В погоню за прекрасной Еленой

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Крылов В. А., год: 1890
Категория:Пьеса

Оригинал этого текста в старой орфографии. Ниже предоставлен автоматический перевод текста в новую орфографию. Оригинал можно посмотреть по ссылке: В погоню за прекрасной Еленой (старая орфография)

ДЛЯ СЦЕНЫ.
СБОРНИК ПЬЕС.
ТОМ ВТОРОЙ.

Издание ВИКТОРА АЛЕКСАНДРОВА.

Издание третье,

С.-ПЕТЕРБУРГ.
Типография Шредера, Гороховая, 49.
1890.

В ПОГОНЮ ЗА ПРЕКРАСНОЙ ЕЛЕНОЙ

ФАРС В ДВУХ ДЕЙСТВИЯХ С ПЕНИЕМ.

Музыка набрана из Оффенбаха, Лекока, Герве, Конради, Линдгейма и др.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

Христофор Николаевич Клочков, Иван Игнатьевич Жилин. Антрепренеры провинциальных театров.

Анна Павловна Любецкая, Андрей Павлович Любецкий, - её брат, Любовь Захаровна Грушина. Актеры, ищущие ангажемента.

Даша, - модистка из магазина. Половой в гостиннице.

Действие происходит в Петербурге, в небогатой гостиннице, в номере, занятом Клочковым.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ.

НАДО ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.

Номерная комната в небогатой гостиннице. - Дверь в глубине, другая - боковая.

Клочков один; он разбирает ноты.

. Вот-на, до чего дошили... поди-ж ты, музыкантом делайся... разбирай тут эти каракули... Что я в них понимаю?!.. Надо снести к Петру Силычу, он все-таки флейтист, посмотрит - не наврали-ли чего; а то вон в Саратове рассказывали, выписали какую-то тоже оперетту, - горячку пороли к бенефису... привезли: ноты-то, садись да разучивай; ан все переврано, ничего понять невозможно... так и бросили; а за них тридцать рублей заплачено... Нет, у меня денежки подождет... (Пересматривает). "Парижская жизнь"!... и что такая за "Парижская жизнь"? - названье-то какое глупое... Ну вот были "Парижские нищие" - что ли? или "Парижския тайны"... все как будто и интерес какой... а то что такое? - "Парижская жизнь"? - пустейшее название... А знатная штука!... первое дело - Оффенбах, второе - в пяти действиях, декорации - все комнаты и костюмы городские... Пречудесно... безпременно поставим... (Пересматривая ноты). Ну, это все пустяковина - маленькия... А! вот она, Господи! - и в руки-то возмешь, так сердце и екнет... Вот она, наша кормилица, "Прекрасная Елена"... Что говорить! супротив времени ничего не поделаешь... Долго крепился, - нет: все общество возопило, в городе житья не стало... всякий вот так и тычет: "какой вы, мол, антрепренер? - везде "Прекрасную Елену" играют, а у нас нет... давайте нам "Прекрасную Елену"!... Извольте, господа, мы не жалеем издержек, не щадим трудов, в ожидании благосклонного внимания публики. Извольте.

- Ну-с, и вот она, матушка: ноты куплены и костюмы уже заказаны... Одного еще только нет: самой Прекрасной Елены... То есть, вот уже неделю бегаю, высуня язык, отыскиваю актрису, - ни одной, которая-бы могла играть оперетты... Что уж дальше будет, и не знаю... Господи!! сжалься надо мной, пошли мне какую нибудь Елену!!

Жилин. (Высовывая голову в дверь.) Можно войти?

Клочков. Кто там?

Жилин. (Входит напевая.)

Я царь А-хил, так и смею

                              Хил-так и смею

                              Хил-так и смею

                    Хвастать - я герой...

Клочков. Ба, ба, ба... Иван Игнатьевич!.. Откуда, родной? тысячу лет не видал.

Жилин. (Напевая.) Сперва скажите мне, зачем вы грустны?

                    Напевы похоронные мне гнусны...

Клочков. Полно-жь, перестань, дай обнять тебя...

Жилин. Венера любит смех,

          Веселие у всех...

          Так, чтоб ей угодить,

          

                    Тра-ла-ла...

Поет.

Клочков. Да полно-же тебе дурака-то валять... Как-же я тебе рад, как ты кстати, - как красное яичко к светлому дню. Поцелуемся.

Жилин. (Напевая.) О, друг мой, тебя до могилы я любить буду всею душой!!..

Клочков. Да кончишь-ли ты, чорт тебя возьми?.. (Жилин хохочет и падает в кресло.) Ах, как ты кстати! еслиб ты знал, как кстати!!..

Обнимаются.

Жилин. Давно, давно я тебя не видал. Ну, рассказывай, рассказывай: как ты там без нас жил - поживал? как добра наживал?

Клочков. Эх, брат, и говорить не хочется... дрянно жил; совсем в раззор пошел.

Жилин. Как-же так?

Клочков. Да что, брат, совсем теперь ничего не сообразишь... Нашему брату, антрепренеру, Просто хоть в петлю полезай. Помещики вон жалуются, что теперь, с позволения сказать, за всякую дранную работишку деньги плати... нет, вот я бы их в вашу шкуру посадил, попробовали-бы, каково антрепренером быть! актеру плати, музыканту плати, парикмахеру плати... полиции плати, пожарному плати... теперь и автору плати... чорт знает, что такое!!

Жилин. Беда, беда... смотри ты, что выдумали.

Клочков. Да ведь и будешь платить, что-жь?.. вон одного ужь антрепренера на два месяца в кутузку за это, слышал?

Жилин. Как-же...

Клочков. Я было этим авторам в пику старые пьесы стал ставить: Полевого да Кукольника... Ну, что-жь? - только срам... один раз Ермака объявил - эво какую афишу вывесил... пять с полтиной сбору всего. Спектакль отменили.

Жилин"Птички певчия", "Все мы жаждем любви", "Фауст на изнанку", "Жирофле-Жирофля", "Елену"!.." Прекрасную Елену"!!..

А Елена, камертон

Современного искуства!!

Клочков. Да ужь чувствую, чувствую... на нее последняя надежда. Остальные три тысячи на нее трачу... не выгорит, котомку на плечи и по миру пойду.

Жилин. Разсказывай.

Клочков. Ей богу... всю ведь.обстановку, надо новую делать. У нас, прежде какой был репертуар? русския пьесы, народные пьесы, Островской... Какие-ж тут костюмы нужны? - зипуны да рубахи; плевое дело. А теперь изволь-ка с этой опереттой.. хоть и греческий царь какой ни на есть, а мужиком его не оденешь.

Жилин. Ну, у меня и цари в кумаче да в коленкоре ходят... что их баловать? Приставал ко мне, года три тому назад, тоже какой-то Людовик XI, что у него, вишь-ли, мантия вся салом залита; так я ему на отрез говорю: Людовик, мол, был государь не расточительный - и кончен бал.

