Стихотворения

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Илличевский А. Д., год: 1827
Категория:Стихотворение

А.Д.ИЛЛИЧЕВСКИЙ

В лицейские годы Алексей Данилович Илличевский, по лицейскому прозвищу Олёсенька, считался серьезным соперником Пушкина. Когда в классе объявлялись поэтические состязания в написании стихов на заданную тему, то лицеисты разделялись на две партии: одна считала, что лучшие стихи Пушкина, другие - Илличевского.

Илличевский родился в 1798 году, его отец был крупным чиновником, служил в Сибири. Илличевский получил хорошее домашнее образование, он блестяще сдал экзамены при поступлении в Лицей. В первый год пребывания в Лицее Н. Ф. Кошансшш, преподававший лицеистам русскую и латинскую словесность, дал ему такую характеристику: "Алексей Илличевскнй, также из числа немногих воспитанников, соединяющих счастливые способности памяти и понятливости с сильным воображением и начитанностью книг. В нем приметно больше пылкостп, нежели основательности. Его прилежание, возбуждаемое честолюбием, и стремление отличиться чрезвычайны; почему и отличными успехами он не уступает первым воспитанникам". А гувернер, который имел возможность наблюдать его и вне уроков, в своей характеристике добавил еще несколько очень важных черт: "своенравен, вспыльчив, но впрочем усерден, услужлив, опрятен, весьма бережлив, откровенен, щедр, крайне притсжеп, имеет особенную страсть к поэзии".

Вот эта "страсть к поэзии" и сблизила его с Пушкиным. Первоначально в Лицее запрещали воспитанникам сочинять стихп, находя, что это отвлекает их от учебных занятий. Конечно, запрещение не достигло своей цели. Илличевский в одном ьпсьме начала 1812 года пишет своему другу: "Что касается до моих стихотворных занятий, я в них успел чрезвычайно, имея товарищем одного молодого человека (тут речь идет о Пушкине.- Вл. М), который, живши между лучшими стихотворцами, приобрел много в поэзии знаний и вкуса... и, читая мои прежние стихи, вижу в них непростительные ошибки. Хотя у нас, правду сказать, запрещено сочинять, но мы с ним пишем украдкою". Илличевского в Лицее любили, оп был хорошим товарищем, первенствовал в играх, а играли лицеисты, кок и все мальчишки, чаще всего "в войну", и оп обычно бывал командиром, за что его даже называли "генералом от инфантерии". Когда лицеистам разрешили сочинять, тотчас же появились рукописные журналы, наполненные наряду с серьезными стихами и прозой сатирами и эпиграммами как на известных поэтов, так и на лицейских стихотворцев. В сочинении эпиграмм Илличевский не знал себе рав ных. Ко дню рождения друзья-лицеисты сочинили стихотворное поздравление:

Слава, честь лицейских муз,
О, бессмертный Илличевский!
 
Меж поэтами ты туз!
Все гласят тебе лицейски
Криком радостным: "Виват!
Ты родился - всякий рад!"
 
Ты родился, и поэта
Нового увидел мир,
Ты рожден для славы света,
Меж поэтов - богатырь!
 
Пой, чернильница и перья,
Лавка, губка, мел и стол,
У него все подмастерья,
Мастеров он превзошел!

Стихи Илличевского, написанные им в Лицее, показывают его начитанность. Ломоносов, Херасков, Державин, Жуковский, Батюшков, Крылов, Гнедич вызывают его восхищение, об их сочинениях он говорит: "Там лежат сокровища, из коих каждому почерпать должно". Этим поэтам он подражает и в своих собственных стихах, он повторяет их темы, использует их словарь и стихотворную технику, в которой достигает большого мастерства. Лицейские стихи Пушкина, впрочем, также в очень значительной степени подражательны. Все поэты проходят период ученичества. Однажды Пушкин сочинял стихотворение, некоторые строки ему не давались, и он оставлял в рукописи пустые места, потом, решив, что стихотворение не выйдет, выбросил листок. Илличевскпй его подобрал и вписал в оставленные места свой текст. Это стихотворение печатается в сочинениях Пушкина под названием "К Делии", и строки, написанные Илличевским, вовсе не воспринимаются чуждыми, они вполне могли бы быть написаны и самим юным Пушкиным.

