Куплеты из водевилей

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Павлов Н. Ф., год: 1831
Категория:Сценка

Н. Ф. Павлов

Куплеты из водевилей

Стихотворная комедия, комическая опера, водевиль конца XVIII - начала XIX века: В 2-х т. Т. 2 (Вступ. ст., биограф, справки, сост., подгот.

текста и примеч. А. А. Гозенпуда.- Л.: Сов. писатель, 1990.- 768 с. (Б-ка поэта. Большая серия).

СОДЕРЖАНИЕ

Биографическая справка

29. Молод и стар, женат и нет

30. На другой день после преставления света, или Комета в 1832 году

Николай Филиппович Павлов (1803-1864) - писатель, публицист, переводчик. Как можно предположить, он был незаконным сыном помещика В. М. Грушецкого, который передал его на воспитание в семью дворового крестьянина Филиппа Павлова, но дал ему прекрасное образование, а затем и вольную. {См.: Павлов Н. Ф. Соч. / Составитель, автор послесловия и примечаний Л. М. Крупчанов. М., 1985. С. 279.} Учился в Московском театральном училище, в Московском университете, который закончил в 1825 году. Первые литературные опыты Н. Ф. Павлова связаны с театром. Он переводил и переделывал драмы и водевили иностранных авторов (1830-1832), но куплеты к ним сочинял самостоятельно. Крупным событием русской литературы было появление "Трех повестей" Павлова (Спб., 1835) - "Именины", "Аукцион", "Ятаган", в которых получила глубокое и правдивое воплощение тема социального неравенства. Выход "Трех повестей" приветствовали А. С. Пушкин, В. Г. Белинский, П. Я. Чаадаев. Большое значение имели публицистические выступления Павлова 40-х годов, встретившие положи тельную оценку представителей революционной демократии. На- пример, письмо Павлова к Н. В. Гоголю по поводу книги "Выбранные места из переписки с друзьями". {"Московские ведомости". 1847, No 28, 38, 46.} Но удержаться на прежней высоте Н. Ф. Павлов не смог, и его деятельность публициста и редактора газет в 60-е годы свидетельствовала о переходе на консервативные позиции.

29. МОЛОД И СТАР, ЖЕНАТ И НЕТ

ВОДЕВИЛЬ

(заключительные куплеты)

Оливьер.

Тот имя заслужил ногами, 
Тот всем обязан голове, 
Тот вышел в люди под шатрами, 
А тот женитьбой на вдове. 
Тот имя замарал доносом, 
Иной бумагу сел марать 
 
За то, что имя дал в печать. 

Виктор

Забавен свет, хоть очень тонок: 
Иная матушка твердит, 
Что дочь ее совсем ребенок, 
А не ребенком дочь глядит. 
Вот по какой ошибке странной 
Нам нежность в имени смешна: 
Иную звать пора бы Анной, 
А всё Анеточка она. 

Г-жа Линсбург

Иной, кого совсем не знали, 
Старушкам угождал весь век, - 
За то они везде кричали, 
Что он предобрый человек. 
За то угодник их невинной 
Невесту взял и взял свое. 
Хоть имя доброе в гостиной, 
Вы знаете, бывает чье? 

Иные имена как часто 
Меня забавили подчас: 
Играя в вист по полтораста, 
Иной стал с именем у нас... 
И люди знатные все дружно 
Его зовут по вечерам; 
Тому быть с именем не нужно, 
Чье имя славно по душам. 

Брюксаль

Кто с именем, тот к счастью близок, 
Оно дает и ход и вес; 
Иной был с именем так низок, 
А всё в большие люди влез! 
Мы ценим только блеск наружный, 
К нему лишь ходим на поклон, 
И имя доброе не нужно 
Тому, кто с именем рожден. 

Михель

Какая пестрота на свете! 
 
Иной пешком, иной в карете, 
Тот князь, тот граф, а тот барон! 
Лишь я один, ну, право, чудо - 
Живу без имени весь век, 
Хоть называюсь я не худо, 
Мое ведь имя - человек. 

Матильда

(к публике)

Здесь имя лишь того прекрасно, 
Кто может вас привлечь сюда, 
Кому вы здесь единогласно 
Кричите "браво" иногда! 
Здесь дарованью нет замены, 
Здесь без него конец худой, 
И имя доброе со сцены 
Как трудно принести домой. 

30. НА ДРУГОЙ ДЕНЬ ПОСЛЕ ПРЕСТАВЛЕНИЯ СВЕТА,

ИЛИ КОМЕТА В 1832 ГОДУ

СЦЕНА ПАВЛА, ЛУИЗЫ И БОНАРДИНА

Павел

 
Дать деньги - стоит кой-чего. 