Клочков. Э, брат, и нас не учить стать. У меня тоже кардинал Ришелье в ситцевом халате от татарина ходил... Но ведь теперь совсем другое дело: я-жь тебе говорю, что я Елену хочу ставить.

Жилин. Ну что-жь?

Клочков. Так ведь там целый хор греков; как, их оденешь?...

Жилин. Эва! чем удивил. Сарафаны есть у тебя?

Клочков. Есть, разумеется.

Жилдн. Ну, разорви им подол с боку, вот тебе и греческие костюмы.

Клочкову. А ведь и то в самом деле.

Жилин. Голова, голова с затылком... Куда тебе антрепренером быть, ничего-то ты не понимаешь. Посмотрел-бы, как у меня дела шли нынешним сезоном - беда!!.

. В сотом деле?

Жилин. Такие сборы делал - уму помраченье... Дума театр заново отстроила, труппу набрал богатейшую... в мясоед каждый день играли.

Клочков. Что ты?

Жилин. Ей богу... я таки отложил за этот сезон деньжонки, - лихо работали.

                    No 1.

Да, подобному сезону

Не вернуться никогда;

Задавали мы трезвону,

Прошлым годом, хоть куда.

Девять пьес оригинальных,

Переводных сорок пять,

И пустых, и гениальных,

Мы успели разыграть.

Дали мы пять драм народных,

Шесть кровавых мелодрам,

Семь комедий благородных,

Упоительных для дам.

Тьму сыграли фарсов вздорных

Десять лучших и отборных

И пикантных оперетт

При подобном репертуаре

Трагик оперу певал,

И Гамлет наш корчил хари

Да канкан у нас плясал.

Но за то нас посещали,

Посещали без конца,

И со всех мы дань собрали,

До последняго купца.

В наше время наживаться,

Дело - просто благодать!

По за все ужь надо браться,

Ни пред чем не отступать.

Если мы дух века сметим

И всегда съумеем вдруг

Угодить и тем, и этим,

Деньги будут, милый друг.

Клочков

Жилин. Ах. ты, старый плут; видно, нужда во мне, что угощать стал.

Клочков. (Кличет.) Половой!.. (Жилину.) Вопиющая нужда; что таить. (Половой входит.) Принеси нам, душа, де водкю... да закусить чего нибудь.

Жилин. Осетринки нет ли хорошей?

Клочков. Почем у вас осетрина-то?

Жилин. Почем? почем? - небось, не раззоришься. (Половому.) Две порции, слышь, под хреном, - да тухлой, смотри, не подавай, за окно вышвырну.

Половой. Первый сорт подадим.

Жилин. Да вина красного.

Клочков. Жульенцу полбутылочки.

Жилин. Полбутылочкии!.. бутылку спрашивай, скаред... да не жульенцу - лафиту тащи.

Клочков. Ну, ладно, ладно... бутылку лафиту.

Половой. Слушаю-с.

Уходит и приносит требуемое. Они пьют и едят впродолжении следующей сцены.

Клочков

Жилин. Говори.

Клочков. Актрисы не найду... главной актрисы для оперетт... Измучился весь: неделю целую по Питеру бегаю, Елену ищу... из хористок выбирал... Нет я нет.

Жилин. А ты думаешь, это легкая задача. Теперь все актрисы с голосом на расхват. Я Сам сюда за тем-же приехал.

Клочков. И ты за Еленой?

Жилин. И я.

Клочков. Господи! да что-же это такое?!.. Еще соперник!

Жилин. Нет, я тебе не соперник, у меня актриса заране припасена... Я сюда приехал, чтобы только заключить последния условия, да кое-какие закупки сделать по театру...

Клочков. Вот как.

Жилин. (Вынимая из кармана письмо.) Читай, вот её письмо: "Я на ваши условия согласна. 17-го июля буду в Петербурге и тотчас приеду к вам для подписания контракта"... Сегодня 17-е июля, сегодня подпишем контракт, и дело в шляпе.

Клочкову Счастливец!

Жилин. А какая Елена, я тебе скажу - сюперфин!!. Как у нея это "кувырком-кувырком" выходит!.. так сам за ней и полетишь кувырком. - А какая сговорчивая - наслажденье... Итальянскую оперу поет какую угодно - и все партии, что ни попроси: Семирамиду - так Семирамиду, Норму - так Норму; а захочет, так и Лючию отваляет.

Клочков. Да откуда ты такую выкопал?

Жилин. Это, любезный друг, целый роман... Она до сих пор в городе Крутогорске пела и я ужь давно на нее зубы точил. Только слышу, выходит там, замуж за какого-то помещика и сцену оставляет, - хорошо... а у меня там актерик есть знакомый, из маленьких; только шельма ужасный... И какую-же он штуку смастерил: возьми да и поссорь ее с женихом... Свадьба разошлась... Ну, не оставаться-же ей после этого в Крутогорске? а актерик ей тут от меня предложенье, чтоб ко мне в труппу шла; она с горя и согласилась...

Клочков

Жилин. Я этому актерику 300 рублей заплатил за эту штуку.

Клочков. Бывают-же такие счастливые люди.

Жилин. Ну, ну, не ной, - и тебе поможем... Тут вся премудрость только в том, чтоб уметь пользоваться обстоятельствами... Вот например...

Даша заглядывает в дверь.

Даша. Здесь господин Клочков?

Жилин. Здесь, здесь... войдите...

Даша. (Входя.) С костюмами из магазина Курбэ.

Жилин. Вот например... Я тебе сейчас сделаю опыт... Подойдите сюда, душенька...

Даша. Что-с?

Жилин. Вы поете?

Клочков. Да что ты угорел, что-ли?

Жилин. Не мешай... можете вы петь?

Даша. Поем промеж себя с девушками.

Жилин. Ну-ка, спойте нам что нибудь.

Клочков. Да что ты пристал?

Жилин. Спойте, спойте, не конфузьтесь... Может быть, от настоящей минуты зависит счастье всей вашей жизни. Ну!..

Даша

Жилин. Ну, хоть козлика...

Даша. (Поет.) Жил-был у бабушки серенький козлик.

Жил-был у бабушки серенький козлик.

                    Вот как!

                    Фить как!

          Серенький козлик.

Клочков. Довольно, довольно, перестаньте, пожалуйста.

Жилин. Не мешай...

Клочков. Да что ты, в самом деле?..

Жвлин. Ах, какой ты несносный, - дай мне испробовать её голос... может-быть, тут-то и кроется твоя Прекрасная Елена.

Клочков. Перекрестись, родной... ведь Елена была первая красавица в мире; а это, погляди, что такое: старье какое-то.

Жилин. Э! повидал-бы ты, какие у нас в России Прекрасные Елены водятся, - на иную взглянешь, так только плюнешь да отвернешься; а все за первую красавицу в мире сходят... В этой модистке есть этакая представительность; а может и голос найдется, кто его знает... Не умеешь ты пользоваться обстоятельствами...

