламою) |
Омельянович (видно, наяву, |
Как и во сне, я брежу этой дамою). |
29.
Хотя мне к этой в третий paз пришлось |
Прибегнуть рифме (все больнее заново). |
Я помещаю - только с теми врозь - |
Еще двоих: Чернявского, Лузанова. |
(А пол прекрасный, спросишь? Из него, |
Хоть это выглядит всего жесточе, но... |
Не называю ровно никого, |
Пусть это будет полом сим проглочено.) |
30.
Был и таким жонглером мой отец, - |
"происхожденья" бегаю. |
Признать бы в нем начало и конец |
Его во всем и альфой и омегою. |
Хоть, взяв девиз: "С наследственностью рви", |
Всегда не тем, что был, хотел казаться я. - |
Я внал, что от отцов в моей крови |
Заложен дар - стихов импровизация. |
31.
Как, молодясь, не смел я отрастить |
Ни разу в жизни бороду и бакены, |
Так и за то прошу меня простить, |
Чтo я не стал соперником Зубакину. |
Но как потенциально искони |
Рос у меня "вторичный признак мужества", |
Так дар отцовский холь я и храни, |
Я б мог войти с Зубакиным в содружество. |
32.
Кто дар какой от предков получил, |
Тот перед ними падай на колени-ка! |
Пускай вопрос Кольцов не изучил |
И бродит вкруг да около евгеника, |
Но перейдем (воздав науке честь) |
О них рассказ имея предпочесть |
Отцовым в области камены опытам. |
33.
Ты будь премьер, отец! всегда играй |
Лишь Фамусовых, а не Тугоуховских. |
Мне деревянный помнится сарай |
Пo типу Луна-парковых и Буфовских. |
Княжны, на авансцену чередой! |
Картавьте все про прелести <...>овы |
А в публику - мотайся бородой |
Длиннущий профиль режиссера Карпова. |
34.
Кто публикой? Хоть вижу в первый раз |
Спектакль и публику впервые вижу я, |
Навек "врезается" разрез их глаз |
Какой-то общий. Русые и рыжие. |
Все чахлы, бледны. Невысокий рост. |
Как будто здесь, в театре, средоточие |
Другой породы. Но какой же? Прост |
К загадке ключ: все зрители - рабочие. |
35.
Для них играют "Горе от ума", |
Как шло оно в Александринке - тьма |
Десятков paз в то время довоенное. |
Там Чацкий - Аполлонский - жен-премье. |
Там Фамусов - "коронная" Давыдова. |
Однако в императорской семье |
Семье рабочей кто-то уж завидовал. |
36.
И точно так, как в библии богач |
У бедняка, овечки обладателя, |
Отняв, зарезал бедную палач, |
Лишь для того, чтоб угостить приятеля, |
И в дивных Мей стихах его воспел |
("Нафана притча"), так готовлю стих и я |
Чтоб петь, как центр столицы не краснел, |
Переманив с окраины Евтихия. |
37.
Семидесятник и пропагандист, |
Гордясь своей "Рабочею слободкою", |
В круги "официозные" артист |
Переходил нетвердою походкою. |
Хоть клевета - "подписанный контракт" |
"собой торговлей" не посмелa, но... |
Но перелом свершился. Факт есть факт. |
"Lejeuestfait", или "карьера сделана". |
38.
В театре их лишь "Бедность не порок", |
Одно я только видел представление, |
Но полное о прочем в тот же срок |
Себе сумел составить представление; |
Не самый пир - веселая стряпня - |
Вот чем успел по горло насладиться я: |
Не миновала ни одна меня |
"Варгунинских" спектаклей репетиция. |
39.
Запала мысль счастливая - у нас |
"Вести работу" Карпову ли в голову? |
Библиотеку закрывали в час, |
Когда мне веки закрывало олово. |
Но тут-то стулья в абонентный зал |
Из прочих комнат смело перетаскивай... |
К шкапам прилавок! На него влезал |
С улыбкой я, умильною и ласковой. |
40.
Артисты в сборе. Карпов посреди. |
(Молчалина) - как руку на груди |
Ушибленную задержать приклеенно. |
Он вместе с Софьей бухнется, вбежав, |
"Кapeтy" с интонацией стремительно |
"Подаст" за Чацкого. И брови сжав, |
Перстом, с шипеньем, зал обводит зрительный. |
41.
За ним я тоже: Tcc! да тш!. Но тут |
За мною няня мамой посылается |
И Карпова помощнику - капут: |
Со своего "балкона" он "снимается"... |
И слезы градом... Но прыжком одним |
Евтихий здесь, и за меня петиция, |
И снова я - душой и жестом - с ним! |
Перед глазами снова репетиция. |
42.
Лет тридцать с лишком минуло с тех пор, |
Как он "являлся за дитя заступником": |
Забыть про это - был бы мне позор; |
Неблагодарный, был бы я преступником. |
Дa, тридцать лет разъединяли нас |
От той, с младенческим подъемом глаз |
Моих молящих, злых и укоризненных. |
43.