Луиза

Но кто ж племянника пристроит, 
Как дядя проведет его? 
Всегда нас дяди притесняют, 
Они нам вечная гроза, 
У денег глаз нет, повторяют, 
А сами смотрят им в глаза. 

Павел

Мой почтеннейший дядюшка - астроном. Не бойся, ему до земли дела нет, на ней он ничего не видит.

Его наука так задорна, 
Что нас не ставит в грош она; 
Нам кажется земля просторна, 
Ему же кажется тесна. 
Но дело в чем - я растолкую. 
Тут есть особенный расчет: 
Он в небе видит запятую, 
Так землю точкою зовет. 

Бонардин

Чины с ума его сведут. 
В нем так душа честолюбива, 
 
Где честолюбию пожива. 
Ну как ему не надоест - 
Всё хлопочи, всё изгибайся... 
Он с неба не хватает звезд, 
А на земле не попадайся. 

Павел

Зачем пугаете вы нас 
Своей наукою мудреной... 
Я в ней силен не меньше вас, 
А не скажу, чтоб был ученой. 
Ну, чем меня вы превзошли, 
Ну, что вы нового сказали? 
Вы звезд на небе не сочли, 
Мы на земле не сосчитали. 

Бонардин

Про добродетель и науки 
Мы громко начали кричать, 
И прибирать богатых в руки, 
И в пользу бедных танцевать. 
Теперь не денег мы желаем, 
 
Из свеклы сахар добываем, 
Хоть нам и горько от него. 
Мы то прочтем, о том услышим, 
Что писано и не про нас: 
Мы вечно говорим как пишем 
И с жаром пишем на заказ. 
На свете люди всё узнали, 
Всё, кажется, идет на стать. 
Мы так умны, так добры стали, 
Что, право, нам несдобровать. 

ВОДЕВИЛЬ

(Заключительные куплеты)

Бонардин

Всё звезды я считал, бывало, 
 
Учился я, а толку мало, - 
Не поклониться ли звездам? 
Поклонишься - не ошибешься, 
Поклонишься - не осмеют. 
 
А без поклона обойдут. 

Граф

Кто кланяется ежедневно, 
А кто поклона вечно ждет, - 
А потому я рад душевно, 
 
Я с ним могу, не беспокоясь, 
И без поклонов обойтись; 
Ему не кланяйся ти в пояс, 
Именью только поклонись. 

Павел

 
Кой-кто нам доказать умел; 
И я с дражайшей половиной, 
Быть может, сам не буду цел. 
Жене поставлен муж главою, 
 
Один раскланялся с женою, 
Другой же поклонился ей. 

Бабетт

Мужчин поклон не беспокоит, 
 
Чтоб поклониться, то им стоит 
Снять шляпу, голову нагнуть. 
У нас же так несправедливо 
Поклоны разные ввели: 
 
Жених богат - так поклонись. 

Дюран

Везде поклоны путь проложат, 
Всё можно выклонить подчас: 
И дело поскорей доложат, 
 
Нельзя назвать поклоны бредней, 
Как хочешь, а поклонам верь: 
Иной накланялся в передней 
И не поклонится теперь. 

Луиза

Счастлив, в ком твердости достало, 
Чтоб не сгибаться ни пред кем, 
И у кого знакомых мало, 
Чтоб мог он кланяться не всем! 
 
И всё нашел, и жил своим - 
И кто под гром рукоплесканий 
Вам только кланялся одним. 

ПРИМЕЧАНИЯ

"Радуга" на 1829 г. Пьеса является переводом-переделкой водевиля "De veux mari" ("Старый муж") Э. Скриба и Мельвиля (А.-О.-Ж. Дюверье). Водевиль впервые поставлен в Москве 10 мая 1829 г. в совместный бенефис П. С. Мочалова и М. С. Щепкина.

30. "Телескоп". 1831, No 26 и "Молва", 1832, No 18. Пьеса является свободной переделкой-переводом комедии Ш. Оноре и Г.-М. Демерсана "La comete en 1832" ("Комета в 1832 году"). Упоминание "Преставления света" в названии пьесы показалось епископу Николаю Дмитревскому кощунственным, и водевиль, предназначавшийся к постановке в 1832 году, был запрещен. Новое рассмотрение пьесы в III отделении затянулось на год, и первая постановка под измененным заглавием "Астрономические бредни, или Комета в 1832 году" состоялась на сцене Большого театра в Москве 20 января 1833 г. Роль Бонардина исполнял М. С. Щепкин.