"У Волги-реченьки сидел...".

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Батюшков К. Н.
Категория:Стихотворение

Батюшков К. Н. "У Волги-реченьки сидел..." // Батюшков К. Н. Полное собрание стихотворений. — М.; Л.: Сов. писатель, 1964. — С. 204—205.


***

У Волги-реченьки сидел
     В кручинушке, унылый,
Солдат израненный и хилый.
Вздохнул, на волны поглядел
     И песенку запел:

— Там, там в далекой стороне
     Ты, родина святая!
Отец и мать моя родная,
Вас не увидеть боле мне
     В родимой стороне.

О, смерть в боях не так страшна,
     Как страннику в чужбине,
Там пуля смерть, а здесь в кручине
Томись без хлеба и без сна,
     Пока при‹дет› она.

Куда летите, паруса? —
     На родину святую.

Зачем взвились под небеса? —
     В родимые леса.


     А я бреду насилу,
Сквозь слезы песенку унылу
Путем-дорогою пою
     Про родину мою.


     На саблю подпираюсь,
Как сиро‹тино›чка ‹?› скитаюсь
В лесах дремучих и песках,
     На волжских берегах.


     А дети сиротами,
Вам сердце молвит: за горами,

В стране далекой и чужой,
     Знать, умер наш родной.

‹ка› Дунай
     Меня не поглотила!
Зачем ты, пуля, изменила
............

    

    «У Волги-реченьки сидел...». Впервые — «Русская литература», 1858, № 4, стр. 175—177, где опубликовано по автографу ПД. Работа над стихотворением не была доведена до конца. По мнению публикатора И. Голуба, стихотворение сочинено в 1813—1814 гг. и изображает русского солдата, который тоскует о родине за границей. Более правильным представляется другое толкование. По-видимому, Батюшков хотел изобразить солдата (может быть, беглого или инвалида), который, находясь в России, пробирается в родные места. В этом смысле и надо понимать слово «родина» в стихотворении, слово же «чужбина» обозначает здесь чужую сторону в России, далекую от мест рождения и жизни героя. Относим стихотворение предположительно к 1816—1817 гг., так как именно в это время Батюшков стал интересоваться фольклором; он просит Гнедича прислать ему русские сказки (Соч., т. 3, стр. 439) и собирается написать поэмы о Бове и «Русалка». К тому же периоду относится и его сочувственное высказывание о народных песнях в очерке «Вечер у Кантемира» (см. Соч., т. 2, стр. 232).