Клочков. Да этак я лучше ражого мужика обрею да заставлю играть Прекрасную Елену... (Даше.) Пожалуйте, сударыня, сюда, в кабинет! я вам заплачу, а вы на счете распишитесь.

Уходит с Дашей в боковую дверь.

Жилин. (Один.) Дурак! совсем не умеет пользоваться обстоятельствами... Стара, стара?.. Что-жь? ведь и Елена не век же была молоденькая... Этак, если всем будешь пренебрегать, конечно, ничего не добьешься... Мы всем должны пользоваться, всем решительно. Нет такой дряни, из которой-бы нельзя было извлечь пользу.

                    

                    1.

Мы не должны ничем пренебрегат,

Не даром в людях часто говорится:

В колодезь нам не следует плевать,

Годиться может он воды напиться...

Для нашей пользы создан целый свет;

Хоть мы того подчас не замечаем.

Вещей не годных в мире вовсе неть:

Изо всего мы пользу извлекаем.

                    2.

Грабеж, поджог, убийство, воровство,

В нас возбуждают грусть и отвращенье,

Но, Боже мой, что-жь вышло-б из того,

Когда-бы вдруг исчезли преступленья?

Без них юристы будут как без рук,

На них ведь мы науку развиваем.

Так преступленье двигатель наук...

Изо всего мы пользу извлекаем.

                    3.

Пускай-ко это всякий пообсудит.

Ведь если только будут все умны,

Так и ума никто ценить не будет.

Мы дураками полыми зовем

Лишь тех, кого глупей себя считаем.

Браня других, себе хвалу поем...

Изо всего мы пользу извлекаем.

Говорит в боковую дверь.

Ну, скоро ты там! Что-жь мне тебя дожидаться...

Клочков. (Входя.) Иду, иду.

Жилин. А модистка?

Клочков. Выустил в другую дверь... а то ты, пожалуй, с ней такой концерт тут задашь, что за сто верст от вас убежишь. (За дверью стук.) Кто там? - войдите.

Любецкая. {Она одета немножко эксцентрично, большой шиньон и проч.} (Входя.) Кто здесь, господа, мосье Клочков?

Клочков. Я Клочков. Милости просим. (Про себя.) Это еще что за русалка?

Любецкая

Жилин. Анна Павловна!.. Боже мой! вас-ли это я вижу?1

Любецкая. Иван Игнатьевич? - вот приятная встреча.

Клочков. Вы знакомы?

Жилвн. Помилуй, в одной труппе служили, когда я еще и антрепренером не был... шесть лет назад.

Любецкая. Четыре года, - ошибаетесь.

Жилин. Анна Павловна, - шесть лет... я отлично помню... да у меня три года синяки не заживали, - как вы меня ущипнули в руку-то, помните.

Любецкая. Ай, ай, ай... не грех ли вам об этом. вспоминать!?

Жилин. Что, вы все такая-же злючка, кокетка и капризница?.. (Клочкову.) Рекомендую: прелестная ведь госпожа, Анна Павловна; но крапива, я тебе скажу, о!! о!!. такая крапива...

Любецкая. Хорош!!. еще берется рекомендовать!!.. Нет-с, уж если так, позвольте, я сама себя отрекомендую.

                    No 3.

                    1.

Я барышня прекрасная

И жить легко со мной,

Хотя мой нрав, согласна я,

          Во мне не встретишь скупости,

          Ни жадности, ни зла...

          Я вспыльчива до глупости,

          До смерти весела.

Приятным обращением,

Покорностью, смирением,

И лаской, угождением,

Меня легко унять.

Клочков и Жилин подпевают.

                    2.

Интригами противными

Я не срамлю себя.

Капризами наивными

Капризничаю я.

          Хоть ради детской шалости

          Могу и подурить.

          Так этакой-ли малости

          Нельзя уж мне просить?..

Приятным обращением... и т. д.

Любецкая. (Жилину.) К тому же, я с тех пор очень остепенилась... Я тогда была такая глупенькая... я совершенно не понимала своего настоящого амплуа...

Жилин. (Тихо Клочкову.) Она у нас играла горничных.

Любецкая. Теперь только я знаю мое истинное призвание.

Клочков. Какое же это призвание?

Любецкая. Оперетта... Перикола, Маргаритта, Галатея, Эвридика и венец всего: Елена... Прекрасная Елена... торжество моего творчества!!...

Клочков. Елена!! позвольте... вы можете играть Елену?

Жилин. И давно вы это подвизаетесь?

Любецкая. Два года. Ах, Жилин, какие успехи я сделала, - вы и не воображаете.

Жилин. И не воображаю.

Любецкая. Ах, еслиб вы меня видели в Периколе!.. какой я костюмчик себе сделала... у меня все костюмы свои... прелесть! прелесть!.. а как идет ко мне: на голове розанчик, чулки шелковые, ажурные, башмачки с красными каблучками и здесь бантик... А Галатея!.. Ах, еслиб вы меня видели в Галатее!.. белый парик и черные брови... Нет, вы представьте себе только: белый парик и черные брови... Один гимназист в Пензе пришел в такой восторг, что написал на меня стихи... и прекрасные стихи. Начинаются так:

Любецкая как статуя стояла,

И публика восторженно внимала,

Очарования полна.

Жилин. Отлично, отлично. - Любецкая, как статуя молчала, а публика внимала и ничего не понимала... Это очень хорошо.

Любецкая. Нет, вы не смейтесь; а дальше, так просто чудо, как хорошо.

Жилин. Хорошо?

Любецкая, Ей богу, преталантливый мальчик... Я ему подарила свою фотографическую карточку.

Клочков. Гимназисту?

Любецкая. Да. Ах, они меня замучили этими карточками. Весь старший класс ухаживал за мной, просто невыносимо, и каждому я должна была подарить карточку с подписью... Да, знаете, нельзя ведь и отказать, - молодежь для артистки первая поддержка.

Жилен. Ай да Анна Павловна! - вы действительно сделали успели...

Любецкая. О, вы еще главного не знаете... Я имею пять подарков... Смотрите, серьги и брошь, - это я получила на ярмарке в Екатеринославле... Знаете, у меня два серебряных сервиза; ей богу... Один мне поднесли в Пензе, другой в Бугуруслане... Ну, тут, знаете, один купец ужасно был влюблен в меня, так он один и заплатил за сервиз, а поднес его словно от публики, но в Пензе это была складчина: все, все, - весь город... и лавровый венок поднесли с огромными лентами, - а на них надпись золотая: "Великому таланту, на славу просвещенья"... ей богу...

Жилин. Превосходно.

Любецкая. А вы, Жилин, все еще любовник?

Жилин. Я антрепренер.

. Вот как?... и забыли старую знакомую: не аганжируете меня в свою труппу?

Жилин. Да кто же подозревал, что у вас разовьются такия способности?... Теперь уж на будущий год я запасся артисткой... (Указывая на Клочкова.) Но вот вам представляю антрепренера... Человек золото: искусство любить выше всего на свете, деньгами сорит на артистов, не приведи бог... я ему пророчу, что обанкрутится...