Но как старик шестидесяти лет |
(Добавить надо: с хвостиком порядочным) |
Меня узнал и взрослого, секрет |
Уж навсегда останется загадочным. |
Свое ли дело доброе любя, |
Издалека за мной следил он? Или я |
С младенчества не изменил себя, |
Хоть изменил себе... вплоть до фамилии. |
44.
В мой год счастливый черный день пришел: |
С подругой, лучшею моей поэмою, |
Мы праздничный устраивали стол, |
Быв оба с ног до головы богемою. |
Она взяла, мой продала жакет: |
(Единственный, добавил бы, да надо ли?) |
Его проев, мы оба в бездны бед, |
Само собой, немедленно попадали. |
45.
Мою подругу кто не назовет |
Дней через десять выступленье ждет, |
Мы на афише оба "перечислены", |
А у меня засаленный пиджак, |
Да "пясты" - правда - в клеточку прекрупную,- |
И смены нет... и это как-никак |
Нам делает эстраду недоступною. |
46.
Мой пpoтотип Нерон, сожегший Рим |
И прочими прославленный победами. |
Быв император хоть куда, вторым |
Себя Гомером мнил между аэдами; |
Семнадцать лет строча и заслужив - |
Чем не почетный? - титул "литератора", |
Я, как Нерон, от бешенства чуть жив, |
Когда во мне забудут декламатора. |
47.
"Любитель или профессионал", - |
Вопроса Карпов мне не задал праздного; |
Моей подруги вовсе он не знал, |
Но понял все из лепета бессвязного. |
Ему тогда доверен был "Модпик"- |
"Так как же вы?" и вытащил старик |
Бумажку, оказавшеюся сотнею. |
48.
На склоне дней его "склонял" paйон, |
"Въездной" к тому, где жизнь бурлит "заставская"; |
И в девятьсот двадцать четвертом он |
Жил на Гончарной, чей конец - Полтавская. |
И обе, как колена дымовой |
Глухой трубы, дорогой неизбежною |
Вели туда, где двор был ломовой |
Тележкина - и вот как раз в Тележную. |
49.
Но лабиринту Лаврскому Пеан |
В других местах поэмы полагается |
Весь треугольник вплоть до Иоанн- |
Предтечи сада вами прошагается... |
Иль нет! IIодобный больший, чьим углом |
Одним тупой Обводного с Можаевской; |
Вершиной - не вокзал, Мурузин дом, |
А третий стык - домина Полежаевской. |
50.
Или еще пошире взять размах, |
Пространства гимны складывать в стихах: |
От Волкова - к Mypзинке и до Смольного. |
До Мечниковскиx белых флигелей |
(Он вечно жив, мой смертный путь в Полюстрово!), |
До Беклешевки, замка Кугелей, |
До Озерков, домэна Зубакустрова. |
51.
До скаковых, мне выпавших, трибун, |
До островов с невыпавшею Стрелкою; |
До яхт "Крестовских", чей лихой табун |
ToSea-Canal выходит Невкой мелкою. |
До Голодая - резиденций Ге, |
И Островского вдоль проспекта Малого, |
Не миновав по выгнутой дуге |
Hи Замирайло окон, ни Айналова,- |
52.
К Смоленскому, гдс над крестом венок |
И "в самом чистом, самом снежном саване" |
Где почивает Александр Блок, |
Твой гордый бард, мой город... И до Гавани, |
Воспетой тем, перед которым "фронт" |
"Единый" создан миром поэтическим,- |
От зарубежных начиная фронд, |
Кончая ВАППОМ, сплошь коммунистическим. |
53.
Оттоль Косою линией спустись |
К "кожевенно-заводской" территории, |
И белой ночью в лодку сев, крестись |
На флюгер серенькой Обсерватории. |
Плыви Невой последний раз, баян, |
Дивись, как встарь, на улицу Матисову, |
Минуя "Сальный" и другой буян, |
Круги вокруг устоев малых рек описывай. |
54.
И опиши цилиндры всех цистерн. |
"Гутуевским" пройдя до "Канонерского", |
И радуги на отмелях из скверн |
Текучих нефти и мазута мерзкого; |
На порт взгляни и мимо. Пой шоссе, |
Идущее от самого Калинкина, |
И Автово, и Пущино, и все |
"Деревни"... И споет тебе Волынкина. |
55.
Куда-то вдаль проложенный трамвай, |
И "город Будущего" воспевай, |
Построенный у "Тракторостроительной"... |
Воспой сверхисторический скачок |
"Эксперимента" злого, но прекрасного, |
Идя путем, где "Красный Кабачок" |
В "Путиловца" преобразился "Красного". |
56.
Пусть охлаждение земной коры |
Поверхность "Поля" все еще "Горячего" |
Не остудило и до сей поры - |
Ты величайший подвиг не опорачивай. |
Пусть не проспект "Тургеневский", пунктир; |
И все "проспекты" были "перспективами", |
Пятнадцать лет, преобразивших мир, |
Оставят след морями и массивами. |
57.
