Блок А. А. - Белому Андрею, 8 августа 1907 г.

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Блок А. А.
Категория:Письма
Связанные авторы:Белый А. (Адресат письма)

133. Андрею Белому. 8 августа 1907. Шахматово

<8 августа 1907. Шахматово>1

Милостивый Государь Борис Николаевич.

Ваше поведение относительно меня, Ваши сплетнические намеки в печати на мою личную жизнь, Ваше последнее письмо, в котором Вы, уморительно клевеща на меня, заявляете, что все время "следили за мной издали", - и, наконец, Ваши хвастливые печатные и письменные заявления о том, что Вы только один на всем свете "страдаете" и никто, кроме Вас, не умеет страдать, - все это в достаточной степени надоело мне.

Оскорбляться на все это мне не приходило в голову, ибо я не считаю возможным оскорбляться2 ни на шпиона, выслеживающего меня, ни на лакея, подозревающего меня в нечестности. Не желая, Милостивый Государь, обвинять Вас в лакействе и шпионстве3, я склонен приписывать Ваше поведение - или какому-то грандиозному недоразумению и полному незнанию4 меня Вами (о чем я писал Вам подробно в письме5, отправленном до получения Вашего), или особого рода душевной болезни.

Каковы бы ни были причины, вызвавшие Ваши нападки на меня, я предоставляю Вам десятидневный срок6 со дня, которым помечено это письмо, для того чтобы Вы - или отказались от Ваших слов, в которые Вы не верите, - или прислали мне Вашего секунданта. Если до 18 августа Вы не исполните ни того, ни другого, я принужден буду сам принять соответствующие меры7.

Александр Блок

8. VIII. 07. Н<иколаевская> ж<елезная> д<орога>. Подсолнечная. С<ельцо> Шахматово.

Примечания

"7" исправлена на "8"); помета: "Бугаеву 8 августа (послано 10 авг<уста>, срок - 18 авг<уста>)".

2 В черновике первоначально было: "... ибо я не имею привычки оскорбляться".

3 В черновике далее зачеркнуто: "я готов примириться с Вами на условии, чтобы Вы отказались от всех Ваших [слов] обвинений".

"забвению".

5 В черновике первоначально было: "в примирительном письме".

"недельный срок".

7 Ср. позднейшую характеристику инцидента в "Воспоминаниях о Блоке" Белого: "... в разгаре полемики я написал А. А. <...> немотивированное, до оскорбительности резкое письмо, обвиняющее его и в штрейкбрехерстве, и в потворстве капиталисту, и в заискивании перед писателями, сгруппированными вокруг Леонида Андреева, за которыми шла в это время вся масса читателей. А. А. возмутился до глубины души тем письмом; он прочел в нем мое обвинение его в подхалимстве; и тут же: я получил его дикий по гневу ответ, обвиняющий меня в клеветничестве; и оканчивающийся - вызовом на дуэль" (О Блоке. С. 282). Передав Е. П. Иванову (в письме от 9 августа 1907 г.) содержание своего ответного письма Белому, Блок дополнительно сообщал о принятом им решении: "Ровно год тому назад, как ты помнишь, он вызывал меня на дуэль. <...> Теперь думаю, что иначе поступить совершенно не могу; для меня ясно, что если он не сумасшедший, то дуэль неизбежна; для меня совершенно ясно, что действовать нужно решительно: если он сумасшедший, то его бесконечно жалко, и я готов более чем примириться с ним; если же нет, - то необходимо прекратить его поведение, а для этого единственный теперь выход - дуэль" (VIII, 193), - и просил Иванова быть его секундантом. В тот же день, присоединяясь к просьбе Блока приехать и выступить посредником в разрешении конфликта с Белым, Е. П. Иванову написала А. А. Кублицкая-Пиоттух: "... Андрей Белый, прочтя в редакции "Золотого Руна" Сашину статью о реалистах, написал Саше до того оскорбительное письмо, что прямо мы были ошеломлены. Лучше меня никто не знает Сашиных недостатков. Но обвинять его во лжи, подлости и двоедушии нельзя" (ЛН. Т. 92. Кн. 3. С. 292). См. также дневниковую запись М. А. Бекетовой от 7 августа 1907 года (там же. С. 624).