Клочков. (Тихо Жилину.) Да что ты врешь?

Жилин. Ей, ей, обанкрутишься... жалованья дает громадные, на обстановку ничего не жалеет...

Клочков. (Тихо.) Да полно-же, полно тебе...

Любецкая. Ах, как мне приятно с вами познакомиться...

Жилин. Знакомьтесь, знакомьтесь, а я пойду дожидаться мою артистку... Прощайте... (Тихо Клочкову.) Мой совет - бери... каких денег не запросит, - бери; лучше не найдешь... ты свечку должен поставить, что и такая то тебе попалась...

Клочков. (Так-же.) Да что - бери? ты вон ей натолковал, теперь она с меня заломит такую тьму тьмущую...

Жилин. (Так-же.) Это, чтоб ее расположить к тебе, голова... хуже будет, как ни за какие деньги не достанешь... (Громко.) Прощайте, Анна Павловна, до свиданья... Навестите меня; я здесь-же живу, в этой гостиннице...

Любецкая. Заходите и вы ко мне, я в Знаменской.

Жилин. Непременно, непременно...

Уходит.

Клочков. Садитесь, садитесь, пожалуйста, Анна... Анна Павловна, кажется, если не ошибаюсь.

. (Садясь.) Да.

Клочков. Садитесь, и поговорим о деле.

Любецкая. (Кокетничая веером.) Скажите... Правда-ли, что вы такой щедрый, как говорит Иван Игнатьеввн?

Клочков. Иван Игнатьевич, он шутник; он так только надо мной подсмеивается, потому что он знает, что я в прошлом году понес убытки... и...

Любецкая. Видите, это важно; так как я могу согласиться только на очень хорошия условия... Вчера еще у меня были два антрепренера, но я наотрез отказала... Один мне просто не понравился... так, лицо, ничего не обещающее... другой слишком требователен, - слишком требователен!.. Ах, слушайте, вы не очень требовательны?..

Клочков. Я-с, для моих артистов - отец... ласков и угодлив, как раб. На счет этого будьте покойны. Мои актрисы под конец сезона всегда в меня влюбляются.

Любецкая. Ну этому я рада... потому что, как вы уже знаете, я немножко капризна и привыкла, чтоб за мной ухаживали.

Клочков. Будьте покойны, за это постоим... Условия то ваши каковы-с?

Любецкая. Видите... вы мне нравитесь, и притом вы говорите, что в прошлом году вы потерпели убыток... Но главное: вы мне нравитесь - и жить с хорошим человеком важнее, чем получать большие деньги...

Клочков. Итак?

. И потому, видите, я не хочу вас притеснять; я не возьму с вас дорого...

Клочков. Однако?...

Любецкая. Я возьму с вас по 400 рублей в месяц и два полубенефиса.

Клочков. (Вскакивая.) По четыре...

Не может договорить.

Любецкая. Что-жь вы рот разинули?

Клочков. Нет, знаете, это такая цена...

Любецкая. Да вы знаете-ли, что я в прошлом году получала?

Клочков. Не знаю-с.

Любецкая. Четыреста пятьдесят... Я была у Силенина. Знаете антрепренера Силенина? - спросите его сами, он мне давал четыреста пятьдесят рублей в месяц... Но теперь я ни за что к нему не пойду, это такой грязный человек: неуживчивый, злой. Можете себе представить: позволял себе входить в мою уборную, когда я одевалась, - и мстил за то, что я не отвечала его ухаживанью!..

Клочков

Любецкая. За Сколько-жь вы думали нанять?

Клочков. Рублей за полтораста... двести...

Любецкая. Елену?

Клочков. Да.

Любецкая. Прекрасную Елену?..

Клочков. Ну, прекрасную там или какую угодно... не отдать-же ей всю мою выручку!..

Любецкая. Да вы, значит, совсем цен не знаете...

Клочков. Анна Павловна, сжальтесь надо мной... ведь я в убытке буду...

Любецкая. Я, ей богу, не знаю, чем это вы меня к себе так располагаете... Ну, хорошо, я возьму с вас только самую крайнюю цену; 225 рублей, если вы исполните все мои условия... Во первых, вы никому об этом не скажете... всем вы будете говорить, что я получаю у вас 450. Во вторых, вы ангажируете мою сестру...

Клочков. У вас есть сестра?

. Да, молоденькая, хорошенькая девочка, с прелестным голоском на водевильные роли. Вы ей дадите рублей 25 в месяц... О! вы еще тысячу раз поблагодарите меня за нее. Она может и в хоре петь - и будет для вас преполезна. Через год я ее меньше как за 100 рублей не уступлю... В третьих, вы ангажируете и мамашу...

Клочков. У вас есть и мамаша?

Любецкая. Да, добрая, милая старушка... знаете, такое милое добродушное лицо... она может играть, знаете, эти второстепенные роли... гостью.. Притом, заметьте, что это невульгарное лицо какое-нибудь, это настоящая приличная барыня... для обстановки она божественна... вы ей тоже дадите всего каких-нибудь 25 рублей в месяц... Но без чего я ни за что не соглашусь поступить к вам, это - брат...

Клочков. И братец еще, о господи!!.

Любецкая. Без брата я ни за что не поступлю, его вы непременно должны ангажировать. Только он не будет так дешев; он меньше ста рублей в месяц не пойдет... Но какой талант, еслиб вы знали!.. Я к вам его пришлю... Его еще недостаточно оценили, но это громадный талант... Без брата я не могу; без брата меня всякий обидеть может.

Клочков. Довольно, довольно, сударыня... этак вы мне, пожалуй, целый Ноев ковчег навяжете в артисты! куда мне все это!

Любецкая. (Вспылив.) Милостивый государь, что вы этим хотите сказать?!. Вы хотите напомнить, что в Ноевом ковчеге было всякого скота по паре?!..

Клочков. Нисколько, - я хочу только сказать, что мне нужны вы, а не сестрица, не мамаша, не братец...

Любецкая. Если я вам нужна, так уж можно-бы ради меня троих-то еще принять...

Клочков. Троих!!, пошутили!!, вы бы еще дюжины две навалили всяких тетушек, дядюшек... еще какого-нибудь сынка да дочку...

. Я девица, милостивый государь!!

Клочков. В этом отношении мне все равно, я в эти дела не вхожу...

Любецкая. (Плача.) Ну, вот! ну, вот... Как-же мне не брать с собой братца? без него меня всякий обидит.

Клочков. Да чем-же я вас обижаю?

Любецкая. Он-бы не позволил говорить мне такия вещи...

Клочков. Да что-жь я вам сказал?

Любецкая. Вы-бы дорого за это поплатились... дорого бы поплатились... он очень силен...

Клочков. Сударыня, не надо мне ни вашего братца, ни вас... (Про себя.) Это, пожалуй, с Еленой-то такого геркулеса приобретешь, что он тебе все ребра переломает...

