Автор: | Парнок С. Я., год: 1928 |
Категория: | Стихотворение |
С. Я. Парнок
Стихотворения
Царицы муз: Русские поэтессы XIX - начала XX вв. / Сост., автор вступ. статьи и коммент. В. В. Ученова. - М.: Современник, 1989.
Дополнение по:
Русская поэзия XX века. Антология русской лирики первой четверти века.
Содержание
Белой ночью
"Как светел сегодня свет!.."
Фридриху Круппу. Сонет
"Я не знаю моих предков, - кто они?.."
"Да, я одна. В час расставания..."
Рондо
"К чему узор расцвечивать пестро?.."
"В земле бесплодной не взойти зерну..."
"Окиньте беглым, мимолетным взглядом..."
"Скажу ли вам: я вас люблю?.."
Дополнение
В толпе. (Лоза. 1923)
"И впрямь прекрасен, юноша стройный, ты". (Розы Пиерии. 1922)
"Паук заткал мой темный складень". (Лоза. 1923)
"Увидеть вдруг в душе другой". (Лоза. 1923)
Не небо, - купол безвоздушный |
Над голой белизной домов, |
Как будто кто-то равнодушный |
С вещей и лиц совлек покров. |
И тьма как будто тень от света, |
И свет - как будто отблеск тьмы. |
Да был ли день? И ночь ли это? |
Не сон ли чей-то смутный мы? |
Гляжу на все прозревшим взором, |
И как покой мой странно тих, |
Гляжу на рот твой, на котором |
Печать лобзаний не моих. |
Пусть лживо нежен, лживо ровен |
Твой взгляд из-под усталых век, - |
Ах, разве может быть виновен |
Под этим небом человек! |
* * *
Как светел сегодня свет! |
Как живы ручьи живые! |
Сегодня весна впервые, |
И миру нисколько лет! |
Воистину первороден, |
Как в творческий день господен, |
Когда зацвела земля. |
Всем птицам, зверям и мне, |
Затерянной между ними, |
Адам нарекает имя, - |
Не женщине, а жене. |
Ни святости, ни греха! |
Во мне, как во всем, дыханье, |
Подземное колыханье |
Вскипающего стиха. |
Фридриху Круппу
СОНЕТ
На грани двух веков стоишь ты, как уступ, |
Как стародавний грех, который не раскаян, |
Господней казнию недоказненный Каин, |
Братоубийственный, упорный Фридрих Крупп! |
На небе зарево пылающих окраин. |
На легкую шинель сменяя свой тулуп, |
Идет, кто сердцем щедр и мудро в речи скуп, - |
Расцветов будущих задумчивый хозяин... |
И севом огненным рассыпалась шрапнель... |
О, как бы дрогнули твои крутые брови |
И забродила кровь, кровавый чуя хмель! |
Но без тебя сверкнул, и рухнул, и померк |
Тобой задуманный чугунный фейерверк. |
* * *
Я не знаю моих предков, - кто они? |
Где прошли, из пустыни выйдя? |
Только сердце бьется взволнованней, |
Чуть беседа зайдет о Мадриде. |
К этим далям, овсяным и клеверным, |
Прадед мой, из каких пришел ты? |
Всех цветов глазам моим северным |
Опьянительней черный и желтый. |
Правнук мой, с нашей кровью старою, |
Покраснеешь ли, бледноликий, |
Как завидишь певца с гитарою |
Или женщину с красной гвоздикой? |
* * *
Да, я одна. В час расставания |
Сиротство ты душе предрек. |
Одна, как в первый день создания |
Но, что сулил ты в гневе суетном, |
То суждено не мне одной, - |
Не о сиротстве ль повествуют нам |
Признанья тех, кто чист душой? |
И в том нет высшего, нет лучшего, |
Кто раз, хотя бы раз, скорбя, |
Не вздрогнул бы от строчки Тютчева: |
"Другому как понять тебя?" |
Рондо
Ужель конец? Глаза ненасытимы, |
Уста мои ненасытимей глаз, |
Сама судьба им указала вас, |
Но лишь мгновенье пробыли одни мы. |
Ужель последним будет первый раз? |
Молчание - не тот же ли отказ! |
Я не молю, мой друг неумолимый, |
Но как, тоскуя, не спросить хоть раз: |
Ужель конец? |
Вы, для других мне изменив проказ, |
От уст моих к другим устам гонимы, |
Кому сквозь смех вверяете рассказ |
Ужель последний возвещен мне час? |
Ужель конец? |
* * *
К чему узор расцвечивать пестро? |
Нет упоения сильней, чем в ритме. |
Два такта перед бурным болеро |
Пускай оркестр гремучий повторит мне. |
Не поцелуй, - предпоцелуйный миг, |
Не музыка, а то, что перед нею, - |
Яд предвкушений в кровь мою проник, |
И загораюсь я и леденею. |
* * *
В земле бесплодной не взойти зерну, |
Но кто не верил чуду в час жестокий? - |
Что возвестят мне пушкинские строки? |
Страницы милые я разверну. |
Опять, опять "Ненастный день потух", |
Оборванный пронзительным "но если!". |
Не вся ль душа моя, мой мир не весь ли |
В словах теперь трепещет этих двух? |
Чем жарче кровь, тем сердце холодней, |
Не сердцем любишь ты, - горячей кровью |
Недосчитаю слишком много дней. |
В глазах моих веселья не лови: |
Та, третья, уж стоит меж нами тенью. |
В душе твоей не вспыхнуть умиленью, |
Залогу неизменному любви, - |
В земле бесплодной не взойти зерну, |
Но кто не верит чуду в час жестокий? |
Что возвестят мне пушкинские строки? |
Страницы милые я разверну. |
* * *
Окиньте беглым, мимолетным взглядом |
Мою ладонь: |
Здесь две судьбы, одна с другою рядом, |
Двойной огонь. |
Двух жизней линии проходят остро, |
Здесь "да" и "нет" - |
Вот мой ответ, прелестный Калиостро, |
Вот мой ответ. |
Блеснут ли мне спасительные дали, |
Пойду ль ко дну, - |
Одну судьбу мою вы разгадали, |
* * *
Скажу ли вам: я вас люблю? |
Нет, ваше сердце слишком зорко. |
Ужель его я утолю |
Любовною скороговоркой? |
Не слово - то, что перед ним: |
Молчание минуты каждой, |
Томи томленьем нас одним, |
Единой нас измучай жаждой. |
Увы, как сладостные "да", |
Как все "люблю вас" будут слабы, |
Мой несравненный друг, когда |
Скажу я, что сказать могла бы. |
ПРИМЕЧАНИЯ
ПАРНОК Софья Яковлевна (1885-1933). Русская советская поэтесса. Печататься начала в 1906 г. Примыкала к группе "Лирический круг".