Пушкина и его огромный талант. В 1816 году, сообщая лицейскпе новости другу, он писал: "Кстати, о Пушкине: он пишет теперь комедию в пяти действиях, в стихах, под названием Философ. План довольно удачен - и начало; то есть 1-е действие, до сих пор только написанное, обещает нечто хорошее,- стихи и говорить нечего, а острых слов - сколько хочешь! Дай только бог ему терпения и постоянства, что редко бывает в молодых писателях; они то же, что мотыльки, которпе недолго на одном цветке покоятся,- которые так же прекрасны и так же, к несчастию, непостоянны; дай бог ему кончить ее - 310 первый большой ouvrage1, начатый им,-ouvrage, которым он хочег открыть свое поприще пo выходе из Лицея. Дай бог ему успеха - лучи славы его будут отсвечиваться в его товарищах". После окончания Лицея Илличевский поступил на службу. Сначала чиновником министерства финансов он служил в Сибири, затем вернулся в Петербург и продолжал службу в Министерстве государственных имуществ. Не оставлял он и литературные занятия, довольно много печатался в журналах, в 1827 году выпустил книгу стихотворений. Но все, что он писал, не поднималось выше ею лицейских произведений, он все время повторял себя, и если не обращать внимания на даты под стихами, то можно подумать, что все они написаны в лицейские годы, те же темы, то же старинное, в духе XVIII века, остроумие, те же образы, тот же стих. Об этом говорит даже название его сборника стихотворений 1827 года: "Опыты в антологическом роде, или Собрание кратких басен и сказок, нравственных мыслей, надписей, мадригалов, эпиграмм, эпитафий в других мелких стихотворений". По выходе из Лицея Илличевский поддерживал дружеские отношения с Пушкиным, встречался с ним на лицейских годовщинах, в домах общих знакомых, часто бывал в доме сестры Пушкина О. С. Павлищевой, встречались они и на заседаниях Общества любителей словесности, наук и художеств, членами которого были.

Несмотря на ограниченность таланта, Илличевский все же пользовался некоторым успехом у читателей, и в некрологе (он умер в 1837 году) он был назван "известным нашим литератором ",

ЭПИГРАММЫ

1

Ты выбрал к басенкам заглавие простое:
"Хоть худо, но свое".
И этак хорошо, но этак лучше вдвое:
Что худо, то твое,
Что хорошо - чужое.

2

Титир, убогий наш поэт,
Любовны песенки сплетает;
А сам-то в погребу живет,
То в мраке чердаков высоких обитает;
От этого-то, знать, и в песенках бедняк
Как погреб - холоден, и темен - как чердак,

3

Систему новую Никандр изобретает:
В природе пустоту он доказать желает;
И всяк согласен будет в том,
Кто с головой его знаком.

4

Клиг смеет утверждать в народе,
Что совершенства нет в природе,
Явись и докажи собою,
Что ты и телом и душою
Пресовершеннейший... урод!

"1813-1814"

ОТ ЖИВОПИСЦА

Всечасно мысль тобой питая,
Хотелось мне в мечто
Тебя пастушкой, дорогая,
 
Представить на холсте.
С простым убором Галатеи
Тебе я прелесть дал;
Но что ж? напрасные зател -
 
Я сходства не поймал.
Всё стер и начинаю снова.
Я выбрал образцом
Елену, в пышности покрова,
 
В алмазах и с венцом.
То ж выраженье благородства,
 
Как и в чертах твоих;
Не стало сил моих,
 
Так! видно, мысль одна дерзает
Постичь красу твою:
Пред совершенством повергает
Искусство кисть свою.
 
Амур всего удачней пишет
В сердцах твой милый вид,
А страсть, которой серчце дышит.
Навек его хранит.