Любецкая. (Злобно.) Так вы думаете обойтись без меня?..

Клочков. Сам лучше оденусь в трико и шиньон нацеплю, буду Елену представлять... Мне жизнь дороже антрепренерства...

. Прощайте... и не смейте больше ходить ко мне.

Клочков. Я и так у вас не был ни разу, - вы ко мне пришли.

Любецкая. И не показывайтесь мне на глаза, я вас не приму.

Клочков. Не покажусь...

                    No 4.

Любецкая. Ко мне не смейте вы являться,

И не надейтесь на меня.

Клочков. Помилуй бог за вами шляться,

От вас бегу, как от огня.

Любецкая. Хоть на коленях вы просите,

Не соглашусь я вам служить.

Клочков. О, ради бога, не грозите.

Любецкая. Вам эта дерзость же простится.

Клочков. И чем наказан буду я?

Вместе. О боже! Как-же тут не злиться!?

Как тут не выйти из себя!?..

Любецкая уходит в среднюю дверь, Клочков за ней. Занавес не опускается, только музыка играет антракт.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ.

НА СВОЮ ШЕЮ.

Та-же декорация.

Жилин. (Вбегает, подскакивая, с письмом в руках.) Урра!!... Елена приехала и сейчас у меня будет... Да где-же он?.. Эй, ты, фалалей... Клочков... Куда ты девался? - (Заглядывает в боковую дверь.) Нет... Ну, не дурак-ли, скажите, пожалуйста! - выходит из номера и даже двери не запирает. Чего-жь тут легче, этак, ненарочно зайти к нему и ненарочно, этак, что под руку попадется... так сказать, присвоить... Как будто не знает, что нынче весь мир на том; держится, чтоб как нибудь, этак, что-нибудь чужое... присвоить Не... верите? ей богу...

                    No 5.

                    1.

Все ужь нынче стали

Думать об одном:

Как-бы так нельзя-ли

Жить чужим добром...

Как подставить ногу,

Как кого надуть,--

Где нибудь стянуть...

Здесь, там, хватай скорей!

Вечно волненье...

Вся наша жизнь ей, ей.

Просто мученье...

Здесь, там, хватай скорей,

И что-бы ни попало, только-б стибрить у людей...

                    2.

Так среди волнений,

И борьбы, и мук,--

Бездна наслаждений

Тает между рук.

Всякий горячится,

Но, как минет срок,

Быстро жизнь промчится,

А какой в ней прок?!

Здесь, там, хватай скорей... и т. д.

                    3.

В биржу раз я шлялся,

Злился да метался,

Чорт их paзбеpeт!

На погибель наций,

Развелось, увы!

Акций, облигаций

Выше головы...

Здесь, там, хватай скорей!.. и т. д.

Однако, что делать?.. с волками жить, по волчьи выть... (Кличет.) Клочков!!.. Да впрочем, что-жь его дожидаться, - на что он мне нужен?..

Хочет идти и в дверях встречает Клочкова.

Клочков. Куда? Погоди...

Жилин. Где ты там пропадаешь, номер пустой оставляешь

Клочков. Ходил в буфет, обед заказывать... Ну что, дружище? что нового?

Жилин. Радуйся, душка, радуйся!.. гляди, вот получил письмо с нарочным, что актриса Грушина, моя Елена, моя чудная Елена приехала в Петербург и сейчас будет у меня...

Клочков. Погоди-же...

Жилин. Некогда, некогда. Я только забежал передать тебе эту радостную весть, а теперь из номера шагу не ступлю, буду ждать мою очаровательную артистку.

Убегает.

. (С недоразумением глядя ему вслед.) Радуйся, душка, радуйся!.. Чему-же это мне радоваться?!.. Мне-то какой прок, что ты там сплутовал себе актрису?... (Пораженный внезапной мыслью.) Постой! Может, и в самок деле придется порадоваться... попробовать разве мне у него эту актрису перебить?.. Что-жь? ведь и он ее мошенничеством заманил... Ей богу, попробую...

Входит половой.

Половой. Там вас барин какой-то спрашивает...

Клочков. Поди, поди сюда, тебя-то мне и нужно... (Половой подходит, Клочков показывает ему пятирублевую бумажку.) Видишь ты эту штучку?

Половой. Вижу-с... пять рублев...

Клочков. Теперь эти деньги мои, а захочу - будут твои... Сослужи мне службу, тебе их и отдам.

Половой. Это отчего-же-с; с завсегдашним удовольствием... Извольте-с.

Клочков. Ты ведь тут номерной? из корридора не уходишь?

Половой. Точно так-с.

Клочков. Ну, и не уходи... ни на шаг не уходи... Сейчас должна придти сюда одна барыня, актриса... и будет она спрашивать господина Жилина...

Половой

Клочков. Ну и ладно, пускай его ждет; а ты актрису-то ко мне приведи.

Половой. Да как-же так?

Клочков. Да так-же вот, приведи, да и все тут... будто, что ошибся...

Половой. Да ведь за это нашего брата и в зубы...

Клочков. Ну вот! в редкость тебе, что-ли!? На таком месте служишь, что без этого не обходится... Чай, купцы под пьяную руку бьют?..

Половой. Бьют, - да ведь не за пять-же рублев.

Клочков. Ну, ну, вижу, что ты тоже прожженый, - десять дам, только ты мне эту историю справь.

Половой. Видно, уж с вами делать-то нечего, - извольте...

Клочков. Смотри-же, как только спросит Жилина, сейчас к мне и веди.

Половой

Клочков. Сейчас и деньги... Вот, и бумажка, видишь, в жилет кладу.

Половой. Ну, а господину-то, который теперь дожидается, что сказать?

Клочков. Да кто там такой?

Половой. А кто его знает? - барин какой-то, как есть, в настоящем своем виде.

Клочков. А фамилия?

Половой. Не сказывает.

Клочков. Попроси.

Половой уходит.

Клочков. Кого-бы это принесло?.. Уж не Сенька-ли Ласточкин пришел отдать 50 рублей, которые мне должен...

Идет к двери. Входить Любецкий, мрачный; и важный. Оба останавливаются в недоумении.

Клочков

Любецкий. Я артист Любецкий.

Клочков. Лю... Лю... Любецкий... Уж не братец-ли?

Любецкий. Да-с... я брат...

Клочков. (Смущенно.) Та... та та та...

Любецкий. Я - брат!.. понимаете?

Клочков. Понимаю-с...

Любецкий. Стало быть, вы тоже понимаете, зачем я пришел?..

Клочков. Нет-с, виноват, этого я совершенно не понимаю...

Любецкий. Не понимаете?.. ха, ха, ха!.. вы, который оскорбил нежный цветок юности, в самом лучшем проявления его благоухания... вы, презрительно отвергавший мое дарование... вы не понимаете?

Клочков

Любецкий. Вы хотите сказать, Что моя сестра солгала?