Первый сборник ее стихов вышел в 1916 г. В дальнейшем поэтические сборники "Лоза", "Музыка", "Вполголоса" выходили в 1923, 1926 и 1928 гг. Выступала как литературный критик под псевдонимом Андрей Полянин и как переводчик Р. Роллана, Ш. Бодлера, М. Пруста и др.
Тексты печатаются по изд.: Парнок С. Стихотворения. Пг., 1916.
Фридриху Круппу. Сонет посвящен главе фирмы, поставлявшей тяжелую артиллерию на германские фронты первой мировой войны. Отклик поэтессы на первые сражения. Каин - персонаж библейской легенды, из тщеславия и корысти убивший своего брата Авеля. Стал символом злодейства.
"В земле бесплодной не взойти зерну...". Опять, опять "Ненастный день потух"... - начальная строка стихотворения А. С. Пушкина.
"Окиньте беглым, мимолетным взглядом...". Калиостро Джузеппе Бальзамо (1743-1795) - авантюрист, выдававший себя за чародея. Стал нарицательным обозначением виртуозного обманщика.
Дополнение
В ТОЛПЕ.
Ты вошла, как входили тысячи, |
Но дохнуло огнем из дверей, |
И открылось мне: тот же высечен |
Вещий знак на руке твоей. |
Да, я знаю, кольцо Венерино |
И твою отмечает ладонь: |
Слишком поступь твоя размерена, |
Взгляда слишком померк огонь, |
И под пудрой лицо заплакано, |
На губах, под румянами, кровь, - |
Да, сестра моя, вот так она |
Зацеловывает - любовь! |
* * *
Увидеть вдруг в душе другой |
Такой же ужас, ночь такую ж, - |
Ах, нет! Нет, ты не затоскуешь |
Моей запойною тоской. |
Как хорошо, что ты воркуешь, |
Как голубь, под моей рукой! |
Ты, как на солнце, греешь пух... |
Пусть мимо мчит и не зацепит |
Твоей души мой темный дух, |
И в час мой смертный пусть твой лепет |
Последним звуком примет слух. |
* * *
Паук заткал мой темный складень |
И всех молитв мертвы слова, |
И обезумевшая за день |
В подушку никнет голова. |
Вот так она придет за мной, - |
Не музыкой, не ароматом, |
Не демоном темнокрылатым, |
Не вдохновенной тишиной,- |
А просто пес завоет, или |
Взовьется взвизг автомобиля |
И крыса прошмыгнет в нору. |
Вот так! Не добрая, не злая, |
Под эту музыку жила я, |
Под эту музыку умру. |
* * *
И впрямь прекрасен, юноша стройный, ты: |
Два синих солнца под бахромой ресниц, |
Лавра славней, нежный лик венчают. |
Адонис сам предшественник юный мой! |
Ты начал кубок, ныне врученный мне, - |
К устам любимой приникая, |
Не ты, о, юный, расколдовал ее. |
Дивясь на пламень этих любовных уст, |
О, первый, не твое ревниво, - |
Имя мое помянет любовник. |
в 1906 г. в "Журнале для всех". Отдельные издания: 1) Стихотворения. Изд. журн. "Северные Записки". Пг. 1916. 2) Розы Пиэрии. Изд. "Творчество". М. 1922. 3) Лоза. Изд. "Шиповник". М. 1923.
Парнок София Яковлевна. - 30.7.1885-26.8.1933. Примыкала к группе "Лирический круг". Выступала как критик и как переводчик. "Лоза". М., 1923. "Музыка". М., 1926. "Вполголоса". М., 1928. Стихотворения. Анн Арбор, 1979. В сб.: "Царицы муз. Русские поэтессы XIX - нач. XX веков." М., 1989. "Наше наследие", 1989, No 2; "Литературное обозрение", 1989, No 10.