1315

НАДЕЖДА

Амур, амур лукавый
Опасней всех богов:
Оп вечно скрыт забавок,
Как змей листом цветов.
 
Вчера я веселился
С прелестными в кругу:
Сегодня пробудился
И сгрдцем по могу.
 
Но жалоба напрасна
Стрела его ужасна,
Но боль от пей сладка.
 
Счастливее, чем прежде,
С тех пор, как стал любить,
Я сердце дал Надежде
И ею начал жить.
 
Надеждой дух питаю,
Лечу мечтами к ней,
В надежде заключаю
Все блага юных дней.
 
Теперь хотя б невежда
Мне в грех поставить мог:
Не бог моя надежда,
Моя надежда - бог!

"1816"

ВЕСЕЛОСТЬ И РАССУДОК

Я с мудростью святою
Поклялся вечно быть:
Но отчего с тобою,
 
Я виноват - связался
С веселием живым;
Но миг забав умчался
И все желанья с ним!
 
Средину золотую
Я выбрать поспешил:
Веселость молодую
С рассудком помирил.
 
С тех пор - живем три друь а
Под кровлею одной:
Веселость мне подруга,
Рассудок брат родной.
 
С тех пор я счастье знаю
И скуки не боюсь:
Я с другом рассуждаю;
С женою - веселюсь.

1817

19 ОКТЯБРЯ

Друзья! Опять нас вместе свел
В лицейский круг сей день заветный.
Мелькает время неприметно!
 
Но что нам до него? Оно
Коснуться братских уз не смеет,
И дружба наша, как вино,
Том больше крепнет, чем стареет.

1826

ТРИ СЛЕПЦА

Судьбой на все страны земные
Постановлен один закон -
Вселенной правят три слепые:
Фортуна, Смерть и Купидон.
 
Жизнь наша - пир, с приветной лаской
Фортуна отворяет зал,
Амур распоряжает пляской,
Приходит Смерть - и кончен бал.

"1826"

СОВЕРШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК

Другого мысль проникнуть сразу,
Себя уметь скрывать всего,
Смеяться, плакать по заказу,
 
Льстить и ругать попеременно,
Лгать и обманываться век -
Вот что зовется совершенный
В понятых светском человек,

"1827"

ПОХВАЛА МОЛЧАНИЮ

Прекрасно быть красноречивым,
Но безопасней - молчаливым:
Друзья! молчанье - ум глупца
И добродетель мудреца,

"1827"

КАМЕНЩИК И ПЛОТНИК

Клал стену Каменщик, ушибся кирпичом:
"То ль дело Плотнику - знай только стружит доску".
"То ль дело Каменщик - знай месит лишь известку".

Мы любим, менее иль боле,
Всё видеть, как ни мудрено,
Одно худое - в нашей доле,

"1827"

ПЕНЬКА И ВЕРЕВКА

Пенька Веревке говорила:
"Стыдись! На то ли я на свет тебя пустила,
"
- "Меня же, матушка, на помощь пм бросают,
 
Когда их из воды спасают",-
Веревка отвечала ей.
Виной добра и зла все вещи могут быть:

"1827"

ЭПИЛОГ

Счастлив, кто на чреде блестящей,
Водимый гением, трудится для веков;
Тлетворный точат яд на лавр его венков.
Я для забавы пел, и вздорными стихами
Не выпрошу у Славы ни листка,
Пройду для Зависти неслышными шагами
Стрела, разящая орла под облаками,
Щадит пчелу и мотылька.

"1827"

"Издревле сладостный союз...": Антология поэзии пушкинской поры. Кн. II / Сост., вступ. статья, статьи о поэтах и примеч. Вл. Муравьева.-М.: Сов. Россия, 1984.- 352 с.

"Издревле сладостный союз..." является второй из трех книг антологии поэзии пушкинской прозы. В него вошли произведения поэтов - ровесников А С. Пушкина, творчество которых разбивалось параллельно с пушкинским.