Клочков. Сохрани меня, господи!.. как может лгать такая благовоспитанная, образованная и прелестная девица... Нет, но как-нибудь оне ошиблись... Садитесь, пожалуйста... чем-же я мог ее оскорбить!..

Любецкий. Вы верно не помните, что вы говорили!..

Клочков. Как не помнить? все помню до единого слова... У нас был разговор об ангажементе...

Любецкий. Н-да! ну...

Клочков. Я, признаюсь вам... я был очень счастлив, что Господь Бог послал мне такую замечательную артистку... я разсыпался в любезностях.

Любецкий. Какое-жь вы имели право разсыпаться в любезностях перед коей сестрой?

Клочков. То есть, поймите, я ничего такого не сказал обидного... я, как антрепренер, как отец... понимаете...

Любецкий. Н-да! ну?

Клочков

Любецкий. А вы на это сказали: "не могу-же я взять, как в Ноев ковчег, всякого скота по паре".

Клочков. Нет-с, я этого не говорил.

Любецкий. Как не говорил?..

Клочков. Про скота я не говорил; - это оне изволили сказать про скота, а я не говорил...

Любецкий. Как не говорил?

Клочков. Ей богу-с, не говорил.

Любецкий. Ну, хорошо, - я буду снисходителен... положим, тут сестра как-нибудь ослышалась... положим, вы этого не говорили... Но позвольте: когда дело зашло обо мне, вы заподозрили мое дарование.

Клочков. Христос с вами, да откуда-же я мог заподозрить, когда я вас и в глаза никогда не видал?

Любецкий. Вы, однако, отказались и от нея, когда узнали, что надо ангажировать с ней и меня.

Клочков

Любецкий. Принца Гамлета и короля Лира...

Клочков. Да поймите-же, ради бога, мне не нужно Гамлета... вот еслиб еще Менелая...

Любецкий. Какого там дьявола Менелая?..

Клочков. На роль Менелая в оперетке "Прекрасная Елена"...

Любецкий. Как вы смеете мне говорит дерзости?

Клочков. Позвольте: Менелай был тоже царь...

Любецкий. Я не фигляр, а артист... Понимаете?

Клочков. Понимаю...

Любецкий. (Возвышая голос.) Мы, трагики, последние могиканы искусства... Понимаете?!.

Клочков

Любецкий. Если вам нужен какой-нибудь... чорт, канатный плясун, Менелай, так это не дает вам права говорить, что у моей сестры есть дети, когда она девица...

Клочков (Про себя.) Господи!! как мне от него отвязаться!..

Любецкий. Что бы представите в свое оправдание?

Клочков (Про себя.) Ба! гениальная мысль... (Ему.) Я скажу... если уж вы непременно хотите откровенности... я скажу, что ваша сестрица, вероятно, нарочно оклеветали меня перед вами, чтоб самой оправдаться в ваших глазах...

Любецкий. Что?!.

Клочков. Погодите, погодите, слушайте... Я ведь тоже в душе поклонник серьезного искусства. Если я теперь гоняюсь за проклятыми оперетками, ведь это только потому, что- таков дух века... Что прикажете делать!?. эта зараза разлилась по всему свету... (С пафосом.) а в душе, в душе я сам артист серьезный и любитель драмы!.. (Мгновенно переменяя тон.) Помилуйте, самого горластого трагика можно купить за 100 рублей в месяц; а я даю 250, чтоб достать какую-нибудь, хоть завалящую, певицу на оперетту и не могу добиться... А декорации? а костюмы? а мораль наконец... Мораль!! да провал их возьми, эти оперетты?

Любецкий. Н-да, ну?

Клочков. Ну... ну... у нас с вашей сестрицей и зашел спор. Она и говорит: "да вот у меня есть тоже такой полоумный братец, трагик; воображает, что если лупни вылупит, так и талант".

Любецкий. Что?

Клочков"Вот, говорит, и связал меня. Навязывается, чтобы его вместе со мной ангажировали; а кому он нужен? из-за него и меня не берут"...

Любецкий. Не может быть!?.

Клочков. Сожгите меня живого, если лгу... Я, конечно, вам этого сразу не говорил, потому что кому-же приятно слушать, что его родная сестра называет полоумным, но уж если вы довели меня до откровенности.

Любецкий. Проклятье!!.

Клочков. Пеняйте на себя...

Любецкий. (Жмет его руку.) Прощайте....

Клочков. Ах, оставьте, пожалуйста, вы мне пальцы вывихнете.

Любецкий. Прощайте... Я сейчас иду к сестре... Я ее заставлю высказать мне всю истину и горе вам, если вы солгали!!.

Клочков. Прощайте, прощайте...

Любецкий. Горе вам!!

Уходит.

. Чорт-бы тебя взял!!. провались ты совсем... (В дверь.) Половой... поди-ка, поди-ка... (Половой показывается у двери.) Если этот господин еще раз придет, не пускать его ни за что, - слышишь!.. Ни за что... Сказать, что я уехал, навсегда уехал... в Саратов, в Пермь, в Тобольск, в Камчатку... скажи, что умер я и похоронили... чорт его возьми совсем...

Половой. Постойте-ка... вон, кажется, барыня-то...

Скрывается.

Клочков. Навязался, дьявол этакий, с своей косматой сестрицей...

Половой вводит Грушину.

Половой. Сюда, сюда пожалуйте, вот они-с...

Грушина. А!! вы господин Жилин?..

Клочков. Вы, вероятно, артистка Грушина? очень приятно...

Половой. (Тихо.) Пожалуйте-с...

Клочков. (Давая ему деньги.) На, на, только не пускай сюда этого зверя-то...

Половой уходит.

Грушина

Клочков. Да-с... но какие, бишь, условия-то?

Грушина. Вы не помните? - странно!.. 300 рублей в месяц и полный бенефис на маслянице...

Клочков. (Про себя.) Ого!!. ну, делать нечего, если Жилин так предложил, стало быть, стоит.

Грушина. Я согласилась на эти условия не оттого, что они выгодны, я могла-бы иметь и лучший ангажемент; но теперь, мне все равно: к вам-ли, к другому-ли... только-бы уехать, поскорей уехать из тех мест, где я так много любила и страдала...

Клочков. Скажите, пожалуйста...

Грушина. Да, сцена ужасная вещь, - счастливы мы или несчастны, всему она причиной. На сцене увидал меня помещик Павлов, влюбился в меня и сделал предложение. Я объявлена была невестой, но закулисные сплетни меня поссорили с моим женихом и он от меня отказался...

Клочков. (Участливо.) Боже! боже!..

Грушина. Я все это вам говорю, чтобы вы себе не вообразили, что я очень в вас нуждаюсь. Я иду к вам только потому, что мне опротивели те места, где я так много любила и страдала.

Клочков. (Про себя.) Однако, это будет препечальная Елена.

Грушина

Клочков. Семенов, Иванов, Петров, Еремеев...