Твоим возможностям предела нет, |
Коль определить их воображением; |
Как встарь, к "Электросиле", взяв билет, |
Лети с благоговейным уважением; |
Как потому, что вещий афоризм |
Как потому, что самый коммунизм - |
Советов власть плюс электрификация; |
58.
Так потому, что властна и горда |
От дома в отдалении порядочном, |
Шесть раз в неделю и Она туда |
"Шестнадцатым" спешит беспересадочным. |
Шесть утр в неделю, верен ей, и ты, |
Вскочив на неизменное "одиннадцать", |
Не устаешь - хотя "путем мечты" |
К "Электросиле" электросилой двинуться. |
59.
Пой "Детскосельской" по мосту проезд |
Над Лиговской, здесь "астрономической", |
Пой "Салолин", "Ленжет" или "Жиртрест", |
Поставщика услады косметической. |
И облетая "Петроград второй", |
Когда крыла твоей спирали приданы, |
Возьми "Рыбацким" на "Электрострой", |
При прежнем строе чьи огни не виданы. |
60.
Но по ночам они играют вьявь, |
Во все глаза смотри на них, представь |
И "Больший Ленинград", еще раздвинутый: |
"Пороховые", "Мурино", "Юкки", |
И те луга, где Ильичом накошено, |
Шалаш в разливе у Сестры-реки, - |
В грядущий город будет это вброшено! |
61.
Теперь вернусь в мой "внутренний концентр", |
Теперь займусь "Варгунинской" шаландою, - |
С которой рядом находился центр - |
Того, что с правом звали "пропагандою". |
Спектаклей наших рьяный ритуал. |
Наш занавес, над люком подававшийся, |
Был только ширмой - кто бы сознавал? |
Другой игры, в подполье развивавшейся. |
62.
Но подсознаньем это и в мое |
Впивалось детское благополучие: |
Из всех дорог запомнил я ее |
Паровиком,- а ведь бывали лучшие. |
От грандиозных в центре площадей |
"Эрмитаж" с трех лет водился мамой я), |
Но ничего - (а вдалбливали ей!) |
Не сохранила в детстве голова моя. |
63.
В гирлянду "ставших с именем" актрис - |
(Назвать одну Дестомб...) тогда "любительниц", |
Вокруг театра вившихся, вплелись |
Другие лица - строгие - учительниц. |
Подвижниц, схимниц,- хоть отвергших крест; |
Без пострига - обыкновенно стриженных |
Мирского чуждых - к Гению тех мест |
Всемирною историей приближенных. |
64.
Отец мой бритый, Карпов с бородой, |
Вся их любительская корпорация |
Для той марксистской пьесы молодой |
Была удобнейшая декорация, |
На час, когда в "сценический прыжок" |
Лачинов вкладывал свое старание, |
И назначал рабочий их кружок |
Невдалеке подпольное собрание. |
65.
В такие дни усиленный наряд |
И фараонов там, как говорят, |
По подворотням набивалось здорово. |
Все сыщики меж зрителей снуют |
В толпе рабочих, празднично бесфартучной, |
Тем создавая истинный "уют" |
В Семянниковском или же на Карточной. |
66.
Там сыщиков - хоть покати шаром, |
Ушел за водкой фараон зевающий, |
Да, память в девятьсот тридцать втором |
Об этих днях "За Невскою" жива еще! |
Но - за стеной Китайскою теперь, |
Но - за экватором такого встретьте-ка, |
Кто не слыхал бы имени в ту дверь, |
Входившего, чуть щурясь, теоретика! |
67.
Кто шел сюда с подходами марксистскими, |
Что лишь за Невской - и нигде опричь - |
Ищи ключей, что станут большевистскими. |
Да, потому, что в результате сил, |
Охват единый - ленинский! - вместил |
Так совершенно практику в теорию. |
68.
И потому - за тридцать восемь лет |
Не больше двух сменилось поколений, но |
А есть "Судостроительный", но "Ленина". |
Другой завод гремит "Большевиком", |
И огневым пейзажем феерическим |
Сияет ночь, и не паровиком |
69.
В том, что Россия - великанов трам, |
Что Ленинграду - и только Петроградская |
В нем сторона - хотя на малый грамм |
Легла на чашу и игра их братская, |
Рабочих масс развернутый "Обуховский", |
Вина - и "пчел" - "партиек" - "трудовых", |
И трутней с трубками, как Тугоуховский. |
70.
Я чувствую финальный мой аккорд, |
Притушен был, как будто с клавикорд |
В "Старинный вечер", выточенный Вандою: |
"Надсаживавшегося" "из Бордо" |
Фатально мне напоминать "французика", |
Мажорном оркестрованная музыка. |
71.
Дa прогремела б должная хвала |
Все родникам разлива Большевистского, |
Нужна бы мощь совместная была |
Иль концертировал бы вам солист |
С такою пламенностью убеждения, |
Какой владел один Франтизек Лист, |
В год моего скончавшийся рождения... |
И я за ней иду без принуждения. |
* * *
[1] Печатается в авторской редакции.
Публикаторы А. Н. Полторацкая, А. Н. Катчук.