Грушина. Все незнакомые имена... Ничего! все равно... это даже лучше, что они мне незнакомы... Кто-же у вас прежде играл Елену?

Клочков. Никто-с... У нас это будет еще новинкой... Я в первый раз ставлю оперетту...

Грушина. Тем лучше, - стало быть, публика, еще не избалована... Хоть мне никакое соперничество не страшно, но все таки - тем лучше... а то теперь всякия кухарки и поломойки стали играть оперетту...

Клочков. Да-с, такия благодарные роли...

Грушина. Ничего вы, я вижу, не понимаете... Сыграть кое-как все легко, - но хорошо сыграть! - нет... этот шик... эта грация... Елену нельзя выдумать, - Еленой надо родиться... Я, впрочем, не хочу у вас брать ваших денег даром: вы должны знать, какую артистку вы нанимаете... Я вам сейчас спою что-нибудь такое, чтоб вам дать маленькое понятие...

Клочков. А! сделайте одолжение.

Грушина. Ну, вот например...

                    No 6.

Поет {Актриса, исполняющая роль Грушиной, может петь вместо того No какой нибудь другой", напр. "Ах, как я люблю военных!" и т. п.}

Ах зачем весь свет

В людях наше счастье

Не родит участье -

И всегда видна

Зависть в них одна!

Видно лишь стремленье,

Портить наслажденье!..

Чуть мне понравился кто,

Знает ужь всякий про то...

Боже мой! что им за дело:

Так я иль так поглядела?

          Осуждают

          Каждый взгляд,

          Разливают

          Злобы яд.

Пустят в ход все голоса,

Сплетня мигом край обходит,--

И, ей богу, чудеса

В праздном мире производит.

          "Не слыхал?

          "

Сплетня в ужас всех приводит.

          "Где скандал?

          Кто сказал?"

Кто-то сплетню подобрал.

Сплетня - мать всех болтунов,

Сплетня кормит, одевает,

Сплетня ради красных слов,

Наше счастье убивает,--

          И тишком,

          И тайком,

К нам змеею подползает...

          "Шу, шу, шу,

          Шу, шу, шу,

Берегитесь, укушу!?"

Клочков. Божественно! превосходно!.. а!! я вам пророчу, что вы у нас будете царицей, вас на руках будут носить... золотом засыплят...

Грушина. Это мне не новость, - да и все равно... Давайте скорей контракт, подпишем его и делу конец.

Клочков

Грушина. Ведь у вас контракт готов?

Клочков. Сейчас, сейчас, только на бело переписать.

Грушниа. Пожалуйста, поскорей.

Клочков. Сию секунду... вы вот тут займитесь, газетку почитайте... Сейчас...

Убегает в боковую дверь.

Грушина. Боже мой, боже мой!!. Владимир... Владимир... Неужели я тебе мало доказала мою любовь? Оставить меня, верить сплетням!.. Нет, я этого не переживу... Еще еслиб он теперь одумался, если-бы приехал за мной сюда, в Петербург, я прогнала-бы всех этих антрепренеров и опять бросилась-бы ему в объятия...

Жилин. (Входя.) Виноват-с...

Грушина. Ничего...

Жилин. Это ваш очаровательный голос я имел счастье сейчас слышать?... Это вы тут пели?..

Грушина. Я...

Жилин. Вы, вероятно, артистка?

Грушина. На роли опер и оперетт...

Жилин

Грушина. Да. Господин Жилин отправился переписать контракт.

Жилин. Как Жилин?

Грушина. Антрепренер Жилин.

Жилин. Как антрепренер Жилин?.. да ведь это я - Жилин.

Грушина. А этот-то, здешний-то, кто-же?

Жилин. Это тоже антрепренер, только не Жилин, а Клочков... Да ваша-то как-же фамилия, сударыня?

Грушина. Моя? Грушина.

Жилин. Грушина?!. так это вы... вы моя прекрасная...

Грушина. Что-с?

Жилин. Моя Прекрасная Елена.

Грушина. Ваша?

Жилин. О, разумеется... ведь это я, - я Жилин; я переписывался с вами через актера Служкина и вы согласились поступить ко мне... Ах, шельма!..

Грушина

Жилин. Клочков!!. вообразите, - приятель, для которого я хлопочу, стараюсь - я ему сказал, что вас дожидаюсь, а он и хотел переманить вас... Нет, шалишь, - я не допущу... Слава богу, контракт еще не подписан... Нет, - я вас никому не уступлю; вы ему откажете, вы подпишите мой контракт, вы мне обещали...

Грушина. Ах, мне все равно, только бы подальше от тех мест, где я страдала и любила...

Жилин. Нет, нет, вы - моя... Да постойте: пускай он там переписывает, а у меня контракте вам уже написан, я сейчас его принесу, вы тут подпишите... он выйдет - и с носом...

Грушина. Мне все равно, кто прежде принесет, тому и подпишу.

Жилин. Сию секунду... Ах, шельма, шельма... (Бежит и сталкивается в дверях с половым.) Осторожней... Ба!! Ты что-же это со мной сделал? куда привел госпожу Грушину?

Половой. Чего-с?

Жилин. Ну, пока мне некогда с тобой разсуждать, а мы с тобой разсчитаемся... мошенник!!.

Половой. Что-с?

Жилин. Мошенник!!, ты меня понимаешь?!.

Опрометью убегает.

Половой. Ишь его, как разнесло... Вы, что-ль, Грушина госпожа?

Грушина. Я, - конечно...

Половой

Грушина. Из Бель-вю?!. я там остановилась; там, верно, сказали, что я здесь...

Половой. Вот письмо, очень нужное, говорит... Вам, что-ль?

Грушина. Мне, мне... Ах, господи! неужели от него?.. Да, - его рука... (Вскрывает письмо.) Ах! так сердце и упало; он, он пишет... "твой Владимир"... (Читает.) "Милая моя!!" Милый Владимир, душка, ангел... "Милая моя, прости мне. Я убедился, что тебя оклеветали злые люди, я опять твой... Приехал за тобой в Петербург, чтобы снова предложить тебе руку и сердце. Спешу тебя известить об этом, чтоб ты не подписала контракта с каким-нибудь антрепренером... Ради бога, прости меня... Буду у тебя в пять часов... Твой на веки Владимир." Боже мой, боже, какое счастье!.. О, конечно, я прогоню всех этих антрепренеров...

Идет к двери.

Половой. Сударыня, куда это вы-с?

Грушина. Домой.

Половой. А как-же-с они-то?

Грушина. Кто?

Половой. Клочков, что-ль, али Жилин?.. Им-то что сказать?

Грушина. Им скажите, что я передумала, и в актрисы ни к тому, ни к другому, ни за какие деньги не пойду.

Половой. Вот-те раз! оба на бобах... Ловко отрезала... Однако мне с этим, с Жилиным, как бы не того, чтобы драки не вышло...

Жилин. (Вбегает, в одной руке у него лист бумаги, в другой перо и чернильница.) Сударыня, вот контракт...

Клочков. (Вбегает с другой стороны с бумагой и чернильницей.) Вот контракт, сударыня...

Жилин. Где-же она?

Клочков. Где она?

Половой. Тю-тю... прощайте, - уехала.

Жилин. Как уехала?.. куда уехала?

Половой. Письмо тут получила... жених пишет: помиримся... Приказала сказать, что ни к тому, ни к другому служить не пойдет...

Уходит.

Жилин. (Падая в кресло.) Зарезала!.. погубила!..

Клочков. (Тоже падая в кресло.) Пропал я теперь...

Жилин. (Вскакивая.) Туда тебе и дорога, коварный изменник!.. Сманить хотел?.. у друга актрису перебиваешь?.. Ну, что взял?!. бог справедлив, - он наказует коварство...

Клочков

Жилин. Что я стану делать?.. Вчера еще справлялся: все певицы разобраны, все до одной... Ни за какие деньги теперь не достанешь...

Любецкая. (Входя.) Здравствуйте...

Жилин. А!!. спасительница!!.

Любецкая. Что вы со мной сделали?!. Ко мне пришел брат, стал меня упрекать, что я играю в опереттах. Я, с досады, назвала его полоумным. Он закричал: "Так это правда! правда!". И мы окончательно разбранились и разсорились.

Клочков. (Радостно.) В самом деле?

Любецкая. Он и мамашу, и сестру против меня вооружил, - теперь я совершенно одна, совершенно одна...

Клочков. Чего-же лучше!.. да я вас однех-то сейчас возьму... Двести рублей в месяц и полубенефис.

Жилин. Нет, уж теперь позвольте мне вас ангажировать... Двести рублей и два полубенефиса.

Клочков. Двести пятьдесят и два полубенефиса... вот и контракт готов. Он написан для Грушиной, но имя и цифра не вписаны.

Жилин. Триста и два полу бенефиса... вот мой контракт - подписывайте...

Клочков. И я даю тоже, берите перо...

Жилин. Нет, нет, я вас не отдам. Старого-то приятеля нельзя обижать...

. (Вскрикивая.) А!!. что это, кровь ударила в голову... Господи! неужели удар?.. (Падает в кресло.) Дурно мне! дурно!.. Воды!.. воды!.. доктора!!.

Жилин. А, чорт-бы тебя взял...

Любецкая. Ах, какой вы безсердечный. Бегите-же, пошлите скорей за доктором; он умрет, пожалуй, на наших руках...

Клочков. Доктора!.. доктора!.. задыхаюсь, кровь пустить!.. кровь...

Любецкая. Что-жь вы стоите?..

Жилин. Иду, иду... ах, чорт его возьми!!.

Бежит в дверь. Только что он вышел, Клочков вскакивает и запирает за ним дверь.

Любецкая. Что это значит?

Клочков. Не безпокойтесь, это я притворялся; иначе невозможно было его выпроводить отсюда...

Любецкая. Вы заперли дверь?

Клочков. Ничего-с; это, чтоб он не мог вернуться... Подписывайте скорей контракт, подписывайте. (Наскоро пишет в контракте.) Глядите, я уже вписал триста рублей и два полубенефиса.

Любецкая

Клочков. Что он вам может предложить? ведь он в долгу, как в шелку... Ну, что вы ему верите, ведь он вам ни копейки не отдаст! что вы с него возьмете?.. ведь он известный мот и расточитель...

Любецкая. Правда, когда мы вместе были актерами, у него никогда не было денег.

Клочков. Никогда и не будет... Подписывайте скорей контракт...

Любецкая. Что-же вы пристали?.. дайте-жь мне подумать.

Клочков. Что думать? он сейчас придет и нам только помешает... Триста рублей! да и где ему дать триста!? он у меня вчера пять рублей занял.

Любецкая. Неужели?

Клочков. Едет актеров ангажировать, а у самого пяти рублей нет. И характер какой скверный, злой... ведь это теперь ему плохо пришлось, так он к вам обращается, а когда он надеялся на Грушину, он бранил вас на пропалую... Да подписывайте-же...

Любецкая. Бранил?..

Клочков. Ей богу... бездарная, говорит... голосишко - дрянь... у нас безсловесных дочек играла...

Жилин. (Стучит в дверь.) Что-жь вы заперлись, Анна Павловна?

. Подписывайте скорей, слышите, он стучит...

Жилин. Это опять ты, дьявол, надул меня?.. Пустите-же, чорт вас возьми?..

Клочков. Слышите, как он бранится... Подписывайте-же. .

. Да, какой невежа...

Жилин. Я дверь сломаю, если не отопрете...

Клочков. Слышите, какой он зверь... Ну-с?

. Да, правда, у него служить должно быть очень неприятно... Ну, делать нечего, давайте, подпишу... (Пишет.) Анна Любецкая...

Клочков. Уф!! наконец-то...

Дверь с треском растворяется, Жилин, влетает.

Жилин

Клочков. (Спокойно.) И зачем ты двери ломаешь... вот тебе твой контракт, ступай домой по добру, по здорову...

Жилин. Что?

Клочков

Жилин. (Взглядывает на бумагу.) Постой-ка, постой-ка, дай-ка взглянуть на твой контракт.

Клочков. Ты изорвешь!

Жилин. Ей богу, нет... честное слово... Анна Павловна свидетельница...

. Ну, смотри-же...

Показывает ему бумагу, не выпуская ее из рук.

Жилин. Вот спасибо... вот так спасибо... Ведь это мой контракт она подписала, а не твой...

Клочков

Жилин. Ты в торопях перепутал и подсунул ей мой контракт вместо своего... Вот твой контракт, бери...

Меняется бумагами.

Клочков. Погубил я себя, погубил!..

Жилин. Вы моя Елена!!. я вас никому не отдам...

Клочков. (Бегая за вами.) Позвольте, это ошибка...

Любецкая

Жилин. А знаете, что Елена говорит, когда с ней случится что нибудь этакое... необыкновенное?..

Любецкая. Ну?

Жилин. Она говорит: Судьба!! и покоряется...

Клочков

Жилин. Скажите: судьба... берите 200 рублей задатку и покоряйтесь....

Вынимает деньги.

Любецкая. (Клочкову.) Как-же вы говорили, что у него денег нет?

. Ведь вы мне обещали!!, вы дали слово...

Любецкая. Что делать? судьба!!

Жилин. Судьба!!

. Но успокойтесь, я вам пришлю сестрицу, мамашу и братца.

Клочков. И братца!! Половой!.. счет мне!.. мой счет!.. я сию секунду уезжаю...

Убегает.

Жилин сами увидите...

                    No 7.

К публике.

Теперь спокоен я за нашу сцену:

Я добыл наконец себе Елену.

И пьесой ухорской открою я сезон.

          Ведь, чтоб вам угодить,

          Веселей надо быть.

Любецкая

Веселей надо быть.

Вместе. Тра-ла-ла.

Напевают из "Прекрасной Елены" и приплясывают.